Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1




Скачать 321.73 Kb.
НазваниеМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1
страница1/7
Дата26.11.2012
Размер321.73 Kb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7



Вачков И.В.

Модульный курс III

«Психологический тренинг как способ развития индивида и группы»


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

Основные парадигмы психологического тренинга.


На основе изучения рекомендованной литературы изложите материал по следующему плану:



  1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры. Тренинг как тренировка. Тренинг как форма активного обучения. Тренинг как метод развития субъектности участников. (Ответ - не более 1500 знаков с пробелами по каждой парадигме тренинга).

  2. Специфические черты тренинга и их краткая характеристика. (Ответ - не более 2000 знаков с пробелами).

  3. В каких ситуациях расположение участников в кругу является оптимальной, а в каких случаях от такого расположения можно отказаться? (Ответ - не более 1000 знаков с пробелами).

  4. Раскройте сущность понятия «субъектность». (Ответ - не более 2000 знаков с пробелами).

  5. Возможно ли формирование субъектности с помощью внешних воздействий? Докажите свое мнение. (Ответ - не более 2000 знаков с пробелами).



Методические рекомендации по изучению темы:


При изучении этой темы следует обратиться к анализу разных классификаций тренинговых подходов, имеющихся в литературе. Описание парадигм наиболее подробно представлено в работах И.В.Вачкова и С.Д.Дерябо. Особое внимание следует уделить систематическому изложению концептуальных основ психологии тренинговой работы с позиций субъектного подхода. Слушателям необходимо обратиться к фундаментальным трудам С.Л.Рубинштейна, а также к работам современных специалистов в области психологии субъектности.


Рекомендуемая литература:



  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2005.— 256 с.

  2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

  3. Высокиньска-Гонсер Т. Поведение группового психотерапевта // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского, С.Ледера. – М.: Медицина, 1990. – С.160-171.

  4. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.

  6. Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.



УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ №1


Краткая история развития групповых методов психотерапии и практической психологии


Воздействие группы на психику

Тот факт, что воздействовать на группу – в целях лечения, в частности – бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Раз­нообразного толка целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе. Семья, пле­­мя, род, совместно участвовавшие в лечебных (кол­довских, шаманских) мероприятиях, обнаруживали большую податливость к воздействию первобытного психолога. Резко усиливалась вера в необычайные возможности и умения целителя – особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие ин­формации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на безусловную уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и еще более усиливали эффективность последующих воздействий.

Колоритным примером, подтверждающим существование оздоровляющего эффекта воздействия людей друг на друга в группе, может служить деятельность… скандально знаменитого маркиза де Сада (1740 - 1814). Когда де Сада заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он коротал там время писанием и постановкой пьес, которые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больничной публикой. По ходу даваемых в этом живом театре представлений публика и режиссер наблюдали порой тошнотворные сцены, во время которых самодеятельные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, чему, по всей видимости, способствовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свидетельства о том, что эксперименты де Сада в таком "живом театре" оказывали лечебное воздействие на заключенных, явились для современных авторов основанием для того, чтобы рассматривать их как один из ранних опытов групповой психотерапии (Corsini, 1973). Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века (Якоб Морено и его психодрама).
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» модульный курс III
Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – Спб.: "Социально-психологический центр", 1996. – 380 с
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» лекция №7
А значит сделать точную копию, повторить «тютелька в тютельку» придуманный кем-то сценарий всего тренинга или даже одного занятия...
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №3
Понятие и содержание психолого-педагогического статуса учащегося на разных этапах обучения
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconИ. В. Вачков основы технологии групповоготренинга
I психологический тренинг как средство развития самосознания: немного об основах
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс I «Служба психологического сопровождения как система профессиональной деятельности педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Особенности организации и содержательного наполнения профессиональной деятельности психолога в модели «психолог-консультант»
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМодульный курс IV «Психотерапевтические методы помощи детям в работе педагога-психолога» самостоятельная работа №1
Опишите преимущества и недостатки медицинской и психологической моделей психотерапии в применении к работе психолога интернатного...
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconПсихологический тренинг методический сборник
Пояснительная записка
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМетодические рекомендации по срс: Самостоятельная работа
Самостоятельная работа-это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях в внеаудиторное время. Самостоятельная...
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconМетодические рекомендации по срс самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях и внеаудиторное время. Самостоятельная...
Модульный курс III «Психологический тренинг как способ развития индивида и группы» самостоятельная работа №1 iconКондакова Е. А. Грамматический тренинг по немецкому языку. Имя существительное. Часть III
Грамматический тренинг по немецкому языку. Имя существительное. Часть III. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2007. – 44 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница