Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку)




Скачать 368.2 Kb.
НазваниеПоликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку)
страница1/3
Дата26.11.2012
Размер368.2 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Абрамова Екатерина Андреевна


Поликультурное воспитание студентов вуза

на основе системного подхода

(на примере обучения иностранному языку)


Специальность13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2011

Работа выполнена на кафедре

психолого-педагогического образования

ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»


Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор

Сокольникова Элла Ивановна


Официальные оппоненты - доктор педагогических наук,

профессор

Легостаев Иван Иванович


кандидат педагогических наук,

доцент

Бартош Дана Казимировна


Ведущая организация - ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Защита состоится 6 июля 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16 – 18.

Текст автореферата размещен на сайте http://www.mgopu-sh.ru

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.М.А. Шолохова».

Автореферат разослан 3 июня 2011 г.


Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор








Т. В. Туманова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В процессе глобализации, интенсификации межкультурных контактов представителей разных стран наметились новые тенденции развития мирового сообщества в рамках поликультурности, толерантного отношения к культурному многообразию и культурным особенностям других народов.

Эти тенденции все больше проявляются в содержании воспитания и образования подрастающего поколения. В документе «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» отмечается, что в числе основных целей образования и воспитания выступает формирование «национальной и религиозной терпимости, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений». Без разрешения проблемы поликультурного образования и воспитания невозможно в полной мере ставить и решать задачи модернизации образования, духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, подготовки подрастающего поколения к межкультурному взаимодействию в условиях сложных общественных отношений современного мира.

В связи с этим одной из важных задач вузов становится расширение поликультурных составляющих содержания высшего образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием и иностранными языками. Владение иностранным языком обеспечивает непосредственный доступ к культуре и социальному опыту других народов, а также предполагает реализацию в процессе обучения диалога культур, открывающего более широкие возможности для межкультурного взаимодействия.

В учреждениях высшего профессионального образования обучаются студенты различных культурных, национальных, социальных групп. Как показывают исследования, иногда наблюдаются случаи неуважительного отношению к культурным различиям среди студентов, конфликты в межличностных отношениях внутри многонациональной студенческой группы, поэтому актуальность исследования обуславливается также тем, что в своей будущей профессиональной деятельности студенты должны быть готовы к решению данных проблем.

Анализ трудов, посвященных проблеме нашего исследования, показывает, что в разное время учеными рассматривались различные аспекты формирования поликультурного воспитания подрастающего поколения.

Вопросы поликультурного образования и воспитания подрастающего поколения раскрыты в работах Л. Г. Ведениной, О. В. Гукаленко, Г. Ж. Даутовой, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, О. Г. Жуковой, Ю.А. Карягиной,

Е. Н. Матюхина, Т. Б. Менской, С. Ч. Наушабаевой, А. И. Одинец, А. А. Рахкошкина, Л. Л. Супруновой, М. А. Тимофеева, Т. А. Чикаевой, А. В. Шафиковой, Т. А. Якадиной и др.

Особый интерес с позиции нашего исследования представляют работы, в которых рассматриваются проблемы поликультурного образования и воспитания личности в процессе обучения иностранным языкам (Ю.В. Агранат, И. В. Васютенкова, Т. Ю. Гурьянова, Л. Ю. Данилова, Т. С. Дегтярева, И. С. Лунюшкина, Е. М. Щеглова и др.).

Анализ научных работ показал, что в настоящее время нет единых взглядов на природу феномена «поликультурное воспитание», проблема поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку на основе системного подхода остается недостаточно разработанной.

Таким образом, имеются противоречия между:

- потребностью общества в поликультурном воспитании студентов и реальными возможностями его осуществления в деятельности учреждений высшего профессионального образования, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы;

- необходимостью повышения эффективности поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку и недостаточной разработанностью научного и методического, а также кадрового обеспечения этого процесса.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку?

Существующие противоречия и недостаточная теоретическая разработанность проблемы определили выбор темы нашего исследования: «Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку)».

Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку.

Объект исследования учебно-воспитательный процесс в учреждениях высшего профессионального образования.

Предмет исследования – поликультурное воспитание студентов вуза в образовательном процессе изучения иностранного языка.

Гипотеза исследования - поликультурное воспитание студентов в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, если:

- выявлена сущностная характеристика понятия «поликультурное воспитание»;

- разработаны критерии и показатели, позволяющие определять уровни сформированности поликультурной личности студентов;

- теоретически обоснована и внедрена модель поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку на основе системного подхода;

- учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку:

Задачи исследования:

1. Дать сущностную характеристику понятия «поликультурное воспитание».

2. Определить критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности поликультурной личности студентов.

3. Разработать модель и теоретически обосновать выявленные педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку.

4. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку.

Методологическую основу исследования составили: идеи гуманизма и демократии, материалистической диалектики и системного подхода как ее важнейшей грани и общего методологического принципа науки, системное понимание воспитания и осуществляемые в русле этого понимания компетентностный, личностно - деятельностный, контекстный, аксиологический, деятельностный, средовой, культурологический подходы. В исследовании использованы научные положения о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в деятельности; о диалектическом единстве актуального и потенциального в развитии личности и становлении ее творческой индивидуальности.

Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, психологов, педагогов по системному подходу и общей теории систем (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Коган, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.); концепции системного понимания воспитания (Г. Н. Григорьев, М. В. Емельянова, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.), общей теории культуры (З. А. Баллер, Н. С. Злобин, Э. М. Маркарян, В. М. Межуев, Н. В. Теплов, Н. З. Чавчавадзе, Л. М. Челидзе и др.); по проблемам поликультурного образования и воспитания (Ю. В. Агранат, Т. Ю. Гурьянова, Г. Ж. Даутова, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, И. С. Лунюшкина, Е. Н. Матюхин, М. А. Тимофеева, А. В. Шафикова, и др.), теории межкультурной коммуникации (Е. М. Верещагин, Т. Г. Грушевицкая, А. А. Залевская, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова, В. П. Фурманова и др.); проблемам этнопедагогики (Х. Х. Батчаева, Г. Н. Волков, А. И. Мусурманов, Г. В. Палаткина, Э. И. Сокольникова, М. Г. Тайчинов, Я. И. Ханбиков, И. А. Шоров и др.); теории о роли языка как средства развития личности (Н. Д. Арутюнова, В. В. Виноградов, Ж. Л. Витлин, Ю. Н. Караулов, Г. А. Китайгородская, Д. С. Лихачев, В. А. Скалкин, Л. В. Щерба и др.); теории организации обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, В. В. Сафонова, Т. Ю. Тамбовкина и др.).

В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов исследования:

- теоретические: теоретический анализ, обобщение и анализ литературы, систематизация, моделирование, аналогия, абстрагирование;

- эмпирические: анкетирование, наблюдение, беседы со студентами и преподавателями, опрос, тестирование, педагогический эксперимент;

- статистические: статистическая обработка данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.

База исследования: ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова». Исследованием было охвачено 136 студентов.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2007 по 2011 гг.

На первом этапе (2007-2008 гг.) была изучена и проанализирована научная литература и педагогический опыт по проблеме исследования, определялись исходные теоретические параметры исследования, уточнялись задачи и методика экспериментальной работы, проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором, формирующем этапе (2008 – 2010 гг.) эксперимента осуществлялась апробация разработанной модели поликультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку вуза на основе системного подхода и проверка эффективности выявленных педагогических условий.

На третьем этапе (2010 – 2011 гг.) осуществлялся анализ и систематизация полученных результатов экспериментального исследования, была проведена заключительная работа по обобщению результатов исследования, сформулированы основные выводы, обобщены полученные в ходе исследования результаты, закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта сущностная характеристика поликультурного воспитания как частичной воспитательной системы с позиции концепции системного понимания воспитания (Ю.П.Сокольников);

- определены критерии и показатели сформированности поликультурной личности студентов: личностный (качества личности (толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность); мотивационно - ценностный (положительная мотивация к позитивному взаимодействию с представителями различных культур; эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям); информационный (поликультурные знания); деятельностный (поликультурные умения); охарактеризованы уровни сформированности поликультурной личности студентов (наивысший, высокий, средний, низкий);

- разработана и апробирована модель поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку на основе системного подхода, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат;

- научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку: обеспечение систематической работы по формированию поликультурного сознания студентов с организацией их практической деятельности; использование интерактивных методов и форм работы; сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов поликультурной направленности; координация действий педагогического коллектива в поликультурном воспитании студентов; осуществление контроля и коррекции данного процесса на основе диагностики уровней сформированности поликультурной личности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его научные результаты вносят определенный вклад в общую педагогику. Уточненные теоретические представления о динамике сущности поликультурного воспитания с позиций системного подхода, разработанная модель и обоснованные педагогические условия эффективного поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку дополняют историю педагогики и образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методический материал по проблеме исследования (научно-методические рекомендации «Поликультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку», программа семинара для преподавателей «Поликультурное воспитание студентов вуза», диагностическая программа изучения уровней сформированности поликультурной личности студентов) позволяют совершенствовать поликультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе высших учебных заведений и в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; объективным анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; комплексным характером методики исследования; логикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследования; проведением надежного констатирующего и формирующего экспериментов; апробацией результатов исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

- путем внедрения разработанных научно-методических материалов в педагогический процесс ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»;

- посредством выступления автора на ежегодных научно-практических конференциях в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова»; ежегодных заседаниях отделения методологии и теории воспитательных систем и пространств Академии педагогических и социальных наук; Международной заочной научно-практической конференции «Современная педагогика: методология, теории, практика» (Чебоксары, 2011), Всероссийских Яковлевских чтениях (Чебоксары, 2011); IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Традиционные и инновационные технологии воспитания в образовательном процессе» (Глазов,2011).

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поликультурное воспитание как один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры (поликультурных знаний и умений, качеств (толерантности, эмпатии, бесконфликтности, гражданственности, гуманности, многокультурной идентичности), мотивов, ценностей и др.), которые необходимы им для активной и эффективной жизнедеятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

Поликультурное воспитание как частичная воспитательная система, обеспечивающая формирование отдельных сторон целостной личности и организующаяся не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем (коллектива, образовательного учреждения, имеющая следующую структуру: цель, задачи, принципы, содержание, средства, факторы, методы, формы, результат.

2. Модель поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку на основе системного подхода, включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, результат.

3. Критерии и показатели сформированности поликультурной личности студентов: личностный (качества личности (толерантность, эмпатия, бесконфликтность, гражданственность, гуманность, многокультурная идентичность)); мотивационно - ценностный (положительная мотивация к позитивному взаимодействию с представителями различных культур; эмоционально-ценностное отношение к особенностям различных культур и их представителям); информационный (поликультурные знания); деятельностный (поликультурные умения). Типичные уровни (наивысший, высокий, средний, низкий) отражают сущностные изменения в формировании поликультурной личности студентов.

4. Эффективность поликультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку, обеспечивающаяся при реализации следующих педагогических условий: обеспечение систематической работы по формированию поликультурного сознания студентов с организацией их практической деятельности; использование интерактивных методов и форм работы; сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов поликультурной направленности; координация действий педагогического коллектива в поликультурном воспитании студентов; осуществление контроля и коррекции данного процесса на основе диагностики уровней сформированности поликультурной личности студентов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

  1   2   3

Похожие:

Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconРабочая программа по иностранному языку (английский язык) для студентов I-II курсов стоматологического факультета Волгоград 2005
Практический курс обучения английскому языку студентов стоматологического факультета медицинского вуза построен на материале медицинских...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconМосковский государственный университет технологий и управления
Программой к экзамену по иностранному языку при поступлении в аспирантуру являются программы по иностранным языкам для Вузов неязыковых...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconТест как одно из средств контроля обученности иностранному языку Функции контроля в обучении иностранному языку
Единство минимальнгых трбований влечет за собой установление единых объективных форм и способов контроля успешности обучения, что...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconЦенности народа, любовь к родному языку и на этой основе воспитание гражданственности и патриотизма
В процессе обучения родному языку должно быть сформировано сознательное отношение к языку как духовной, нравственной и культурной...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconПрограмма по английскому языку для 11 класса составлена на основе примерной программы по иностранному языку (Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку, «Дрофа», 2001), авторской программы
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку, «Дрофа», 2001, авторской программы под редакцией В....
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconПрограмма вступительного испытания по иностранному языку для поступающих в мгуп имени Ивана Федорова в 2012 году пояснительная записка
Описанные в данной программе вступительные испытания по иностранному языку предназначаются для тех категорий абитуриентов, которые...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconРабочая программа по иностранному языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы среднего (полного) общего образования по иностранному языку
Белогурова Римма Зайнетдиновна, Маснюк Елена Викторовна, Ямщикова Евгения Валерьевна
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconЛекция 6 Модели организационного управления
Анализ проводится на основе системного подхода и предполагает выявление всех существенных элементов задачи и взаимосвязей. Проведение...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconКурсы esp как реализация профессионально-направленного подхода к иноязычной подготовке в техническом вузе
В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального...
Поликультурное воспитание студентов вуза на основе системного подхода (на примере обучения иностранному языку) iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Цель преподавания дисциплины – дать студентам универсальное представление о системах как объектах управления, ознакомить с теоретическими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница