Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год




Скачать 334.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год
Дата30.08.2012
Размер334.68 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия

Рассмотрена Утверждена

на заседании МК ОН приказом директора

(протокол № от № 234 от « 31 » августа 2009г.

« 29 » августа 2009 г.)

Рабочая программа по истории

(углубленный уровень)

для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год

Учитель: Быкова О. А.

Урай, 2009

I. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, примерной Программы основного общего образования по истории, авторской программы Данилов А.А., Косулина Л.Г. « История России, XX век», Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.Авторы: А.О. Сороко – Цюпа, О.Ю. Стрелова.

Программа по истории предназначена для преподавания в IX классе с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин. На изучение углубленного курса истории в учебном плане отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю, дополнительно 68 часов – практикумы, всего 170 часов.

Изучение истории России XX века в 9 классе социально – гуманитарного направления должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков. Формирование их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций, более углубленного изучения тем, а также формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся.

Основные содержательные линии данной программы реализуются в рамках двух курсов: «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно- параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции данная программа устанавливает распределение учебного времени поэтапно и в крупных тематических блоках.

Данный учебный предмет опирается на такие учебные дисциплины как географию, при этом учащиеся расширяют знания о закономерностях пространственной ориентации мира, закрепляют умения оперировать стататистическим и картографическим материалом.

Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных областей «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно – выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении литературы, а также предметов образовательной области « Искусство». Определенной новизной предполагаемой программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.


Задачи курса «История России. XX век»:

  • дать устойчивые представления об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов;

  • сформировать основные понятия о месте и роди отечественной истории в мировом историческом процессе;

  • интегрировать историю России с другими предметами;

  • дать школьникам качественную гуманитарную подготовку;

  • привить навыки научной работы, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, необходимые для дальнейшего обучения в высшей школе;

  • уметь применять приобретенные знания на уроках истории для выработки формирования собственной позиции по отношению к окружающей действительности и способности успешной социализации в дальнейшей жизни;

  • оказать помощь в формировании устойчивых гражданско-патриотических принципов через усвоение знаний законодательной базы региона и страны.

Цели курса:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение методами исторического познания, умения работать с различными

историческими источникам, навыками поиска, систематизации и комплексного

анализа исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.



II. Требования к уровню подготовки выпускников по данной программе

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников;

уметь:

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных

задач; сравнивать свидетельства различных источников;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, являть общность и различия сравнительных исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; работать со специальной исторической литературой, материалами периодической печати;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельство и цели его создания);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- выявления исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

- соотнесения своих действий и поступков, с исторически возникшими формами социального поведения;

- использования навыков исторического при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, жителя Югры и гражданина России.


Формы контроля:

уроки с использованием ИКТ; контрольно – обобщающие уроки;

словарные диктанты; тестирование;

семинар; семинары;

конференции; исследовательская работа;

интегрированные уроки; уроки – путешествия;

самостоятельная работа; урок – аукцион знаний;


Технологии, используемые в процессе реализации программы:

  1. Личностно – ориентированная педагогика;

  2. Метод проекта;

  3. Работа с опорными конспектами, схемами;

  4. Нестандартные уроки;

  5. Информационные технологии;


III. Учебно-тематический план.

История России, XX-начало XXI века (Данилов А. А., Косулина Л. Г.)

1.2.3. 4.5.6.7.8.9.№12

ТемаРоссия на рубеже XIX-XX веков. Великая российская революция СССР на путях строительства нового обществаВеликая Отечественная война. 1941-1945 гг.СССР в 1945-1953 гг.СССР в 1953-середине 60-х гг.СССР в середине 60-х гг. – середине 80-х гг.Перестройка в СССР (1985-1991)Россия в конце XX – начале XXI в. Итого:ТемаМир в первой половине XX в. Мир во второй половине XX - начале XXІ в. Итого:

В том числеПракти-кумыКол-во часовКонтрольные работы141614489112126712215512155672164116716872330232Тематика проектов:

1) Политические партии России в революции 1905-1907 гг.

2) Основные сражения Великой Отечественной войны


Новейшая история, 1918-1999 (Сороко-Цюпа О. С.)

В том числеКол-во часовКонтрольные работыЛабораторные работыТестыПроекты1313217621301941Тематика проекта:

  1. Культура второй половины XX века.


Часы, отведенные для практикумов, используются для отработки учащимися

определенных исследовательских навыков работы с историческим источником, для углубления, конкретизации знаний старшеклассников.


IV. Содержание учебного курса

Россия в ХХ веке.

1. Россия на рубеже XIX-XX веков. (16 часов)

Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации.

Политическое развитие России в начале ХХ в.; необходимость ее реформирования. Психологический портрет Николая II, его политические воззрения.

Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. Либеральная (земская) программа политических преобразований. С. Ю. Витте. В.к. Плеве. П.Д. Святополк - Мирской. Национальная и конфессиональная политика Николая.

Экономическое развитие России в начале ХХ в. Особенности развития российской экономики начала ХХ в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно - монополистический капитализм.

Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного

производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.

Внутренняя политика России в 1894 - 1904 гг. Социальная структура Российской империи начала ХХ века. Особенности социальной структуры российского общества начала ХХ в. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского « небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.

Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. « Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904 -1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир.

Причины поражения России в войне.

Общественно - политические движения в начале ХХ века. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий.

Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И.

Ленин. Ю.Ю. Мартов. Партия социалистов – революционеров. Особенности программных и тактических установок. В.М. Чернов. Деятельность Боевой организации Е. Азеф.

Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция 1905 – 1907гг. Изменения в политической системе. Антиправительственное движение в 1901 -1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события». Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти - Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.

Конституционно - демократическая партия и « Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П.Н. Милютин. А. И. Гучков. Традиционалистические (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В.М. Пуришкевич. Итоги революции.

Российский парламентаризм в 1906 -1097гг. Изменения в государственном устройстве и управлении Российской империи. Программы политических партий России начала ХХ века.

Реформы П.И. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность Государственной думы, ее аграрные проекты.

Правительственная программа П.А.Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П.А. Столыпина. III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912 – 1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Контрольная работа «Российская империя в 1900 – 1916 гг.» - 1 час

В результате изучения темы №1 учащиеся должны уметь:

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства различных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • соотносить события отечественной истории и всеобщей с веком;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • составлять таблицы;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (рефератов, докладов, в том, числе сочинений);

  • знать и применять основные понятия темы: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм, революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, декаданс, символизм,

футуризм, акмеизм.


2. Великая российская революция (9 часов)

Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны.

Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало. Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914 -1916 гг. Итоги военной кампании 1914 -1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.

Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное состояние общества. Отношение политических партий к войне. « Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. « Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале ХХ в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. « Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.

Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. « Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа.

От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая П. Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально - экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение В.И. Ленина из эмиграции. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б).

Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП (б) на нелегальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной

альтернативы.

Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти.

Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Брест - Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.

Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы.

Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.

Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка

противоборствующих сил.

Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П.И. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н.Я. Духонина, выступления атаманов А.М. Каледина, А.И. Дутова, Г.С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Выступление чехославатского корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А.В.Колчака. Политическая и социально- экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.

Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана ПЛ. Краснова. Добровольческая армия генерала А.и. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально - экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. И.И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала И.И. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.

Белый Крым. Социально - экономическая программа П.И. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей. Ее классово - политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны.

Контрольно - обобщающий урок (1 час.) «Великая российская революция»

в результате изучения темы № 2 учащиеся должны уметь:

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории;

  • показывать знания необходимых фактов, дат, терминов;

  • знать выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; • составлять простой и сложный план ответа;

  • уметь записывать лекции;

  • составлять и заполнять таблицы;

  • знать основные и применять понятия темы: Субъективные и объективные причины революции, двоевластие, коалиционное правительство. Учредительное собрание, сепаратный мир, чрезвычайная продовольственная политика, « военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, красный и белый террор.


3. СССР на путях строительства нового общества (12 часов)

Мир после Первой мировой войны 1914 -1918 гг. Создание Версальско - Вашингтонской системы. Судьба поверженной Германии. Распад империй. Падение монархий. Революции в России, Германии, Австрии, Венгрии. Турции. Появление новых государств на карте Европы. Идейно - политические течения. « Эпоха. пацифизма». Фашизм и коммунизм. А. Гитлер, Б. Муссолини. Активизация общественных движений. Профсоюз. Революционный подъем в Европе и Азии. Страны Азии после Первой мировой войны. Мировой экономический кризис 1930 - х гг. « новый курс» в США. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы 1920 -х - 1930 -х гг. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.'

Причины победы красных. « Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920 – 1921 гг.

Кронштадтское восстание. Новая экономическая. политика. Экономический и политический кризис начала 20- х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20 - п. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.

Развитие политического процесса в 20 -е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В.И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП (б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В.И. Ленина. Усиление И.В. Сталина.

Внешняя политика в 20- е п. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коминтерна. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапальский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР.

Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии.Американские фирмы на советском рынке.

Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.

Духовная жизнь, Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создание « новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно - технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. « Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало « нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. « Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру.

Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И.В. Сталин против Бухарина Н.И. Социально - психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка « великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые, пятилетки, их итоги.

Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация - неразрывная связь, Результаты форсирования развития и его цена.

Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и

тоталитарного государства. Партия - ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. « Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции 1936 г. Попутки сопротивления тоталитарному режиму.

Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.

Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозный деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.

Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской

интеллигенции.

«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура - верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.

Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу

Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. СССР и война в Испании.

Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.

Духовная жизнь. Идеологическое наступления на культуру. Школа и семья. Советская наука.

Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально- психологический феномен« социалистического реализма». Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература.

Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30 - е П. Психологическое

состояние общества.

в результате изучения темы 3 учащиеся должны уметь:

  • рассказывать о важнейших исторических событиях по составленным опорным конспектам; ,. показывать необходимые знания фактов, дат, терминов;

  • работать с историческим документом, давая анализ;

  • решать различные исторические задачи;

  • решать тесты, часть А, В, С.

  • составлять таблицы;

  • знать и применять основные понятия темы: Аннексия, контрибуция, мировая война, позиционная война, империалистическая война, мировая гегемония, Антанта, Тройственный союз, Четверной союз, революционное оборончество" пацифизм, фашизм, социализм, коммунизм, либерализм, шовинизм, национализм, расизм, антисемитизм, Брусиловский прорыв, Лига Наций, "пораженчество, кризис власти, радикализация общества.

Форсированная индустрицизация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, совхоз, раскулачивание, тоталитаризм, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, привилегии, система коллективной безопасности, идеология, социалистический реализм, культурная революция.

4. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (7 часов)

СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой - летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.

Оборонительные сражения летом - осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский « новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.

Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.

Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражение на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.

Тыл. Морально - психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск.

Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом.

Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение.

Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 Г. Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г.

Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.

Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г.

Операция« Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция.

Разгром японских войск в Манчжурии. Причины победы СССР над фашизмом. Итоги и цена победы.

Родной край в Великой Отечественной войне.

Контрольная работа «СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 1 час

в результате изучения темы № 4 учащиеся должны уметь:

  • показывать на исторической карте границы государств, города, места: значительных исторических сражений;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравнительных исторических событий и явлений;

  • составлять таблицы;

  • разрабатывать проекты;

  • работать с тестами, с частью А, В, С;

  • знать и применять основные понятия темы: Секретные протоколы, оккупация, эвакуация, коренной перелом в ходе войны, антигитлеровская коалиция, капитуляция, геноцид, « холокост»: ленд-лиз, новый порядок.



5. СССР в первые послевоенные годы 1945 -1953 гг. (5 часов)

Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны - после окончания войны.

Экономические дискуссии 1945- 1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.

Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии.

Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.

Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало « холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.

В результате изучения темы № 5 учащиеся должны уметь:

  • подготовить доклад, сообщение об исторических личностях, важных событий;

  • работать с документами, nоказывая умения их анализировать;

  • составлять презентации;

  • составлять тесты, опорные конспекты;

  • решать тесты, часть А, В, С;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (рефератов и т. д.);

  • знать и уметь применять основные понятия темы:

Паспортный режим. «Космополи­тизм». Формализм в искусстве. Культ лич­ности.


6. СССР в 1953-середине 60-х гг. (5 часов)

Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г.М. Маленков. Л.Д. Берия. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.

Развитие науки и образования. Научно - техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957 г.). Первый пилотируемый полет в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г.

Открытия советских ученых в важнейших областях науки. СЛ. Королев. М.В. Келдыш. И.В. Курчатов. А.Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.

Духовная жизнь. Зарождение обновленного направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.

Обновление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.

Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис 1962 г. поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношение СССР со - странами « третьего мира».

В результате изучения темы № 6 учащиеся должны уметь:

  • подготовить доклад, сообщение об исторических личностях, важных событий;

  • анализировать документамы;

  • составлять тесты, опорные конспекты;

  • решать тесты, часть А, В, С;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (рефератов и т. д.);

  • знать и уметь применять основные понятия темы:

Реабилитация, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно - техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование. «Оттепель».


7. СССР в середине 60-х гг. – середине 80-х гг. (7 часов)

Политическое развитие. Отстранение Н.С. Хрущева от власти в октябре 1964 г.

Л.И. Брежнев. А.Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на« стабильность кадров». XXIII съезд КПССС и проведение « контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.

Экономика« развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования. экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. Ii: ее результаты. Нарастающее отставание СССР в научно- технической сфере. Особенности социальной политики.

Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов А. Шнитке Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев М. Лиепа.

Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.

Внешняя политика. Усиление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток- Запад. Совещание по .безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны « третьего мирю> во внешней политике советского руководства.

Контрольная работа «СССР в 1945-1980 гг.» - 1час

в результате изучения темы №7 учащиеся должны уметь:

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • составлять опорные конспекты;

  • составлять сложный план исторического текста;

  • составлять презентации, участвовать в проектной деятельности;

  • решать тесты, часть А, В, С;

  • составлять таблицы;

  • работать с исторической и политической картой;

  • знать и применять основные понятия темы: номенклатура, «развитой социализм», военно­стратегический паритет, биполярная система, международных отношений, доктрина Брежнева, , разрядка международной напряженности, хозрасчет, самоокупаемость, « магнитофонная революция».


8. Перестройка в СССР (4 часа)

Реформа политической системы. Смерть Л.И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. « Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г.

Проведение выборов народных депутатов СССР 1989г Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно - ­политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обращение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.

Экономические реформы 1985 -1991 п. Состояние экономики СССР в середине 80-х

гг. Стратегия « ускорения социально- экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500днеЙ». Экономическая политика союзных республик в условиях « парада суверенитетов» 1990-1991 п. и ее последствия.

Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.

Внешняя политика. Концепция политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия нового мышления.

Проверочная работа « СССР 1985 -1991 гг.» - 1 час

в результате изучения темы №8 учащиеся должны уметь:

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • работать с историческими и политическими картами;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • анализировать историческую информацию, предоставленную в различных, знаковых системах (текст, карта, таблица, cxемa, аудиовизуальный ряд);

  • проводить поиск исторической информации в различных источниках разного типа;

  • составлять презентации и защищать их;

  • знать и использовать основные понятия темы: ускорение социально-экономического развития, « кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.


9. Россия в конце XX-начале XXI в. (7 часов)

Переход к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Резкое падение жизненного уровня населения. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Наука, культура, образование в условиях рынка. Причины неудач экономических реформ.

Развитие политической системы. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Ельцин Б.Н.Изменение расстановки политических сил в стране после августа 1991 г. и распада СССР. Политический кризис сентября - октября 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Национальная политика. 'Чеченская война. Итоги политического развития страны в 90-е гг.

Внешняя политика. Изменение геостратегическое ситуации и концептуальных основ российской внешней политики. Курс на союзнические отношения с Западом. Продолжение ядерного разоружения. ,Взаимоотношения Россия - НАТО. Балканский кризис 1999 г. и его последствия для отношений Восток - Запад. Восточное направление внешней политики России. Отношения России со странами снг.

Итоговое обобщение (3 часа). Основные итоги и уроки развития России в ХХ веке.

В результате изучения темы №9 учащиеся должны уметь:

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельство и цели его создания);

  • работать с исторической и политической картой;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • составлять проекты;

  • составлять опорные конспекты;

  • соотносить процессы и события, происходившие в стране, с событиями мировой истории;

  • знать и применять основные понятия темы:

Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование. Банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.


Новейшая история, 1918-1999 гг.

1. Мир в первой половине XX века (13 часов)

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.


Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

В результате изучения темы № 1 учащиеся должны уметь:

  • работать с исторической картой

  • анализировать исторические факты

  • выделять причины и последствия исторических событий

  • работать с историческими документами (анализировать и сравнивать)

  • выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы

  • давать оценку деятельности исторических лиц

  • знать и применять основные понятия темы:

мировая гегемония, контрибу­ция, Антанта, Четверной союз, мировая война, декаданс, символизм, акме­изм, футуризм, модерн.


2. Мир во второй половине XX века (17 часов)

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

В результате изучения темы № 2 учащиеся должны уметь:

  • работать с исторической картой

  • заполнять хронологические таблицы

  • анализировать иллюстративный материал

  • анализировать, сравнивать исторические факты

  • выявлять причинно-следственные связи

  • работать с историческими документами (анализировать и сравнивать, искать и исправлять ошибки), статистическими данными

  • использовать литературные произведения в качестве исторических источников

  • выделять главное, сравнивать, ставить и разрешать проблемы

Контрольная работа «Мир в XX веке» - 1 час


ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX-начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.- М: Просвещение, 2006.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России, XX-начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. –М: Просвещение, 2006.

  3. Сороко - Цюпа О.С. Новейшая история. 1918 -1999: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / О. Сороко - Цюпа, А. О. Сороко - Цюпа.- 3-е изд.- М: Просвещение, 2002.- 207 с., 16 л. ил., карт.


Дополнительная:

Литература для учителя

  1. Алексашкина Л.Н.. История. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа:

Самостоятельная подготовка к экзамену. М: Издательство «Экзамен», 2007.- 222с.

  1. Данилов А.А., Косулина д.г. Поурочные разработки к учебнику« История России XX век (9 класс): Кн. для учителя, - М.: Просвещение .. 1999. -176 с.

  2. Данилов А.А., Пыжиков А.В. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Данилова, П.Г. Косулиной « История России ХХ вею»: учеб. Пособие для 9кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, А.В. П2. л.В. Жукова. История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие/ п.В. Жукова.- М.: Издательство» Экзамен», 2005.- 528 с.

  3. История России. 100 экзаменационных ответов. Изд. 3-е, исправленное и дополн. Москва: ИЦК» МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр» МарТ», 2004.- 272 с.

  4. Короленков А.В. Готовимся к экзамену по истории России. Д/Щ. поступающих в вузы/ А.В. Короленков, К.П. Гуленков. - 7-е изд.- М: Айсберг- пресс, 2006. -448 с.- Домашний репетитор).

  5. Мазуров Ф.Б.История государства российского в схемах и таблицах: 1917 -2003 гг.: Учебно- методическое пособие: - Смоленск, 2007. - 232с.

  6. Нестандартные уроки в школе. История 8-11 кл. \ Сост. н.с. Кочетков.- Волгоград, 2002

  7. Селованюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайло Е.А.. Как сдать ЕЭГ по истории России на 100 баллов. Изд.2-е.- Ростов н/Д: изд-во« Феникс», 2004.- 252с. (Серия» 100 балов»).

  8. Степанищев А.Т., Белозеров Н.М., Волков А.П. История в таблицах. 5- 11 кл.: справочное пособие /авт. сост.- 9-е изд., стереотип.- М: Дрофа, 2008.-80 с.6. История в таблицах и схемах Издание 2-е, СПб, 00 « Полиграфуслуги», 2005. -112с.



Литература для учащихся

  1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России.- М, 1991.

  2. Боханов А.Н. Николай.- М, 1997.

  3. Великая Отечественная война. 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. - М, 1998-1999.

  4. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в1905 году: реформа и революция.- СПб., 1991.

  5. Гареев М А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. - М, 1995.

  6. Гuмпельсон Е.Г. Формирование советской политической системы: 1917 -1923 гг. - М, 1995.

  7. Гордон Л.А. Клопов Э.В., Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30 -40-е гг. - М,1989.

  8. Горинов М.М. Нэп: поиски путей развития.- М, 1990.

  9. Данилов А.А. История инакомыслия в России: советский период.- М., 1997. Два взгляда из-за рубежа.- М, 1990.

  10. Жуков Г.К.. Воспоминания и размышления.- М., 1990.

  11. Иоффе Г.З.. Революция и судьба Романовых.- М, 1992.

  12. История России в лицах: V-ХХвв.-М,1997.

  13. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, суеверия, поэзия. - М, 1997.

  14. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы: 1945 -1964 гг.- М, 1993.

  15. Кабанов В.В. Крестьянское хозяйство в условиях «военного коммунизма». - М, 1988.

  16. Какурин Н. Е. Как сражалась революция.- М, 1990.

  17. Киселев А.Ф. Профсоюзы и советское государство.- М, 1991.

  18. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920-1930 -е годы.- СПб:, 1999.

  19. Молчанов Н.Н. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997. Нэп: взгляд со стороны.- М, 1991.

  20. Октябрь 1917: величайшее событие века лил социальная катастрофа?- М, 1991.

  21. Павлюченков С.А. Военный коммунизм в России: власть и массы.- М, 1997.


Электронные пособия

  1. Антонова Т.С., Харитонов А. Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: «Клио Софт», 2005.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М., 2000.




Лабораторные работыТестыПроекты

Похожие:

Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 класса на 2009-2010 учебный год
Павленко Н. И., Андреева И. Л. История России с древнейших времен до конца XVII в. Ч. I. Павленко Н. И., Ляшенко Л. М., История России...
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 10 класса на 2009-2010 учебный год
Государственного стандарта среднего полного образования по истории 2004 года, примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа «история русской культуры» для 9 класса на 2009 2010 учебный год 2009 год г. Курган Разработчик программы: Фефелова Елена Владимировна, учитель истории моу города Кургана «Гимназия №31»
Рассмотрена и принята на заседании методической кафедры учителей истории и обществознания
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа на 2010-2011 учебный год
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса органической химии для 10 класса (профильный уровень)...
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по геометрии для 7 класса на 2009-2010 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии со вторым вариантом государственной программы
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по алгебре для 7 класса на 2009-2010 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии со вторым вариантом государственной программы
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по математике для 6 «Б» класса на 2009 -2010 учебный год
Рабочая программа предназначена для работы в 6 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Учитель: Сальникова Валентина Викторовна 2010-2011 учебный год пояснительная записка рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной...
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по истории Средних веков для 6 класса на 2011-2012 учебный год Ермоленко Марина Владимировна учитель истории и обществознания
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа по истории (углубленный уровень) для учащихся 9 класса на 2009-2010 учебный год iconРабочая программа по алгебре для 7 «А», 7 «В» кл на 2010 / 2011 учебный год
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7а и 7в класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница