Рекомендовано Утверждаю методическим советом директор школы ___________Гамза О.А. ______М.В.Октябрь протокл №______от «___»________2010г «___» ___________2010 г
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс
Составитель: Землянушина А.Ю. учитель истории
Согласовано Зам.директора по УВР _______Маликова Д.Н.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента Государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004. Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию. Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.
Цели курса: Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация. Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:
Задачи курса: Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия; Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре; Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали). Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе
Знать/Понимать: Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья; Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса; Взаимосвязь и особенности истории России и мира;
Уметь: связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного; анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий; сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия; давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям; полемизировать и отстаивать свои взгляды; самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные; работать с исторической картой; оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России; участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Используемые УМК: Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009. Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС ШКОЛА», 2004 Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007. АА Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь. М.,- Просвещение, 2009г АА Данилов, Л.Г.Косулина История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: поурочные разработки, пособие для учителей..М.,- Просвещение, 2009г О.В. Кишенкова, Сборник тематических тестов История России 6 класс, М.- «Инеллект -центр», 2008.
Программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов) № урока Пример. Дата | Тема | Кол.час. | Содержание | Понятия | Требования к подготовке учащихся | Тип урока | Контроль знаний | История средних веков |
| 1 | Введение. Живое средневековье | 1 | Понятие «средние века»; Место ИСВ в ист. Челов-ва; Хрон. Рамки средневековья; Исторические источники. | Архив Хроники | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; Называют хронолигические рамки средневековья; Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья | Урок изуч. Нов. Материала | Введение с 6-10 раб.конт.карт.; инд.задан.; работа с нов. Понятиями; раб.с лент.вр. |
| Становление средневековой Европы (VI–XI века) |
| 2 | Древние германцы и Римская империя | 1 | Велик. Пересел. Народов; Герман. Племена; Падение Западной Римской империи; Гунны. | Знать Герцог Народ. Ополчен. Дружина Гунны Готы
| Работают с контурной картой; Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Комбинированный | §1 Мини-соч. «Что германцы и римляне могли перенять друг у друга» Зад.раб.тетр. |
| 3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках. | 1 | Франки: ассел., занятия, хоз. И обществ. Устр-во; Появление гос-ва; Король Хлодвиг; Христ. Церковь; Монастыри | Король Граф Папа Феодал Миряне Монастырь Аббат | Выявляют отличия власти короля от власти вождя; Работают с контурной картой; Умеют использовать текст исторического источника при ответе на вопрос. | Комбинированный | §2 Сравн.таб. «Власть короля и власть вождя» Зад. Раб. Тетр. |
| 4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Карл Великий; Франкская имп. И её распад; Междоусоб.войныСеньоры и васс.; Феод. Лестница. | Авары Титул Феод.раздроб. Междоус. Войны Сеньор Вассал Барон Рыцарь | Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого); Работают с историческими докум.; Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. | Урок-практикум | §3 Пробл.з.-в чем причины распада имп. К.В. и периода феод. Раздроб. |
| 5 | Западная Европа в IX – XI веках. | 1 | Слабость королев. Власти во Франц.; Свящ.Рим.имп.; англосаксы и норманн.завоев. | Норманны Викинги Замок
| Указывают на контурной карте завоеванные норманнами земли; Умеют объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории. | Комбинированный | § 4 Зад.раб.тетр Пробл.з.-можно ли счит. Свящ.Рим.имп. гос-вом и почему? |
| 6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье. | 1 | Представления людей о мире; Каролингское Возрождение; Иск-во, лит-ра. | Капелла Пергамен Инициалы Заставки Житие Эпос Жонглер | Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире: Умеют работать с различными источниками дополнительной информации | Урок-практикум | §5 Зад.раб.тетр. Сравн.таб. «отличия обучения в монастыр. Школе и соврем. Школе» Тестирование |
| Византийская империя и славяне в VI – XI веках |
| 7 | Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | 1 | Терр., хоз-во, гос. Устр-во Византии; Визант. Имп-ры; Юстиниан и его реформы; Войны Юстин.; Вторж. Слав. И арабов. | Скипетр Право
| Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. | Урок изуч.нов. материала | §6 Зад.раб.тетр. Тесторование Фронталь опрос Индивид. Задания |
| 8 | Культура Византии. | 1 |
| Алтарь Крестово-купрльный храм Канон Смальта Икона | Составляют описание произведений искусства;
| Урок с примен. ТСО | §7 Зад.раб.тетр Проб.з.-сравн. Зап. И вост. Культуры |
| Арабы в VI – XI веках. |
| 9 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | 1 | Рассел., занятия араб. Племен; Мухаммед и рождение ислама; Роль ислама в объед. Арабских племен; Распространение ислама. | Бедуины Аллах Мусульманин Коран Шариат Паломничество Халиф Везир Эмир | Работают с контурной картой; Раскрывают систему у4правления арабами; Объясняют объединительную роль ислама; Знают основы вероучения ислама и обязанности. | Урок изуч.нов. материала | §9 Зад.раб.тетр. Раб.контур.кар. Индивид.задан. Фронт. Опрос Раб. По карте |
| 10 | Культура стран халифата. | 1 | Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина | Медресе Фарси Альгамбра Мечеть Арабески Минарет | Рассказывают о развитии культуры в странах халифата; Составляют описание произведений искусства; Дают устный отзыв на ответы одноклассников. | Комбинированный | §10 Зад.раб.тетр. Сравн.таб. «куль. Виз. Араб. Халиф» Сообщ. «Образ-ие, наука, лит-ра» Тестирование |
| Феодалы и крестьяне |
| 11 | В рыцарском замке. | 1 | Замок феодала; Снаряж. Рыцаря; Развлечения рыцарей; Правила повед. рыцарей; Турниры, гербы | Замок Донжон Рыцарь Кольчуга Турнир Герольд Герб Девиз | Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря; Умеют раскрывать суть феодальных отношений; Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала | Урок-практикум | §11 Зад.раб.тетр. Рассказ «День феодала» Индивид.задан. Фронталь опрос. |
| 12 | Средневековая деревня и её обитатели. | 1 | Феод. землевл-е; Феодальная знать; Жизнь, быт кр-ян; Крест. хозяйство; Феод. завис-ть и повинности; Крест. община. | Вотчина Барщина Оброк Лично завис. крестьянин | Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян); Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека. | Урок-практикум | §12 Зад.раб.тетр. Сравн.таб. «Жизнь и быт раба, колона, зависимого крестьянина»; Тестирование |
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе |
| 13 | Формирование средневековых городов. | 1 | Возник. Городов; Города – центры ремесла, торговли, культуры; Цехи и гильдии. | Сырье Коммуны Самоуправление Бургомистр Патриции Устав
| Устанавливают причинно-следственные связи (на примере возникновения городов); Описывают облик средневекового города; Раскрывают систему управления средневекового города | Комбинированный | §13 Зад.раб.тетр. Индивид.зад. Творческ. задан. |
| 14 | Горожане и их образ жизни. | 1 | Город. сословия; Город. упр-ние; Жизнь, быт, занят. горожан; Средневек. гор. – республики. | Собор Ратуша Мастер Ученик Подмастерье Шедевр | Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века | Комбинированный | §14 Зад.раб.тетр. Индивид.зад. Фронталь. опрос Тестирование |
|
Католическая церковь в XI – XIII веках | 15 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Раздел. церквей; Герман. имп-ры и церковь; Ереси и преслед. еретиков. | Католичество Православие Фанатизм Десятина Еретик Индульгенция Сословия | Выявляют различия католической и православной церквей; Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную; Раскрывают прич. возникновения ереси. | Комбинированный | §15 Зад.раб.тетр. Хронолог. таблица Индивд. задания
| 16 | Крестовые походы. | 1 | Крестовые походы и их последствия; Борьба народов Востока против крестоносцев. | Крестоносцы
| Наносят на контурную карту походы крестоносцев; Обозначают государства крестоносцев; Раскрывают причины и последствия крестовых походов. | Комбинированный | §16 Зад.раб.тетр. Индивид. задания Определить участников всех крест. походов Тестирование | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века) | 17 | Объединение Франции. | 1 | Усиление королев. Власти; Сослов-представ. монархия; Генеральные Штаты; Первые успехи объединения. | Денежный оброк
| Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап); Объясняют причины усиления королевской власти во Франции; Перечисляют характерные черты сословной монархии. | Комбинир. | §17 Зад.раб.тетр Классиф. гос. власть по указан. признакам Перечисл. характ. черты полит. устр-ва Франции | 18 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | Норманн. завоев.; Генрих II, его реф; Великая хартия вольностей; Парламент; Сослов. Монархия; Экон. и социаль. развитие страны. | Баллада Реформа Шериф Графство Суд присяжных Парламент
| Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии; Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы. | Комбинированный | §18 Зад.раб.тетр. Сравнит.таблица «общее и особенное в сословно-представ. монархии Фран. и Англии» | 19 | Столетняя война. | 1 | Причины войны и повод к ней; Итоги и послед. Столетней войны. |
| Наносят на контурную карту ход боевых действий; Излагают причины Столетней войны; Сравнивают армии англичан и французов, оценивают их боеспособность. | Комбиниров. | §19 Зад.раб.тетр Хронолог.таблицаСообщение о Жанне Д'Арк | 20 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии. | 1 | Полож. крестьян во Фр. и Англии; Восстание в Лондоне | Партизанская война Народная освободительная война | Сравнивают причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии; Знают последствия крестьянских выступлений. | Комбин. | §20 Зад.раб.тетр Индивид.задания Фронталь опрос
| 21 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии. | 1 | Заверш. объедин. Франции; Образование централиз. Гос-ва; Война Алой и Бел. розы в Англ.; Генрих VIII. | Постоянное войско Ежегодный налог
| Дают самостоятельную оценку историческим явлениям; Объясняют причины укрепления централизованного государства во Франции; Объясняют, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии. | Комбинированный | §21 Зад.раб.тетр Пробл.з. – определить существенные черты централизованного государства Фронталь. опрос Индивид. задания | 22 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия; Реконкиста; Образ. Испан. Королевства; Введ. инквизиции в Испании; Раскол в катол. церкви | Реконкиста Кортесы
| Работают с контурной картой (на примере Реконкисты); Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове; Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе; Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия. | Урок изуч. нового материала | §22 Зад. раб. тетр Раб.по контур.карт Раб. по истор.карте Сравн. таб. «английский парламент, Генеральные штаты, Кортес» Тестирование | Германия и Италия в XII – XV веках | 23 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | Княжества в Германии; Натиск на Восток; Союзы городов; Гор. респ. в Ит.; Гвельфы и гибелл.; Правление Медичи во Флор. | Курфюрст Булла Кантон Гвельфы Гибеллины Чомпи Тирания
| Сравнивают особенности развития Германии и Италии; Дают самостоятельную оценку историческим событиям
| Комбинированный | §23-24 Зад. раб. тетр. Фронталь опрос. Пробл.з.- почему в Германии в отличие от Франции и Англии не возникло централизованного государства? Тестирование |
Славянские государства и Византия в XIV – XV веках | 24 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | Чехия в XIV веке; Ян Гус.; Гус. войны, и их значение; Народное войско. | Паны Патриот Церков. собор Табориты Сейм
| Работают с картой; Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус); Объясняют, почему гуситское движение называют национальным»; Рассказывают о ходе и результатах гуситского движения. | Урок изуч. нового материала | §25 Сообщение о Яне Гусе и Яне Жижке Зад.раб. тетр. Индивид. зад. Раб по истор. карте
| 25 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | Балк. страны перед завоев.; Завоевания турок-османов; Битва на Косовом поле; Гибель Византии; Осман. Империя | Турки-османы Янычары Подушный налог
| Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов); Умеют работать с текстом учебника
| Урок-практикум | §26 Зад. раб. тетр. Раб. по конт. карте Пробл.з.-почему Вост.Рим.имп. смогла просущ. На тысячу лет больше, чем Зап.Рип.имп.? Тестирование | Культура Западной Европы в XI – XV веках | 26 | Культура Западной Европы в XI – XV веках | 1 | Представл. среднев. чел-ка о мире; Место религии в жизни человека; Наука и образ.; Появл. универ.; Возрожд. антич. Наследия; Нов. уч. о чел-ке; Гуманизм; Иск. раннего Возрождения; Разв. науки и тех; Изобр.книгопеч. | Домна Мушкет Компас Астролябия Каравелла Печат.станок Ректор Факультет Трубадур Ваганты Арка Свод Готич. стиль Химеры Гуманизм | Выявляют новые черты в искусстве; Сравнивают идеи гуманистов; Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умеют работать с различными источниками информации. | Урок с примен. ТСО | §27-30 Зад.раб.тетр. Пробл.з.-почему это время называют Возрождением? Когда и благодаря чему начались Великие географические открытия? Сообщ. об изобр. книгопеч. Тестирование |
Народы Азии. Америки и Африки в Средние века | 27 | Средневековый Китай | 1 | Имп-ор и поддан.; Крест. война; Кит.под вл. монг.; Борьба против завоевателей. Культура Китая. | Шелковый путь Монгол Хан Фарфор Пагода Пейзаж
| Составляют описание достижений культуры стран; Объясняют причины колониального вторжения в Китай; Объясняют причины крестьянских выступлений и гражданской смуты. | Урок изуч. нового материала | §31 Зад.раб.тетр. Раб.по истор.карте Пробл.з.- раскрыть значение китайской культуры Тестирование | 28 | Индия: государства и культура. | 1 | Индий. княж-ва; Вторж. Мусульм; Делий. Султанат; Культура Индии. | Раджа Брахман Фрески
| Сравнивают особенности развития Китая и Индии; Рассказывают о политическом устройстве индийских княжеств до вторжения мусульман; Понимают значение индийской культуры. | Урок изуч. нового материала | §32 Зад.раб.тетр Фронтальл опрос; Пробл.з.-влияние инд. Кул-ры на миров. Ист. и куль Тестирование | 29 | Государства и народы доколумбовой Америки | 1 | Народы Америки. Государства. Культура. | Майя Ацтеки Инки
| Составляют развернутый план параграфа; Выявляют особенности развития народов; Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев. | Кино-урок | §33 Зад.раб.тетр. Творч.задания Тестирование | 30 | ПОУ к курсу «История средних веков» | 1 |
|
| Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду; Умеют работать с тестовыми заданиями; Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты; Выявляют существенные черты исторических процессов; Объясняют смысл изученных исторических терминов; Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков | Повторительно-обобщающий урок | Тестирование Индивид.зад. Термин.дикт. Хронол.задан. Творч.задан. | |