Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания




Скачать 322.27 Kb.
НазваниеОрганизационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания
страница1/2
Дата25.11.2012
Размер322.27 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи


АЛЕЙНИКОВА Ирина Игоревна


Организационно - экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания


Специальность 08.00.05

Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами: промышленность, маркетинг)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва 2009


Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств»


Научный руководитель –   доктор экономических наук, доцент

Печеная Людмила Тимофеевна


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Минаева Елена Вячеславовна,

Московский государственный

университет технологий и управления


доктор экономических наук, профессор

Дашков Леонид Павлович,

Российский университет кооперации


Ведущая организация: ГНУ НИИ Детского питания Российской академии сельскохозяйственных наук

Защита диссертации состоится «__» _______ 2009 г. в ____ часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.148.06 в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств» по адресу: 125080, г. Москва, Волоколамское ш., д. 11, аудитория 6.06.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств».


Автореферат размещен на сайте www.mgupp.ru


Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью учреждения, просим направлять по указанному адресу.


Автореферат разослан «___» _________ 2009 г.


Ученый секретарь

Диссертационного Совета,

к.э.н., доцент Чайкина И.И.

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы. Проблема улучшения здоровья нации в значительной степени определяется сбалансированностью рациона питания на ранних стадиях жизни человека. При этом приоритет в питании детей должен быть отдан грудному вскармливанию, которое нормализует обмен веществ, формирует благоприятную микрофлору пищеварительной системы, способствует укреплению иммунитета. Однако в силу ряда обстоятельств естественное вскармливание не всегда возможно, и его в значительной степени могут заменять продукты, приготовленные промышленным способом (заменители женского грудного молока или смеси). Индустриализация сферы детского питания в России, связанная с переходом от мелкосерийного (домашние кухни) к массовому производству (крупные и средние по мощности предприятия), предопределяет повышенные требования к организации и управлению деятельностью промышленных предприятий, специализирующихся на выпуске продовольственных товаров для детей с первых дней их жизни. Вопросы организации основного производства, включая стандарты, отражающие повышенные требования к технологии приготовления продукции детского питания, ее сбалансированности по составу, безопасности, полезности и защищенности были глубоко и всесторонне проработаны специалистами различного профиля, однако наименее изученной областью в настоящее время является рациональная организация вспомогательных подразделений предприятий, прежде всего упаковочного производства. Высокая значимость упаковки для продуктов детского питания и более жесткие к ней требования обусловлены повышенной чувствительностью потребителей (детей) к незначительным отклонениям от норм, а также необходимостью сохранности продукции, поддержания высокого качества, защиты от внешних воздействий, упрощения идентификации товаров и другими факторами, подлежащими учету при рациональной организации данного производства.

Одной из главных причин, препятствующих эффективной организации упаковочного производства, включая оптимизацию структуры затрат, повышение конкурентоспособности, определение потребности инвестиций для его совершенствования является отсутствие соответствующего методического обеспечения из-за сравнительно короткого периода развития упаковочного бизнеса в России.

Устойчивое развитие упаковочного производства требует комплексного подхода, охватывающего следующие организационные составляющие – производство тары, процесс упаковывания (соединение готового продукта с тарой), укрепление взаимосвязи между упаковкой, продуктом и брендом. Совершенствование организации и управления упаковочным производством предприятий детского питания в условиях их перехода на индустриальный путь развития требует адекватного методического обеспечения, что подчеркивает актуальность темы исследования.

Состояние изученности проблемы. Вопросам упаковки, теории издержек, организации производства и брендинга посвящены работы зарубежных ученых: Д. Аакера, Р.Дж. Келси, Ф. Котлера, Д. Рэнделла, Т. Хайна, Дж.Ф. Ханлона, А. Эллвуда, Дж.Р. Эванса; отечественных специалистов: Е.Л. Головлевой, Н.Ф. Ефремова, Г.И. Касьянова, Л.М. Косныревой, М.А. Николаевой, Л.А. Пашкевич, Э.Г. Розанцева, О.А. Рязановой, И.В. Сироткиной, Т.И. Чалых и т.д.; экономистов отрасли: И.П. Богомоловой, В.Г. Воронина, В.В. Гусева, В.В. Денискина, М.Д. Магомедова, Е.В. Минаевой, Л.Т. Печеной, Т.Ф. Рябовой, и др., которые внесли определенный научный вклад в исследование проблемы внедрения современных технологий организации и планирования основного и вспомогательного производств. Однако в настоящее время не выработан единый понятийный аппарат в упаковочной индустрии, недостаточно проработаны вопросы по оптимизации структуры затрат на упаковку детского питания и совершенствованию управления данным производством.

Цель исследования состоит в обосновании и разработке научно- методических положений по совершенствованию организации упаковочного производства предприятий индустрии детского питания.

Для реализации поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

проанализированы экономическая сущность, назначение и жизненный цикл упаковки детского питания, выделены ее основные классификационные признаки и функциональные составляющие;

проведен мониторинг показателей, характеризующих уровень организации и управления упаковочным производством на промышленных предприятиях детского питания;

обоснована методика исследования рынка детского питания, проведена диагностика и выявлены факторы, влияющие на прогноз его емкости;

разработан методический подход к оптимизации структуры затрат на упаковку с учетом категории товара;

уточнена методика оценки ценности бренда, адаптированная для промышленных предприятий детского питания;

обоснован метод совершенствования организации и управления упаковочным производством в индустрии детского питания путем его выведения на аутсорcинг.

Объектом исследования явились ведущие отечественные предприятия-производители индустрии детского питания.

Предмет исследования составили экономические отношения, возникающие в процессе организации, планирования и управления упаковочным производством предприятий детского питания.

Теоретической и методологической базой исследования является современная теория экономики, менеджмента, брендинга, организации производства. Основу работы составляют научные труды зарубежных и российских ученых по вопросам управления затратами, совершенствования организационной структуры предприятия, развития индустрии детского питания и функционирования рынка упаковки. Для решения поставленных задач привлечены нормативно-правовые акты Российской Федерации, методические материалы и т.д.

Информационной базой исследования послужили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, отчетные данные индустрии детского питания, материалы, собранные автором на промышленных предприятиях г. Москвы, Московской и Воронежской областей, а также ресурсы сети Интернет.

В процессе исследования использовались следующие научные методы: экономико-математического анализа и моделирования, статистической обработки данных, экономического анализа, синтеза, сопоставления, систематизации, ранжирования, анкетирования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнено определение упаковки как результирующего вектора двух потоков (тары и продукта) с выделением основных элементов - ценность, информация и функция дозирования;

обоснована классификация основных факторов, влияющих на динамику рынка детского питания (уровень конкуренции, рождаемость, доходы на душу населения, особенности потребления детского питания и т.д.), принятая за основу при разработке прогноза его емкости;

усовершенствован метод оптимизации структуры затрат на упаковку продуктов детского питания;

разработаны методика определения ценности бренда детского питания и метод оценки влияния на нее затрат в упаковочном производстве;

обоснована методика вывода производства упаковки на аутсорсинг как одного из направлений, обеспечивающих снижение затрат и эффективное развитие предприятий детского питания.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на предприятиях детского питания разработанных в диссертации методик по распределению затрат и оптимизации размера инвестиций в упаковку, а также методического подхода к совершенствованию экономических отношений между основным и вспомогательным производством на основе аутсорсинга.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на научно-практических конференциях Московского государственного университета пищевых производств (г. Москва), Института государственного управления, права и инновационных технологий (г. Москва), Воронежской государственной технологической академии (г. Воронеж) за 2006 – 2008 гг. Результаты исследования внедрены в ГНУ НИИ Детского питания Российской академии сельскохозяйственных наук, что подтверждено актом о внедрении. Методические положения, разработанные в диссертации, используются в учебном процессе Московского государственного университета пищевых производств при изучении дисциплин «Менеджмент и маркетинг», «Экономика и организация производства», «Управление затратами». По теме диссертации автором опубликованы 9 печатных работ, отражающих основное содержание исследования, общим объемом 18,3 печатных листа с авторским вкладом 10,1 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 163 наименования. Диссертация изложена на 178 страницах основного текста, содержит 23 рисунка, 22 таблицы, 16 приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы, показана степень ее изученности, сформулированы цель, задачи, отражена научная новизна и практическая значимость диссертационной работы.

В первой главе«Экономические аспекты организации упаковочного производства» – исследована сущность понятия «упаковка», ее классификационное и структурное содержание; рассмотрены способы совершенствования организации упаковочного производства; построена модель оптимальной структуры затрат; отражены брендинговые стратегии.

Во второй главе«Мониторинг деятельности и перспектив развития промышленных предприятий - субъектов рынка детского питания» – обоснована методика исследования рынка детского питания, установлены факторы, влияющие на его динамику, разработан прогноз развития рынка; выявлены тенденции и перспективы совершенствования деятельности предприятий, специализирующихся на выпуске детского питания; проанализирована структура затрат упаковочного производства детского питания.

В третьей главе«Методические аспекты совершенствования организации упаковочного производства на предприятиях детского питания» – выработан методический подход к управлению затратами в упаковочном производстве промышленных предприятий детского питания и оценке ценности бренда, обоснованы методы совершенствования организационной структуры данного подразделения путем вывода на аутсорсинг производства тары.

В выводах и предложениях обобщены основные результаты проведенного исследования.

II. Основное содержание диссертации

и защищаемые в ней положения

  1. Уточненное определение и классификация видов упаковки

Упаковка всегда соответствовала веяниям времени и потребностям общества, в связи с появлением новых материалов и технологий. Наличие различных точек зрения на сущность понятия «упаковка» ставит перед необходимостью поиска индивидуального подхода к этому вопросу. Проведенное исследование позволило автору уточнить определение упаковки. Под упаковкой понимается комплекс средств, включающий в себя ценностный аспект, функцию дозирования и информацию о продукте путем соединения двух материальных потоков (тары и продукта), организацию и управление данным процессом и связанными с этим затратами.

Основным элементом упаковки является тара как средство, создающее дополнительную ценность товара и повышающее его привлекательность у потребителя. Исследованием установлено отсутствие унифицированного подхода к классификации тары, показывающее необходимость ее уточнения. Для более точного учета затрат в качестве дополнения введен критерий экологичности, позволяющий дифференцировать тару на: частично перерабатываемую (пластиковые бутылки, комбинированные многослойные пакеты и др.) и полностью перерабатываемую (картонные коробки, бумажные пакеты и др.).

  1. Классификация факторов, влияющих на динамику рынка детского питания

Важность развития рынка продуктов детского питания состоит в его целевом назначении - большинство представленных на нем товарных групп содержат питательные вещества, обеспечивающие основные жизненные функции организма, недостаток которых приводит к отставанию в росте, задержкам в развитии и даже к тяжелым заболеваниям.

Анализ показал, что отечественный рынок продуктов питания для детей стремительно развивается при ежегодных темпах прироста от 15 до 20%. Такая тенденция обусловлена позитивными социально-демографическими изменениями в связи с ростом рождаемости и, как следствие, увеличением потребительской аудитории.

В 2007 г. емкость российского рынка детского питания в стоимостном выражении составила около 15 млрд. рублей. Динамика роста рынка детского питания в натуральном выражении показана на рисунке 1.



Рис. 1. Динамика развития рынка детского питания в натуральном выражении за период 2005 – 07 гг.

Наибольший удельный вес на данном рынке (70%) занимает товарная группа молочных продуктов, включая заменители женского грудного молока (смеси), кисломолочную продукцию; на долю каш приходится около 20%; соков, пюре и чая - немногим более 10%. Число официально зарегистрированных на территории Российской Федерации предприятий-производителей детского питания в настоящее время ограниченно, однако наблюдается тенденция их увеличения. Так, наряду с 6 крупнейшими производителями детских смесей и молочной продукции, из общего состава промышленных предприятий индустрии детского питания 9 специализируются на выпуске овощных соков, 17 – фруктовых соков. Консолидации данного рынка способствует интеграция, в том числе за счет скупки малых производств детского питания крупными региональными промышленными предприятиями, выпускающими молочную продукцию. Распределение рынка детского питания между основными производителями представлено в таблице 1.


Таблица 1

Структура распределения российского рынка детского питания между основными предприятиями-производителями по данным 2007 г.

Компании

Доля рынка, %

в натуральном выражении

в стоимостном выражении

Вимм-Биль-Данн (ТМ «Агуша»)

25,0

18,3

Юнимилк (ТМ «Тема»)

9,3

8,9

Нестле (ТМ «Nestle», «Nan», «Nestogen»)

6,6

19,8

Нутриция (ТМ «Nutrilon», «Nutricia Baby Menu»)

6,0

15,6

Лебедянский (ТМ «Фрутоняня», «Малышам»)

16,4

10,1

Другие

36,7

27,3

Итого

100,0

100,0

Мониторинг рынка детского питания позволил установить и классифицировать факторы, оказывающие влияние на его динамику, среди которых:

социально-демографические - изменение стиля жизни и особенностей потребления (в связи с переходом от пищи, приготовленной в домашних условиях, к продукции промышленного производства); рост женской занятости; повышение покупательской способности и т.д.;

рыночные - неустойчивость потребительской аудитории; невысокий уровень доверия к детскому питанию, произведенному в промышленных условиях; недостаточная информированность о продуктах питания для детей; отсутствие опыта ведения конкурентной борьбы из-за короткого периода существования массового промышленного производства детского питания; постепенное смещение спроса в сторону отечественной продукции, отвечающей международным стандартам качества и реализуемой по более низким ценам и т.д.;

организационно-экономические – наличие экологически чистой сырьевой базы; потребность в значительных капитальных вложениях и большой срок окупаемости проектов по индустриализации производства детского питания; повышенные требования санитарно-эпидемиологического контроля; ограниченный перечень упаковочных материалов, разрешенных к применению в сфере детского питания и, соответственно, узкая номенклатура тары; недостаточный ассортиментный ряд видов упаковки, учитывающей специфику потребления продуктов для детей (в том числе с дополнительными функциями); особые технологии производства и условия хранения сырья и готовой продукции и т.д.

Совокупность выявленных факторов была дифференцирована на две группы: 1) прямого воздействия, 2) косвенного влияния на развитие рынка детского питания (рис. 2).

Эти факторы были учтены при определении прогноза емкости рынка детского питания (Ерп), расчет которого производился по формуле:

Ерп = Ерб ∙ kр∙ kд ∙ kк ∙ kкоп (1)

где Ерб – базовая емкость рынка детского питания, тыс. руб.; kр – коэффициент, учитывающий изменение рождаемости; kк – коэффициент, учитывающий долю расходов на детское питание в структуре доходов населения; kк – коэффициент, учитывающий уровень конкуренции; kкоп – коэффициент, учитывающий особенности потребления детского питания.

Коэффициент, учитывающий изменение рождаемости (kр):

kр = ()/(N-1) (2)

где Чрj, Чрj+1 – показатель рождаемости, соответственно в базовом и последующем году, чел; N – количество лет, за которое определяется данный показатель.

Коэффициент, учитывающий долю расходов на детское питание в структуре доходов населения (kд):

kд =1 +  (3)

где ΔРп – средний прирост расходов на детское питание, тыс. руб.; н – средний уровень доходов населения, тыс. руб./год.

Коэффициент, характеризующий уровень конкуренции между отечественными и зарубежными производителями (kк):

kр = 1 +  (4)

где ,  – средний объем продукции детского питания, реализуемый соответственно отечественными и зарубежными производителями, т;  - средний объем продукции детского питания, поставляемой на российский рынок, т.




Коэффициент, учитывающий особенности потребления детского питания (kкоп):

kкоп = Тг ∙ То (5)

где Тг, То – темпы роста среднегодовой численности, соответственно, городского населения и граждан с высшим и средним специальным образованием.

Данная методика предполагает три варианта развития ситуации в будущем: позитивная, негативная и стабильная. Позитивное развитие, связанное с резким ростом рынка, помимо указанных, определяется рядом стохастических факторов (снижение объемов производства и банкротство крупных зарубежных производителей, значительное сокращение иностранных рынков и т.д.). Негативное развитие может быть вызвано мировым экономическим кризисом, последствием которого является рост инфляции и безработицы.

Использование данной методики позволило рассчитать прогноз емкости рынка детского питания РФ в стоимостном и натуральном выражении на период 2010-2012 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз емкости рынка детского питания

Российской Федерации на период 2010-2012 гг.




Величины по годам

2010

2011

2012

Емкость рынка в стоимостном выражении, млн. руб.

20 202

23 505

27 348

Емкость рынка в натуральном выражении, т.

557 580

648 745

754 814

  1   2

Похожие:

Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconОрганизационно-экономические основы повышения эффективности использования потенциала предприятий индустрии туризма
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconПояснительная записка Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 260501. 65 Технология продуктов общественного питания в соответствии с требованиями
«Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания», «Санитария и гигиена питания», «Товароведение продовольственных...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconОрганизационно-экономические аспекты совершенствования информационного обеспечения условий и охраны труда
Работа выполнена на кафедре «Экономика и организация труда» гоу впо «Омский государственный технический университет»
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconМетодические указания к выполнению
«Технология и дизайн упаковочного производства» направления 656900 подготовки дипломированного специалиста «Технология полиграфического...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconМетодические рекомендации по обращению с отходами производства и потребления для предприятий торговли, общественного питания
Конодательством Российской Федерации и Республики Бурятия для доведения правовой информации в области обращения с отходами и разъяснения...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Технология упаковочного производства»
С развитием упаковочной индустрии России в сфере производства тары и упаковки все больший вес занимает изготовление тары и упаковки...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconА. Ю. Просеков научные основы производства
«Технология детского и функционального питания» направления 655700 «Технология продовольственных продуктов специального назначения...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по технологии производства продукции общественного питания
Охватывает все типы предприятий питания, а также разнообразные контингенты потребителей как по профессиональной принадлежности, так...
Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconОрганизационно-экономические отношения в системе производства и реализации комбикормовой продукции

Организационно экономические аспекты совершенствования упаковочного производства предприятий индустрии детского питания iconА. Ю. Просеков технология продуктов детского питания
«Технология детского и функционального питания» направления 260500 «Технология продовольственных продуктов специального назначения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница