Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»




НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
страница1/40
Дата16.10.2012
Размер5.99 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №10

МО «Ахтубинский район»

поселка Верхний Баскунчак Астраханской области

__________ Л.Г.Даниловская


___________________


«___» ____________ 2011 года

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете школы.


Протокол №1 от «31» августа 2011 года




Основная образовательная программа

начального общего образования


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования


Астраханская область 2011 год


Содержание программы

I. Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования

I.I Цели и задачи реализации ООП НОО

I.II. Принципы и подходы к формированию ООП НОО

I.III Общая характеристика ООП НОО

I.IV. Условия для реализации ООП НОО

I.V. Этапы реализации ООП НОО


II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ………………………

II.I. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий». Планируемые метапредметные результаты

II.II. Планируемые результаты междисциплинарной программы «Чтение. Работа с текстом»

II.III. Планируемые результаты освоения отдельных учебных предметов, курсов

III. Учебный план начального общего образования………………………


IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………


V. Программы отдельных учебных предметов, курсов………………

УМК « Начальная школа XXI века»


VI. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся……….....................................................


VII. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…….


VIII. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………


Словарь терминов ФГОС…………………………


Список литературы………………………………………

Приложения

1. Рабочие учебные программы по предметным областям учебного плана

3. Рабочие программы внеучебной деятельности младших школьников

4. Портфолио учителя и портфель достижений учащегося


I. Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

I.I. Цели и задачи реализации ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа начального общего начального образования (далее – ООП НОО) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 МО «Ахтубинский район» поселка Верхний Баскунчак Астраханской области составлена в соответствии с основными направлениями образовательной политики в России, определенными в следующих нормативных документах:

  • Конституции Российской Федерации;

  • Законе Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями);

  • Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;

  • Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012г (утверждены распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р);

  • Типовом положении об образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №196 в редакции от 30.12.2005 г. № 854;

  • Уставе МБОУ «СОШ №10 МО «Ахтубинский район»

  • Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009;

  • Примерной основной образовательной программе начального общего образования, рекомендованной к использованию образовательными учреждениями РФ решением Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол № 1 от 27-28.07.2010.)

ООП НОО рассмотрена и принята педагогическим советом ОУ (протокол №1 от 31 августа 2011 года).

Данная программа начинает свое действие с сентября 2011-2012 учебного года. По мере введения ФГОС НОО и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом.

На современном этапе общество и государство ставит перед образованием новые цели, а именно: в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы решения проблем, становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным. В свою очередь реализация образованием указанных ориентиров связана с изменением общего подхода к регламентации работы образовательных учреждений.

Новые идеи заложены в содержании федерального государственного образовательного стандарта основного общего начального образования.

Поставленные государством образовательные задачи требуют радикальных перемен в организации учебного процесса нашего учреждения. Важен новый взгляд на содержание и способы образования учащихся.

ООП НОО МБОУ «СОШ №10 МО «Ахтубинский район» определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Данная программа опирается на возрастные особенности младшего школьника.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,6 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка и с разрешения учредителя – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС), достигаются:

– смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

– формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

– выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

– эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

– приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

– усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,6 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту.

ООП НОО реализуется в рамках пятидневной учебной недели.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельности (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • учебно-исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: восприятие рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочных работ и т.п.

Одной из приоритетных задач МБОУ «СОШ №10 МО «Ахтубинский район» является формирование оптимальной образовательной среды, способствующей развитию духовности, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения, созданию благоприятных условий для успешной социализации обучающихся, которая достигается:

– оптимизацией единого образовательного пространства школы;

– утверждением толерантного сознания всех участников образовательного процесса;

– осуществлением личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании;

– развитием ученического самоуправления на деятельностной основе;

– внедрением современных информационно-коммуникационных технологий;

– повышением профессиональной компетентности педагогических кадров.

На первый план выступает направленность на достижение высокого уровня образования и воспитания, формирование творческого потенциала личности учащегося как основы ее интеллектуального, нравственного и физического развития. При этом образование мыслится как многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию обучающегося на основе учета индивидуально-психологических, социально-психологических и учебных возможностей.

Основными условиями достижения данной цели является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся.

Задачи педагогов, решаемые в процессе реализации ООП НОО:

– способствовать освоению ведущих видов деятельности;

– формировать учебную деятельность младших школьников (постановка учебных целей, создание условий для конкретизации целей; побуждение и поддержание детской инициативы, направленной на поиск средств и способов достижения учебных целей; организация усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществление функций контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам);

– создавать условия для продуктивной творческой деятельности младшего школьника;

– приобщать младших школьников к общественно значимым делам.

Задачи младших школьников, решаемых в разных видах деятельности.

Для достижения образовательных результатов младший школьник в процессе реализации ООП НОО решает следующие задачи:

– осваивает основы понятийного мышления;

– учится самостоятельного конкретизировать поставленные цели и ищет способы их решения;

– овладевает действиями контроля и оценки в учебной деятельности;

– осваивает коллективные формы учебной работы и преобладает социальные навыки;

– овладевает навыками самообслуживания, простыми трудовыми действиями на уроках технологии и в социальных практиках;

– приобретает опыт взаимодействия с взрослыми и детьми, осваивает основные этикетные нормы.


I.II. Принципы и подходы к формированию ООП НОО

ООП НОО МБОУ «СОШ №10 МО «Ахтубинский район» строится на следующих основных подходах анализа и организации образовательного процесса:

системно-деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

– переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

– гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Цель развития МБОУ в условиях перехода на ФГОС НОО:

– создание обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно добывать и использовать в образовательных целях необходимую информацию, быстро ориентироваться в информационном пространстве;

– создание условий, содействующих наиболее полному развитию индивидуальных способностей учащихся.

  1. Задачи развития МБОУ в условиях перехода на ФГОС НОО:

– развитие у учащихся общей культуры на основе усвоения образовательных программ и достижения учащимися соответствующего образовательного уровня;

– формирование у учащихся потребностей к самообразованию, саморазвитию и самоопределению;

– создание основы для осознанного выбора будущей профессии;

– адаптация учащихся к жизни в обществе;

– воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Отечеству;

– формирование навыков здорового образа жизни;

– формирование ИКТ-компетенций.

ООП НОО основывается, в первую очередь, на компетентностном подходе в образовании. Понятие «компетентность» включает когнитивную и операционально-технологическую составляющие.

Понятие «компетентность» нами рассматривается в связи с понятием «компетенция» (скрытое психологическое новообразование связанное с приобретением знаний, формированием универсальных учебных действий (далее – УУД), системой ценностей и отношений).

В основе анализа и организации образовательного процесса лежат следующие принципы деятельности всего педагогического коллектива.

Принцип гуманизации предполагает, что основным смыслом педагогического процесса в МБОУ «СОШ №10» является развитие личности ребенка.

Принцип добровольности предполагает систему выбора образовательных программ, видов деятельности, режима занятий.

Принцип природосообразности личности ребенка акцентирует внимание на врожденные качества ребенка, его способности, индивидуальные черты личности.

Принцип креативности нацеливает на развитие творческих способностей личности в системе базового и дополнительного образования.

Принцип преемственности сочетает все образовательные ступени школы, базовые и дополнительные компоненты учебного процесса, обеспечивает непрерывный характер образования.

Принцип целостности обеспечивает целостность ООП НОО.

Принцип управляемости помогает регулировать реализации ООП НОО, корректировать действия участников образовательного процесса, осуществлять мониторинги и диагностики.

Принцип вариативности позволяет в связи со сложившимися изменениями в образовательной среде менять содержание основных и дополнительных программ.

Деятельность нашего ОУ направлена на формирование модели выпускника начальной школы – качественной характеристики личности, включающей следующие ценностные ориентации, социальные и интеллектуальные умения:

Ценностные ориентации:

– активную гражданскую позицию,

– ценностное отношение к Родине, ее культурно-историческому прошлому;

– уважение человеческого достоинства;

– толерантное отношение к окружающим;

– здоровый образ жизни;

– нравственные принципы.

Социальные умения:

– установление конструктивных отношений с другими;

– инициативность и предприимчивость;

– самоанализ поведения и умение вносить корректировки в свое поведение;

– мобильность и умение адаптироваться;

– способность к самостоятельному принятию решения;

– умение отстаивать свою точку зрения;

– умение создавать и укреплять семейные ценности,

– усилия к самореализации в будущей профессиональной деятельности.

Интеллектуальные умения:

– широкий кругозор;

– критическое мышление;

– целостное представление об окружающем мире;

– разносторонние интересы;

– ассоциативность мышления;

– способность к самообразованию;

– креативность;

– умение работать с информацией, делать объективные и взвешенные выводы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 28 46 5 Программы отдельных учебных предметов развивающей системы Л. В. Занкова и «Начальная школа XXI века»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов открытый комплект учебников «Школа 2000…»
Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования с. 57 83 V. Программы отдельных учебных предметов, курсов с. 84 240 Система учебников «Школа России»
Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов Система учебников «Школа России»
Цели и задачи реализации ооп ноо,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Программы отдельных учебных предметов, курсов и
Изменения и дополнения в основную образовательную программу начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования образовательная система «школа 2100»
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования 7
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПояснительная записка 101 2 Понятие, функции, состав, характеристики универсальных учебных действий 102 3 Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по системам учебников «Школа России»
Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени ноо 101
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования 16 Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и умк «Школа России»
Начальник Управления по образованию Администрации Наро-Фоминского муниципального района
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница