Скачать 0.5 Mb.
|
Статус документа Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, по технологии Т.М. Рогозиной, А.А.Гриневой, И.Б. Мыловой (УМК «Перспективная начальная школа») с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Структура документа Рабочая программа включает разделы:
Общая характеристика учебного предмета Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология» Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур. Основные содержательные линии 1 класс (33 ч) Общетрудовые знания, умения и способы деятельности Трудовая деятельность в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Предметы рукотворного мира, их назначение. Содержание труда людей ближайшего окружения. Профессии моей семьи и ближайшего окружения, связанные с созданием предметов рукотворного мира. Процесс труда. Организация рабочего места под руководством учителя. Последовательное выполнение технологических операций под контролем учителя. Обсуждение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками с колечками, правил личной гигиены. Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Под руководством учителя определение формы, размеров деталей, способов их соединения по образцу изделия в сборе, установление пространственных отношений между деталями; обсуждение последовательности изготовления изделия по сборочной схеме. Понятия: изделие, деталь, форма, размер, материал, инструмент, приспособление, подкладные лист и доска, разметка, шаблон, фальцовка, стека, булавка с колечком, наперсток, пяльцы, нити долевые и поперечные, шов «вперед иголку», бахрома; ткани хлопчатобумажная и льняная. Действия: сминать, размачивать, скатывать, обрывать, складывать, переплетать, разминать, раскатывать, вытягивать, заглаживать, примазывать прижимать. Свойства: цвет, блеск, прозрачность, толщина, фактура поверхности (шероховатая, гладкая). Использование измерений для решения практических задач: разметка заготовок деталей сгибанием по шаблону. Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности) Природные материалы (6 ч) Растительные природные материалы: листья, веточки, семена растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов. Выбор материала для изготовления изделия по его свойствам: цвет,, форма, размер. Подготовка материала к работе. Бережное использование природного материала. Краткая характеристика операций сбора, обработки, хранения и использования природных материалов: собирать листья в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме, сушить листья под прессом; промывать семена, подсушивать; хранить материалы в бумажных конвертах и коробках; наклеивать композиции из природных материалов на основу из картона и пластилина; соединять объемные детали из природных материалов пластилином. Инструменты и приспособления: ножницы, стека, кисточка для клея, подкладная доска. Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; составление композиций; соединение деталей пластилином, клеем; сборка изделия. Варианты объектов труда: аппликации из листьев, декоративные композиции из семян и листьев, сказочные персонажи (Баба-Яга и т. п.). Искусственные материалы Пластичные материалы (3 ч) Пластилин, масса для моделирования. Выбор материала по его свойствам: пластичность, способность сохранять форму. Экономное расходование материала при лепке. Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием. Инструменты и приспособления: стека, подкладная доска. Практические работы. Изготовление изделий из пластилина и массы для моделирования: формообразование деталей изделия и их соединение. Варианты объектов труда: модели предметов живой природы (овощи, фрукты, животные), фишки для уроков математики. Бумага (15 ч) Виды бумаги и ее использование на уроках: цветная дл аппликаций, калька, копировальная, писчая. Выбор бумаги по е свойствам: цвет, блеск, прозрачность. Экономное расходовани бумаги при разметке деталей по шаблонам, через копирку, кальку. Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминаг (делать мятой поверхность бумаги), размачивать (размягчать) скатывать (свернуть в трубку или собрать в шарик); обрывать п краям (делать край неровным); складывать (делить на части) размечать по шаблону (обвести внешний контур предмета) размечать через копирку, кальку (снять копию с оригинала), резать (отделять от целого); гофрировать (делать ряд параллельны складок); переплетать (соединять способом щелевого замка). Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, клей, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести. Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубочку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, плетеным узором. Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, новогодние подвески, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, открытки, декоративные композиции. Текстильные материалы (9 ч) Общее понятие о ткани. Ткани растительного происхождения (хлопчатобумажная и льняная), их виды и использование. Свойства ткани: цвет, фактура поверхности, толщина. Экономное расходование ткани при разметке по выкройке деталей прямоугольной формы. Краткая характеристика операций обработки текстильных материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому, пришивать пуговицу с двумя отверстиями; способы выполнения ручного шва «вперед иголку». Инструменты и приспособления: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечками, ножницы, наперсток. Практические работы. Изготовление плоских изделий из текстильных материалов: подбор ткани с учетом размеров изделия; разметка ткани; резание ножницами по линиям разметки клеевое соединение; декоративное оформление изделий вышивкой, фурнитурой. Варианты объектов труда: декоративные салфетки, и аппликации, украшения. 2 класс (34 ч) Общетрудовые знания, умения и способы деятельности Трудовая деятельность в жизни человека. Современная техника: транспорт, используемый человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции). Содержание труда людей ближайшего окружения (2 ч). Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей); трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае; сбор детьми природного материала для уроков. Процесс труда. Рациональное размещение материалов и инструментов под руководством учителя; последовательное выполнение технологических операций под руководством учителя и по операционной карте; соотнесение результатов деятельности с образцом под руководством учителя; соблюдение безопасных приемов труда при работе с ножницами, иглами, булавками с колечками; соблюдение правил личной гигиены. Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач. Анализ образца изделия и способов соединения деталей по вопросам учителя, учебника; коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по сборочной схеме; условные обозначения на схемах, чертежах. Понятия: схема, развертка, выкройка, чертеж, эскиз, линия чертежа, проект, конструктивный элемент, модель. Использование измерений для решения практических задач. Разметка заготовок деталей сгибанием, по шаблону, по месту, на просвет с использованием копий, по клеткам и с помощью разметочных инструментов: линейки, карандаша; представление о развертке. Первоначальные умения проектной деятельности (3 ч). Сбор и анализ информации о создаваемом изделии с помощью учителя; поиск и построение плана деятельности под руководством учителя; коллективный выбор лучшего варианта при участии учителя; определение последовательности изготовления изделия и средств достижения поставленной задачи под руководством учителя; изготовление изделия под контролем учителя; проверка изделия в действии; представление и оценка результатов деятельности при участии, учителя. Варианты проектов: модель бумажного змея, весенняя регата. Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности) Природные материалы (15 ч) Растительные природные материалы: листья, цветущие растения, стебли, семена и плоды растений. Технологические свойства соломы: режется ножницами, связывается в пучок, переплетается. Яичная скорлупа. Выбор материалов в зависимости от назначения и конструкции изделия. Подготовка материалов к работе. Бережное пользование материалов. Краткая характеристика операций сбора, хранения, обработки и использования природных материалов: сбор цветущих растений в солнечный день; сушка растений под прессом между бумажными листами с прокладкой ваты вокруг цветка; сортировка семян, плодов, стеблей по размеру, форме, цвету; хранение материалов в бумажных конвертах, коробках; подготовка яичной скорлупы к работе; наклеивание композиций из природных материалов на картон. Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, клей, карандаш, подкладная доска. Практические работы. Изготовление рельефных и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия, соединение деталей изделия клеем, сборка пучка и перевязывание его нитками, использование бумаги и текстильных материалов для оформления изделия, сборка изделия. Варианты объектов труда: панно, аппликации «Цветочный хоровод», «Коллекция насекомых из семян», композиция «Подводный мир», масленичная кукла, сувенир «Пасхальное яйцо». |
![]() | Пояснительная записка статус документа Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» 5-9 классов составлена на основе | ![]() | Пояснительная записка статус документа Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 |
![]() | Пояснительная записка статус документа ... | ![]() | Пояснительная записка Статус документа Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными... |
![]() | Пояснительная записка Статус документа ... | ![]() | Пояснительная записка Статус документа Примерной программы основного общего образования по истории. Программа общеобразовательных учреждений «Обществознание. История» 5-11... |
![]() | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по истории для V-XVIII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ![]() | Пояснительная записка Статус документа рабочая программа Алгебра 7-9 классы, составитель т а бурмистрова. Москва. Просвещение. 2008г по учебнику алгебры для 9 класса авторов Ю. Н. Макарычева,... |
![]() | Пояснительная записка статус документа Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по английскому языку для 10А и 10Б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... |