Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,




Скачать 166.17 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Дата16.10.2012
Размер166.17 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт

искусства и культуры»

Факультет документально-информационных коммуникаций

Кафедра документоведения, библиотековедения и

библиографии


Одобрено НМС ПГИИК

пРОТОКОЛ №___

«__» _______________ 2009 г.

Председатель_____________


Колчанова О.В.


ММРОВЫЕ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов очного и заочного отделения,

обучающихся по специальности

071201 Библиотечно-информационная деятельность

квалификация – Менеджер информационных ресурсов


Рекомендовано кафедрой:

Протокол №_______

«__»___________200_ г.

Зав. кафедрой______________


Пермь 2009

Автор - составитель:

Колчанова Ольга Викторовна,

старший преподаватель кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии




Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность».


Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения.


© Пермский государственный институт

искусства и культуры, 2009

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Цели, задачи и предмет дисциплины

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

  3. Объем дисциплины

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

  4. Содержание курса

  5. Темы практических и/или семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр

  6. Задания для самостоятельной работы студентов

  7. Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету

  8. Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература

    2. Методическое обеспечение дисциплины




  1. Цель, задачи и предмет дисциплины

Цель данного специального курса – подробно изучить историю, структуру, методику систематизации крупнейших международных классификационных систем современности. В условиях глобализации экономической, научной, культурной сфер деятельности и обмена информацией, знание особенностей каждой из существующих классификационных документных систем крайне необходимо.

Задачами данного курса являются:

  • Изучение истории международной классификационной системы

  • Изучение структуры каждой из крупнейших классификационных документных систем

  • Изучение общей и частной методики систематизации документов по каждой из изучаемых классификационных систем современности




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данного спецкурса студент должен:

  • Знать историю появления каждой из крупнейших международных классификационных документных систем; разбираться в особенностях структуры каждой из них

  • Владеть общей и частной методикой систематизации по данным классификационным документным системам

  • уметь использовать в практической деятельности полученные знания



3.Объем учебной работы

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

№ семестра

Количество часов

Дневное отделение

Заочное отделение

Аудиторные занятия

4,6

32

8

Лекции

4,6

24

8

Практические и семинарские занятия

4

8

-

Самостоятельная работа

4

32

-

Всего часов

4,6

64

8

Текущий контроль




-

-

Виды итогового контроля




Зачет

-




      1. Распределение часов по темам и видам

учебной работы


Форма обучения – очная



п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

Аудиторные

СРС

Всего

Лекции

Семинары/Практические

Раздел 1

Крупнейшие универсальные классификационные системы современности
















Тема 1

ДКД как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов

10

4

4




6

Тема 2

УДК ведущая документная классификация современности: история, структура, общая методика систематизации документов

30

16

8

8

14

Тема 4

Фасетная классификация документов (на примере классификации Ранганатана)

4

4

4







Тема 5

Государственный рубрикатор научно-технической информации: история, структура, общая методика систематизации

10

2

2




8

Тема 6

Международная патентная классификация: история, структура, общая методика систематизации

2

2

2







Тема 7

Межгосударственный классификатор стандартов: история, структура, общая методика систематизации

2

2

2







Тема 8

Классификатор правовых актов: история, структура, общая методика систематизации

6

2

2




4

Всего




64

32

24

8

32



Форма обучения – заочная





п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

Аудиторные

СРС

Всего

Лекции

Семинары/Практические

Раздел 1

Крупнейшие универсальные классификационные системы современности
















Тема 1

ДКД как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов

4




4







Тема 2

УДК ведущая документная классификация современности: история, структура, общая методика систематизации документов

2




2







Тема 3

Государственный рубрикатор научно-технической информации: история, структура, общая методика систематизации

2




2







Всего




8




8









4. Содержание дисциплины


Раздел 1. Крупнейшие универсальные классификационные системы современности.

Тема 1. Десятичная классификация Дьюи (ДКД) как одна из ведущих классификаций современности.

История ДКД. Структура ДКД. Методика систематизации по таблицам ДКД. Направления совершенствования ДКД.


Тема 2. УДК – ведущая документная классификация современности: история создания, структура, общая и частная методика систематизирования документов.

УДК как иерархическая комбинационная классификация с элементами фасетизации. История появления. Особенности структуры. База индексации УДК. Общая и частная методики систематизации документов. УДК в России. Направления развития УДК.

Практические занятия 1-4. Общая и частная методики систематизации документов с использованием таблиц УДК.


Тема 3. Фасетная классификация документов (на примере «Классификации двоеточием» Ш.Р. Ранганатана)

Фасетная классификация – разновидность систематической классификации документов. История появления. Особенности структуры. Терминология фасетизации. Методика построения фасетной формулы. Сфера применения.


Тема 4. ГРНТИ – история, структура, методика систематизации. ГРНТИ – универсальная комбинационная классификационная система, предназначенная для систематизации документов в органах НТИ. История создания. Функции. Структура, правила использования и ведения.


Тема 5. Международная патентная классификация: история, структура, методика систематизации. История создания, сфера применения. Структура. редакция классификации.


Тема 6. Межгосударственный классификатор стандартов: история, структура, общая методика систематизации


Тема 7. Классификатор правовых актов: история, структура, методика систематизации. Классификатор правовых актов – универсальная перечислительная классификационная система специального назначения. . История создания, сфера применения. Структура.


5. Темы практических и семинарских занятий


Практические занятия 1-4 (8 часов)

Тема занятия: Общая и частная методики систематизации документов с использованием таблиц УДК.

Цель занятия: обеспечить усвоение студентами навыков общей и частной методики индексирования документов.

Содержание и методика выполнения работы:

Используя правила общей и частной методики систематизации документов, сформулировать классификационное решение.


Литература:

  1. Единая информационная платформа в книжном деле. Сб.1. Универсальная десятичная классификация. Рабочие таблицы книжного дела. – М., 2002. – 277 с.

  2. Соловьева, Л.С. Некоторые общие принципы в организации классификации Дьюи и УДК / Л.С. Соловьева // Науч. и техн. б-ки. – 1998. - №1. – 104-106.



7. Вопросы для подготовки к зачету

1. ДКД: история возникновения, современное использование.

2. Особенности структуры «Десятичной классификации» М. Дьюи.

3. УДК: история, возникновение, современное использование.

4. Структура УДК

5. Система определений УДК

6. Методика систематизации документов по УДК

7. УДК в России: история и современное состояние

8. «Классификация двоеточием» Ранганатана: история и современное состояние.

9. Структура фасетной классификации (на примере классификации Ранганатана)

10. ГРНТИ: история и современное состояние.

11. Структура ГРНТИ

12. Международный классификатор стандартов: история, функции, сфера применения.

13. Международный классификатор стандартов: структура, развитие.

14. Международная патентная классификация: история, функции, сфера применения.

15. Международная патентная классификация: структура

16. Классификатор правовых актов: история, функции, сфера применения.

17. Классификатор правовых актов: структура.

18. Анализ современного состояния классификационной практики в библиотечно-информационных учреждениях РФ.


8.Учебно-методическое обеспечение


8.1. Список литературы

1. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/синтез формирование вторичного потока документов: учеб. практ. пособие / Д. И. Блюменау. - М.: Профессия, 2002. - 240 с.

2. Вершинин, М. И. Электронный каталог: проблемы и решение: учеб. практ. пособие / М. И. Вершинин. - СПб.: Профессия, 2007. - 232 с. - (Библиотека)

3. Гиляровский, Р. С. Рубрикатор как инструмент информационной навигации / Р. С. Гиляровский, А. В. Шапкин, В. Н. Белоозеров. - СПб.: Профессия, 2008. - 352 с.

4. Каталогизация. Современные технологии. Тенденции и перспективы развития: курс лекций: учеб. - метод, пособие / Ю. Г. Селиванова, Т. Л. Мосхулия, О. Н. Жлобинская, М. В. Стегаева. - НИБЦ. Либнет., РНБ РБА. -М.: Фаир., Либнет, 2007. - 216 с. - (спец. издат. проект для библиотек)

5. Кисловская, Г. А. Ретроспективная конверсия карточных каталогов: практ. пособие / Г. А. Кисловская. - М.: Либерия-Бибинформ, 2009. - 144 са.

6. Сукиасян, Э. Р. Каталогизация и классификация. Электронные каталоги и автоматизированные библиотечные системы: избр. ст. / Э. Р. Сукиасян. -СПб.: Профессия, 2009. - 536 с.

7. Сукиасян, Э. Р. Библиотечные каталоги: метод, материалы / Э. Р. Сукиасян. - М.: Профиздат, 2001. - 192 с.


8.2. Методическое обеспечение дисциплины

Раздел 1.

Крупнейшие универсальные классификационные документные системы современности.


Тема 1. Десятичная классификация Дьюи как одна из ведущих документных классификаций современности: история, структура, общая методика систематизации документов.

При изучении темы следует усвоить, что ДКД – это универсальная комбинационная система, предназначенная для систематической расстановки книг в публичных библиотеках США. В современный период данная классификация широко распространена в различных типах библиотек США и многих других зарубежных странах.

В организационном плане следует изучить перечень основных делений, их наполнение. Проанализировать базу индексации. В современный период интерес к ДКД проявляют библиотечно-информационные учреждения России. ДКД так же можно рассматривать как систему организации электронных ресурсов.


Тема 2. УДК – ведущая документная классификация современности: история, структура, общая и частная методика систематизирования документов.

При изучении темы следует усвоить, что появление УДК, как и любой классификации, было обусловлено дальнейшим расширением и развитием системы документов, потребностями специалистов, общества в целом. УДК базируется на ДК, имея, однако, существенные различия (в плане построения составных частей и т.д.)

Изучая организационное построение УДК, следует остановится на основном перечне классов, системе определителей (общих и специальных), их назначении, использовании, АПУ, обратиться к базе индексации. Проанализировать степень распространенности УДК в мире. Оптимизация УДК является показателем ее развития.

УДК в России: история и современное состояние.


Тема 3. Фасетная классификация документов (на примере «Классификации двоеточием» Ранганатана).

В рамках темы следует уяснить, документов что одной из разновидностей систематической классификации является фасетная классификация (ФК). Ее разработка была обусловлена неустойчивостью ИК (необходимостью внесения исправлений и дополнений). Автором новой классификации стал известный индийский ученый Ранганатан. «Классификация двоеточием» явилась новым явлением в теории и практике документной классификации.

При изучении данного вопроса, следует познакомится с понятийным аппаратом ФК (терминами «фасет, «изолата», «фасетная формула» и др.), ее основами, методикой построения фасетной формулы, организационным построением классификации.

ФК не получила столь широкого распространения, как и ИК, однако в последние годы достаточно активно ведутся разработки в данном направлении.


Тема 4. Государственный рубрикатор научно-технической информации: история, структура, общая методика систематизации.

В рамках темы следует уяснить функции данной классификационной системы. Прежде всего это функция языка – посредника между другими классификациями, используемыми в автоматизированных информационных системах. Структура, правила использования ГРНТИ регламентированы Государственным аппаратом.


Тема 5. Международная патентная классификация: история, структура, методика систематизации. История создания, сфера применения. Структура. редакция классификации.

В рамках темы следует уяснить, что данная классификация применяется в сфере охраны объектов промышленной собственности. Особенностью структуры является то, что она построена по функционально-отраслевому признаку.

Применение МПК организовывается фондами патентных документов в организациях и библиотечно-информационных учреждениях. Изменения в классификацию вносятся раз в 5 лет.


Тема 6. Межгосударственный классификатор стандартов: история, структура, общая методика систематизации.

В рамках темы следует уяснить, что это универсальная классификационная система специального назначения.

Сфера его применения распространяется на организации и библиотеки, имеющие фонды стандартов и технических условий.

Ведение МКС осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартам и качеству.


Тема 7. Классификатор правовых актов: история, структура, методика систематизации. Классификатор правовых актов – универсальная перечислительная классификационная система специального назначения. . История создания, сфера применения. Структура.

В рамках темы следует обратить внимание на то, что классификатор правовых актов относится к универсальным перечислительным классификационным системам.

Его использование направлено на формирование банков данных правовой информации и при автоматизированном обмене правовой информацией. В библиотеках России по нему выстроены фонды нормативно-правовых документов. Его используют центры правовой информации.

Похожие:

Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии управления персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505 Управление персоналом.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии управления персоналом» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080505 «Управление персоналом» Для направления
Учебно-методический комплекс «Связи с общественностью» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс Архитектурные решения зданий и сооружений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего
Архитектурные решения зданий и сооружений составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебно-методический комплекс Основы безопасности труда составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине риторика
Учебно-методический комплекс по риторике составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Шифр 020200. 62. “ Бакалавр”
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02. 1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconОдобрено учебно-методическим советом факультета управления Философия Учебно-методический комплекс Для всех специальностей Москва 2007
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методическим советом факультета коммерции и маркетинга управление маркетингом учебно-методический комплекс Для специальности 080111 Маркетинг м осква 2008
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс «Управление персоналом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационное обеспечение предпринимательской деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования,
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница