Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург




НазваниеУчебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург
страница1/3
Дата30.08.2012
Размер0.6 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3
Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области


Ленинградский областной институт развития образования


Учебно-методическое пособие

«Создание образовательных ресурсов в сети Интернет»


Санкт-Петербург

2002


Горюнова М.А., Клименков А.Г.

Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет»


Пособие написано для тьюторов районных центров ИТ, а также работников образования, готовых использовать преимущества новых информационных технологий непосредственно в рамках своей деятельности и имеющих навыки работы в WYSIWYG редакторах, представление о гипертексте и принципах HTML-кодирования.

Поэтому в нём делается упор на общие приемы и технические средства правильной подачи информации при разработке образовательного ресурса Интернет, т.е. на качественную сторону работы над сайтом.

Содержание:

Введение

О понятии образовательного ресурса Интернет.

Об особенностях Интернет-ресурсов.

Как начинать работу над сайтом

Структура страницы

Особенности написания гипертекста для Интернета

Особенности web-графики.

Аспекты графического оформления страниц.

Работа над сайтом

Правила верстки.

Основные ошибки при структурировании сайта.

Базовые технологии создания сайта.

О дополнительных сервисах.

Хостинг.

Доменное имя сайта.

Приемы раскрутки сайта.

Этапы создания школьного сайта

Практическое задание.

Создание научно-популярного сайта.

Создание сайта образовательного учреждения.

Приложения:

Образовательные ресурсы сети Интернет

Интернет-ресурсы для web-мастера

Организация работы сети Интернет

Краткая справка по HTML 4.0

Краткая справка по таблицам стилей CSS

Рекомендации по работе c Dreamweaver (DW)

Список литературы


Введение


Авторы ставили перед собой задачу создать пособие для тьюторов районных центров ИТ, а также тех работников образования, которые уже имеют навыки работы в WYSIWYG редакторах, представление о гипертексте и принципах HTML-кодирования и готовых использовать преимущества новых информационных технологий непосредственно в рамках своей деятельности.

В основе изложенной информации лежит большой собственной опыт в области создания образовательных ресурсов, и опыт работы со слушателями ЛОИРО.

В пособии даны рекомендации, которые могут быть полезны при создании образовательных ресурсов различного типа, например, в работе над сайтами

  • различных учреждений образования, ( http://gimn-keg.narod.ru/ - сайт экономической гимназии, г. Кировск, Ленинградская область);

  • авторских учебно-методических разработок, (http://tur-bokuchava.narod.ru - об авторском программно-методическом комплексе «Первые шаги в мире информатики» С.Н.Тур и Т.П.Бокучава, г. Выборг, Ленинградская область);

  • конкретных разработок по предметам для уроков, (http://zvnebo.narod.ru - «Звёздное небо», учитель Орешкина Т.И, г. Гатчина, Ленинградская область);

  • материалы, подготовленные учениками и учителями в телекоммуникационных образовательных проектах, (http://eco-report.narod.ru/sosnovo - отчёты об исследованиях Лапповой Ю.Л., Сосново, Ленинградская область);

  • о самих учителях и их педагогическом опыте, (http://kpolyakov.newmail.ru/ - сайт учителя школы №163 Санкт-Петербурга Константина Полякова).

Особое внимание отводится вопросам разработки сайта образовательного учреждения, поскольку эта тема наиболее актуальна в настоящее время для многих образовательных учреждений Ленинградской области.


В данном пособии не рассматриваются подробно конкретные технологии, будь то HTML, CSS или др. Упор делается на общие приемы и технические средства правильной подачи информации при разработке образовательного ресурса Интернета, т.е. на качественную сторону работы над сайтом.

Поэтому, при изложении материала авторы стремились сформулировать рекомендации так, чтобы при создании сайтов были учтены качественные критерии, определённые в рамках конкурса образовательных ресурсов Интернет «Образование в Рунете»:

  • информативность и значимость для целей образования;

  • удобство для пользователя;

  • эффективность использования современных технологий.


В соответствии с этим, задания, предложенные в данном пособии, рассчитаны не на начинающего пользователя. Они ориентированы на представленные выше критерии создаваемых ресурсов и не предполагают пошаговых инструкций к выполнению.


В настоящее время при создании web-ресурсов активно используются специальные WYSIWYG редакторы, которые позволяют встраивать объекты, создавать формы, проверять ошибки HTML-кода и многое другое всего лишь нажатием нужной кнопки и заполнением нескольких полей диалогового окна. Однако, нередко WYSIWYG редактор в результате делает не то, что мы предполагаем, а то, что представляли авторы при разработке данной программы. Поэтому, чтобы добиться желаемого результата, необходимо разбираться в принципах HTML-кодирования.

В помощь читателям этой брошюры необходимая справочная информация по HTML, CSS и рекомендации по работе с web-редактором Dreamweaver 4.0 приводится в приложении. Там же Вы найдёте список ссылок на образовательные ресурсы Интернет и на дополнительные материалы по некоторым разделам. Список использованных источников информации также включает Интернет-ресурсы.


На сайте Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО) (http://www.loiro.ru ) организована поддержка представленного пособия с большим количеством примеров и ссылок.


Надеемся, что данное пособие поможет вам правильно оценить свои силы, определить стратегию и тактику работы над сайтом и подскажет некоторые конкретные шаги создания качественного образовательного Интернет-ресурса.

О понятии образовательного ресурса Интернет.


Прежде чем говорить о приёмах и средствах создания, поясним понятие «образовательный ресурс Интернет».


Традиционно в рамках Интернета его трактуют очень широко. Например, на Всероссийский конкурс сетевых образовательных ресурсов «Образование в Рунете» (http://konkurs.auditorium.ru), проходящий под эгидой Министерства образования Российской Федерации, Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) и ФИО принимались сайты, содержащие материалы:

  • учреждений и организаций, которые реализуют образовательные программы для детей, юношества и молодежи, которые обеспечивают научно-методическое и информационное обеспечение системы образования, а также обеспечивающих научно-техническую и инновационную политику в сфере образования;

  • в области гуманитарных, социально-экономических, точных и естественных наук, а также для учителей и школьников по школьным предметам;

  • дистанционного обучения и тестирования, научно-образовательных конкурсов и Интернет-олимпиад;

  • электронные библиотеки, каталоги, коллекции для целей образования, а также образовательная пресса;

  • персональные сайты работников сферы образования.


Рекомендуемый список сетевых образовательных ресурсов, с которыми, с точки зрения авторов, следует познакомиться для получения представления о разных типах образовательных Интернет-ресурсов, приводится в приложении.


Обратите внимание на то, что представленные в этом списке ресурсы создавались разработчиками различного профессионального уровня при неодинаковой технической и финансовой поддержке. Наряду с сайтами, созданными энтузиастами, представлены работы, выполненные профессиональными дизайн-студиями.


Стремитесь к совершенству, но здраво оценивайте свои силы, планируя объем работ.

Об особенностях Интернет-ресурсов.


Поскольку мы говорим об образовательных ресурсах, эффективно функционирующих именно в сети Интернет, то наша задача - максимально реализовать потенциальные возможности Интернета с учётом существующих ограничений.


С одной стороны, Интернет-ресурс - это ресурс глобальной компьютерной сети, следовательно, имеется возможность передавать представленную в цифровом формате информацию на большие расстояния посредством сетевого оборудования. К сожалению, скорость передачи информации имеет физические ограничения, что влечёт за собой ограничения на объём передаваемых файлов.

Дизайнеры, создававшие мультимедийные обучающие программы на CD, впервые взявшиеся за создание сайтов, приходят в ужас от количества ограничений. Ведь если объем стандартного CD составляет от 600 до 750 Mb, что, например, позволяет записывать на него изображения размером больше 1 Mb, то объем одной картинки на странице сайта только в особых случаях может превышать 50 Kb.


Вместе с тем, развитая инфраструктура Интернет предоставляет такие возможности, как:

  1. Охват широчайшей аудитории (не только российской, но и международной)

  2. Оперативное обновление информации

  3. Использование непосредственных ссылок на другие ресурсы Интернета.

  4. Широкое распространение информации о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых систем сети Интернет


Следует также подчеркнуть, что, говоря об образовательных ресурсах сети Интернет, мы имеем в виду веб-сайты (набор гипертекстовых документов), грамотное структурирование которых позволяет существенно повысить эффективность работы с информацией.

Поэтому:

1. Создание сетевых образовательных ресурсов требует особого технического и концептуального подхода. Способ их создания в корне отличается от технологии создания прочих образовательных ресурсов.

2. Любая информация, взятая из другого вида ресурса, должна быть соответствующим образом преобразована для включения ее в информационный образовательный ресурс сети Интернет.

Как начинать работу над сайтом


Начиная делать сайт, следует сразу же проектировать его структуру. Но, составлять структуру в отсутствии материалов, которые будут в ней размещаться - дело бессмысленное. Готовый материал обычно уже в должной мере структурирован. Если же при разработке структуры материала нет и предполагается дальнейшее наполнение, то вы можете столкнуться с ситуацией, когда некоторые разделы на вашем сайте будут состоять из одного-двух абзацев, а некоторые - из десятков, сотен страниц информации. Итак, сначала создайте материалы для сайта, а потом преобразуйте их в структуру.


Не повторяйте ошибку многих начинающих дизайнеров, не начинайте разработку сайта с создания первой страницы. Типичная ситуация, когда тщательно разрабатывается первая страница и она объявляется концепцией дизайна сайта. Бытует глубоко ошибочное мнение, что внутренние страницы делать легче. Это не так. Начните разработку дизайна с внутренних страниц. А потом уже преобразуйте стандартную внутреннюю страницу, внеся в нее необходимые изменения, в первую страницу сайта. Откажитесь от идеи создания первой страницы с центральным рисунком и парой кнопок - она не несет никакой смысловой нагрузки и в большинстве случаев только раздражает пользователя. Помните то, что мы обсуждали выше: Интернет-старница - не мультимедийная программа, требующая заставки и не книжка, требующая обложки.


Разработайте навигацию сайта. Придумайте ее раз и навсегда. Не меняйте ее по сайту. Распространенная ошибка - на первой странице безумный коллаж,

призванный символизировать идею вашего сайта, и разбросанные кнопки, а на второй - навигационная система резко меняется, заставляя пользователя заново разбираться в системе навигации.


Постарайтесь, чтобы физическая структура соответствовала логической структуре вашего сайта, т.е. названия файлов и каталогов отражали их содержание.


Структура страницы

Естественно, дать универсальные советы по выбору структуры страницы невозможно. Каждый сайт несет свою цель, которой подчиняется все - дизайн, графика, структура сайта и его отдельных страниц. Но важно не увлекаться и все время помнить о том, что страница должна быть удобна для пользователя.

  • Сведите до необходимого минимума количество графики на странице. Скорее всего, вы создаете сайт, на который пользователь будет заходить за информацией, а не за сложной высокохудожественной графикой. Не все пользователи имеют выделенный доступ в Интернет. Необходимо всегда помнить о тех, кто выходит в сеть с помощью модема, и не заставлять его ждать загрузки вашей прекрасной графики в течение минуты (да он, скорее всего, и не будет дожидаться - уйдет на другой сайт).

  • Если меню можно сделать текстовым способом, не стоит рисовать красивые кнопочки, которые увеличивают общий размер страницы.

  • Самую важную информацию следует располагать в верхнем левом углу экрана, туда в первую очередь устремится взгляд посетителя. По той же причине, располагайте меню у левого края страницы. При этом старайтесь, чтобы все пункты меню поместились на один экран и не требовали прокрутки. Как можно ближе к левому верхнему углу неплохо расположить ссылку на главную страницу сайта и на верхний уровень иерархии по отношению к текущей странице.

  • При формировании страницы не старайтесь заполнить ее полностью, не бойтесь пустот, они будут приятнее глазу, чем пёстрая графика, полностью заполнившая всю страницу.

  • В некоторых случаях имеет смысл ограничить текст по ширине, оставив у краев страницы поля. Это можно сделать средствами CSS или поместив текст в таблицу с нулевой толщиной бордюра. Для небольших текстов оптимальная ширина колонки 500-600 пикселей, для статей - 400 (чтобы осталось место для маленькой колонки со ссылками и комментариями). При этом, не следует ограничивать большой текст (например, если на одной странице выложен текст целой книги).

  • Имеет смысл указать внизу каждой страницы адрес электронной почты, а не выносить ее на отдельную страницу “контакты”. Тогда человеку, который сохранил любую страницу вашего сайта, не составит труда связаться с вашей организацией.

Особенности написания гипертекста для Интернета


Тексты, написанные для Интернета, имеют ряд особенностей, продиктованных специфичностью работы с ними. Статья, написанная для включения в журнал, не подходит для выкладывания на сайт и требует дополнительной обработки. Читать тексты с экрана компьютера сложнее, чем с листа, кроме того, всегда нужно помнить о том, что мы пишем не просто текст, а гипертекст, что также накладывает свои требования на порядок создания текста.


Для того, чтобы правильно писать тексты для Интернета, необходимо знать психологию их читателя, его мотивации и привычки. Их изучением занимается сравнительно новое исследовательское направление, которое называется юзабилити (Usability). Один из самых известных ученых, проводящих исследования в этой области - Якоб Нильсон (http://www.useit.com). По результатам многочисленных опытов и опросов он вырабатывает рекомендации по правильному структурированию информации, предназначенной для сети Интернет. Некоторые из них мы приводим в этом издании.


Необходимо помнить, что пользователь, находясь в Интернете, не читает страницы подряд - вместо этого он лишь просматривает их, пытаясь обнаружить искомую информацию в нескольких предложениях или даже частях предложений. Просмотр текста страницы вместо чтения - норма поведения пользователей. Девиз пользователя: "Если информация не попадается на глаза сразу, значит ее нужно искать в другом источнике". Это нужно учитывать при написании любых информационных материалов, которые предназначены для чтения с экрана.


Еще один аспект поведения пользователей заключается в том, что пользователи терпеть не могут все, что похоже на рекламу или написано в рекламном стиле, - они предпочитают, чтобы текст был сжатым и исключительно "по делу". Вот одна цитата из письма недовольного пользователя, приводимая Нильсоном:

"Когда я вас спрашиваю, поддерживает ли Sun cтарую версию Solaris, а вы мне отвечаете, что "Sun - ведущая операционная система в современном деловом мире...", - это не дает мне, инженеру, ни малейшего намека на технические возможности Sun. Черт возьми, почему бы тогда просто не выкрасить свой сайт в красный цвет и не написать "Компьютеры всего мира, объединяйтесь под флагом Sun"!"


При написании текста, помните, что визуальная разметка не повредит любому тексту. Ни в коем случае не пишите текст сплошным блоком, поделенным на абзацы, как вы это делаете при написании статей. Тег
не случайно оставляет промежуток между абзацами - это помогает пользователю быстрее найти нужную часть текста. Размер одного абзаца не должен превышать вертикального размера экрана. Не пишите слишком больших текстов, лучше поделите текст на логические части и вынесите каждую на отдельную страницу.

Вот основные составляющие хорошего текста в Интернете:

  • тщательная сгруппированность информации;

  • использование слов и понятий, знакомых и понятных читателю;

  • правильное написание первых фраз абзацев;

  • отведение каждой идее отдельного абзаца текста;

  • правильное определение оптимального объема текста.


В структуре текста пользователям нравятся всевозможные оглавления и стиль "перевернутой пирамиды", когда каждый новый уровень заголовков начинается чуть сдвинутым вправо относительно родительского уровня.


Помните, что юмор и игровой стиль делают сайт более привлекательным. Предпочтение пользователей отдается простому и неформальному стилю письма. Естественно, это не относится к научным и справочным материалам, но, любой автор учебника знает, что чем легче и веселее написан текст, тем популярнее будет этот учебник.


Пишущий должен формировать доверие к тексту сайта. Как можно чаще ссылайтесь на источники информации. Внешние ссылки также повышают доверие читателей к содержимому сайта.

  1   2   3

Похожие:

Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconУчебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2011 северо-западный (г. Санкт-Петербург) филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
Бобровская Е. А., Кычков В. И., Несмиянов А. Н., Овчинников В. А., Рыбин Д. В., Усманова Д. Р. Междисциплинарный государственный...
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconКомпьютерные сети и Интернет Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для использования в дистанционном курсе "Введение в информатику (пользовательский аспект)"...
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconУчебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации комплексной экспертизы образовательных ресурсов для дошкольников, в том числе электронных
Учебно-методическое пособие предназначено для учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов и родителей....
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconМетодические рекомендации по эффективному использованию информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет
О методических рекомендациях по эффективному использованию информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconУрока с применением ресурсов сети Интернет
Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconС. В. Кочнева професссиональная этика и этикет учебно-методическое пособие (часть II)
Профессиональная этика и этикет: учебно-методическое пособие. Часть II / С. В. Кочнева; Национальный гос ун-т физ культуры, спорта...
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconБелозубов А. В., Николаев Д. Г. Система дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2007

Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconМетодическое пособие Саратов 2008 г. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. Автор составитель Б. А. Буланов
Методическое пособие предназначено для руководителей и преподавателей- организаторов обж образовательных учреждений
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов вуза по дисциплине «Культурология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в процессе изучения культурологии в вузе. Содержит...
Учебно-методическое пособие «Создание образовательных ресурсов в сети Интернет» Санкт-Петербург iconУчебно-методическое пособие по курсу системы и сети связи
Галуев Г. А. Принципы построения и основы функционирования систем и сетей связи: Учебно-методическое пособие
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница