Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация»




Скачать 238.27 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация»
Дата16.10.2012
Размер238.27 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет философии и культурологии



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании кафедры исторической культурологии

Протокол № 1

«20» сентября 2010г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Штомпель О.М.________________

УТВЕРЖДАЮ


Декан факультета д.ф.н., проф. Драч Г.В.

(зам. декана по учебной работе)

___________________________

___________________________



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Культура и цивилизация»

по специальности (020900) ХИМИЯ


Ростов - на - Дону

2010


Оглавление


  1. Организационно- методический раздел……………3

  2. Содержание курса…………………………………...3

  3. Примерный список контрольных вопросов……….9

  4. Примерный список тем курсовых работ………….10

  5. Распределение часов по темам и видам…………..11

  6. Рекомендуемая литература………………………..12



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1. Основные цели курса:

1) передать студентам знания о соотношении культуры и цивилизации, принципах типологии культуры и цивилизации.

2) привить навыки философского и теоретического осмысления культуры и цивилизации.


2. Основные задачи курса:

1) изучить основные категории и понятия, раскрывающие диалектику взаимоотношения культуры и цивилизации;

2) дать представление об основных современных подходах к изучению культуры и цивилизации;

3) обосновать мировоззренческую значимость данного курса для студентов-гуманитариев;

4) формировать гражданственность и ответственность за принятие решений в профессиональной и других областях жизни;

5) регулировать формирование нравственной позиции студентов на основе усвоения базисных ценностей культуры.


3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: Курс является необходимым элементом подготовки будущих гуманитариев в качестве инструмента формирования общей культуры личности и основного средства в выработке профессиональных качеств, выражающихся в понимании ценностного ядра культуры и реализации на этой основе высокого предназначения создателя культурных форм.


4. Требования к уровню освоения содержания курса: студент должен ориентироваться в многообразии современных подходов к изучению культуры и цивилизации, знать основные разделы теории культуры, понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; знать принципы типологии культуры; исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики.



  1. Содержание курса

1. Разделы курса:

  1. Основные категории и понятия курса «Цивилизация и культура».

  2. Структура и функции культуры.

  3. Динамика развития цивилизации и культуры.

  4. Принципы типологии цивилизации и культуры.

  5. Единство и многообразие цивилизаций и культур.

  6. Культурогенез.

  7. Восток и Запад: два типа культурного развития.

  8. Цивилизация и природа.

  9. Культура и язык.

  10. Цивилизация, культура и личность.

  11. Культура как система ценностей, смыслов, образов действий индивидов.

  12. Актуальные проблемы цивилизационного развития ХХ века..

13. Социодинамика российской цивилизации.


2. Темы и основное содержание


Тема 1. «ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ КУРСА

«ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА»


Определение культуры. Классификации А. Кребера и К.Клакхона. Культура как совокупность институтов. Культура как высокая культура. Культура как ценностно-нормативная среда. Культура как товар и предмет потребления. Понятие культурной системы.

Соотношение понятий “культура” и “ цивилизация”. Линейные и мультилинейные концепции осмысления истории культуры. Формационный и цивилизационный подходы в философии истории: основные принципы, достоинства и недостатки. Сущность европоцентризма и критика его в современных культурологических концепциях. Концепции развития культуры и цивилизации НЯ. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби, Л.Н Гумилева и др. Проблема совмещения двух подходов к осмыслению истории культуры в современной философской мысли.

Основные формы реальной взаимосвязи культуры и цивилизации: генетическая, структурно-функциональная, дисфункциональная.


Тема 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Культура как механизм и способ осуществления деятельности. Культура в ее сушностном бытии. Технологичность культуры, полагание её как способа деятельности, как способа регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни /социальной и индивидуальной/.

Культура - принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысления своей неотделимости от других и собственной авто­номности, уникальности.

Культура - характеристика ментальности /установки сознания, его нацеленности вовне на мир и внутрь себя/.

Культура – то, что позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение. Она вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового разви­тия человечества. Быть культурным - это уметь.

Как технология деятельности культура выступает средством:

а/ преобразования мира; б/общения; в/познания; г/управления;

д/оценки системы ценностей.

Культура как историческая преемственность, трансляция со­циальной наследственности из поколения в поколение.

Культура - категория, отражающая процессы: действия людей, созидания и передачи от поколения к поколению, Культура как «умение делать».

Способы человеческой деятельности и конкретный облик на­личного общества /личности, среды, характера социальной струк­туры, региона, страны, континента, всего человечества/. В каких сферах и в какой мере специфически обнаруживается культура.

Упорядочение, систематизация общественной жизни как необ­ходимое условие развития морали, искусства, науки.

Преодоление варварства, развитие цивилизационных основ со­циального бытия как проявление воли человека к созданию и со- вершенствованию условий воспроизводства. культуры, к освобожде­нию культуросозидаюшей деятельности, творчества от навязчивого диктата врождённых, материальных потребностей, от хаотических воздействий неуправляемых социальных движений, от утраты достигнутого в культуре потомками. Развитие материального про­изводства, управления и воспитания как основных цивилизацион­ных основ воспроизводства культуры.


Тема 3. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.

Понятие о культурной динамике. Культура как сфера постоянной изменчивости. Основания динамического подхода к культуре: процессы индивидуально-психического и социального характера в культуре - источники культурной динамики. Генезис и функционирование культуры как динамические процессы. Основания изучения динамики культуры: социобиологические, социокультурные, внутринаучные.

Понятие социокультурного процесса. Устойчивое и изменчивое в культуре. Понятие культурной традиции, её роль в обществе. Механизм действия традиции. Формы культурной традиции: обычай, обряд, культурная норма. Новация, творчество в социокультурном процессе. Причины культурных изменений: внешние и внутренние. Механизмы культурных изменений. Саморазвитие культуры. Формы саморазвития культуры. Изменение культуры в результате её взаимодействия с другими культурами. Межкультурное взаимодействие и межкультурный контакт. Внутрикультурное и кросскультурное взаимодействие. Заимствование. Аккультурация. Ассимиляция. Принципы взаимодействия культур. Единство и многообразие культур: в масштабах одного общества, в масштабах человечества.

Типология культурных изменений. Понятие вариации. Понятие культурной новации (инновация - реновация). Специфика ревитализации как типа изменения. Структурный и функциональный характер новационной динамики.

Индивид и группа как источник изменений в культуре. Специфика индивидуальной генерации изменений в отношениях с окружением, спонтанная вариативность. Специфика группового уровня изменений, резонанс спонтанных вариаций, катализ и подавление новаций. Понятие о селекции изменений. Понятие культурной традиции.

Различие между формационным и цивилизационным подходами к объяснению культурных изменений. Понятие прогресса и отста­лости в цивилизации и культуре. Роль преемственности в культуре. Социологи­ческий смысл понятия "традиция". Культурная самобытность.

Типы культурных изменений. Соотношение изменений и устой­чивости в культуре и цивилизации. Содержание эволюционного развития. Цикли­ческие изменения в культуре и цивилизации, их измерение во времени. Ин­версия как вариант цикличности. Социокультурные характеристики революции. Социокультурный кризис.


Тема 4. ПРИНЦИПЫ ТИПОЛОГИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.


Принцип историзма в понимании культуры. Родоначальники исторического видения культуры: Дж. Вико, И. Гердер. Историческая типология культур. Типология культур как учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. Принципы типологии культур: географический /локализация культур в географическом пространстве/; хронологический /выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, то есть локализация во времени/; нацио­нальный /изучение отличительный черт культуры на всём протяже­нии ее исторического развития/.

Основные подходы к типологизации культур: археологический, библейский, формационный, цивилизационный. Основные концепции динамики культурно-исторического процесса: линейного, прогрессивного развития культуры (Гегель, О.Конт, К.Маркс); теории локальных культур (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

Основные культурно-типологические единицы: панкультура, цивилизации, локальные культуры, субкультуры. Историческая типология культур и культурная динамика. Выделение устойчивых культурных форм в рамках типологических единиц культуры. Понятие о морфологии культуры. Морфологические единицы культуры: специализированные формы кумуляции и трансляции культурного опыта. Морфологические единицы культуры как специфические области локализации культурной динамики. Культурные объекты и процессы в морфологических единицах культуры.


Тема 5. ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И КУЛЬТУР

Национальное разнообразие как основа жизнеспособности куль­туры, общества, человека.

Природа - национальный характер - культура - национальный стиль. Трансформация стиля культуры в национальном поле.

Соотношение национального и интернационального в культуре. Национализм и космополитизм. Уникальность культурного опыта наций. Проблемы взаимодействия культур Юга и Севера, Востока и Запада. Актуализация и преодоление европоцентризма в современ­ной культуре.

О подходах к культуре в Новом Свете и Старом Свете,

Проблемы сочетания различных подходов в культуре - взаимо­дополнение или противостояние. Противоречивость взаимодействия культур народов-соседей: культуры Индии и Китая, Франции и Германии, Израиля и Палестины, США и Мексики. Культурологи­ческий анализ принципа комплиментарности /Л.Н.Гумилёв/.


Тема 6. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Проблема начала культуры. Верхний палеолит в первобытной культуре. Появление человека современного типа на рубеже среднего и верхнего палеолита. Родо-племенная организация жизни. Основные черты архаичной культуры. Магическое сознание. Тотемизм. Интегративная роль тотема. Анимизм: два основных догмата анимизма. Понятие "табу". Роль табу в первобытном обществе. Мифомышление первобытного человека. Мифомышление и мифосознание. Миф и ритуал. Система имён как форма трансляции культуры. Складывание этнических архетипов в эпоху неолита.

Первобытное искусство. Синкретизм первобытного искусства. Натуралистическая живопись и скульптура: "палеолитические Венеры", пещерная живопись. Искусство палеолита. Искусство мезо-лита. Искусство неолита. Музыкальное начало в архаичной культуре. Архитектурные формы первобытной эпохи: поселения, погребения, мегалиты.
Суггестия как форма регуляции сознания.

Неолитическая революция – переход к животноводству и земледелию.

Примирение коллективного бессознательного и личного «я» как движущая сила развития культуры.


Тема 7. Восток и Запад: два типа культурного развития

Понятия "Восток" и "Запад" в современной культурологии. Термин "Запад". Термин "Восток". Типологические черты восточной цивилизации. Типологические черты западных цивилизаций. Современные цивилизации Востока: арабо- мусульманская, индо-буддийская, китайско-конфуцианская. Приоритетные ценности культур Востока и Запада: сравни-тельный анализ. Отношение к природе. Отношение к традиции. Характер социальных изменений. Отношение к личности. Свобода и долг. Положение личности в обществе. Отношение к истине. Специфика процесса познания на Западе и Востоке. Социокультурные модели общения Запада и Востока. Взаимодействие культур Востока и Запада: история и совре-менность. Положение России на оси Восток-Запад. Роль России в диалоге культур Востока и Запада.

Литература:
1

Тема8.ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ПРИРОДА

Развитие культуры и отношений природы и культуры. Измене­ние баланса принципов свободы и ответственности культуры /и ее субъектов/ по отношению к природе: от полной включённости в природу-Родину к углубляющемуся обособлению и абсолютизации принципа свободы "покорять природу" и, наконец, к осознанию необходимости поддержания баланса принципов свободы и от­ветственности в отношении природы.


Тема 9. КУЛЬТУРА И ЯЗЫК (2 час.)

Коммуникация как условие общественной жизни, индивидуального развития и культурной преемственности. Средства коммуникации (язык, жесты, позы, правила общения).

Культура как знаковая система. Понятия «информация». Понятие «код».

Типология знаковых систем культуры. Естественные, функциональные, конвенциональные знаки. Вербальные знаковые системы. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс.

Тексты и их интерпретация.

Коды и их модификации. Имя как код первобытной культуры. Время как код культуры.

Языки искусств. Многообразие направлений в искусстве ХХ века. Особенности языка авангарда. Реализм в искусстве ХХ века. Постмодернизм. Кич.

Межкультурные коммуникации.


Тема 10. ЦИВИЛИЗАЦИЯ, КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Относительная самостоятельность человека по отношению к культуре. Развитие способностей личности влиять на развитие культуры. Человек как жертва культуры, человеческие стрессы, яркие и острые ощущения и их отражение в творчестве. Служение человека природе, культуре, обществу, себе: смена эпох и смена главной цели. Невозможность для системы /культуры/ быть совер­шеннее, чем её подсистемы /люди/.

Феномен отчуждения личности и проблема становления индиви­дуальности. Исторические этапы и национальные формы отчуждения и изменение способности полноценной самореализации в культуре. Специализация в культуре и "широта" человека /Достоевский/. «Частичный», "одномерный" человек Нового времени - идея и ре­альность. Потребность в преодолении отчуждения человека и ра­зумные границы её удовлетворения. О вечной недостижимости пол­ной свободы человека и абсолютной его ответственности как условиях существования культуры.

Человек в культуре и между культурами,

Проблема определения необходимого и достаточного смешения акцента с принципа свободы на принцип ответственности перед природой для нормализации культурной жизни, выхода из экологи­ческого кризиса.

Соответствие культуры человеку /микрокосм/ как мера, кри­терий "второй природы" и соответствие человека культуре. Куль­тура личности, культурность личности. Потенциальная и реальная элитарность каждого человека /Ортега-и-Гассет/.

Использование человеком культуры для охраны себя от невни­мания и враждебности окружающих, для выхода из индивидуального внутреннего кризиса /описать кризис - значит избавиться от не­го/, для обособления от культуры как игры. Культурность лич­ности как база новой простоты, основа индивидуальных "покоя и воли" как условий полноценного нравственного самоанализа,

Культура личности как системное качество: культура чувств, культура мышления, культура общения. Культура самореализации - целеполагание и выбор средств достижения целей. Человеческая воля к успеху в жизни и пути ее применения - возвышение себя за счёт унижения окружающих и саморазвитие, сосредоточение культуры в собственном внутреннем мире как путь к уважению ок­ружающих. Культурность как альтернатива ограниченности, само­замыканию.

О соразмерности культуры и человека. Человек - уникальный субъект, создающий, использующий, развивающий культуру как ме­тод самореализации, самоутверждения. Проявление в культуре трёх основных человеческих начал /Платон/: Разума, Воли, Вожделения; развитие Науки, Нравственности, Искусства. Языки культуры: мышление рассудка, чувствование сердца, воля к сох­ранению и развитию.

Относительная са­мостоятельность основных форм проявления культуры - науки, искусства и нравственности. . Обособление форм воспроизводства культуры как условие увеличения эффективности их функционирования. Взаимодополнительность основных форм проявления культуры. Специфика функций науки, искусства, нравственности при ре­шении задачи совмещения в культуре материального и идеального, временного и постоянного, относительного и абсолютного, хаоса и порядка.


Тема 11. КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, СМЫСЛОВ, ОБРАЗОВ ДЕЙСТВИЙ ИНДИВИДОВ

Культурные ценности. Соотношение понятий "ценности", "иде­алы", "интересы". Классификация ценностей. Содержание ценностей – семья, богатство, труд – в разных культурах. Практи­цизм как культурная ценность. Механизм действия ценностей. Соотношение ценностньх ориентаций и средств их реализации. Ценностные конфликты. Аномия как расхождение между ценностными мотивациями и возможностями,

Значение и смыслы как элементы культуры. Роль культурных значений и смыслов в ориентации человеческой жизни и деятель­ности. Сферы "осмысления": природа, предметный мир и духовная жизнь. Проблема сохранения и изменения значений. Экзистенци­альные смыслы человеческого бытия. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных смыслов,

Отличие аффективного и культурно-регулируемого поведения. Нормы как средство сотрудничества и общения людей. Классифика­ция норм и образов действий по сферам деятельности. Ролевые функции и ролевые конфликты.


Тема 12. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ХХ ВЕКА


Техническая культура 20 в. Основные черты техногенной цивилизации. Научная рациональность как характерный признак культуры. Кризис техногенной цивилизации: сущность и проявления. Постиндустриальное общество: факторы развития и характер-ные черты. Политическая культура 20 века: тоталитаризм и демократия. Тоталитаризм как способ организации общественной жизни: основные принципы, исторические формы. Тоталитаризм в искусстве. Политико-правовая культура демократического общества. Массовая культура: основные черты и формы. Понятие "массовое общество" и "массовая культура". Особенности произведений массовой культуры. Функции массовой культуры. Связь массовой культуры со средствами массовой информации. Китч. Тема-тика произведений. Мид-культ. Модернизм в культуре 20 в. Идеология модернизма. Основ-ные направления модернизма, их специфика. Фовизм. Кубизм. Футуризм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Дадаизм. Сюрреализм. Поп-арт. Оп-арт. Мобили. Театр абсурда. Хэппининг. Рок-культура. Боди-арт. Постмодерн: основные идеи и проявления. Специфика гуманизма 20 в. Принцип ненасилия. Экологическая этика. Правозащитное движение. Биоэтика. Медицинская этика. Понятие "социокультурная ситуация". Факторы, определяющие социокультурную ситуацию. Социокультурная ситуация в современном мире. Влияние идеологии постмодерна. Информационные факторы современного культурного развития. Позитивное и негативное воздействие современных информационных технологий. Средства массовой информа-ции в современной культуре. Роль рекламы в культуре. Религиозная составляющая современной социокультурной ситуации: нетрадиционные культы. Культура и глобальные проблемы современности. Особенности современной российской социокультурной ситуации. Идеологический плюрализм. Разрушение инфраструктуры культуры. Культурная экспансия. Статусное потребление культуры. Экология культуры. Декларация прав культуры. Лига защиты культуры.


Тема 13. Социодинамика российской цивилизации.


Россия как особый тип цивилизационных систем. Понятие “менталитета культуры”. Факторы, его определяющие. Особенности менталитета российской культуры. Природные предпосылки российской ментальности. Бинарное строение российской культуры. Взаимодействие западных и восточных цивилизационных факторов в менталитете российской культуры, его влияние на социодинамику культуры. Антиномичность российской культуры. Инверсия как механизм социокультурного развития России. Дискретность, прерывистость исторического развития российской культуры. Русские философы об уникальности российской цивилизации.

Проблема культурно-исторического выбора России. Западнические и славянофильские концепции развития российской культуры. Евразийство как идейное движение начала ХХ века. Теория модернизации: культурологический аспект. Роль культурного фундамента в процессах модернизации общества.


3. Примерный список контрольных вопросов и заданий

  1. Что такое культура?

  2. Что такое цивилизация?

  3. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?

  4. В чем состоят функции культуры?

  5. Что выступает критериями для типологизации культуры?

  6. В чем сущность и механизм культурогенеза?

  7. Что такое социальные институты культуры?

  8. Что такое социокультурный кризис?

  9. Как соотносятся традиции и новаторство в культуре?

  10. Прокомментируйте слова Мирабо: «Цивилизация ничего не довершает для общества, если она не дает ему добродетели».

  11. Как Вы понимаете различение культуры и цивилизации у О.Шпенглера?

  12. Каковы место и роль культуррологии в системе гуманитарного знания7

  13. Совпадают ли культура и общество?

  14. В чем состоит системный характер культуры?

  15. Что такое культурная преемственность?

  16. Что такое традиция7

  17. Опишите динамику культуры с помощью понятий: аккультурация, эволюция, диффузия, культурный процесс, энергия культуры.

  18. Каковы основные идеи мыслителей XIX-XX вв. об исторических типах культуры?

  19. Как может быть построена типология мировой культуры? Выделите основания типологизации.

  20. В чем состоит историческое значение и культурный смысл позднего палеолита?

  21. Сохранились ли первобытные обычаи в архитектуре до наших дней? В повседневной жизни? В искусстве?

  22. Верно ли, что культура противостоит "естественному" человеку?

  23. Произошло ли в первобытной культуре рождение красоты?

  24. Закономерна ли стадия древности в развитии культуры?

  25. Охарактеризуйте мировосприятие архаического человека.

  26. Объясните мысль немецкого философа Новалиса: "Что больше жизни? - Служение жизни или служение свету?". Как искусство архаического периода способствовало "служению свету?"


4. Примерный список тем курсовых работ.


Современный социокультурный кризис.

Пути выхода из социокультурного кризиса.

Глобализация и процессы архаизации культуры.

Библиотека как феномен культуры.

Социокультурные институты культуры.

Культурная динамика в современном обществе.

Культура сетевых сообществ.

Культура компьютерного андеграунда.

Проблемы молодежной субкультуры.

Время как код культуры.

Личность в виртуальном пространстве.

Феномен страха в культуре.

Этническое и национальное в культуре.

Основные концепты культуры.

Культура в информационном обществе.

Морфология культуры.

Культурный империализм.

Проблема культурных универсалий.

Роль России в диалоге культур Востока и Запада.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ







№ п/п



Наименование тем и разделов



ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия (час.)

в том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Основные категории и понятия курса «Цивилизация и культура».













2.

Структура и функции культуры.













3.

Динамика развития цивилизации и культуры.













4.

Принципы типологии цивилизации и культуры.













5.

Единство и многообразие цивилизаций и культур.













6.

Культурогенез.













7.

Восток и Запад: два типа культурного развития.













8.

Цивилизация и природа.













9.

Культура и язык.













10

Цивилизация, культура и личность.













11.

Культура как система ценностей, смыслов, образов действий индивидов.













12.

Актуальные проблемы цивилизационного развития ХХ века..













13.

Социодинамика российской цивилизации.
















ИТОГО:

90

32

16

42



IV. Форма итогого контроля: экзамен


V. Учебно-методическое обеспечение курса


Рекомендуемая литература


Актуальные проблемы культуры 20 века. - М.: Знание, 1993.

Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие м взаимо­действие. М., 1989.

Бенедикт Р. Образы культуры//Человек и социокультурная среда. М., 1992. Вып 2.

Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М.,1981.

Гуревич П. С. Неповторимые грани культуры//Человек и социо-культурная среда. М., 1992.

Гуревич П.С. Культурология. М.. 1996.

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб., 1997.

Культурология в вопросах и ответа /Под ред. Г.В.Драча. М., 1999.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. В 2-х частях. М., 1994.

Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д., 2005.

Запад и Восток. Традиции и современность. - М.: Знание, 1993.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М. , 1991.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

На пути к современной цивилизации. - М.: Просвещение, 1992.
Восток и Запад. Исследования, переводы, публикации. Ежегодники. - М., 1982, М., 1985, М., 1987.
Россия и Запад: взаимодействие культур. Материалы круглого стола.// ж. Вопросы философии. 1992.
Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия. - Ростов-на-Дону, 1993.

Левинас Э. Философское определение культуры//0бщество и культура. Философское осмысление культуры. Ч.1. М., 1988.

Межуев В. М., Культура и история. М., 1977.

Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 1998.

Сильвестров II В, Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

Человек и социокультурная среда. М., 1991. Вып. 2.

Левяш И.Я. Культурология. Минск, 1998.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Гачев Г. Д. Наука и нацнональные культуры. Ростов н/Д. 1992.

Киселёва М. С. Культурные коды и типы культуры //культуро­логия. М., 1993.

Петров М. К. Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д. 1992.

Кнабе Г.С.Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

Мангейм К. Идеология и утопия//Мангейм К. Диагноз нашего вренени. М., 1994.

Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М., 1991.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). М., 1974.

Режабек Е.Я. Мифомышление. Когнитивный анализ. М., 2003.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

Учебный курс по культурологии. Под редакцией Г.В.Драча. Ростов н/Д, 1999.

Флиер А. Я. Культурогенез. М., 1995.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1986.

Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов н./Дону, 1994.

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000.

Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.


Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М., 1985.

. Кребер А.Л. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

Лотман Ю. Н. Культура и взрыв. М., 1992.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Семиотика. М., 1983.

Соломоник. А. Язык как знаковая система. М., 1992.

Штомпель Л.А. Лики времени. СПб-Ростов н/Д., 1997.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ТОО ТК «Петрополис», 1998.

Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

Одиссей. Человек в истории. Личность и общество. М., 1990.

Соловьёв Э. С, Прошлое толкует нас: очерки до истории фи­лософии и культуры. М., 1991.

Фромм Э. Душа человека. М., 1993.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Культурология. XX век. Словарь. СПб., i997.

Быховская И.М., Горбачёва В.В. Маргинальность культурная //Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. М., 1984.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М.. 1990.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Культурология. ХХ век: Антология. М.,1995.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура, М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Скрипник К.Д., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Умберто Эко. – М.-Ростов н/Дону: Издат центр «МарТ», 2006.

Культура: теории и проблемы. М., 1995.

Культура и общественная мысль. М., 1988.

Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Хейзинга И. Осень средневековья. М ., 1988.

Штомпель О.М. Социокультурный кризис (теория и методология исследования проблемы). Ростов н/Дону, 1999..

На пути к современной цивилизации. - М.: Просвещение, 1992.
3. осток и Запад. Исследования, переводы, публикации. Ежегодники. - М., 1982, М., 1985, М., 1987.

Россия и Запад: взаимодействие культур. Материалы круглого стола.// ж. Вопросы философии. 1992.


Автор программы: Штомпель О.М. - доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой исторической культурологии факультета философии и культурологии РГУ


Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «теория культуры»
Динамика культуры. Принципы типологии культуры. Культурогенез; культура и природа; культура и язык; культура и общество; социальное...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культурная антропология»
«культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез», «язык в культуре»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины культура звучащей речи Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культура звучащей речи» / сост. Н. Ю. Ломыкина, Е. А. Тимченко. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины “ Культурная антропология” по направлению 031600 (522800) «Искусства и гуманитарные науки»
«культура», «человек», «преемственность в культуре», «этническая культура», «национальная культура», «культурогенез», «язык в культуре»...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс дисциплины мировая художественная культура для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Мировая художественная культура». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. – 18 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины документоведение для специальности 350800 (032001)
Учебно-методический комплекс включает: рабочую учебную программу, общие методический рекомендации по изучению дисциплины, планы семинарских...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconКомплекс дисциплины Физическая культура Москва
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура» / автор-сост. О. Е. Чайковская. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Культура и цивилизация» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Источниковедение Для специальности 350800
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Социологии и управления персоналом»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница