Риторика: обзор классической и современной проблематики




Скачать 113.95 Kb.
НазваниеРиторика: обзор классической и современной проблематики
Дата16.10.2012
Размер113.95 Kb.
ТипДокументы


Аннушкин В.И.

Риторика:

обзор классической и современной проблематики

Риторика – теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, риторика формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала риторику как «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель), «искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан). В русской традиции риторика определяется как «учение о красноречии» (М.В.Ломоносов), “наука изобретать, располагать и выражать мысли” (Н.Ф.Кошанский), предметом которой является “речь” (К.П.Зеленецкий). Современная риторика – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Риторика как наука изучает законы и правила ведения речью в разных видах и жанрах современной словесности, риторика как искусство предполагает владение и умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

В определениях риторики обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому риторику называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях риторики). Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. др.. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать риторику учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями.

Риторика – учение о воспитании личности через слово. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) будет обеспечено преподавание риторики.

Современная риторика изучает все виды общественно-речевого взаимодействия. Недостаточно определять риторику как науку только об ораторском искусстве, с которого она начиналась в античном полисе. Уже русская классическая риторика предполагала обращение к письменной речи, философской и научной литературе, а современная риторика вмещает также риторику разговорно-бытовой речи и риторику средств массовой информации.

В русской науке существует традиционное деление на общую и частную риторику. Во всяком случае уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII века записано, что существуют общие правила ведения и построения речи (предмет общей риторики) и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной риторики).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов (так называемый риторический канон), каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изобретение (лат. inventio - что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio - где сказать?), 3) выражение (лат. elocutio - как сказать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение-содержание речи; 3) композиция; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение, произношение, язык тела).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи:

1. Изобретение - рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах (топосах), источниках изобретения. Общие места –основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это – техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Существуют следующие общие места (топосы): 1) определение, 2) части/целое, 3) род/вид, 4) свойства, 5) противоположность, 6) имя, 7) сравнение (подобие, количество), 8) причина / следствие, 9) условие, 10) уступление, 11) время, 12) место, 13) свидетельство, 14) пример.

Критика топосов - общих мест связана с их формально-схоластическим использованием при обучении риторике. Именно учение об общих местах, а следом и «все риторики» - были критикованы в середине XIX века В.Г.Белинским и К.П.Зеленецким (последний, в частности, утверждал, что «невозможно изобретать мысли»). Тем не менее, топическая структура обнаруживается во всякой речи и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты. Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций (ср. теорию фреймов и мн. др.) Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации.

  1. Расположение - раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение. Каждая из них имеет прочные традиции описания и рекомендации в построении – в русских учениях о речи ХХ века сохранилось именно учение о композиционных частях речи и стиле.

  2. Слововыражение как словесное оформление речи связано с поиском уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие. Слововыражение предполагает нахождение нужных слов и их эффективное расположение в фигурах речи. В учении о слововыражении традиционно описывались качества речи, виды тропов и фигур. Каждый из авторов риторик обычно предлагает свое видение эффективного использования стилевых возможностей лексики и стилистического синтаксиса через определенные отбираемые для обучения тексты. Именно слововыражение является основным способом украшения речи.

4. Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмыслённого, вдумчивого проговаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста - самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.

5. Раздел произношение и телодвижение считается заключительным с точки зрения подготовки речи, но первоначальным в восприятии речи. Оратор реализует свою речь в произношении, но не менее значимы мимика, жестикуляция и телодвижение в целом. Это - последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

Произношение и голосоведение предполагают создание определенного стиля произношения, включающего работу над громкостью (звучностью) речи, темпом и ритмом, паузацией, артикуляцией, логическими ударениями, интонацией, тембром голоса. Хорошее произношение основывается на владении дыханием. Все перечисленные факторы требуют от ритора упражнений и накопления практического опыта.

Внешние манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только языком, но и всем своим телом: «говорят» руки, ноги, поворот фигуры, головы, мимика и т. д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управляться своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Важнейший раздел риторики - учение об образе риторе. Ритором называется всякий участник речи, речедеятель, человек, воздействующий речью, мастер риторики как искусства нравственно-речевого убеждения. Исторически риторами называли также учителей риторики. Оратором принято называть человека, произносящего устные публичные речи, автором - создателя письменных текстов. В современной риторике возможно говорить о коллективном или коллегиальном риторе, представленном в работе книжных издательств или средств массовой информации. Ораторика - область риторики, изучающая правила создания устных публичных выступлений.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" - недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории.

Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята.

В риторике всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы, ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная риторика называет такие качества оратора как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А.Волков). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора, некоторый риторический идеал, в принципе недостижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении риторике. Классическая риторика предлагала следующие «средства приобретения красноречия» (по М.В.Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории риторики), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. Как философско-профессиональную основу риторики М.В.Ломоносов называет знание других наук. Современная риторика ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории риторики и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении «общаться» вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и не-образцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной «играющей» методике, а более формируя личный ораторский облик ученика),

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная риторика занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием «прекрасное»), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием - «справедливое или несправедливое»). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, например, «Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии, включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков в своей «Краткой риторике» 1804 - 1828 гг. рассматривает: «а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) история истинная и вымышленная, е) речи (последние по «содержанию и намерению» делились на «духовные, политические, судебные, похвальные и академические». Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX века, например, у Н. Ф. Кошанского подробно разбираются: «1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность». Во второй половине XIX века с заменой риторики на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или художественной литературы.

Современная частная риторика включает в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности: 1) устная речь: а) дописьменная речь, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор); б) риторическая речь, то есть устная речь, могущая иметь письменный прототип (политическая, судебная, эпидейктическая, учебная, пропагандистская, проповедническая); в) репродуцирующая, то есть устно копирующая письменную речь (дикторская, театральная); 2) письменная речь (письма, документы, сочинения); 3) печатная словесность, литература (художественная, научная, журнальная); 4) массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной риторики как разделах частной риторики. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей «риторики» (ср. медицинская или торговая речь, деловая риторика в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Замечательна история русской риторики, обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50-70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10-15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.

Оптимизация риторики как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания – важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.

Литература:

Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. – М., 1998; Он же. Первая русская «Риторика» XVII века. – М., 1999; Античные риторики // Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М., 1978; Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996; Он же. Курс русской риторики. М., 2001; Вомперский В.П. Риторики в России XYII-XYIII вв. - М., 1988. - 180 с. Граудина Л.К. Русская риторика. Хрестоматия. – М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. М., 2001; Иванова С.Ф. Говори!.. Уроки развивающей риторики. М., Школа-пресс., 1997. - 399 с.; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Полное собрание сочинений. – М., Л., 1951. – Т. 7.; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996; Она же, Педагогическая риторика: история и теория. Учебное пособие для студ. пед. университеов и институтов. – М., 1998. – 432 с.; Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Доклады Первой Всероссийской конференции по риторике. Ред. В.И.Аннушкин, А.А.Волков, Г.В.Карпюк. – М., 1998; Риторика. Специализированный проблемный журнал. 1995-1997. - №№ 1-4; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 1999; Рождественский Ю.В. Теория риторики. – М., 1999, 2-е изд., 1999; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. - Ростов-на-Дону. 1994. - 191 с.; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972.


Похожие:

Риторика: обзор классической и современной проблематики iconВопросы к экзамену риторика как предмет изучения. Исторические изменения предмета риторики
...
Риторика: обзор классической и современной проблематики icon1 Античная риторика как концептуальная основа современной теории аргументации
Ри­торический миф стал компонентом культуры христианства, а сама риторика много позднее стала ассоциироваться со словесностью. «Связанная»...
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconЛитература Методы классической и современной теории автоматического управления: Учебник в 5-и тт. Т. 2: Статистическая динамика и идентификация систем автоматического управления
Методы классической и современной теории автоматического управления: Учебник в 5-и тт. Т. 2: Статистическая динамика и идентификация...
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Введение. Риторика в ряду других наук. Риторика и культура речи. Риторика и логика. Риторика и практическая стилистика. Различие...
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconПрограмма курса Осенний семестр 15 лекций Лекция 1 (1 час). Введение. Ведение. Полупроводники в современной электронике и оптоэлектронике. Исторический обзор и перспективы микроэлектроники. Лекция 2 (3 часа)
Ведение. Полупроводники в современной электронике и оптоэлектронике. Исторический обзор и перспективы микроэлектроники
Риторика: обзор классической и современной проблематики icon«типы химических реакций»
ПК, проектор, файлы с записью классической музыки в современной обработке детские рисунки, магниты
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconКнига предлагает
Современной российской литературе, классической русской литературе, истории, образованию, учебным пособиям
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconТематика лекций Методологические проблемы изучения китайской философии. Специфика «иероглифического мышления»
...
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconСтатья представляет собой обзор современной литературы, касающейся биоповеденческих, нелекарственных методов терапии мигрени, в частности, оценки эффективности различных модификаций компьютерного биоуправления.
Большой раздел статьи посвящен теоретическим вопросам биоуправления. Представлен обзор клинических исследований, проведенных в разных...
Риторика: обзор классической и современной проблематики iconПояснительная записка Кружок «Риторика»
Дополнительная образовательная программа кружка «Риторика» для 1-ого класса составлена на основе программы курса Т. А. Ладыженской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница