Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог»




Скачать 344.5 Kb.
НазваниеПостановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог»
Дата16.10.2012
Размер344.5 Kb.
ТипРегламент


ПРОЕКТ


Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог»


В соответствии со статьями 6 и 17 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить прилагаемый Технический регламент «Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог».

  2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

  3. Центральным и местным органам исполнительной власти обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с техническим регламентом, принятым настоящим постановлением, со дня вступления в силу указанного технического регламента.


 

Премьер-Министр Республики Казахстан К. Масимов


Утвержден

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от №


Технический регламент

«Требования безопасности при проектировании

автомобильных дорог»


ГЛАВА 1. Общие положения

1. Область применения


1. Настоящий технический регламент разработан в развитие и дополнение Законов Республики Казахстан: от 17 июля 2002 года № 245-II «Об автомобильных дорогах», от 16.07.2001г. № 242-II З РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», от 15.07.1997г. № 160-1 «Об охране окружающей среды», от 28.02.2004г. № 528-II «О безопасности и охране труда», от 15.07.1996г. № 29-1 «О безопасности дорожного движения», от 11.03.2002 г. № 302-II «Об охране атмосферного воздуха».

2. Технический регламент распространяется на новые и реконструируемые автомобильные дороги общего пользования и сооружения на них (далее – автомобильная дорога).

Положения технического регламента устанавливают основные (существенные) требования безопасности, предъявляемые к автомобильным дорогам на этапе их проектирования, с целью обеспечения безопасности дорожного движения для жизни и здоровья людей, животных и растений, окружающей среды, защиты интересов национальной безопасности.

Технический регламент не распространяется на проектирование хозяйственных автомобильных дорог, а также на улицы населенных пунктов.


2. Основные понятия, используемые в настоящем

техническом регламенте


3. В настоящем техническом регламенте используются понятия, предусмотренные Законом Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах», а также следующие:

  1. автомобильные дороги общего пользования - автомобильные дороги международного, республиканского и местного значения, доступ на которые для физических и юридических лиц не ограничен;

  2. автомобильные дороги хозяйственные - автомобильные дороги хозяйствующих субъектов, обслуживающие их производственно-хозяйственные перевозки, подъезды к ним от автомобильных дорог общего пользования, служебные, патрульные и частные автомобильные дороги;

  3. безопасность дорожного движения - состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

  4. габарит приближения конструкций - предельное, поперечное очертание (в плоскости, перпендикулярной к продольной оси проезжей части), внутрь которого не должны входить какие-либо элементы мостового сооружения или расположенных на нем устройств;

  5. допустимая общая масса транспортных средств - общая масса автомобилей, ограничиваемая способностью несущих конструкций мостов, путепроводов и других инженерных сооружений воспринимать пропускаемые нагрузки без необратимых деформаций и разрушений;

  6. допустимые габариты транспортных средств - предельные размеры транспортных средств, ограничиваемые геометрическими элементами дороги и сооружений на ней;

  7. интенсивность движения - количество транспортных средств, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени;

  8. категория дороги техническая - характеристика, определяющая транспортно-эксплуатационные показатели и потребительские свойства дороги;

  9. мостовой переход - комплекс инженерных сооружений, предназначенных для пропуска транспортного потока через водное препятствие, включающий в себя мост, подходы к нему, регуляционные и защитные сооружения;

  10. мостовое сооружение - искусственное сооружение (мост, путепровод, эстакада) для перевода дороги, канала или трубопровода через естественное или искусственное препятствие;

  11. мост - мостовое сооружение через водное препятствие;

  12. паводок - сравнительно кратковременное поднятие уровня воды в реке, вызванное обильными дождями, таянием снега и ледников в бассейне водотока;

  13. пересечение дорог - узел автомобильных дорог, устраиваемый в зависимости от их значения и интенсивности движения в одном или разных уровнях, в котором сходящиеся дороги не прерываются и возможно сквозное движение по каждой из них;

  14. подходы к мостовому сооружению - участки дороги, непосредственно примыкающие к мостовому сооружению;

  15. покрытие дорожное - одно- или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов;

  16. поток транспортный - совокупность транспортных средств, движущихся по дороге в данном направлении;

  17. потребительские свойства автомобильной дороги - транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги, обеспечивающие безопасность и экономичность движения транспортных потоков, в том числе уровень загрузки дороги движением, скорость, безопасность и удобство движения транспортного потока;

  18. предельное состояние автомобильной дороги - состояние дороги, соответствующее технической невозможности или нецелесообразности ее дальнейшей эксплуатации;

  19. примыкание дорог - узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле;

  20. проект автомобильной дороги - совокупность проектных документов в соответствии с установленным перечнем, в которых представлен результат проектирования, по проложению дорог на местности, их параметрам по элементам плана, поперечного и продольного профилей, составу и размещению зданий и сооружений на них, технологии и организации строительства;

  21. проектирование автомобильных дорог - комплекс расчетно-экономических, изыскательских и проектно-конструкторских работ по определению и привязке автомобильной дороги к транспортной инфраструктуре республики или региона, их экономическому и социально-культурному развитию, с определением технической категории дороги, назначением параметров геометрических элементов, перспективных объемов грузо- и пассажирских перевозок, обеспечивающих транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги.

  22. путепровод - мостовое сооружение на автомобильной или железной дороге, предназначенное для пропуска пересекающихся транспортных потоков в разных уровнях;

  23. размыв общий - понижение дна русла, а в некоторых случаях и пойм под мостом вследствие увеличения скорости течения воды в стесненном потоке;

  24. расстояние видимости встречного автомобиля расчетное - расстояние, необходимое для полной остановки двух встречных автомобилей, движущихся навстречу друг другу;

  25. расчетная нагрузка - предельная нагрузка на одиночную ось автомобиля, используемая для расчета конструкции дорожной одежды и дорожного сооружения;

  26. расчетная скорость - скорость движения одиночного автомобиля при благоприятных условиях погоды и чистом покрытии, с использованием которой определяются основные параметры геометрических элементов автомобильных дорог;

  27. реконструкция дорог - комплекс работ, обеспечивающих повышение транспортно-эксплуатационных показателей эксплуатируемых дорог с переводом дороги в целом или отдельных ее участков в более высокую категорию;

  28. сопряжение с подходами - конструктивное выполнение узла примыкания мостового сооружения к подходам;

  29. срок службы автомобильной дороги - календарная продолжительность эксплуатации от сдачи построенной дороги в эксплуатацию до наступления ее предельного состояния;

  30. съезд аварийный - сооружение, предназначенное для безопасной остановки транспортного средства в случае отказа его тормозной системы при движении на длинном спуске;

  31. трасса дороги - положение оси автомобильной дороги в пространстве, определяемое двумя ее проекциями: горизонтальной (планом) и вертикальной (продольным профилем);

  32. труба водопропускная - водопропускное сооружение круглого, овоидального или прямоугольного сечения, предназначенное для пропуска водного потока через дорогу;

  33. уровень загрузки дороги - отношение интенсивности движения к пропускной способности, изменяющееся от 0 до 1,0;

  34. эстакада - мостовое сооружение, возводимое взамен высокой насыпи.


3. Общие положения

4. К проектированию автомобильных дорог допускаются организации, имеющие лицензию установленного образца, выданную в установленном порядке уполномоченным органом в области дорожного строительства, располагающие необходимыми техническими возможностями и квалифицированными кадрами, имеющими образование соответствующего профиля и необходимый опыт работы в области проектирования автомобильных дорог.

Проектные организации несут административную и уголовную ответственность в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, когда из-за неправильных расчетов при проектировании автомобильных дорог причинен ущерб жизни и здоровью людей, животных и растений, окружающей среде и интересам безопасности государства.

5. При проектировании автомобильных дорог должны учитываться условия направленные на:

1) устранение или снижение риска возникновения опасности для субъектов дорожного движения и окружающей среды в результате неблагоприятного воздействия одного из конструктивных элементов дороги или их сочетаний;

2) защиту от рисков, которые при проектировании, строительстве, и (или) эксплуатации автомобильных дорог невозможно исключить, в силу климатических, чрезвычайных и других факторов и ситуаций;

3) обеспечение доступности информации о возможных остаточных рисках на отдельных участках автомобильной дороги, вследствие недостаточности принятых мер безопасности или возникновении чрезвычайных ситуаций.

5. При проектировании должны приниматься во внимание основные (существенные) требования безопасности, характеризующиеся следующими рисками:

1) геометрические элементы плана, продольного и поперечного профиля автомобильной дороги, а также их неблагоприятные сочетания;

2) дорожные сооружения (земляное полотно, дорожная одежда, мосты, трубы, путепроводы, скотопрогоны, эстакады и т.д.);

3) сооружения обслуживания автомобильной дороги и автотранспорта, расположенные в пределах полосы отвода автомобильной дороги или в непосредственной близости от нее (автозаправочные станции, предприятия технического обслуживания автомобилей, придорожные пункты обслуживания пассажиров и водителей и т.д.).

4) обстановка дорог, опоры линий электропередач и связи, иные предметы и сооружения, расположенные вблизи бровки земляного полотна автомобильной дороги;

6. Расположение автомобильной дороги в пространстве, параметры ее геометрических элементов и их соотношения должно обеспечивать:

1) плавное изменение скорости движения транспортного средства по длине автомобильной дороги с соотношением скоростей движения на смежных участках не менее 0,8 при расположении дороги в обычных условиях рельефа местности и 0,6 – на трудных участках рельефа.

2) плавное нарастание поперечных ускорений при движении по криволинейным в плане участкам дороги;

3) возникновение вертикальных перегрузок, действующих на транспортное средство при его движении по вогнутой кривой продольного профиля, не превышающих допустимые их значения;

4) отсутствие на дороге участков, создающих у водителей транспортных средств ложное представление об условиях их проезда и вынуждающих водителей к резкому изменению режима движения, установившегося на предшествующем участке;

5) закономерное и плавное изменение протяженности прямолинейных и криволинейных участков на всей длине автомобильной дороги;

6) снижение риска заноса земляного полотна автомобильной дороги снегом или песком в периоды их возможного переноса с учетом частоты повторяемости и скорости господствующих ветров.

7. Проект автомобильной дороги должен содержать инженерные решения, обеспечивающие безопасный и бесперебойный пропуск транспортных средства и грузов, которые по своим габаритным размерам, весовым и иным параметрам удовлетворяют требованиям соответствующих технических регламентов, если иное не предусмотрено техническим заданием на проектирование.

8. Технические решения, принятые в проектах автомобильных дорог не должны противоречить основным (существенным) требованиям безопасности настоящего технического регламента и технических регламентов, указанных в разделе «Область применения».

9. Автомобильные дороги, проектирование которых, выполнено с нарушением требований настоящего технического регламента к вводу в эксплуатацию не допускаются.

11. Соответствие норм проектирования автомобильных дорог настоящему техническому регламенту должно обеспечиваться нормами гармонизированных с ним государственных стандартов.


ГЛАВА 2. Требования безопасности при проектировании


4. Основные (существенные) технические требования безопасности


12. Источниками риска при проектировании могут быть отдельные конструктивные элементы автомобильной дороги, их неблагоприятные сочетания, а также эксплуатационное состояние автомобильной дороги в целом или ее отдельных элементов, в том числе:

1) элементы трассы;

2) поперечный профиль;

3) пересечения и примыкания;

4) дорожные одежды;

5) земляное полотно;

6) мостовые сооружения, водопропускные трубы;

7) сооружения инженерного обустройства;

8) предприятия дорожного сервиса;

9) эксплуатационное состояние.


13. Требования к элементам трассы автомобильной дороги:

1) Основными элементами трассы автомобильной дороги являются прямые и кривые в плане, участки с постоянным уклоном и вертикальные кривые.

2) Трасса автомобильной дороги должна представлять плавную пространственную линию, элементы которой гармонично сочетаются между собой и с окружающим ландшафтом местности. Закономерности чередования элементов трассы автомобильных дорог должны соответствовать изменениям основных форм рельефа.

3) Следует стремиться к совпадению вершин углов поворота трассы и переломов продольного профиля. Не допускается размещение кривых в плане на участках с постоянным уклоном продольного профиля.

4) Кривые в плане и вертикальные вогнутые кривые должны иметь одинаковую длину. При неизбежности смещения этих кривых относительно друг друга в целях повышения безопасности движения и улучшения управляемости автомобиля на нисходящей ветви вертикальной вогнутой кривой перед переломом продольного профиля следует располагать кривую в плане с углом поворота влево.

5) Для зрительного ориентирования водителей о направлении дороги за пределами фактической видимости на выпуклых переломах продольного профиля кривая в плане для каждого направления движения должна начинаться раньше вертикальной кривой на 20 – 100 м в зависимости от технической категории дороги и величины радиуса кривой в плане. Смещение вершины угла поворота трассы относительно перелома продольного профиля должно быть не более четверти длины вертикальной кривой.

6) Радиусы вертикальных выпуклых кривых следует устанавливать исходя из условия обеспечения видимости поверхности дороги (для дорог I технической категории, а также на участках дорог других категорий, где встречные направления движения размещаются на самостоятельном земляном полотне) и видимости встречного автомобиля (для дорог других категорий).

7) Радиусы вертикальных вогнутых кривых должны устанавливаться исходя из условия обеспечения допускаемых перегрузок при расчетной скорости движения автомобиля.

8) Кривые в плане могут иметь постоянный или переменный радиус кривизны. По условиям безопасности, удобства и комфортабельности движения предпочтение при проектировании следует отдавать кривым переменного радиуса (клотоидам). Выбранный тип кривой в плане и величина ее радиуса (для клотоиды – параметра и минимального радиуса) должны обеспечивать зрительную плавность автомобильной дороги и увязку ее с окружающим ландшафтом местности.

9) Минимальный радиус кривой в плане должен обеспечить безопасный, удобный и комфортабельный проезд одиночного автомобиля по влажному и чистому дорожному покрытию криволинейного участка автомобильной дороги при реализации допустимой скорости транспортных средств для дороги данной технической категории.

10) Не допускается использование прямых в плане длиной более 5 км. Следует предусматривать изменение протяженности прямолинейных и криволинейных участков на всей длине автомобильной дороги. Радиусы смежных кривых в плане и длины соседних элементов плана трассы не должны различаться более чем в 1,3 раза.

При невозможности соблюдения указанных параметров длинные прямолинейные участки автомобильной дороги разделяются на ряд более коротких участков с использованием средств озеленения и обустройства дорог, рационального размещения предприятий обслуживания дорожного движения.

11) Продольный уклон автомобильной дороги должен обеспечивать возможность безопасной реализации допустимых скоростей движения транспортных средств для соответствующих категорий автомобильных дорог и условий движения.

При необходимости применения предельных значений продольных уклонов в зависимости от перспективной интенсивности и состава движения по проектируемой дороге, а также протяженности участка дороги с заданным уклоном следует предусматривать устройство дополнительных полос движения, в первую очередь, в направлении подъема.

12) Длина участков с предельными продольными уклонами должна быть ограничена пределами установленных нормативов.

13) На автомобильных дорогах в горной местности в целях повышения безопасности движения затяжные продольные уклоны должны чередоваться с участками пологих подъемов, имеющих продольный уклон 20 ‰ и менее, или горизонтальными площадками, позволяющими обеспечить изменение режима работы автомобильного двигателя, а при необходимости и остановку автомобиля.

14) На горных автомобильных дорогах при затяжных спусках с уклонами более 50 ‰ следует устраивать с правой стороны проезжей части аварийные съезды.

15) Трассу автомобильных дорог в открытой местности в целях защиты от снежных заносов предпочтительнее прокладывать параллельно направлению господствующих в зимний период ветров или под небольшими углами к этому направлению.

В проектах автомобильных дорог необходимо предусматривать дополнительные меры по защите от снежных заносов:

обеспечение требуемого возвышения бровки земляного полотна над расчетным уровнем снегового покрова заданной вероятности превышения при проектировании насыпей;

придание земляному полотну обтекаемого поперечного профиля;

создание берм в поперечном профиле глубоких выемок;

устройство снегозащитных лесонасаждений;

установку снегозащитных заборов, щитов или сеток.

16) В овражистой местности трассу автомобильной дороги следует прокладывать в транзитной зоне оврага, а в случае расположения дороги вблизи головы оврага необходимо предусмотреть комплекс гидротехнических мер по устранению или снижению риска дальнейшего развития оврага.

17) Трассу автомобильных дорог необходимо прокладывать в обход с верховой стороны оползневых склонов, а при неизбежности пересечения таких склонов желательно проходить через оползающий массив невысокой насыпью в подошвенной его части. Устройство выемок, полок, высоких насыпей на оползневом участке не допускается.

В проектах автомобильных дорог необходимо предусматривать реализацию мер, направленных на повышение устойчивости оползневых склонов путем:

организации правильного поверхностного и подземного водоотвода;

частичной разгрузки оползневого склона путем срезки грунта;

устройства подпорных стен;

создания контрбанкета с низовой стороны земляного полотна;

посадки деревьев и кустарника.

18) Трассу автомобильных дорог в горной местности следует прокладывать с верховой стороны лавино- и селеопасных склонов. При невозможности обхода таких участков автомобильную дорогу следует располагать в местах, где лавины или сели проходят по узким и глубоким долинам, не создавая опасности для дороги, дорожных сооружений и движущегося транспорта.

При необходимости пересечения лавиноопасного склона в проекте должны быть предусмотрены меры по:

отклонению лавинных масс от дороги;

уменьшению накопления снега в лавиносборных бассейнах;

повышению устойчивости снега на склонах;

замедлению движения лавины;

пропуску лавины над дорогой путем устройства галерей или транспортных тоннелей.

При неизбежности пересечения селевого потока допускается размещение автомобильной дороги в нижней части конуса выноса за пределами зоны отложения крупных камней и валунов. Применение водопропускных сооружений в виде малых мостов и труб в селеопасной зоне не допускается. Отверстия больших и средних мостов должны обеспечивать пропуск расчетных расходов и уровней воды и селевых масс заданной вероятности их превышения без стеснения селевого потока.

На автомобильных дорогах низших категорий допускается пропуск селевого потока по лотку, устроенному на уровне проезжей части. Для пропуска селевых потоков с небольшими расходами до 20 м3/с над автомобильными дорогами высоких категорий можно предусматривать устройство селедуков. На автомобильных дорогах, расположенных в зоне отложений селевых выносов, необходимо предусматривать устройство наносозадерживающих сооружений.

Проекты автомобильных дорог должны содержать инженерные, гидро- и агротехнические меры по предотвращению или снижению риска эрозии поверхностных слоев грунта и почв на придорожной полосе и прилегающей местности в процессе эксплуатации дороги.

19) При наличии осыпей трассу автомобильных дорог в горной местности желательно прокладывать выше зоны, где интенсивно развиваются процессы выветривания горных пород.

На устойчивых осыпях, коэффициент подвижности которых менее 0,5, допускается использование осыпи для размещения земляного полотна автомобильной дороги при условии отсутствия в теле осыпи пылевато-глинистых прослоек. На таких участках земляное полотно должно устраиваться в виде невысоких насыпей. Устройство выемок и полок на осыпи не допускается.

При невозможности или нецелесообразности обхода осыпи, а также достаточной удаленности автомобильной дороги от шлейфа медленно развивающихся осыпей допускается размещение земляного полотна с низовой стороны осыпи с разработкой дополнительных инженерных мероприятий по обеспечению устойчивости земляного полотна и безопасности дорожного движения.

20) На участках автомобильных дорог, где возможны обвалы и камнепады, необходимо предусматривать устройство улавливающих валов, траншей и (или) стенок, установку металлических решеток или проволочных сеток на опасных участках горных склонов, периодический осмотр и расчистку горных склонов от камней, имеющих недостаточную устойчивость, при строительстве автомобильной дороги и ее последующей эксплуатации.


14. Требования к поперечному профилю автомобильной дороги:

1) Автомобильная дорога должна иметь установленное количество полос движения, позволяющее обеспечить пропуск транспортного потока максимальной интенсивности в пределах расчетного перспективного периода с допустимым уровнем загрузки дороги движением.

2) Ширина полосы движения должна обеспечивать возможность безопасной реализации скорости движения, допускаемой в конкретных дорожных условиях для различных категорий автомобильных дорог и видов транспортных средств.

3) Поперечный профиль проезжей части может быть одно- или двухскатным в зависимости от количества выпадающих осадков и наличия кривых в плане. Уклон поперечного профиля проезжей части в зависимости от категории проектируемой автомобильной дороги, числа полос движения, климатических условий региона и типа дорожной одежды устанавливается пределах от 15 до 40 ‰.

4) На кривых в плане следует устраивать виражи. Уклон виража на автомобильных дорогах в зависимости от величины радиуса закругления следует устанавливать в пределах 20-60 ‰, а в районах с частыми гололедными явлениями – 20 - 40 ‰.

На кривых малых радиусов горных автомобильных дорог могут быть устроены виражи с большим поперечным уклоном. Величина последнего с учетом климатических особенностей района проектирования дороги не должна превышать 100 %о. В случае расположения кривой в плане на участке с продольным уклоном это ограничение относится к так называемому косому уклону, представляющему собой геометрическую сумму продольного и поперечного уклонов данного закругления.

На автомобильных дорогах в горной или застроенной местности допускается разработка индивидуальных проектов виражей с переменными значениями поперечного уклона по ширине проезжей части дороги, получивших название «ступенчатый вираж».

5) Отгон виража должен осуществляться с соблюдением требований государственных стандартов и технических регламентов на длине переходных кривых или соответствующих им по длине прямолинейных участках трассы, сопрягающихся с кривой в плане.

6) На автомобильных дорогах с разделительной полосой и при раздельном проектировании земляного полотна встречных направлений движения вираж для каждого из направлений движения может быть выполнен самостоятельно с принятием индивидуальных проектных решений, основанных на учете особенностей рельефа, гидрологических, гидрогеологических, архитектурно-ландшафтных, экологических и иных характеристик местности.

7) На кривых в плане с радиусами 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с учетом величины радиуса закругления и состава движения.


8) Краевая полоса, устраиваемая вдоль проезжей части автомобильных дорог, должна иметь такую же конструкцию дорожной одежды, что и проезжая часть.

Краевая полоса не предназначена для движения в штатных условиях эксплуатации автомобильной дороги и должна быть выделена разметкой.

9) На всей длине автомобильной дороги с каждой стороны движения должны быть устроены обочины. Ширина обочины устанавливается исходя из условий обеспечения психологической уверенности в безопасной реализации разрешенных для дорог данной технической категории и видов транспортных средств скоростей движения и возможности для кратковременной остановки транспортных средств за пределами проезжей части на дорогах соответствующих категорий без помех для движущегося транспортного потока.

10) Часть обочины смежная с полосой движения должна быть укреплена и иметь покрытие, идентичное покрытию проезжей части.

11) В проекте автомобильной дороги устанавливаются необходимые ширина и поперечный уклон обочины и ее укрепленной части.

12) На автомобильных дорогах в зависимости от их технической категории, инженерных решений по благоустройству и организации движения на отдельных участках, устраиваются разделительные полосы.

В целях обеспечения безопасной реализации допускаемых для дороги данной технической категории и видов транспортных средств скоростей движения на части разделительной полосы, прилегающей к проезжей части, должна быть устроена дорожная одежда такой же конструкции, что и на основных полосах движения, и выполнена соответствующая разметка.

13) При проектировании разделительных полос должны быть учтены условия обеспечения водоотвода и оптимального водно-теплового режима работы земляного полотна, а также возможности переустройства поперечного профиля по мере роста интенсивности движения транспортного потока при последующей реконструкции автомобильной дороги.

14) На косогорах, подходах к мостовым переходам через средние и большие водотоки, на сложных участках горной и пересеченной местности, а также при решении задач сохранения существующего природного ландшафта, при соответствующем технико-экономическом обосновании, следует использовать раздельное трассирование встречных полос движения, размещая их на самостоятельном земляном полотне, обеспечивая устойчивость автомобильной дороги, безопасность и бесперебойность движения.

15) При устройстве дополнительной полосы на участках автомобильных дорог с затяжными и крутыми уклонами следует предусматривать плавный отвод ширины дополнительной полосы с соблюдением по возможности требований, предъявляемых к отводу ширины переходно-скоростных полос.

В трудных условиях рельефа местности допускается устраивать отвод ширины дополнительной полосы на более коротком отрезке дороги, при этом отношение ширины дополнительной полосы к длине, на которой она достигается, может быть принято равным 1: 10 или положе.

16) Поперечному профилю насыпей высотой до 2 м следует придавать обтекаемую форму путем плавного сопряжения плоскости откоса земляного полотна с плоскостью обочины и прилегающим рельефом местности. Крутизна таких откосов земляного полотна должна предусматривать возможность съезда автомобиля с поверхности проезжей части без опрокидывания в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия.

17) В местах размещения насыпей высотой более 2 м с учетом параметров элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги и перспективной интенсивности движения транспортных средств необходимо предусматривать устройство ограждающих сооружений, позволяющих при возникновении дорожно-транспортного происшествия обеспечить постепенное гашение энергии автомобиля, двигавшегося с разрешенной для соответствующих дорожных условий и видов транспортных средств скоростью, и удержать его на поверхности земляного полотна, не допустив его опрокидывания.

18) Крутизна наружных откосов выемок глубиной менее 1 м должна устанавливаться с учетом предотвращения заноса земляного полотна автомобильной дороги переносимым снегом или песком.

19) Конструкция поперечного профиля выемок глубиной более 1 м должна предусматривать наличие берм, предназначенных для накопления снега или песка в период их интенсивного переноса. Ширина берм определяется расчетом в зависимости от климатических особенностей района проектирования автомобильной дороги, частоты повторяемости и скорости преобладающих в расчетный период ветров.

20) На участках автомобильных дорог, подверженных воздействию внезапных и сильных порывов бокового ветра, скорость которого превышает 15 м/с, следует предусматривать установку ветрозащитных барьеров или посадку насаждений деревьев и кустарников в виде аллей, позволяющих обеспечить постепенное изменение поперечной силы, действующей на автомобиль при въезде на опасный участок и выезде с него, а также установку соответствующих предупреждающих знаков.

Ветрозащитные барьеры и дорожные знаки при аналогичных условиях следует устанавливать на мостах и путепроводах.


15. Требования к пересечениям и примыканиям автомобильных дорог:

1) Пересечения и примыкания автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и с железными дорогами следует проектировать исходя из перспективной интенсивности и состава транспортных потоков по всем направлениям движения.

2) Пересечения и примыкания автомобильных дорог следует по возможности располагать на прямолинейных в плане участках пересекающихся или примыкающих автомобильных дорог с обеспеченной видимостью и допустимым продольным уклоном.

Наличие вертикальной вогнутой кривой на второстепенной дороге на месте расположения пересечения или примыкания автомобильных дорог снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Не допускается размещение пересечений и примыканий на выпуклых переломах продольного профиля пересекающихся или примыкающих автомобильных дорог.

3) При разделении и слиянии транспортных потоков предпочтение при проектировании следует отдавать расположению съездов и въездов на узле автомобильных дорог с правой стороны от основных полос движения.

4) При выборе типа пересечения или примыкания автомобильных дорог должна преследоваться цель обеспечения потребностей пользователей в безопасном и бесперебойном совершении разрешенных на данном узле дорог маневров транспортных средств с установленными скоростями движения.

На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог должно быть предусмотрено устройство переходно-скоростных полос для автомобилей, меняющих направление движения, с учетом технических категорий автомобильных дорог, видов переходно-скоростных полос и величины продольного уклона на участке подъема или спуска. Переходно-скоростная полоса торможения должна начинаться с уступа шириной 0,5 м. Необходимо обеспечить плавный отвод ширины переходно-скоростной полосы, что достигается при соотношениях ширины переходно-скоростной полосы к длине участка дороги, на которой достигается принятая ширина указанной полосы, равных 1:30 или положе. При невозможности обеспечения указанного условия длина участка отвода ширины переходно-скоростной полосы должна быть не менее установленного минимального значения.

5) Частота расположения пересечений и примыканий автомобильных дорог в зависимости от технической категории автомобильной дороги и ее административного значения регламентируется соответствующими гармонизированными государственными стандартами.

6) На участках съездов на второстепенные автомобильные дороги и въездов на них необходимо предусматривать устройство дорожной одежды с покрытием соответствующего типа с соблюдением требований к конструкции и протяженности дорожной одежды, укреплению обочин.

7) В местах формирования интенсивных пешеходных потоков на автомобильной дороге должны предусматриваться пешеходные переходы.

8) Для устройства пересечений с полевыми дорогами и скотопрогонами могут быть использованы искусственные сооружения проектируемой автомобильной дороги, а в случае отсутствия или недостаточности таких сооружений следует предусмотреть их в проектах строительства новых или реконструкции существующих автомобильных дорог.

9) При пересечении автомобильной дорогой традиционных путей массовой миграции диких животных в проектах строительства новых и реконструкции существующих автомобильных дорог в таких местах следует предусматривать инженерные решения, исключающие или снижающие риск возникновения опасности для жизни, здоровья и имущества пользователей автомобильных дорог, а также окружающей среде в результате эксплуатации автомобильной дороги.

10) На пересечениях и примыканиях автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и с железными дорогами должна быть обеспечена видимость с каждого направления движения на расстоянии не менее, чем это необходимо для безопасного преодоления данного транспортного узла.

11) Пересечения автомобильных дорог с трубопроводами, линиями электропередачи и связи, а также иными коммуникациями следует проектировать с соблюдением условий безопасности для дорожного движения и пересекаемых коммуникаций.


16. Требования к дорожным одеждам:

1) Принятые в проекте автомобильной дороги тип и конструкция дорожной одежды должны обеспечивать безопасный проезд транспортных средств, имеющих соответствующие габаритные размеры, весовые параметры и иные характеристики, с разрешенной для них скоростью движения на автомобильных дорогах различных технических категорий

2) При прочих равных условиях безопасность движения транспортных средств определяются сцепными качествами и ровностью дорожных покрытий.

3) На дорожных одеждах капитального и облегченного типов конструкция покрытия и технологические операции по обработке его поверхности должны обеспечивать шероховатость покрытий и достижение установленных показателей коэффициента сцепления автомобильных шин с поверхностью покрытия.

4) На подходах к пересечениям и примыканиям автомобильных дорог, железнодорожным переездам, населенным пунктам и иным местам, где требуется резкое изменение режимов движения транспортных средств с использованием тормозов, необходимо предусматривать устройство покрытий с повышенной шероховатостью и более высокими сцепными качествами.

5) Геометрические параметры продольного и поперечного профиля автомобильной дороги, а также состояние дорожного покрытия должны обеспечивать выполнение требований к ровности дорожных покрытий.

6) В конструкции дорожной одежды не должны быть использованы материалы, которые в процессе строительства и последующей эксплуатации автомобильной дороги могут создавать угрозу загрязнения окружающей среды в результате износа, воздействия природных и иных факторов.


17. Требования к земляному полотну автомобильной дороги:

1) Конструкция земляного полотна должна обеспечивать снижение риска заноса автомобильной дороги снегом или песком в период их возможного переноса с учетом частоты повторяемости и скорости господствующих ветров.

2) В проекте автомобильной дороги должны быть предусмотрены надлежащие инженерные решения по обеспечению прочности и устойчивости земляного полотна при совместном воздействии природных факторов и установленных основных и особых сочетаний нагрузок и воздействий.

3) Материалы, используемые для сооружения земляного полотна, по своим физико-механическим свойствам и характеристикам экологической безопасности должны обеспечивать строительство дороги с заданными параметрами.

Использование нетрадиционных строительных материалов и изделий, отходов производственных предприятий, бытовых отходов и композитных материалов, созданных на основе таких отходов путем их переработки или обогащения, в конструктивных элементах автомобильной дороги и дорожных сооружений допускается при прочих равных условиях в случае их соответствия требованиям радиационной и биологической безопасности.

При проектировании земляного полотна необходимо предусматривать инженерные и гидротехнические мероприятия, направленные на снижение риска вредного воздействия проектируемой автомобильной дороги на окружающую среду. Эти мероприятия должны быть направлены на устранение или снижение вероятности возникновения водной или ветровой эрозии обочин и откосов земляного полотна, водоотводных канав, боковых резервов, выходных оголовков водопропускных труб, русел постоянных водотоков, а также на максимально возможное сохранение особенностей естественных природных ландшафтов на придорожной полосе местности.

4) Грунты, используемые для сооружения земляного полотна, по своим физико-механическим показателям должны быть пригодны для строительства автомобильных дорог.

В проектах автомобильных дорог необходимо предусмотреть рациональное размещение грунтов в теле земляного полотна, а при необходимости реализацию мер по регулированию водного и температурного режима земляного полотна и дорожной одежды. Технологические операции по возведению земляного полотна должны обеспечивать достижение требуемой плотности грунтов.

5) При расположении земляного полотна на косогорах в проектах автомобильных дорог необходимо предусматривать дополнительные меры по обеспечению его устойчивости путем рациональной организации поверхностного и подземного водоотвода, устройства удерживающих сооружений, уположения склонов и т.д.


18. Требования к мостовым сооружениям и водопропускным трубам:

1) При проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и водопропускных труб на автомобильных дорогах следует принимать проектные решения, обеспечивающие:

надеж­ность, долговечность и бесперебойность эксплуата­ции сооружений, безопасность движения транспортных средств и пешеходов, безопасность и охрану труда рабочих в периоды строительства и эксплуатации сооружения;

безопасный пропуск возможных паводков и ледохода на водотоках, а на водных путях выполнение требований судоходства и лесосплава;

соблюдение интересов производств и предприятий, связанных с хозяйственным и иным использованием водотока;

охрану окружающей среды и поддержание ее экологического равновесия.

2) Основные технические решения, принимаемые при проектировании новых и реконструкции существующих мостовых сооружений и водопропускных труб должны обеспечивать механическое сопротивление всего сооружения в целом и отдельных его частей расчетным нагрузкам и воздействиям.

3) На мостовых сооружениях и в непосредственной близости от них не допускается размещение коммуникаций (газо-нефтепровод, водопровод, канализация, электрические кабели, кроме питающих осветительные приборы на сооружении) и сооружений (посты служб пограничного и таможенного контроля, дорожной полиции).

4) Мостовые сооружения, имеющие стратегическое значение должны быть обеспечены системой охраны.

5) Мостовые сооружения должны быть оснащены средствами организации и регулирования движения.

6) Постоянные мостовые сооружения и водопропускные трубы на автомобильных дорогах сле­дует проектировать капитального типа.

7) При проектировании водопропускных сооружений, расположенных ниже некапитальных плотин, необходимо учитывать возможность прорыва этих плотин.

8) Не допускается применять водопропускные трубы при наличии ледохода, карчехода и в местах возможного возникновения селей и образования наледи. Для пропуска селевых потоков следует предусматривать однопролетные мосты отверстиями не менее 4 м или селеспуски с минимальным стеснением потока.

9) Не допускается проектирование мостовых сооружений на участках с горизонтальной кривой радиусом менее 600 м, сразу после спуска с уклоном более 40 ‰.

10) Мостовые сооружения и водопропускные трубы следует проектировать с соблюдением требований единообразия условий движения.

11) На мостовых переходах для предотвращения размывов и регулирования направления водного потока следует предусматривать струенаправляющие и берегоукрепительные сооружения, а для труб и малых мостов - углубление, планировку и укрепление русел, устройства, препятствующие накоплению наносов, а также устройства для гашения скоростей протекания воды на входе и выходе.

12) Габарит приближения конструкций проектируемых мостов (путепроводов) должен обеспечивать беспрепятственный и безаварийный проезд транспортных средств.

13) Габариты подмостовых судоходных пролетов на внутренних водных путях должны обеспечить беспрепятственное движение судов и осуществление лесосплава.

14) Возвышение частей или элементов моста над уровнями воды и ледохода принимается: на несудоходных и несплавных водотоках, а также в несудоходных пролетах на судоходных водных путях - не менее 1,5 м, а на судоходных и сплавных водотоках в судоходных пролетах - в соответствие с требованиями, установленными уполномоченными органами.

15) При проектировании сопряжения конструкций мостовых сооружений с насыпями подходов откосы конусов должны быть укреплены на всю высоту, а крутизну откосов следует определять расчетом по устойчивости.

16) На проектируемых мостовых сооружениях необходимо предусматривать тротуары или служебные проходы, ограждаемые с наружных сторон перилами, ширину тротуаров следует определять в зависимости от расчетной перспективной интенсивности пешеходного движения в час пик, а ширина служебных проходов должна быть не менее 0,5 м.

17) Ограждающие устройства на мостовых сооружениях должны иметь плавное сопряжение с ограждающими устройствами на подходах. Характеристики ограждающих устройств должны устанавливаться в зависимости от условий движения на мосту (под путепроводом).


19. Требования к сооружениям инженерного обустройства автомобильной дороги и размещению предприятий дорожного сервиса:

1) В проектах автомобильных дорог следует предусматривать устройство ограждений, установку дорожных знаков и указателей, разметку проезжей части и элементов сооружений, расположенных на дороге.

2) Опоры линий связи, электропередачи и иных коммуникаций должны располагаться за пределами бровки земляного полотна и при необходимости должны иметь ограждения, предотвращающие случайный наезд транспортных средств на них.

3) Стойки дорожных знаков и указателей следует располагать на специальных грунтовых призмах за пределами бровки земляного полотна, используя по возможности «ломающуюся» конструкцию, позволяющую снизить тяжесть последствий случайных наездов транспортных средств на них.

4) Следует предусматривать установку ограждений на участках автомобильных дорог, проходящих в насыпях с крутизной откоса 1:3 и более, вдоль железных дорог, болот, водных потоков, оврагов и горных ущелий, по горным склонам крутизной более 1:3, а также на разделительной полосе многополосных автомобильных дорог, пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в разных уровнях, кривых в плане с недостаточной видимостью.

Ограждению подлежат также опоры путепроводов, линий электропередач, связи и освещения, отдельных информационно-указательных дорожных знаков индивидуального исполнения при их расположении в поперечном профиле автомобильной дороги ближе 4 м от кромок проезжей части.

5) При необходимости в проектах могут быть представлены инженерные решения по освещению отдельных участков автомобильных дорог, обеспечивающих необходимую видимость и безопасность движения.

Перечень таких участков включает в себя большие мосты и путепроводы, тоннели, пересечения магистральных автомобильных дорог между собой и с железными дорогами, подъезды к сооружениям дорожного сервиса и к крупным промышленным предприятиям, расположенным вблизи от проектируемой автомобильной дороги.

6) Проекты автомобильных дорог могут содержать разделы, посвященные размещению служб содержания и ремонта проектируемой дороги, организации технического, медицинского, культурного и бытового обслуживания пользователей дорог, созданию необходимой инфраструктуры для осуществления грузовых и пассажирских перевозок, а также мониторинга дорожного движения.

7) В местах остановок общественного транспорта необходимо запроектировать посадочные площадки и павильоны с обеспечением плавного схода автобуса с основной полосы движения и последующего возвращения его обратно на проезжую часть, безопасной посадки и высадки пассажиров, а при необходимости и перехода через дорогу. Остановочные площадки следует располагать на едином земляном полотне или вне его пределов в зависимости от категории автомобильной дороги и показателей пассажирооборота на проектируемой площадке.

8) В проектах автомобильных дорог необходимо предусматривать устройство площадок отдыха для водителей и пассажиров, которые следует размещать, как правило, у водотоков и водоемов, на лесных полянах, у родников, на перевальных участках, в местах, имеющих особую историческую значимость и отличающихся оригинальным природным или искусственно созданным ландшафтом. При их проектировании должны быть соблюдены требования обеспечения удобства и безопасности движения транспортных средств в зоне расположения площадок отдыха, а также приняты меры по защите окружающей среды.

9) При проектировании площадок отдыха, принимаемые архитектурно-планировочные решения, должны способствовать созданию на них трех зрительно обособленных зон:

технической зоны, предназначенной для стоянки автомобилей;

рекреационной зоны для отдыха водителей и пассажиров;

зоны для размещения комплекса сооружений санитарно-гигиенического назначения.

10) В зоне расположения площадки отдыха при въезде на нее и выезде с нее необходимо предусматривать устройство на автомобильной дороге переходно-скоростных полос, предусматриваемые для дорог различных категорий.

11) На площадку отдыха должен быть обеспечен въезд автомобилей специального назначения и дорожной техники для своевременной уборки, санитарной очистки и обработки территории, а также при использовании площадок для временного размещения строительных материалов, дорожных машин и оборудования в период проведения ремонтных и эксплуатационных работ на дороге.

12) Предприятия или комплексы обслуживания движения могут располагаться:

вдоль автомобильных дорог на едином земляном полотне с обязательным устройством разделительной полосы между проезжей частью основной дороги и проездом к названным сооружениям дорожного сервиса;

изолированно от земляного полотна основной дороги с созданием специальных подъездов линейного или тупикового типа к предприятиям обслуживания движения.

13) При проектировании предприятий дорожного сервиса необходимо соблюдать установленные технические, санитарные, экологические и иные требования для автомобильных дорог соответствующих технических категорий.


5. Презумпция соответствия


20. Автомобильные дороги, спроектированные в соответствии с требованиями гармонизированных стандартов, считаются соответствующими требованиям Закона Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах» и настоящего технического регламента.

21.Перечень гармонизированных стандартов утверждается уполномоченным органом по техническому регулированию по согласованию с уполномоченным государственным органом в области дорожного строительства и размещается в их официальных изданиях.

22. Для подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента проектные организации могут применять иные нормативные документы, нормы и показатели которых не ниже уровня гармонизированных стандартов.


6. Подтверждение соответствия


Формой подтверждения соответствия спроектированной автомобильной дороги основным (существенным) техническим требованиям безопасности настоящего технического регламента является акт приемки проекта автомобильной дороги уполномоченным государственным органом в области дорожного строительства на основании положительного заключения Государственной технической экспертизы.


ГЛАВА 3. требования при проведении государственного контроля


7. Государственный контроль


23. Государственный контроль за соблюдением требований настоящего технического регламента при проектировании автомобильных дорог осуществляется уполномоченным органом в области дорожного строительства, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.


8. Содержание и формы государственного контроля


24. Государственный контроль за соответствием проектных документов автомобильных дорог нормам безопасности осуществляется в процессе проектирования и после него до принятия проекта Государственной технической экспертизой.

25. Государственный контроль осуществляется исключительно в части соблюдения требований настоящего технического регламента.

26. Государственный контроль при происшествиях (авариях, несчастных случаях) осуществляется уполномоченным органом в области дорожного строительства в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан.


9. Полномочия и ответственность органов

государственного контроля


27. Уполномоченный орган в области дорожного строительства при осуществлении государственного контроля при проектировании автомобильных дорог вправе принимать решение о приостановке процесса проектирования и отзыве лицензии в случае выявления нарушений требований настоящего технического регламента, влияющих на безопасную эксплуатацию автомобильных дорог, до устранения выявленных нарушений.


Глава 4. Переходные положения


10. Переходные положения


28. С момента введения в действие настоящего технического регламента нормативные правовые акты, действующие на территории Республики Казахстан, до приведения их в соответствие с настоящим техническим регламентом, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты национальной безопасности, охраны жизни или здоровья человека и окружающей среды при проектировании автомобильных дорог.

29. Документы, подтверждающие соответствие проектов автомобильных дорог установленным требованиям безопасности, принятые до вступления в силу настоящего технического регламента, считаются действительными до окончания, установленного в них срока.

30. Положения настоящего технического регламента вступают в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.



Похожие:

Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2008 года №307
Об утверждении Технического регламента «Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог»
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года №1331
Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности дорожно-строительных материалов»
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2009 года №16
Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности пожарной техники для защиты объектов»
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 3 февраля 2012 года №202 Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности»
В соответствии с подпунктом 2 статьи 6 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения»...
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление правительства кыргызской республики об утверждении Технического регламента «О безопасности лекарственных средств для медицинского применения»
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» Правительство Кыргызской...
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconОб утверждении Программы "Охрана окружающей среды Республики Казахстан на 2008-2010 годы" Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года n 162
В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года n 1241 "о концепции экологической безопасности Республики...
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 12 марта 2004 года №316 о некоторых вопросах по перевозке опасных
В соответствии с Законами Республики Казахстан от 4 июля 2003 года "Об автомобильном транспорте" и 17 июля 2001 года "Об автомобильных...
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года №1682
В целях реализации статьи 5 Закона Республики Казахстан от 22 ноября 1996 года «О пожарной безопасности» Правительство Республики...
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года №104
Об утверждении Санитарных правил Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам
Постановление Правительства Республики Казахстан от № «Об утверждении технического регламента Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 12 июля 2011 года №785 Об утверждении состава национальных научных советов
В целях реализации подпункта 6 статьи 3 Закона Республики Казахстан от 18 февраля 2011 года «О науке» Правительство Республики Казахстан...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница