Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию




НазваниеКарл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию
страница1/16
Дата16.10.2012
Размер2.33 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Карл Ясперс

Стриндберг и Ван Гог





Карл Ясперс

СТРИНДБЕРГ B ВАН ГОГ


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ


Эта работа впервые появилась в сборнике трудов по прикладной психиатрии, который давно уже разошелся; и если теперь, по прошествии значительного времени, я включаю ее в издаваемые мною «Философские исследования», то главная причина тому, помимо внешних поводов, заключается в самом смысле этой работы. У философии нет собственной предметной области, в то же время предметные исследования, осознанно устремляясь к границам и истокам нашего бытия, становятся философскими. Настоящая работа выросла из вопроса о границах возможного понимания жизни и творчества человека. Всякая практика, в том числе и практика духовного бытия, содержит в себе как таковая некоторый момент непознаваемости. В рассматриваемом случае, в котором речь идет о роли психических заболеваний, эмпирические сравнения позволяют увидеть эту практику в более определенном свете, но отнюдь не позволяют видеть ее насквозь. Философскому умозрению, для которого такие изыскания имеют смысл, не дано обрести удовлетворение и успокоение в простом понимании взаимосвязей жизни, развития, изменений стиля, в понимании некой заключенной в них логики самоочевидности (как бы оно ни стремилось, по мере сил, к такому пониманию). Ему не дано снять вопрос о практическом бытии понятого человека, удовлетворяясь тем, что может быть приемлемо понять, и отказываясь от рассмотрения таких причинных связей, которые не поддаются пониманию, например – между возникновением психического заболевания и творчеством художника. Но этому умозрению равным образом не дано испытать радости от простой общей констатации таких причинных связей. То, что действительно существенно, возникает лишь при конкретном рассмотрении единичного, при членораздельной постановке вопросов и при сопоставлении противоположностей. Только так может достигаться то, что для меня значимо: не поверхностно овладевающее предметом познавание, а познавание как средство обретения такой точки зрения, с которой можно увидеть и осознать истинные загадки.


Гейдельберг, сентябрь 1925 г.


ВВЕДЕНИЕ


Настоящая работа не ставит своей целью дать оценку Стриндберга как художника слова. Его дарование драматурга, эстетическая структура его сочинений и их значение вообще не входят в круг рассматриваемых нами вопросов. Но Стриндберг был душевнобольным, и мы хотим составить себе ясное представление об этой его душевной болезни. Она была решающим фактором его существования, она была одним из факторов формирования его мировоззрения, она повлияла и на содержание его сочинений. Проследив эти влияния, мы сможем понять отдельные закономерности возникновения его мировоззрения и его работ, но мы не будем стремиться дать тем самым какую то общую оценку значения Стриндберга. Такие оценки дает – и меняет – время, но будет ли Стриндберг сочтен феноменом моды и вскоре забыт, или как великий художник будет жить в веках, или будет восприниматься в качестве интересного симптоматического явления своего времени, не имеющего собственного, вневременного значения, – во всяком случае для психопатологии Стриндберг останется в высшей степени интересным больным, не только собственноручно нарисовавшим необыкновенно наглядную – с датами и описанием осложнений – картину своей болезни, но, что еще важнее, давшим возможность почти с той же наглядностью проследить и всю свою жизнь, так что у нас в руках оказалась такая биография душевнобольного, какую нам удается получить лишь в очень редких случаях. С точки зрения медицины такая биография – это не просто случай из клинической практики; истории болезни таких необычных умов важны и для самой психопатологии.

Все казуистические психопатологические заключения основываются на сравнениях. Чтобы увидеть связь шизофрении Стриндберга и его работ, полезно привлечь для сравнения совсем другие формы шизофрении, которые, в свою очередь, также станут яснее в сопоставлении со случаем Стриндберга. Поэтому во второй главе настоящей работы помимо типологически родственного Стриндбергу Сведенборга дается характеристика совершенно иных случаев: Гельдерлина и Ван Гога.

Понятие шизофрении многозначно. Формально оно объединяет – помимо многих других наименований – все те душевные болезни, которые начинаются как процесс в какое то определенное время, исключают для больных возможность возврата в их прежнее состояние и не могут рассматриваться как проявления известных органических заболеваний мозга. Такое понятие указанного процесса позволяет – и требует – совместно рассматривать столь разнородные в иных отношениях случаи, как те, что обсуждаются в этой книге. В то же время «материально», психологически, понятие шизофрении объединяет крайне многообразные психические изменения, круг которых резко очертить невозможно, несмотря на обилие и определенность отдельных штрихов общей картины. Между определенным выше понятием шизофрении как процесса и этой «психологической» шизофренией существует весьма широкое, но отнюдь не полное совпадение. Так, с точки зрения психологии обсуждаемые ниже случаи в определенном смысле относятся к противоположным типам; это типологическое различие должно быть наглядно продемонстрировано. Особое внимание я уделяю Стриндбергу, с одной стороны, и Ван Гогу, с другой; для проведения параллели к случаю Стриндберга кратко рассматривается случай Сведенборга, для параллельного сравнения с Ван Гогом привлекается Гельдерлин.

Вполне адекватно воспринимать патографии может лишь тот, кто включает в круг своего чтения жизнеописания душевнобольных. Для такого читателя детали, постоянно вызывающие в его уме соответствующие параллели, окажутся говорящими, тогда как читатель неосведомленный будет все время сталкиваться с бессвязным собранием удивительных подробностей и пребывать в положении обучающегося, которому не показывают всю реальную действительность. В рамках одной книги указанное совмещение может быть осуществлено лишь в очень незначительной степени. Конечно, можно было бы все время прерывать патографию дидактическими фрагментами курса психиатрии, описанием клинических случаев и т. п., но, не говоря уже о несообразном объеме, подобная работа оказалась бы неплодотворна, превратилась бы в тяжкую обузу для автора и все равно не достигла бы своей цели. Тот, кто хочет участвовать в подобных специальных обсуждениях с настоящим знанием дела, должен изучать психопатологию. Тем не менее, многое в этом обсуждении будет понятно и исследователю человеческой психики как таковому; он, однако, будет подвергаться постоянной опасности недоразумений, поверхностного, неясного, чисто схематического, «скользящего» понимания. И он поступит разумно, обратив основное внимание на чисто фактическую сторону дела – в меру своего восприятия таковой.


ГЛАВА I. СТРИНДБЕРГ ИСТОЧНИКИ


Сочинения Стриндберга опубликованы, за небольшими исключениями, в собрании, вышедшем на немецком в переводе Эмиля Шеринга в издательстве Г. Мюллера в Мюнхене. Это издание послужило основой для настоящей работы, и все цитаты из сочинений Стриндберга даются по текстам этого издания. Моя работа, таким образом, обязана своим появлением заслуживающему уважения труду упомянутого переводчика, и я считал бы своим долгом выразить ему мою благодарность даже в том случае, если бы многочисленные нападки на качество перевода были оправданы.

Из всех сочинений Стриндберга наиболее важны для нас автобиографические работы, которые в указанном издании занимают пять томов. Перечислю их в хронологическом порядке:

«Сын служанки» и «История одной души» – относятся ко времени до 1886 года (написаны в 1886 году); «Исповедь глупца» – относится к годам первого брака 1875–1888 (написана в 1888);

«Разрыв» – относится к 1892–1894 годам, в особенности – ко времени второго брака (написана в 1902);

«Inferno» – о времени 1894–1897 годов (написана в мае июне 1897);

«Легенды» – о времени 1897–1898 годов (написана в 1898);

«Одинокий» – о времени 1899–1900 (написана в 1903).

В «Сыне служанки» и «Истории одной души» с поразительной отчетливостью представлены исходные черты личности Стриндберга и изображены годы его юности. «Исповедь глупца», «Inferno» и «Легенды» написаны «по горячим следам событий», поэтому в них верно и чрезвычайно наглядно показаны основные стадии болезненного процесса, наличие которого в период примерно 1887–1896 годов может считаться установленным; «Inferno» составлен из материалов дневниковых записей, поэтому изложение здесь наиболее непосредственно, в нем менее всего художественной выделки. «Разрыв» – это позднейшая ретроспектива, поэтому в нем больше художества и меньше правдивости; «Одинокий» – несколько блеклое изложение ряда подробностей, выполненное в конечном состоянии. Кроме сочинений Стриндберга используются также его письма; до сих пор, однако, опубликована лишь малая их часть, и публикации весьма рассеяны (см. ниже список литературы).

Особую ценность имеют свидетельства современников, основанные на личных отношениях со Стриндбергом. Те из них, которые мне удалось разыскать, перечислены ниже. Цитируя, я в дальнейшем буду просто указывать автора и иногда – номер страницы.

Приводимые для удобства читателя хронологические таблицы составлены на основе данных, рассеянных в автобиографических сочинениях Стриндберга, его письмах, свидетельствах современников, а также на основе данных Шеринга из упомянутого немецкого издания собрания сочинений и из хронологии, составленной самим Стриндбергом и приведенной в Ullstein'oвском сборнике рассказов «Новое оружие» (1913 год). Возможности перепроверки у меня не было, поэтому надежность приводимых данных ограничена. База источников богата и все же, при ближайшем рассмотрении, неполна. Основные черты картины и хода болезни совершенно ясны, но дальнейшие публикации писем и свидетельств современников могут в отдельных частностях внести существенные дополнения, а возможно – и изменения. Однако имеющийся материал достаточен для того, чтобы сделать окончательный вывод о типе и характере болезненного процесса – насколько это вообще позволяют сделать сегодняшние знания и понятия психопатологии; можно даже отметить чрезвычайную наглядность и ясность картины процесса.

Того, кто захочет познакомиться с использованными в моем анализе болезни Стриндберга понятиями как таковыми в их системной взаимосвязи, отсылаю к моим книгам «Allgemeine Psychopathologie» и «Psychologic der Weltanschauungen», обе книги вышли в издательстве Julius Springer, Берлин.

Сокращения:

«С. с.» – «Сын служанки»,

«И. о. д.» – «Исповедь одной души»,

«Исповедь» – «Исповедь глупца».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Brandes G. August Strindberg. Germanisch romanische Mo natsschrift, Jg. 6., 1914, s. 321 ff.

Hansson O. Ein Sunder, der Busse tut. Die Zukunft, Jg 19., Sep. 191 l, s. 466.

Hansson 0. Erinnerungen an August Strindberg. Die Neue Rundschau, Nov. und Dez. 1912.

Lundegard A. Erinnerungen an Strindberg. In: Blatter des deut schen Theaters. Jg. 7., H. 1, Sept. 1920.

Hexo M. August Strindberg. Ma'rz, 25. Mai 1912, s.281.

Oesterling A. Ncue Strindberg Dokumente. Frankf. Zeit., 28. Marz 1920.

Prager M. Meine Erinnerungen an August Strindberg. Der Zeitgeist (Beibl. z. Berl. Tagebl.), April 1915, Nr. 14 ff.

Paul A. Strindberg Erinnerungen und Briefe. Munchen. 1914.

Schleich C. L. Strindberg Erinnerungen. Munchen. 1917.

Servaes F. Strindberg Erinnerungen. Westermanns Monats hefte, Sept., 1915.

Taub. Strindberg und Schopenhauer. Frankf. Zeit., Aug. 1917.

Ein Brief Strindbergs an Bjornson (1884). Westerzeit, 30. Sept. 1916. I. Morgenblatt.

August Strindberg – Georg Brandes. Ein Briefwechsel. Die Neue Rundschau. Nov. 1916, s. 1491–1509.

Strindbergs «Scheidebrief» an Geijerstam (1900). Frankf. Zeit., 10 April 1917. Morgenblatt.

Brief Strindbergs an Gauguin vom 1. Febr. 1895, in: Ktinst lerbriefe aus dem 19. Jahrhundert. Berlin. 1919.

Strecker K. Briefwechsel zwischen Nietzsche und Strindberg. Frankf. Zeit. Febr. 1913. Nr. 40, 42.

Zwei Briefe Strindbergs iiber Weininger, in: O. Weininger. Taschenbuch und Briefe an einen Freund. Leipzig u. Wien, 1919.

August Strindberg. Ungedruckte Briefe. Der Neue Merkur, Jg. 1, Bd. 1, April Sept. 1914, s. 76–97.

Strindberg Briefe. Voss. Zeit., Ma'rz 1916, Nr. 149; Bad. Landeszeit., 1. Nov. 1913.


ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ


1849  Рождение

1855  Начальная школа. Средняя школа

1861  Лицей

1862  Смерть матери

1863  Гимназия

1864  Конфирмация

1866  Первое половое сношение

1867  Студент

1868  Учитель в средней школе

1869  Актер. Поездка в Копенгаген

1870  Упсала

1873 «Бюллетень страховых обществ»

Телеграфист Работа в газете

1874–1876  Библиотекарь

1875  Знакомство с будущей женой (баронессой Врангель, урожд. фон Эссен)

1877  Короткая поездка в Париж

Женитьба

1883  Смерть отца

Начало пребывания за границей (до 1888 г.). Париж

1884  Швейцария (Лозанна), недолго – в Италии. Возвращение домой на судебный процесс по обвинению в богохульстве; оправдан.

Поездка в Париж

1885  Путешествие по Франции (десять месяцев среди французских крестьян – до мая 1886)

1886  Аргау, Фирвальдштетское озеро

1887  Короткая поездка в Вену (по другим данным – в 1886), в ноябре – в Копенгаген

1888  В Дании: Копенгаген, Холте 1889–1892 В Швеции

1890 «Блиц турне по всей этой великой стране Швеции»

1892  Расторжение первого брака Берлин (ноябрь 1892 апрель 1893)

1893  Вторая женитьба (на Фриде Уль) Гельголанд, Лондон, Селлин на о. Рюген, Монд Зе, Берлин (р н Панков), Брюнн, Ардаггер

1894  Ардаггер. Короткая поездка в Берн. Осенью – в Париж. В ноябре в Париже жена оставляет его

1895  Париж

Расторжение второго брака

1896  Париж; с 21 февраля по 19 июля – в отеле Ор фийа. В июле – в Дьепп, в Швецию (окрестности Лунда), август – в Берлине, потом – на Дунае, декабрь – в Лунде

1897  В августе в Париже

1898  В Швеции: Лунд

1899  Стокгольм (вплоть до смерти)

1901  Третий брак (с Харриет Боссе)

1904  Расторжение третьего брака

1912  Смерть от карциномы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconЯсперс Философское ориентирование в мире doc \002\
Ясперс Карл. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире/ К. Ясперс//пер. А. К. Судакова. — М.: «Канон+» роои – «Реабилитация»,...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconК арл Ясперс (Karl Jaspers)
Карл Ясперс (Karl Jaspers) (1883-1969), немецкий философ-экзистенциалист, психолог, культуролог
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconЯсперс карл (Jaspers Karl)
Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconМурина Ван Гог
Пожалуй, исключительность Ван Гога состоит именно в том, что его историческое значение превышает реальный вес оставленного им живописного...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconУроки ван гога учебное пособие Ростов -на-Дону Краснодар Феникс
Ван Гог был гений. Гений не может служить образцом для подражания ни в своих «взлетах», ни в своих «падениях». Гений – это символ,...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconВинсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г
...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию icon100 великих художников
Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех,...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию icon100 великих художников
Рублёв, Веронезе, Гойя, ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех,...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconВан Дейк Антонис (1599-1641)
Англии, занимая должность придворного живописца при короле Карле I, окружившем Ван Дейка небывалым почетом и роскошью и пожаловавшем...
Карл Ясперс Стриндберг и Ван Гог Карл Ясперс стриндберг b ван гог предисловие ко второму изданию iconДитер Хэгерманн Карл Великий
Аннотация: Карл Великий это имя постоянно встречается в исторических хрониках и современных исследованиях
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница