Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока




Скачать 54.89 Kb.
НазваниеТема: «Двоичная система счисления» Цели урока
Дата30.08.2012
Размер54.89 Kb.
ТипУрок
Тема: «Двоичная система счисления»

Цели урока: 

Образовательные:

  • дать определение понятия «система счисления»;

  • вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;

  • научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.

Воспитательные:

  • воспитание информационной культуры, внимания, аккуратности, усидчивости.

Развивающие:

  • развитие умения выделять главное (при составлении конспекта урока);

  • развитие самоконтроля (анализ самоконтроля усвоения учебного материала по ведомости);

  • развитие познавательных интересов (использование игровых приемов на уроке).

План урока: 

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.

  3. Подведение итогов урока.

  4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.


Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.

Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf


Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения

Ей было1100 лет,
Она в 101 класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля 10ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Двоичная и десятичная системы счисления».

2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.


Теоретический материал:

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

  • позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;

  • непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.

Основание

Название системы счисления

Знаки

2

Двоичная

0, 1

3

Троичная

0, 1, 2

4

Четверичная

0, 1, 2, 3

5

Пятиричная

0, 1, 2, 3, 4

8

Восьмиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

10

Десятичная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12

Двенадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

16

Шестнадцатиричная

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15925a41-8dd5-48c5-9187-31628f22b89a/SonCartoon.exe

Объяснение перевода из одной системы счисления в другую

Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.

Например:



(степени расставляем над целой частью числа слева направо, начиная с «0»)



Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере.

Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:



(степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)



Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).

Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:

Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.

Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.

34210 = 1010101102

Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.

Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления: 

  1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.

  2. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее пока частное не станет равно 0. Если частное равно 0 , то записать все полученные остатки, начиная с первого, справа налево.

Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).

Задание:

  1. Перевести в десятичную систему счисления числа: 1011110012, 1101101012,

  2. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную, и наоборот числа: 256, 457, 845, 1073.

  3. Записать алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

Задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/879c39fb-f25c-4334-a0c6-eee53bfb9767/%5BINF_033%5D_%5BIM_01%5D.swf

изучение калькулятора при переводе из одной системы в другую

Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам». Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.

Каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

Голова:

  • Г1 (101;1011)

  • Г2 (1100;1011)

  • Г3 (101;100)

  • Г4 (1100;100)

Шея:

  • Ш1 (111;100)

  • Ш2 (1010;100)

  • Ш3 (1010;11)

  • Ш4 (111;11)

Глаза:

  • Гл1 (110;1010)

  • Гл2 (1000;1010)

  • Гл3 (1000;1000)

  • Гл4 (110;1000)

  • Гл5 (1001;1010)

  • Гл6 (1011;1010)

  • Гл7 (1011;1000)

  • Гл8 (1001;1000)

Нос:

  • Н1 (1000;111)

  • Н2 (1001;111)

Рот:

  • Р1 (110;110)

  • Р2 (110;101)

  • Р3 (1011;101)

  • Р4 (1011;110)

Антенки:

  • А1 (110;1011)

  • А2 (110;1111)

  • А3 (101;1111)

  • А4 (111;1111)

  • А5 (1011;1011)

  • А6 (1011;1111)

  • А7 (1010;1111)

  • А8 (1100;1111)

В итоге, у вас должен получится, портрет робота

3. Подведение итогов урока.


Фронтальный опрос:

  • что такое система счисления;

  • дайте определение понятию «основание системы счисления»;

  • как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Выставление оценок за урок.

4. Домашнее задание.


Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которое нам было непонятно.

Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения

Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.

Похожие:

Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconУрок по информатике "Двоичная система счисления"
Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления...
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconСчисления
Обучающие: формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел...
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconПрограмма Intel ® Курс «Обучение для будущего»
Рассматриваются теоретические вопросы: методы кодирования информации: двоичная система счисления, таблицы кодировки, кодирование...
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconТема : Кодирование чисел. Системы счисления
Запись числа 6710 в системе счисления с основанием n оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание этой системы счисления...
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconТема : Кодирование чисел. Системы счисления
Запись числа 6710 в системе счисления с основанием n оканчивается на 1 и содержит 4 цифры. Укажите основание этой системы счисления...
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconТема: рельеф и полезные ископаемые цели урока
Цели урока: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока icon«Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Цели урока: Развитие логического мышления учащихся; выявление основных закономерностей при решении типичных задач. Выработать умение...
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconЛекция Средства обучения и контроля
Тема Арифметические основы ЭВМ. Понятие системы счисления, виды систем счисления
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока icon№ урока по теме
«Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую»
Тема: «Двоичная система счисления» Цели урока iconУрока Тема урока Цели и задачи урока

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница