Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5




НазваниеПояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5
страница1/11
Дата15.10.2012
Размер1.7 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка 3


Раздел 1. Концептуальные основы работы школы 5

1.1. Актуальность развития школы в современных

социо-культурных условиях 5

1.2. Информационная справка о МБОУ «Торбеевская

средняя общеобразовательная школа № 1» 8

1.3. Приоритетные направления, цель и задачи работы

школы 12


Раздел 2.Основные подходы и организация образовательного

пространства школы 15

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса 15

2.2. Учебный план 22

2.3. Программно-методическое обеспечение преподаваемых

предметов 36

2.4. Организация внеурочной деятельности 83

2.5. Модель выпускника 93

2.6. Психологическое сопровождение учебного процесса 95

2.7. Социальная активность школы 98


Раздел 3. Контроль и управление реализацией образовательной

программой школой 99

3.1. Система внутришкольного контроля 99

3.2. Управление реализацией образовательной программы

Школы 101


Раздел 4. Основные направления работы по реализации

образовательной программы 102


Пояснительная записка


Образовательная программа является нормативно-управленческим документом государственного муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1» и характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Образовательная программа школы призвана создать условия для реализации ключевых направлений президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», обеспечить выполнение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, удовлетворение образовательных потребностей всех участников образовательного процесса. Структурно программа представляет собой совокупность образовательных программ разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы. Эти программы преемственны, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Образовательная программа школы разработана на основе нормативных документов:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РМ «Об образовании в Республике Мордовия»;

- «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196;

- «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089;

- «Федеральный базисный учебный план общего образования», утверждён приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312;

- Устав школы.

В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:

I ступень - начальное общее образование, срок освоения 4 года;

II ступень - основное общее образование, срок освоения 5 лет;

III ступень - среднее (полное) общее образование, срок освоения 2 года.


Основная цель программысоздание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессах.


Задачи:

- обеспечивать гарантии прав детей на образование;

- осуществлять совместное с родительской общественностью управление школой;

- стимулировать творческое самовыражение учителя, раскрытие его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

- совершенствовать программно-методическое обеспечение учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;

- обновлять содержание образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;

- внедрять в учебно-воспитательный процесс технологии, формирующие ключевые компетенции;

- создавать условия для профильного обучения старшеклассников;

- совершенствовать форм и методов работы по целенаправленному выявлению и развитию одаренных детей;

- изучать и внедрять технологии и методики диагностики качества образования;

- обеспечивать единое образовательное пространство, интеграцию общего и дополнительного образований;

- формировать у детей и подростков качества толерантности, патриотизма.


Приоритетные направления:

• ориентация на компетентность и творчество учителя, его самостоятельность и профессиональную ответственность;

• формирование общественного мировоззрения через организацию проектно-исследовательской и научной деятельности школьников;

• создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей;

• совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;

• сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;

• развитие системы непрерывного образования.


Прогнозируемый результат:

• повышение уровня качества знаний обучающихся;

• активизация работы с одаренными детьми;

• воспитание у обучающихся качеств ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;

• развитие творческой активности педагогического коллектива, исследовательского

подхода к педагогической инновационной деятельности;

• сохранение здоровья обучающихся;

• укрепление государственно-общественного управления школой.

Раздел 1. Концептуальные основы работы школы.


1.1. Актуальность развития школы

в современных социокультурных условиях


В современной общественно-экономической и социокультурной ситуации особая роль среди педагогических систем общего образования принадлежит образовательной школе, обеспечивающей процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков в возрасте от 6,5 до 17 лет.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. В условиях кардинальных реформ, происходящих в обществе образование ставит и, главное, решает задачи становления и развития личности, формирование ценностных ориентаций личности, гражданско-патриотического воспитания личности, сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья личности. Таким образом, образование тем самым превращается в действенный фактор развития общества.

Деятельность школы, ее характер и общие направления развития определяются, в первую очередь, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении в Российской Федерации, Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В документах заложены основные принципы обновления системы образования в обществе, определены стратегические цели развития системы образования, определена государственная политика по обновлению содержания образования.

Так, Закон РФ «Об образовании» прямо нацеливает школу на решение целого комплекса задач, определяя образование как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства».

При разработке образовательной программы школы мы учитывали, что:

именно школа охватывает наибольшее количество детей и подростков, что школа является единственной системой, охватывающей детей и подростков в течение продолжительного периода времени;

большую часть дня (более 70% времени) учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения;

время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции.

Наряду с этим, мы осознаем, что современная школа существует в реальном социуме, который несет не только позитивное наследство. Достаточно часто дают о себе знать привычка верить авторитетам, конформизм, оторванность от реальной жизни, авторитарность суждений, нетерпимость к инакомыслию, уравнительное мышление, приводящее к зависти, ложно понимаемый коллективизм. Естественно, что в школьную среду проникают новые негативные явления общества. Это – крайний индивидуализм, алчность, жажда власти над вещами и окружающими, поиск новых наслаждений. С этими обстоятельствами нельзя не считаться.

Школа берет на себя ответственность за эффективность мероприятий по:

- обеспечению исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формированию культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннему и своевременному развитию детей и молодежи, их творческих способностей, формированию навыков самообразования, самореализации личности;

- формированию у детей и молодежи трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучению основным принципам и навыкам поведения на рынке труда;

- организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическому обновлению всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

- обеспечению индивидуализации образования, личностно-ориентированного обучения и воспитания;

- преемственности уровней ступеней образования;

- использование программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участию педагогических работников в научной деятельности;

- воспитанию здорового образа жизни, развитию детского и юношеского спорта;

- экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе.

Таким образом, в основу деятельности школы должна быть положена идея универсального образования школьников как показателя высокого уровня развития личности. Универсальное образование отвечает, значительно возросшим, потребностям учащихся и их родителей в расширении образовательного пространства школы, увеличения объема знаний и развития навыков применения полученных знаний на практике, развития функциональной грамотности и индивидуальных способностей каждого обучающегося.

1.2. Информационная справка о

муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа № 1»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Торбеевская средняя общеобразовательная школа» Торбеевского муниципального района Республики Мордовия учреждено администрацией Торбеевского муниципального района на основе постановления Главы самоуправления Торбеевского муниципального района от 5 марта 1996 года № 29 для осуществления общеобразовательного процесса, т.е. реализации одной или нескольких общеобразовательных программ и воспитания обучающихся согласно Устава, утвержденного постановлением администрации Торбеевского муниципального района № 566 от 18 ноября 2010г. и.о. главы Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия А.В. Чаткиным.

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа» является юридическим лицом, по своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением.

Тип учреждения – общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования.

Вид учреждения - средняя общеобразовательная школа, имеющая в оперативном управлении переданное Учредителем обособленное имущество для ведения образовательного процесса согласно Лицензии № 202684 серия А от 3 июля 2007 г., регистрационный номер 1572 и приложения к нему.

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1» расположено по адресу: 431030, Республика Мордовия, Торбеевский муниципальный район, п. Торбеево, мкр.-2, д. 30. Данное учреждение прошло государственную аккредитацию; свидетельство ОП 012656 регистрационный номер 1581 от 16 апреля 2010 года, по результатам которой ему установлен следующий государственный статус: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

В соответствии с установленным государственным стандартом общеобразовательного учреждения реализует общеобразовательные (основные и дополнительные) образовательные программы; начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца: аттестат об основном общем образовании; аттестат о среднем (полном) общем образовании и на пользование печатью с изображением герба Российской Федерации.

Деятельность школы регламентируется Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом директора и согласованными с профсоюзной организацией.

Разработаны локальные акты: Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о попечительском Совете, Правила для учащихся и др.

Контингент учащихся - 497 учащихся.

Учебно-материальная база учреждения соответствует реализации имеющихся образовательных программ.

Кадровый состав МБОУ "Торбеевская СОШ» представлен следующими количественными показателями:

В школе работает 42 учителя. Среди них: 3 учителя- «Заслуженный учитель РМ»,2 учителя- «Почетный работник образования РФ», 2 учителя- «Почетный работник общего образования», 2- «Отличник народного образования РФ», 4 учителя награждены «Почетной грамотой министерства образования РФ», 2 учителя- «Грамотой Министерства образования РМ», 2 учителя награждены «Почетной грамотой Правительства РМ».





Категории: 11 человек - высшая категория;11 чел.- 1 категория; 7 человек- 2 категория; 3 человека- без категории.

Численность контингента учащихся по ступеням обучения:


Показатели

2009/10

2010/11

2011/12

Общее количество

учащихся

535

481

497


Из них

1-4

178

172

189

5-9

84

232

236

10-11

273

75

72

Количество классов

23

21

21

Из них

1-4

8

8

8

5-9

10

10

10

10-11

3

3

3

Среднее количество учащихся в классе

23

23

24


Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из п. Торбеево, с.Никольск, Это объясняется тем, что, удовлетворяет потребность многих родителей в организации учебного и воспитательного процесса в течение всего рабочего дня, не только обучая, но и всесторонне развивая детей в стенах школы, заботясь об их здоровье, интеллектуальном и физическом благосостоянии.

Основная причина перехода учащихся в другие школы - перемена места жительства.

Учебный процесс в МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа№1» осуществляется в соответствии с расписанием уроков и занятий второй половины дня, в соответствии с требованиями СанПин.

Обучение в школе проводится в одну смену с 8:30 до 14:10.

Режим работы школы: шестидневная учебная неделя - 2-11 классы

Длительность уроков составляет 45 минут во 2- 11 классах,35 минут- в 1-х классах. Учебный год в школе разделен на 4 учебных четверти. После каждого периода организованы каникулы.

Органом внутришкольного управления, координатором инноваций и учебно-методической работы в школе является методический совет.

Работа методического совета основана на анализе учебно-воспитательного процесса, передовом педагогическом опыте. На заседаниях методического совета рассматриваются важные вопросы по развитию школы, научно-методическому обеспечению образовательного процесса, в том числе инновационного.

Организована целенаправленная работа по развитию профессионального мастерства педагогов.

В течение года методический совет координирует и анализирует работу школьное

методическое объединение.

В школе в течение последних лет работают 7 методических объединений учителей и творческие группы.

Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы.

1. Методические объединения учителей :

    • Начальных классов

    • Русского языка и литературы

    • Математики и информатики

    • Истории и географии

    • Естественно-научного цикла

    • Иностранных языков

    • Классных руководителей

2. Творческие группы учителей:

  • Физической культуры и ОБЖ

  • ИЗО, музыки и технологии


Перед методическим советом поставлена цель координации деятельности всех структурных подразделений методической службы школы, направленная на:

- выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;

- организация инновационной и проектно-исследовательской деятельности в школе, направленной на освоение новых педагогических технологий;

- разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта сотрудников школы;

- внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем;

- участие в аттестации сотрудников школы;

Многие педагоги школы начинают работу в инновационном режиме, используя современные технологии воспитания и обучения.

Модернизация технологии традиционного (поддерживающего) обучения - введение в его организацию элементов развивающего обучения или интеграция информационных и развивающих форм обучения:

технология разноуровневого обучения.

технология игрового обучения.

технология проблемного обучения.

технология проектного обучения.

технологии коллективных творческих дел.


Формы и методы образовательной деятельности.

1)урочная:

- достижение обязательного минимума;

- повышение уровня обученности;

- повышение уровня общего уровня образования.

Формы учебных занятий (урок, лекция, общественный смотр знаний, учебная экскурсия, диспуты и т. д.).

2)внеурочная:

-расширение знаний по разным предметами курсам;

-повышение уровня интеллектуальной деятельности.

Формы: олимпиады, научно-практические конференции, предметы по выбору, элективные курсы, проектная деятельность, индивидуальные консультации, лекции с привлечением специалистов по различным проблемам.

3)внутришкольная.

Данная форма направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширения кругозора.

Формы: выпуск школьной газеты, концерты, праздники, вечера, викторины, конкурсы и т.п.

4) внешкольная: участие в межшкольных программах в рамках социокультурного комплекса, например посещение музея им. М.П.Девятаева.

1.3. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы


Деятельность школы должна согласовываться с требованиями продуктивности образования.

«Образование продуктивно, если оно дает каждому человеку, проживающему на данной территории, необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения. Для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей.

Продуктивное образование, направленное на укрепление социальной безопасности и консолидацию общества, на демократизацию государственных институтов, на экономическое, нравственное, экологическое и культурное развитие».

Выбор приоритетных направлений работы школы, определение цели и задач деятельности педагогического коллектива полностью согласуется со специфическими характеристиками образовательного пространства школы, а именно:

социальным заказом на качество образовательных услуг;

объективной потребностью населения в гораздо более раннем самоопределении личности;

необходимостью противостоять негативным «внешним по отношению к школе» социальным факторам;

индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся и их родителей;

реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся;

необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;

необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через гражданско-патриотическое воспитание;

перспективами развития муниципального образования через создание единого образовательного пространства на основе органического сочетания форм общего, профильного и профессионального обучения;

необходимостью развития системы дополнительного образования, обеспечивающей содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким образом, организация образования в школе строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования.

В данной образовательной программе формируются следующие приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

осуществление обучения и воспитания разносторонней, самостоятельной, свободной, интеллектуальной, культурной, нравственной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям социума, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расами, национальными, этническими, религиозными социальными группами, личности, имеющей устойчивую ценностную гражданско-патриотическую ориентацию;

обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего специального и высшего образования;

создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного и профильного обучения, развитие системы дополнительного образования;

реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;

создание системы ценностных ориентаций, где приоритетным является культ знаний, научного поиска, творчества;

создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с государственными образовательными стандартами;

психологическая работа, обеспечивающая комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;

дополнительное образование как логическое продолжение базового образования;

профильное образование, направленное на социализацию учащихся через осознанный выбор профиля обучения и допрофильную подготовку;

воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;

внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение целого ряда задач:

обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов;

создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся;

выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;

обновление содержания образования с учетом потребностей учащихся, родителей и социума к профилям обучения;

установление научно-практических связей с учреждениями среднего специального и высшего образования, закрепление их договорами о сотрудничестве;

реализация дополнительного образования через систему внеурочной и внешкольной деятельности;

создание условий для осознанного выбора профессии через обеспечение непрерывности среднего и высшего или специального образования;

выявление уровня подростковой культуры, содержания восприятия ценностей культуры;

создание условий, обеспечивающих приобщение учащихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, выбор форм воспитания и развития обучающихся;

воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье;

создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;

создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий.

Раздел 2. Основные подходы и организация

образовательного пространства школы


2.1. Организация учебно-воспитательного процесса


Методическая проблема школы:

« Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся школы»


Задачи на 2011/2012 учебный год:

1.Продолжить работу по образовательной подготовке учащихся, повышать мотивацию обучения; формировать навыки культуры умственного труда, систему общих и специальных умений и навыков, коммуникативные и рефлексивные навыки.

2.Продолжить работу по диагностике, отслеживать динамику развития учащихся; фиксировать уровень обученности учащихся на каждом этапе школьного образования.

3.Разработать проблемы личностного и профессионального самоопределения.

4.Дальнейший поиск и апробация форм, методов и способов развития у учащихся творческого мышления.

5.Совершенствовать систему внеурочной деятельности по предметам.

Для реализации поставленных задач в школе на начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальную и групповую работы со слабоуспевающими учащимися и учащимися, мотивированными на учебу, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической литературой.

Для решения оперативной цели школы «Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся школы»:

*составлен план работы школы;

*разработаны комплексно-целевые программы «Освоение и реализация современных технологий гуманизации обучения», «Развитие познавательной активности учащихся на основе формирования ЗУН учащихся», «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию», «Работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности»;

*составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам;

*создана структура методической службы в школе;

* составлены четкие планы работы методических объединений;

*проводилась работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни;

Содержание среднего общего образования в школе определяется образовательной программой, разработанной и реализуемой самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

Сохранность контингента учащихся представлена в цифрах:

2008-2009 уч.г. – 494 уч-ся,

2009-2010 уч.г. - 535 уч-ся,

2010-2011 уч.г. - 481 уч-ся.

2011-2012 уч.г. -497 уч-ся

Порядок приема и отчисления учащихся регламентируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1». Личные дела учащихся сформированы и хранятся в соответствии с требованиями. Изучение структуры движения обучающихся показало, что прибытие и выбытие происходит по заявлениям родителей, что фиксируется в книге приказов. Приказы оформляются грамотно с обоснованием, на всех прибывших и выбывших имеются подтверждения.

Режим работы учреждения- 6-ти дневная учебная неделя. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий. Учебный план школы разработан на основе Закона РФ «Об образовании», приказом МО РФ от 09.02.1998г .№ 322 « Об утверждении Базисного Учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». Учебный план утвержден директором школы, согласован с органами Управления образования Администрации Торбеевского муниципального района. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом шестидневной учебной недели. Учебный план состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть составлена в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов.

Начиная с 2006-2007 уч.года учебного года педагогиче­ский коллектив школы включился в процесс построения такой структуры организации учебно-воспитательной деятельности, которая позволила бы наиболее полно удовлетворить социальные запросы родителей и учащихся. Была выбрана модель школы, с ярко выраженной гуманитарной направленностью, реализующая аффективную (эмоционально-целостную) практику образования в режиме личностно- ориентированной парадигмы, наиболее отвечала требованиям самой взыскательной части родителей. Одним из средств разнообразия возможностей образования является профильное обучение в нашей школе. Профильное обучение, которое вводится в старших (9-11-х) классах, позволяет учащемуся более осознанно ориентироваться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе как личность.

Коллектив прошел долгий путь поиска оптимальных условий, необходимых для реализации профильного обучения в том виде, как это осуществляется на нынешнем этапе.


Из истории профильного обучения.

В 2006-2007 учебном году были организованы два специализированных 9-х класса: химико-биологический и информационно-технологический

В следующем учебном году было принято решение расширить профильную часть обучения, поэтому был открыт один 10-й класс как информационо-технологический (в школе всего набран один 10 кл).

В 2009-2010 учебном году в 9-х классах было выбрано и реализовано 3 предпрофильных направления: химико-биологическое, информационно-технологическое, историко-географическое и профильное направление в 10-м и 11-х классах.

В этом учебном году организовано 3 профиля- продолжается обучение по социально- гуманитарному и информационно- технологическому профилям в 11 классах, в 10 классе введен экономический профиль.

Любые нововведения в школе требуют осмысления и анализа конечного результата, которые определяют необходимость дальней­шей работы в данном направлении. Поэтому в течение двух лет мы вплотную занимаемся отслеживанием результативности и целесооб­разности профильного обучения. С этой целью проводится:

1. Ежегодное анкетирование учащихся 9-11-х классов по выяснению их отношения к профильному обучению.

2. Административные срезовые работы, дифференцированные зачеты по профильным предметам как промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.

3. Анализ результатов поступления выпускников в вузы и техни­кумы и соответствия выбранного профиля будущей профессии

4. Участие во всех турах олимпиад, научно-практических конференциях.

Следует отметить процентный положительный рост именно в 11-м классе, поскольку учащиеся 11-х классов уже более осознанно подходят к изучению профильных предметов и в большей степени профессионально ориенти­рованы на будущую профессию.

Профильные программы ориентированы на получение расширенного об­разования. Учащиеся, принявшие решение выбрать тот или иной курс, как правило, знают, зачем они это сделали, поэтому и мотивация к изучению того или иного профиля достаточно высокая, и мотивация является не столько внешней, сколько внутренней («это нужно мне, это мне интересно, поэтому я стараюсь, занимаюсь больше и лучше»).

Анализ классных журналов показал: обязательный минимум содержания образования в основном выдерживается; практическая часть образовательных компонентов выполняется согласно календарно-тематическому планированию; уроки по региональному компоненту проводятся.

Все предметы в школе велись специалистами, на вакансии не было ни одного часа.

Во второй половине дня были организованы занятия кружков и секций. На конец 2010-2011 учебного года в школе обучалось 481 уч-ся: 172 уч-ся в начальной школе, 232-основной, 75 - в среднем звене. Успешно окончили школу 49 уч-ся, что составляет 100 % в целом по школе.

Успеваемость по школе по сравнению с прошлым годом повысилась на 4,3 %.

Повысилось качество знаний по ступеням обучения: 1-4 кл.- на 3%; 5-10кл. –6,2%

Во всех классах наблюдается повышение качества знаний (кроме 9 «Б» класса, классный руководитель - Балмаева Г.И.)

Факторы, отрицательно влияющие на качество знаний школьников

*низкий уровень мотивации к обучению;

*основной движущий мотив у учащихся и их родителей- получение отметки и оценки учителя;

*ряд учителей формально относятся к обучению учащихся самопознанию, самооценке своей деятельности через рефлексию;

*отвлекающие факторы полнокровной детской жизни;

*социальный фактор;

*низкий уровень сформированности организационных умений учащихся, плохо представляют себе цели и задачи учебной деятельности, не могут предвидеть результаты своей деятельности;

*формализм в работе. Он особенно ощущается в контроле за учебной деятельностью ученика.

Учитель лишь тогда должен проводить контрольную работу с учащимся, когда он уверен в том, что учебный материал, по которому дается работа, ими усвоен. Представление об этом учитель черпает из результатов самостоятельных работ, текущего опроса. Если результаты контрольных работ в основном неудовлетворительные, следовательно, к работе класс не был подготовлен: учитель, давая работу, четкого представления о подготовке учащихся к ней не имел, хотя, идя на контрольный урок ,он должен быть уверен в том, что ребята с предложенным учебным материалом справятся. Такая же уверенность должна быть у каждого ученика.

Вывод: не давать контрольной работы неподготовленному к ней классу, рассматривать двойку не только как недоработку ученика, но и как свою недоработку.


Рекомендации:

1.Включить в план внутришкольного контроля классно-обобщающий контроль в 9 классах.

2.Провести День открытых дверей по вопросу «Мотивация деятельности учащихся и создание условий для ее развития» в 8-х классах.

3.Провести методические семинары по теме « Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе», «Технология совершенствования общеучебных умений учащихся».
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПрограмма Муниципального образовательного учреждения Юхновская средняя общеобразовательная школа №2 (на период с 2010 по 2014 год) «принято»
Ii. Концептуальные основы работы школы Актуальность развития школы в современных социокультурных условиях города Юхнова. 28 Анализ...
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПояснительная записка. Раздел 2
Содержание психолого педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПояснительная записка к рабочее программе кружка
Введение кружка «Основы православной культуры» во внеурочную работу школы. – Директор школы О. О. Кульчманова
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПояснительная записка 3 раздел психология > Психология познавательных процессов 4-16 > Психология личности 17-28 > Психология общения. Группы 29-33 раздел педагогика педагогические системы. Основы теории обучения 34-41 > Воспитание человека 42-48
Интернете, и зачитывают доклад с минимальным пониманием подготовленного, скучного текста. Такое чтение доклада не вызывает интереса...
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconС. Г. Паречина концептуальные основы идеологии белорусского государства
П 18 Концептуальные основы идеологии белорусского государства: Методическое пособие – 2-е изд., доп. – Минск: Академия управления...
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПояснительная записка По итогам работы оформляется пояснительная записка по шаблону дипломной работы студентов специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Исполняемый код должен запускаться на любой рабочей станции и не требовать установки дополнительных библиотек. Принимает и оценивает...
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconМосква 2009
Абульханова К. А. (раздел 1), Калина Н. Ф. (раздел 7), Карпенко З. С. (раздел 6), Лэнгле А. (раздел 10), Орлов А. Б. (раздел 9),...
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 icon«Школа толерантности» Проблемный анализ Концептуальные основы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по её реализации
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПояснительная записка Раздел Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Раздел 3
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Пояснительная записка 3 Раздел Концептуальные основы работы школы 5 iconПояснительная записка Раздел 1
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, содержащая не менее 6 разделов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница