«Важнейшие представители солей»




Скачать 114.82 Kb.
Название«Важнейшие представители солей»
Дата04.10.2012
Размер114.82 Kb.
ТипУрок
МОУ ВЕТЛУЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Методическая тема:


«Групповая форма работы и использование элементов метода «Портфолио»


Тип урока: Закрепление изученного материала.

Класс: 8 ( восьмой )

Тема урока: «Важнейшие представители солей».


Учитель: КОШУРИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЛЕЙ.


Цели урока:1)закрепить умения составлять формулы солей, давать им

Названия;

2) познакомить учащихся с важнейшими представителями

Солей: NaCI,CaCO3, Ca3(PO4)2, нитратами.

3) активизировать познавательную активность уч-ся.

Задачи урока: Обучающие:

- уметь на основании знаний степени окисления и зарядов ионов атомов металлов и кислотных остатков составлять формулы солей;

- давать названия изученным солям;

- познакомить с важнейшими представителями солей, их нахождением в природе и значении для жизни человека, роли солей в при-

родных процессах;

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления;

- сравнивать по составу соли, уметь их классифицировать, делать обобщения, выделять главное;

- давать аргументированный ответ;

- уметь работать с дополнительной литературой;

- использовать знания в жизни;

- осуществлять самооценку.

Воспитательные:

- продолжать поддерживать интерес к предмету;

- формировать культуру взаимоотношений при работе группами;

- поддерживать в течение урока атмосферу взаимного уважения и сотрудничества;

- учиться видеть прекрасное в обычном.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ :


Образцы промышленных упаковок различных видов поваренной соли ( каменная, иодированная, «Экстра»), красивая солонка на круглом каравае на расшитом рушнике; все возможные разновидности кальцита: мел, мрамор, известняк, раковины моллюсков, скорлупки яиц, а также иллюстрации скульптур из мрамора; образцы фосфоритов и апатитов, муляжи костей; соли азотной кислоты, химические стаканы с водой, стеклянные палочки; спиртовка, спички, стеклянная пластинка , держатель для пробирок; резиновый мяч; подставка, фарфоровая чашка, лучинка, спирт, Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7; листочки ЗУН, таблички с формулами солей, магниты.


ЭПИГРАФ

«О соль! Как много в этом звуке

Для сердца химика слилось,

Как много в нем отозвалось!»

Х О Д У Р О К А I. Оргмомент.

Рапорт дежурного, взаимные приветствия.

II. Постановка цели,

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с составом и названиями солей. Сегодня наша задача – закрепить умения составлять формулы солей и давать им названия, а также познакомимся с важнейшими представителями солей, убедимся, насколько удивителен и прекрасен мир веществ вокруг нас.

Вы должны показать умения составлять формулы и давать названия солям, сравнивать их по составу и уметь их классифицировать, для этого давать аргументированный ответ, уметь работать в группах, давать оценку товарищам и осуществлять самооценку. Для этого у каждого из вас имеется лист самооценки, в котором вы будете выставлять себе баллы на каждом этапе урока.

III Повторение материала. Применение знаний в стандартных ситуациях.

  1. Для того чтобы вспомнить материал предыдущего урока, поиграем в «Химический волейбол».

    1. Что такое соли?

    2. Как называются соли соляной кислоты?

1.3 »-«-«-«-«- соли азотной кислоты?

1.4 »-«-«-«-«-«- соли азотистой кислоты?

1.5 »-«-«-«-«-«-соли угольной кислоты?

1.6 «-«-«-«-«-«-соли сероводородной кислоты?

1.7 -«-«-«-«-«-«- соли серной кислоты?..

1.8 «-«-«-«-«-«-«-«- соли сернистой кислоты?

1.9 «-«-«-«-«-«-«-«- соли фосфорной кислоты?

1.10 «-«-«-«-«-«-«- соли кремниевой кислоты?

1.11 Какие по сложности могут быть катионы металлов?2,

1.12 Как определить заряд кислотного остатка?

Поставьте себе баллы за правильные ответы в первой колонке.

2)Теперь посмотрим, как вы умеете читать формулы и давать названия солям. Игра «Химическая эстафета». Если член команды затрудняется дать название или дает неправильный ответ--- помогает капитан.

На экране компьютера --- формулы солей, которые по очереди читают все члены команды:

NaNO3,K2SO4, FeCO3, CuS, Zn(NO3)2, BaSO3, K3PO4, AgCI, Li2SO4, Hg(NO3)2, Na2SiO3,

Mg3(PO4)2,Cu(NO3)2, AlCl3, FeS, CaCO3,NaCl, K2SiO3, Ca3(PO4)2, NaNO3, ZnS, Li2CO3,

FeCl2, MgSiO3, CuSO4.

Проставьте баллы в листочке ЗУН

3)Сейчас каждой команде необходимо составить правильно формулы солей-- игра - тренинг «Химическое домино». Учащиеся работают в группах соответственно названиям. Далее зачитываются формулы солей, оценивается работа каждого и отмечается в листочках ЗУН.


IV.Погружение в тему. Применение знаний в изменённой ситуации.

Теперь посмотрим, как вы умеете классифицировать соли.

1)Игра под названием «Что лишнее?». На доске даны формулы различных веществ. По одному представителю от каждой команды нужно пройти к доске, проанализировать формулы и убрать лишнее. Ответ необходимо прокомментировать. Помним, что сегодня мы работаем с солями.

СuO K2SO4 ZnS H2SiO3

Mg(NO2)2 KOH Ca(OH)2 Na2SiO3

K3PO4 H2SO4 HgS P2O5

NaNO2 CuSO4 H2SO4 K2SiO3

Fe(NO2)2 Al2(SO4)3 MgS Li2SiO3

Проставьте баллы в листочках ЗУН и переходим к следующему заданию.

«Химический диктант» (зачитываются формулы под диктовку учителя):

Na2SO4,Ca3(PO4)2,K2SiO3,NaCl,Cu(NO3)2 AgCl, FeS, K3PO4,CaCO3,Li2SO3,NaNO3,MgSiO3,FeCO3,AlCl3,Li2CO3,Zn(NO3)2,Ba3(PO4)2,Ca(NO2) 2


2)Из предложенного химического текста каждой группе

Выписать соответственно:

1 группа- хлориды,

2 группа – карбонаты,

3 группа – фосфаты,

4 группа – нитраты.

Отметьте баллы в листочках ЗУН.


V. Изучение нового материала.

Сегодня мы увидели, какое огромное количество солей встречается в природе. А какое значение они имеют для человека? Какую роль играют соли в природе?

Переходим к изучению важнейших представителей солей. Записываем тему урока в тетрадях.

В качестве домашнего задания нужно было подготовить интересные сообщения о какой – то соли в произвольной форме. Послушаем представителей каждой группы, остальные должны коротко в тетрадях записывать нахождение в природе и значение солей.(Зачитывается эпиграф к уроку)

I группа «Хлориды» :

1 уч-ся держит поднос с различными упаковками пов. Соли :

Я – поваренная соль !

Очень красивая,

Всеми любимая !

В будни, праздники – всегда –

На столе без меня –

Просто беда !

2 уч-ся выносит « хлеб – соль» на расшитом рушнике :

У многих народов соль – символ гостеприимства, верности , радушия. Хлебом – солью встречают дорогих гостей. И, наоборот, просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов, т.е. к несчастью.

Хлорид натрия – единственный минерал, который человек употребляет в чистом виде. Человек в год съедает 7-8 кг, а за 70 лет жизни – 500 кг ! Это полтонны ! А за какое время можно съесть пуд соли?

3 уч-ся: Без соли нет жизни. Когда животные вышли на сушу, то они захватили с собой частичку океана, так как в крови человека и животных на 100 частей ионов натрия приходится 2 части ионов калия, такое же как в морской воде.

У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. Ученые полагают, что гибель наполеоновских солдат при отступлении от Москвы была обусловлена нехваткой поваренной соли в пище.

4 уч-ся: В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам утолить свою потребность в поваренной соли. Маланезийцы- пили

Натощак морскую воду, в Новой Зеландии – запивали пищу морской водой, на островах Таити, Самоа расселение ело сырую рыбу, обмакивая ее в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов.

5 уч-ся: Во многих странах соль замеряла деньги. В Китае 18 века, как свидетельствует Марко Поло, из каменной соли изготовлялись и сами монеты. Римские легионеры времен Цезаря часть жалования получали солью. И даже в 1927 году в Эфиопии соль еще заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие.

II группа «Карбонаты»

1 уч-ся: Карбонат кальция – СаСО3 – кальцит входит в состав многих минералов, которые покрывают 40 млн км земной поверхности.

Самый важный из этих минералов – известняк (демонстрация известняков).

Ракушечники – известняки органического происхождения. Знаменитые Одесские катакомбы – это бывшие камнеломни, где добывали ракушечник.

Из известняка сложены западные склоны Урала. Известняк идет на производство цемента, соды, извести, используется в металлургии и строи-

Тельной индустрии.

2 уч-ся: Демонстрация мела.

Мел – это не только зубной порошок и школьные мелки. Это и ценные добавки при производстве бумаги ( мелованная бумага), резины. Мел –

Необходимое вещество в строительстве и при ремонте зданий – в4) качестве побелки.

3 уч-ся: Мрамор – плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его –

Белый, но встречается он крайне редко и идет на работу к скульпторам.

(Демонстрация иллюстраций статуй Микеланджело, Родена).

Различные примеси окрашивают мрамор в разнообразные цвета и используются как облицовочный материал при строительстве метро.(Демонстрация иллюстраций)

4 уч-ся: СаСО3 – это строительный материал наружнего скелета моллюсков, раков, простейших – разнообразные по форме и многоцветные по окраске.

(Демонстрация различных морских раковин).

Многие животные откладывают яйца, скорлупа яиц – тоже карбонат кальция. (Демонстрация скорлупы яиц).

III группа «Фосфаты»

1 уч-ся: Фосфат кальция – Са3(РО4)2 – основа минералов апатитов и фосфоритов. (Демонстрация апатитов и фосфоритов). Вот как описывает апатит академик А.Е. Ферсман: «Апатит – это фосфорнокислый кальций, но внешний вид его такой разнообразный и странный, что недаром старые минералоги назвали его апатитом. Что означает по-гречески «обманщик»: то это прозрачные кристаллики, до мелочей напоминающие берилл или даже кварц, то это плотные массы, неотличимые от простого известняка, то это радиально-лучистые шары, то порода зернистая и блестящая, как крупный зернистый мрамор».

2 уч-ся : Из фосфоритов и апатитов получают фосфорные удобрения, необходимые в сельском хозяйстве. Фосфор необходим растениям для созревания плодов и семян, без этих удобрений невозможно получать высокие урожаи.

3 уч-ся: Фосфат кальция – это основной материал внутреннего скелета позвоночных, наших костей и зубов.(Демонстрация скелета человека). Когда в организме не хватает кальция и фосфора, нужно употреблять в пищу творог, молоко, рыбу, ржаной хлеб.

IV группа «Нитраты»

1 уч-ся: Нам телеканалы показали визуально,

Наглядно и вполне реально,

Что нитраты- удобрения нужны,

Но в больших количествах вредны.

Давно доказан следующий факт:

Попав в желудочно-кишечный тракт,

Нитраты за короткое мгновение

Подвержены большому превращению.

В соли азотистой кислоты – нитриты-

Они превращаются,

В результате чего организм человека

Отравляется.

2 уч-ся: Я смотрела передачу по сети «НН»

Как один известнейший спортсмен

Нитратами отравился.

Долго он потом лечился.

Перечислю признаки отравления:

Головные боли, головокружение,

В глазах потемнение,

Боли в печени, сонливость,

Синюшность ногтей, потливость.

Что показали анализы несчастного господина?

В его крови увеличилось содержание холестерина,

Снизилось количество белков, блокировался гемоглобин.

3 уч-ся: Отсюда вывод следует один:

Продукты обрабатывать надо,

Чтобы снизить содержание нитратов.

Овощи перед варкой всегда почистить и промыть,

И в алюминиевой кастрюле их нельзя варить.

Квашение, соление и маринование –

Это уменьшение нитратного содержания.

А вот при сушке овощей нитрат становится все злей:

Телепередача дала мне мудрые советы,

И буду помнить я всегда об этом.

4 уч-ся: А я расскажу вам, ребята,

Как в организм попадают нитраты.

Во-первых, с растительными пищевыми продуктами-

Овощами и фруктами.

Есть растений целый ряд.

Где буквально царствует нитрат:

Капуста, укроп, петрушка крупнолистовая,

Кабачки, тыква, свекла столовая.

Нитратонакопители – так называют эти растения.

Досконально изучено это явление!

Для попадания нитратов в организм

Есть путь второй---

С недоброкачественной питьевой водой.

Третий путь известен всем вполне:

По вкусу колбаса и вам и мне.

Когда колбасы и консервы изготовляют,

То нитраты-консерванты часто добавляют.

V. Учитель: Ребята! Сегодня мы узнали много нового о солях: где и как человек использует соли, какую «работу» они совершают в природе. А могут ли соли вызвать извержение вулкана? Оказывается, могут. В нашем классе и специалист-пиротехник есть, который покажет, как соль может вызвать извержение вулкана. (Приглашается учащийся для демонстрации опыта «Вулкан на столе»).

Учитель: Формула этой соли сложная, но мы попробуем ее написать- учащийся под диктовку записывает формулу- (NH4)2Cr2O7. С этой солью мы познакомимся в 9 классе.

VI. Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Подведем итоги урока. Что вам понравилось на уроке? Что нового и интересного вы узнали? Как вы оцениваете работу своей группы и других групп?

Мне кажется, что все группы достаточно активно работали на уроке, чуть лучше и дружнее работала группа … Она получает дополнительные 0,5 балла.

Теперь вы обсудите, кто как работал в группе и проставьте итоговые баллы в листочках ЗУН. Листочки сдайте учителю. Оценки будут оглашены на следующем уроке.

Всем спасибо за работу, приглашаю всех дружно съесть «хлеб-соль» после звонка.

VII. Домашнее задание: &21 до конца, упражнение №3 (письменно). По желанию придумать сказку или стихи о какой либо соли.

Похожие:

«Важнейшие представители солей» iconХимические свойства солей
Образовательные: привести в систему знания учащихся о составе, номенклатуре, классификации солей; дать представление о некоторых...
«Важнейшие представители солей» iconПубличный доклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад №41 «Звездочка» за 2011-2012 уч год
Уважаемые представители педагогического сообщества, коллеги, родители (законные представители) наших воспитанников, гости!
«Важнейшие представители солей» iconТребований охраны труда у руководителей и специалистов организаций* Билет
В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации...
«Важнейшие представители солей» icon«О стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года»
Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных)...
«Важнейшие представители солей» iconДоклад пятнадцатая сессия, Лиссабон (Португалия), 30-31 марта 2001 года
Шандор и гг. Хёфле, Макари, Коробов и Бушель, а от секретариата г н Наджера и г жа Кинд (представители еэк/фао) и гг. Пошен и Лёвгрен...
«Важнейшие представители солей» iconАдминистрация города ижевска обзор материалов в сми. Материалы за период с 24 февраля по 1 марта 2012 г
УР, депутаты Госсовета, депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания России, представители Администрации...
«Важнейшие представители солей» iconИсследование долговечности бетонов, пропитанных солями
Овчаренко Г. И, Агашкина Е. Е., Демченко А. О. Влияние солей на долговечность бетона
«Важнейшие представители солей» iconТехнологии устранения негерметичности эксплуатационной колонны в условиях отложения солей (на примере месторождений Западной Сибири)

«Важнейшие представители солей» iconУрок «Гигиена дыхания»­­
В морском воздухе высока концентрация йода, солей натрия, кальция, магния. Эти ве
«Важнейшие представители солей» iconУчебно – исследовательский проект
Влияние различных концентраций растворов солей железа и меди на ингибирование фермента уреазы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница