Пропаганда в структуре фашистского государства




НазваниеПропаганда в структуре фашистского государства
страница1/14
Дата30.08.2012
Размер2.03 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Миржур, 19 января (суббота), 11.00


Маши Т.

  1. Нацистская пропаганда.

  2. Пропаганда в структуре фашистского государства.

Билеты с 1 по 4 охватывают проблему нацистской пропаганды, ее системы, методов. В принципе все это об одном и том же. Я опишу, о чем конкретно надо говорить в каждом из билетов, но в дей-ти все эти ответы дополняют друг друга и поэтому, на мой взгляд, при ответе лучше обо всем этом упомянуть.


Итак, первый вопрос касается нацистской пропаганды. В принципе второй вопрос звучит практически также: пропаганда в структуре фашистского государства.

Поэтому говорить (а лучше петь свою лиру)))) я буду об одном.


Короче говоря, все мы знаем, что в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер (он стал рейхсканцлером) и запретил все политические партии, кроме своей Национал-социалистической рабочей партии Германии. По законам, именно партия, и никто другой, решала все политические, экономич., социал, военные вопросы. Гитлер культивировал социализм для избранной расы (арийской). Низшими расами считались негры, евреи и славяне (негров Г. хотел уничтожить, а остальных сделать рабами). Свою радикальную идеологию Г. обосновывал следующим образом:

«Я стремился добиться того, чтобы организация со временем получила только самый доброкачественный человеческий материал». Одним словом, в фашистской идеологии насилие было объявлено не как необходимое зло, неизбежное в борьбе с врагами, а как высшая добродетель. Примечательно, что власть в стране пользовалась поддержкой подавляющего большинства населения. Очевидно, что такого рода тоталитарное государство не может существовать без мощной системы пропаганды и агитации.

Важно отметить, что они жестко контролировали общественной мнение в процессе его формирования, посредством подчинения радио, кино (ТВ тогда еще не было), прессы.

Инициатором создания пропаганды был рейхсминистр Геббельс. Всем этим занималось Министерство (Магии, хотела сказать – прям как в Гарри Потере:)) народного просвещения и пропаганды, созданное 13 марта 1933 г. Как заявлял Геббельс: «У пропаганды нет метода, а есть цель, причем цель эта в политике всегда заключается в завоевании масс». Несмотря на это, в Германии все же была разработана теория пропаганды, в создании которой принимали участие ведущие ученые. К примеру, профессор (Дамблдор:)) Берлинского универа Эрнст Дофифат разделил публицистику на след. виды:

  1. публицистика, отыскивающая идеи. Задача: привлечь на свою сторону небольшое количество единомышленников, которые затем должны расширить свои ряды;

  2. Пропаганда, адресованная к массе и лишенная гуманности: собственная воля должна преподноситься со всей страстью и самоотдачей личности. Мнение массы должна формировать пропаганда.

Агитация (негативная по содержанию) – это пропаганда, адресованная врагам, подлежащим уничтожению: агит. достигает своей цели тогда, когда уничтоженный враг повержен на землю.


Геббельс считал, что пропаганда может решить все проблемы, кроме секса, производительности труда, страха перед бомбежкой.

Саму суть и цель пропаганды в нацист. Обществе можно объяснить словами Геббельса: «Можно расстреливать противника из пулеметов до тех пор, пока он не признает превосходства того, кто располагает этими пулеметами. Это более простой путь. Но нацию можно преобразовать и посредством революции духа и тем самым не уничтожить противника, а даже перетянуть на свою сторону. Мы, национал-социалисты, шли этим путем и будем идти дальше».


  1. Система нацистской пропаганды.

  2. Методы нацистской пропаганды.

3 (о системе) и 4 (о методах) вопросы я опять-таки соединяю, так как их деление весьма условное.

Итак, мы знаем, что инициатором создания пропаганды был Геббельс.

Всем этим занималось Министерство народного просвещения и пропаганды, созданное 13 марта 1933 г. Оно состояло из собственно министерства и отдела пропаганды. Причем структура Министерства в точности повторяла структуру отдела партии. Геббельс фактически контролировал и партийный, и правительственный аппарат пропаганды. Между этими структурами существовало четкое разделение труда: министерство разрабатывало содержание агитационных акций, а партийный отдел обеспечивал массовое участие (фактор запугивания (секретная полиция оказывала давление на граждан) – секрет эффективности пропаганды Геббельса). В итоге в руки партии перешли все издания (ну практически все), даже концерны крупных монополистов в Германии – Рудольфа Моссе и Ульштейнов.

Гитлер также определял стратегию и военной пропаганды: специальные лица, владеющие журналист-ми навыками и собственно оружием, занимались агитацией в частях, обеспечивали психологич обработку войск и населения противника. А еще существовала такая организация «Винета», кот занималась пропагандой среди военнопленных.

А еще у них была особая система обнаружения инакомыслящих: устанавливали слежку за авторами подпольных газет и листовок. Листовки, которые разносили по домам, получившие должны были сдать, а кто их не стал – значит антигитлеровцы. Тогда их арестовывали.

В основе всей фашисткой пропаганды лежала теория большой лжи (сообщалась откровенно ложная «i», которая не может быть опровергнута на основе свидетельства), которая была рассчитана на ежеминутный эффект. Источник лжи маскировался, а радио и пресса не должны были компрометировать себя ложью. Кроме того, распространяли различные фальшивые листовки в стане противника, а также ложные слухи, небылицы (вроде того, что в российских армиях творятся всякие зверства). Как видно, обманывали не только собственный народ. Так, велось радиовещание на территорию иностр государств. Сущ-ла сеть «черных» радиостанций, кот воздействовали на иностран аудиторию. Немцы были хитрющие))) и инсценировали всякого рода накладки, чтобы уверить слушателя, что он имеет дело с совершенно бесхитростными людьми. )

После поражения под Сталинградом нацистская пропаганда ослабла.

Ребят, у меня в лекции написано, что помимо черной пропаганды, которая велась от имени иностранных радиостанций, была еще серая (самая распространенная) – не указывался источник, и белая - открытая, гос.


(дополнения Оксаны)

Одной из крупнейших газет, которая тоже сыграла немалую роль в приходе Гитлера к власти, а затем ставшей одним из основных пропагандистских рупоров фашистской Германии была Der Sturmer. 20 апреля 1923 года первый номер газеты "Der Sturmer" ("Штурмовик") вышел в свет. Первые номера "Der Sturmer" содержали ряд изъянов, которые должны были сделать издание таким известным и популярным. Они состояли из четырех небольших страниц, которые готовил Юлиус Штрайхер (Julius Streicher). Штрайхер сфокусировал свое внимание на политических соперниках (а не на евреях). В номере содержалось несколько карикатур и рекламок. Но уже в ноябре к моменту перерыва издания "Der Sturmer" выходил тиражом в несколько тысяч экземпляров.

В ноябре 1923 Гитлер организовал путч. Редактор "Der Sturmer". Юлиус Штрайхер был активным нацистом и участвовал в путче. За что он был вскоре арестован и провел два месяца в Ландсбергской тюрьме. Но сразу после освобождения издание в марте 1924 года газеты освободилось. Только месяц спустя "Der Sturmer" опубликовал первую карикатур, направленную против евреев. Штрайхер ориентировался на простых людей, рабочих, людей с небольшим свободным временем на чтение газет. В статьях использовались короткие предложения и простой словарь. Идеи повторялись из статьи в статью. Заголовки сразу бросались в глаза читателю. Карикатуры были легко и однозначно понимаемы. Несмотря на то, что рисунки все же появляются в газете, они занимают до 19 декабря 1925 незначительную часть. В этот день первая карикатура Филиппа Рупрехта (Philippe Rupprecht, псевдоним "Fips") была опубликована в газете. Карикатуры Рупрехта содержали сатиру на антисемитскую тематику. Он рисовал евреев с огромными крючковатыми носами, выпученными глазами, небритых, коротких и толстых. Он часто изображал их в виде паразитов, змей и пауков. Руппрехт хорошо рисовал женские формы обнаженные или полуобнаженные. Арийские женщины на таких карикатурах выступали как жертвы евреев. Обнаженные женщины привлекли особенное внимание молодых людей.

Газета заполнялась историями о скандалах, криминале и непристойностях. Основанные на реальных фактах статьи содержали преувеличения и искажения. Статьи писали небольшой группой постоянных корреспондентов, самим Штрайхером и читателями, которые присылали их в редакцию.

Хотя издание начинало тиражом в пару тысяч, в 1927 он достиг 14 тыс. копий еженедельно, а в 1938 почти перешагнул рубеж полумиллиона. Но цифры тиража не играли роли для людей, которые действительно читали издание. Кроме продажи в газетных киосках газета вывешивалась на специальных досках для общественного прочтения по всей Германии Доски устанавливались в местах скопления людей: парках, перекрестках, остановках и т. д. Часто встречались доски большого размера "украшенные" цитатами из газеты типа "Die Juden Sind Unser Ungluck" ("Евреи - наша беда"). Интересно заметить, что списки новых досок, также как и изоброжения наиболее оригинальных из них печатались в самой газете. Местные сторонники часто устанавливали караул у таких мест, чтобы защитить их от вандалов.

На протяжении 30-ых тираж рос. Но уже к 1940 году он упал. Часть вины за это приходится на нехватку бумаги, но, с другой стороны, привлекательность газеты падала с исчезновением евреев из повседневной немецкой жизни. Издание "Der Sturmer" продолжалось до конца войны. Последний номер вышел 1-го февраля 1945 года.

Национал-социалистическая пропаг Он сообщал, что вторжение союзников - это инструмент международного еврейского заговора. Штрайхер был осужден международным военным трибуналом в Нюремберге и повешен 16 октября 1946 года.1анда, формируя позитивный образ нового государства в общественном сознании, не ограничивалась выдвижением лозунгов, варьировавшихся в зависимости от того, какой адресной группе они предназначались.

Одним из наиболее действенных методов стало использование нацистами расплывчатых надежд, которые определённая часть немецкого народа связывала с именем А.Гитлера. Мессианские ожидания получили распространение в Германии ещё задолго  до 1933 г.  Даже сам А.Гитлер говорил о себе на заре зарождения своего движения как о «барабанщике», предтече грядущего вождя.   Нацизму оставалось лишь укрепить упомянутые настроения, представив нового рейхсканцлера как персонификацию идеи национального подъёма, как фюрера не только НСДАП, но и всей страны.

Уже сам факт прихода А.Гитлера к власти подавался как событие эпохального значения. «Они не говорили: Гитлер стал рейхсканцлером, они говорили лишь: Гитлер. Рассказывали об этом друг другу на улицах, перед магазинами, за барной стойкой, кричали друг другу об этом в метро и автобусах. Как будто электрический ток шёл от человека к человеку, воспламенял громадный город, воспламенял миллионы сердец: они пылали, весь огромный Берлин пылал», –  так выглядела реакция населения на известие о формировании нового кабинета министров согласно Эриху Чех- Йохбергу,  который был одним из самых активных творцов мифа о фюрера.

Еще говоря о нацистской пропаганде, вспоминают фильм Лени Рифеншталь («Триумф воли», 1934 год). Это фильм о съезде Национал-социалистической партии в Нюрнберге. Фильм длится около 2,5 часа, и все это время зрители созерцают фюрера. Сначала он появляется будто из облаков, типа он богом послан))))). Затем он проезжает на машине вдоль построенных людей, которые воздаебт ему свое идиотское приветствие. А потом….выступление Геббельса и других чуваков, которые говорят одни и те же слова, только по-разному сформулированные. Вот, например, Гессе Гесса: «Вы есть Германия! Когда вы действуете – действует нация; когда вы судите - судит народ!». Кинокритики писали, что соединяя вместе высказывания каждого оратора о надежде, прогрессе, единстве, Лени сводила сущность каждого выступления к общей пропагандистской цели фильма.

Этот фильм признан мировой пропагандой, за него Лени получила множество премий, но после окончания войны, ей пришлось расплатиться за ее служение фюреру, однако сама она не считает, что служила ему. Спустя много лет она сказала ,что не могла предположить, какой свиньей окажется Гитлер, все верили в него и возлагали большие надежды на него, и никто не мог подумать ,что он развалит нацию.

А почему так все думали?... Пропаганда Геббельса! А это уже в другом билетике!


Марина

  1. Основные этапы развития СМИ зарубежных стран 1945- 1985гг.

  2. Политические аспекты развития журналистики в 1945-1985гг.

Здесь этапы, которые назвала наша любимая Евсеева на консультации. И еще она сказала, что нужно говорить про 3 конференции Тегеранскую, Ялтинскую, Потсдамскую, так что:

Тегеранская (43): на ней впервые собралась «большая тройка» (Сталин, Черчилль и Рузвельт) Конференция была призвана разработать окончательную стратегию борьбы против фашистской Германии и её сателлитов. Основным вопросом было открытие второго фронта в Западной Европе. В то же время, обсуждался вопрос о предоставлении независимости Ирану.

Ялтинская (45): Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и большевиков потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. Было принято принципиальное решение об оккупации и разделе Германии на оккупационные зоны и о выделении Франции своей зоны ну и т.д.

Потсдамская (45): По решению Потсдамской конференции Пруссия была ликвидирована как государственное образование. Восточная Пруссия была разделена между Советским Союзом и Польшей. В состав Советского Союза вместе со столицей Кёнигсбергом (который был переименован в Калининград) вошла одна треть Восточной Пруссии, на территории которой была создана Калининградская область РСФСР. В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к Холодной войне.

I этап: 1945 ­1948

1) 1945-1947: попытка создать демократический мир. Переговоры закончились ничем. Возник железный занавес.

2) Сталин претендовал на первенствующую роль, постоянно подчёркивая, что, как главный победитель над фашизмом и главный потерпевший от него, СССР имеет больше прав в решении вопросов послевоенного устройства, особенно в Европе и Азии. Шло активное насаждение коммунистического влияния в подконтрольных СССР странах, а также рост влияния коммунистов в Западной Европе. Черчилль, изначально бывший последовательным консерватором и антикоммунистом, относился к этим тенденциям с большой тревогой. Фултонская речь— речь, произнесённая 5 марта 1946 г. Уинстоном Черчиллем в Вестминстерском колледже в г. Фултон; считается сигналом для начала холодной войны. Фултонская речь была политической провокацией, уничтожившей возможность равноправного политического взаимодействия СССР со странами Запада.

1948: доктрина Трумэна — внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Г. Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире.

1947-48 План Маршалла (гос. Секретарь США). Считайте, что США купили всю Европу, которой нужны были деньги, чтобы восстановиться после 2 Мировой войны. Экономическая помощь европейским странам, бессрочный кредит, но СССР и Восточная Европа отказались. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать. Запад объединился вокруг США, Англия оттеснена на второй план. Двуполюсный мир: Москва/Вашингтон.

“Холодная война” пропагандистская война. СМИ развиваются в этой обстановке: журналистика в конфронтационном стиле — это определяет ее особенности.

1945-1948 — активная борьба за страны Восточной Европы. Победу одержал СССР. Социализм сталинского типа. В 16 странах были компартии, так что все боялись «Красной опасности». Но Сталин хотел еще пробраться на Балканы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Пропаганда в структуре фашистского государства iconКлассификатора информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации
Пропаганда войны, разжигание ненависти и вражды, пропаганда порнографии и антиобщественного поведения
Пропаганда в структуре фашистского государства iconTel/fax.: + 375 (0)17 284 01 89
Экскурсия в Хатынь (мемориальный ансамбль 1941-1945 годы памятник жертвам фашистского террора на белорусской земле)
Пропаганда в структуре фашистского государства iconПрограмма темы «Теория государства и права»
Происхождение государства и права. Основной побудительный момент возникновения государства и права – необходимость осуществления...
Пропаганда в структуре фашистского государства iconПрограмма темы «Теория государства и права»
Происхождение государства и права. Основной побудительный момент возникновения государства и права – необходимость осуществления...
Пропаганда в структуре фашистского государства iconДоклад на симпозиуме "Египет, Ближний Восток и глобальный мир"
Тем не менее, цель настоящей работы – показать, каким образом можно применить для анализа исторического развития Египетского государства...
Пропаганда в структуре фашистского государства iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения всех специальностей по дисциплине Правоведение
Теория государства и права. Теория правового государства: Понятие и признаки правового государства. Теория и практика формирования...
Пропаганда в структуре фашистского государства icon1. Теория государства и права как наука
Понятие теории государства и права. Общая характеристика теории государства и права как научной системы. Объект и предмет теории...
Пропаганда в структуре фашистского государства iconЕлена Владимировна Чиркова Финансовая пропаганда, или Голый инвестор
«Елена Чиркова. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор»: ООО «Кейс»; Москва; 2010
Пропаганда в структуре фашистского государства iconПлан. Введение. Возникновение и развитие идеи правового государства Основные признаки правового государства
Они актуальны в современных условиях, т к с практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь,...
Пропаганда в структуре фашистского государства iconПрограмма собеседования по дисциплине «Теория государства и права»
Теория государства и права как наука. Общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; система...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница