Реферат по мировой художественной культуре




Скачать 170.22 Kb.
НазваниеРеферат по мировой художественной культуре
Дата04.10.2012
Размер170.22 Kb.
ТипРеферат
Реферат по мировой художественной культуре

«Усадьбы Царского Села»


Работу выполнила:

Ученица 11 «Б» класса

Даниленко Кристина

Руководитель работы:

Сибакина Светлана Валентиновна

Учитель мировой художественной культуры


Санкт-Петербург

Пушкин

2008


Введение.

Словарь Т.Ф.Ефремовой толкует слово "усадьба" как "жилой дом на селе, хозяйственные постройки и прилегающие к ним угодья как единое целое". Однако, на Руси издавна усадьба значила гораздо больше, чем просто жилой дом. Многие исследователи пишут об особом мире усадьбы, сокровенном месте отдыха и уединения. С нежностью вспоминает о русских усадьбах барон Н.Н.Врангель: "Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенки с варенья… В этой повести о прошлом какая-то особенная, может быть, только нам, одним, русским, понятная своеобразная прелесть; прелесть грубого лубка, чудо простонародной русской речи, сказка песен, пропетых в селе, ухарство русской пляски".

В XIX веке усадьба меняет свое значение. Если прежде сельский дом имел прежде всего хозяйственное значение, теперь усадьба становится в первую очередь местом уединения и отдыха. Усадьбы все чаще называют дачами. Для русского дворянина, который обязан был служить царю и Отечеству в гвардии, департаментах, даже на балах и празднествах, усадьба стала особым местом, где человек мог сбросить всю придворную шелуху и на какое-то время стать самим собой.

Да, если вдуматься, и само Царское Село было усадьбой - усадьбой Екатерины Великой. Ее сельским домом, где императрица могла выйти в сад в простом домашнем халате, и какое-то время побыть не великой императрицей, а просто пожилой женщиной, которая любит уют и тишину.

Неудивительно, что вокруг императорских дворцов и парков начало формироваться целое "созвездие" богатых усадеб, или дач, - небольших дворцово-парковых ансамблей, принадлежавших членам императорской фамилии и частным лицам"1. Наиболее интересными мне представляются три из них: дача М.В.Кочубей, дача З.И.Юсуповой и дача великого князя Бориса Владимировича. Три усадьбы, построенные в начале, середине и конце девятнадцатого века. На их примере можно проследить эволюцию стилей в усадебной архитектуре России. Величественный ампир дачи М.В.Кочубей сменяется пышным, эклектичным барокко дачи З.И.Юсуповой и, наконец, завершается уютным коттеджем в английском стиле - дачей вел.князя Бориса Владимировича. В них, как в зеркале, отразилась блистательная Россия XIX века. О них я и хочу рассказать.


1.Дача М.В.Кочубей.


Самым ранним из трех усадеб является дача М.В.Кочубей, или как ее позже назвали, Запасной Дворец. Этот дворец завершает Садовую улицу, которая за ним переходит в Павловское шоссе.

В XVII веке на этом месте стояла старая корчма, а к 1790 году установлена застава, которая называлась Павловской, и служила выездом из Царского Села в Павловск.

Необычна история создания этой усадьбы. Участок получил от Александра I князь Кочубей в 1817 году. Непосредственным заказчиком дворца, «автором исходной архитектурной идеи»2 был не первый владелец дворца, как, по логике, это должно было бы быть, а сам император Александр I. Это уникальный случай в российской истории – чтобы заказчиком дома для частного лица выступал лично император.

Вероятно, это связано с тем, что князь Кочубей был чрезвычайно важен для императора. Известно, что Кочубей «состоял в свите государя» Отечественную войну, участвуя в решении таких важнейших вопросов, как, например, о назначении М.И.Кутузова главнокомандующим. Известно также, что он сопровождал императора во время заграничных походов. Император нуждался в князе Кочубее как в опытном и авторитетном администраторе, и «постоянно рисковал потерять амбизициозного и независимого Виктора Павловича»3. Наверное, поэтому Александр I уделил столько внимания проектированию загородного дворца для Кочубея, стараясь максимально учесть вкусы и пристрастия князя.

В Научно-исследовательском музее Академии художества, а также в Государственном музее-заповеднике «Царское село» до сих пор хранятся чертежи дворца Кочубея с пояснительными надписями и набросками Александра I. Интересно, что во время проектирования дворца Александр I повелел перенести старую трассу Пашкова, а также Павловскую заставу за Волхонскую улицу, что позволило присоединить к усадьбе еще значительный участок земли4.

На этом участке с 1817 до 1824 года архитектором А.А. Менеласом с участием 3.П.Стасова был построен загородный дворец. Здание выполнено в классическом стиле, в традициях итальянских вилл эпохи Возрождения.

Дворец в плане квадратный, трехэтажный, центральный фасад украшен полуротондой, которую поддерживают шесть ионических колонн. «На боковых фасадах – сообразно ротонде главного и крыльцу заднего фасадов – появились ризалиты в три окна, увенчанные треугольными фронтонами»5. В таком виде дворец почти точно соответствует канонам классицизма, эталоном которого в XVIII веке была маленькая вилла графов Капри, построенная архитектором Андреа ди Пьетро ди Падова, взявшего себе прозвище Палладио. «У Менеласа тот же симметричный дом-блок с трехчастным делением по высоте, те же портики, тот же купол бельведера над центральным залом, та же палладиевская лестница, ведущая к подножию этого портика, и даже скульптура перед входом подобна той, что так щедро украшал свои виллы Палладио»6. Этот тип здания породил множество подражаний в мировой архитектуре – от сотен дворянских усадеб в России до Белого дома в Вашингтоне.

Внутренняя планировка дворца так же традиционна для такого типа зданий. Помещения парадного этажа симметрично группируются вокруг главного зала, лежащего по центральной оси. Небольшой купол соответствует овальному залу.

У входа гостя встречали скульптуры лежащих львов. Центральный фасад здания глядит прямо на проезжую дорогу. Все хозяйственные постройки укрыты позади него. Дворец выглядит официально и торжественно. Достаточно вспомнить, что в таком же классическом стиле построены здания Главного штаба (архитектор К.Росси) на Дворцовой площади . Мало что говорит об изначальном предназначении дворца – быть уютным загородным домом.

Неудивительно, что когда великая княгиня Мария Николаевна, дочь Николая I, получила дворец Кочубея (после его смерти проданный вдовой к казну), она устроила «разнос» царскосельскому главноуправляющему, знаменитому Я.В. Захаржевскому, за отделку и убранство апартаментов, оставшихся от эпохи классицизма. «Не в новом вкусе», - объяснил причину недовольства хозяйки опытный Захаржевский, и распорядился немедленно оклеить комнаты дворца малиновыми обоями, привести в соответствие с ними росписи на потолках, заменить огромные ампирные диваны изящными кушетками, повесить новые драпировки и шторы»7.

Действительно, уже к середине XIX века вкусы изменились. Теперь строгие ионические колонны и аскетичный вид классических усадеб казались безнадежно старомодными.

В моду вошел стиль позднего барокко. Именно в таком стиле построена следующая усадьба – дача княгини Зинаиды Юсуповой, созданная в 1856 году архитектором И.А.Монигетти.


2.Дача З.И.Юсуповой.


Всего пару десятилетий спустя строится дача княгини З.И.Юсуповой.

Строительство усадеб, или, как их еще тогда называли, дач, началось в последний период формирования Отдельного парка. Участки с садами должны были стать своеобразными «зелеными кулисами» нового парка. Именно тогда, в 1855 г. Николаем I были выделены шесть участков в Отдельном парке. Одной из первых получила участок для строительства загородной усадьбы вдова тайного советника княгиня Юсупова.

Княгиня предоставила архитектору полную свободу в выборе композиции и стиля дачи, ее размеров и разбивки сада. «Монигетти пообещал Юсуповой построить нечто вроде Царскосельского Эрмитажа, созданного в середине XVIII века С.И. Чевакинским и В.В.Растрелли»8. И действительно, он создал дворец-игрушку, который безусловно может быть отнесен не только к лучшим постройкам Монигетти, но и вообще к самым интересным произведениям русской архитектуры 50-х годов XIX века.

Согласно проекту петербургского зодчего И.Монигетти, на большом участке площадью около 2,2 гектаров был создан утонченный и изящный господский дом, больше напоминавший парковый павильон. Были построены также домик садовника (архитектор И.А.Монигетти) и птичника (архитектор А.Вайтенс).

Главный фасад здания обращен в сторону Отдельного парка, со стороны Павловского шоссе на территорию усадьбы ведут изящные кованые ворота, украшенные вензелем владелицы.

По своему декору особняк напоминает павильон Эрмитаж в Екатерининском парке. Выполненный в стиле русского барокко середины XVIII века, он как бы отсылает нас к временам блистательного правления Екатерины Великой.

Здание ассиметрично в плане, перед террасой, выходящей в парк, устроены гроты из натурального камня.

Диагональное размещение угловых «павильонов» и форма купола, несомненно, навеяны композицией Царскосельского Эрмитажа. Однако, Монигетти еще больше усложнил абрис стен, придав угловым павильонам восьмигранную форму. Используя сложный контур стен, Монигетти пышно украсил их колоннами, пилястрами, фигурными наличниками, фронтонами и картушами. Парадные залы и кабинеты восьмигранной конфигурации в плане, образуя сквозные анфилады и связи с садовым ландшафтом, занимали бельэтаж. Одним из лучших в архитектуре Петербурга считается решение главного фасада с большой овальной террасой, плавно спускающейся в сад двумя лестницами. Облик его в то же время ассоциируется с постройками царскосельских парков. Интересно задумано крыльцо главного входа с его оригинальным «хрустальным» навесом.

Прием размещения кухни и комнат прислуги в отдельном флигеле, под углом примыкающем к основному объему, восходит к композиции императорского Баболовского дворца ( 1780-е гг., арх. И. В. Неелов).

Интерьеры особняка также напоминают о дворцовых постройках эпохи барокко. «Мебель была в стиле Луи-Кенэ, белая с обивкой из плотного ситца в цветочек. Золотистые шелковые занавески, от них освещение становилось солнечным. Все в доме было светло и весело. Воздух благоухал от цветов и растений»9.

В усадьбе была собрана великолепная коллекция живописи, декоративно-прикладного искусства и минералов.

Планировка сада включала устройство регулярного партерного участка с фонтаном и полукруглой видовой площадкой на границе с Отдельным парком. В южной части намечалось устроить круглый пруд с островком. Ландшафтную композицию обогащали большие садовые диваны подковообразной формы, имевшие широкое распространение в русских усадебных парках.

Перегруженность декором, вычурный рисунок лепнины вносят в облик здания ту манерность и дробность, которая была характерна для архитектуры середины XIX века. Начало этого процесса отчетливо ощущается в облике дачи Юсуповой. Действительно, «растреллиевские» колонны, пилястры и фронтоны Монигетти дополнил той пышно-вычурной лепниной, которую сам Растрелли никогда не использовал в отделке фасадов своих построек»10.

Однако, любое приумножение отделки и декоративных деталей имеет свой предел. К концу XIX века изощренность барокко стала приедаться. Век Екатерины постепенно отступал в прошлое, а современные веяния начали пользоваться все большей популярностью.

В моду вошел стиль модерн.


3.Дача великого князя Бориса Владимировича.


Дворец-коттедж великого князя Бориса Владимировича построен в конце XIX века, и стал одним из первых образцов модерна в России.

Владелец усадьбы Великий князь Борис Владимирович - внук Александра II, двоюродный брат Николая II, впоследствии генерал-майор, командир лейб-гвардии Атаманского Наследника цесаревича полка, с 1915 года походный атаман всех казачьих войск при верховном главнокомандующем. Усадьбу он получил в подарок от своей крестной матери - королевы Англии Виктории. Российская Императрица Александра Федоровна, воспитанная бабушкой - королевой Викторией, поощряла английский вкус.

Постройки возведены лондонской фирмой "Мэпл" в 1895-1896 годах по проекту архитектора Шерборна в типично английском стиле. Выбирая место для строительства, архитекторы заранее разработали план парка и определили положение всех построек усадьбы. Со всех сторон здание защищено от ветра и чужих взглядов: с севера - деревьями, с юга и запада - цветочным садом, площадками с большими кронами деревьев и высокой изгородью. Интересно, что коттедж расположен в некотором удалении от Московского шоссе. Новый стиль предполагал тишину и уединение,

Отделка главного здания усадьбы скромна, и ничто не напоминает торжественности Запасного дворца или пышности декора дачи З.И.Юсуповой. Коттедж больше похож на дом зажиточного буржуа, добропорядочного англичанина, который считает выше своего достоинства демонстрировать собственное благосостояние. Интересно архитектурное решение коттеджа - дом построен по технологии "фахверк". Дома по этой технологии строятся на основе деревянного каркаса, который выполняет одновременно несущую и декоративную роль. Промежутки между балками каркаса заполняют любым желаемым материалом. Дома, построенные по технологии фахверк, часто встречаются в Западной Европе, однако в России эта технология не получила распространения. Суровые российские зимы не позволяют возводить дома из легких каркасно-щитовых конструкций. Поэтому при строительстве усадьбы великого князя Бориса Владимировича использовалась стилизация под фахверк, так распространенный в Англии. Нарядные стены особняка, рассеченные деревянными брусьями, смотрятся очень декоративно, и дом напоминает уютные "пряничные" домики из старинных европейских сказок.

Рядом с жилым домом были расположены хозяйственные постройки: каретник, конюшни и небольшой чайный домик для близких друзей (до сегодняшнего дня не сохранился).

В 1899 году, завершая строительство ансамбля, петербургский архитектор А.И. фон Гоген возводит запасной дом со службами. По композиционно-стилистическим приемам он аналогичен основному дворцу-коттеджу и органично вписался в окружающие постройки.

Интересно, что материалы для строительства дома были полностью привезены из-за границы. Для строительства потребовался кирпич, редкие породы дуба, ореха и ясеня, а также черепица. Получившийся коттедж был, по меркам того времени, чрезвычайно удобный и современный.

Внутренние интерьеры здания уже не напоминают парадные залы Екатерининского дворца. Наоборот, небольшие комнаты, галереи и переходы делают коттедж уютным и жилым, в нем нет ничего официального и помпезного. Характерный для английской архитектуры двухъярусный холл соединяет парадные помещения на первом этаже и жилые на втором. Первоначальную отделку сохранили кабинет, столовая, курительная гостиная, музыкальная гостиная. Особняку повезло, и интерьеры зданий сохранили значительную часть прошлого убранства: боковые панели и фрагменты обшивки стен, отделку потолков, камины из цветного мрамора, предметы мебели и витражи жилого дома, изогнутые полотна входных дверей и бронзовые ручки.

Пейзажный парк с мраморным фонтаном обнесен прозрачной металлической оградой. Аллея, обсаженная столетними туями, ведет от главного дома к Колонистскому пруду. Колонистский пруд создан, как и Отдельный (Нижний) парк, архитектором А.А. Менеласом. Пруд был неотъемлемой частью ансамбля усадьбы Бориса Владимировича. Подойдя к пруду со стороны Московского шоссе, можно увидеть небольшой каменный причал. Отсюда гости Бориса Владимировича отправлялись на лодочную прогулку по пруду. Усадьба находилась вдали от центра города, и хозяин называл свое владение на английский манер: "Wolf Garden" (Волчий сад)11.

Интересно, что несмотря на роскошную внутреннюю отделку главного здания, в целом усадьба словно провозглашает высшую ценность уединенной частной жизни, спрятанной от чужих глаз.

Таким образом, на примере трех рассмотренных дач мы можем проследить, как усадебная архитектура XIX века проделывает путь от торжественной помпезности классицизма, через вычурность и показную роскошь барокко к простым и даже немного аскетичным формам коттеджа в английском стиле.


Иллюстрации




Дача М. В. Кочубей (Запасной, или Владимирский дворец) на Садовой ул., 22 (1817-18 гг., арх. Стасов).



Дача З.И.Юсуповой. (Павловское ш., 10-12; 1856-59, арх. И. А. Монигетти),



Дача вел. князя Бориса Владимировича (Московское ш., 11; 1896-97, англ. фирма "Мэпл"; 1899, арх. А. И. фон Гоген).


Заключение.


После революции 1917 года судьба дворянских усадеб Царского села, как правило, складывалась незавидно. Больше всего повезло усадьбе великого князя Бориса Владимировича. В ее стенах в 1922 году расположилась опытная станция прикладной ботаники и селекции под руководством Н.И.Вавилова. С тех пор менялось название организации, но здание не оставалось без хозяина. Благодаря этому удалось во многом сохранить уникальную отделку. Усадьба была использована при съемках "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона". В серии "Охота на тигра" это был "особняк Рональда Адэра", а в серии "Смертельная схватка" интерьеры усадьбы стали "гостиницей в Мейрингене". Сегодня с усадьбой можно познакомиться на одной из экскурсий, которые проводит Пушкинский краеведческий музей.

Меньше повезло Запасному дворцу. Усадьба Кочубея не раз меняла хозяев. Еще до революции здание неоднократно переходило из рук в руки. После революции в нем последовательно располагался Исполком Совета народных депутатов, школа-интернат, школа партийного актива, дворец пионеров, и, наконец, театральная студия - филиал Академии театра, музыки и кинематографии. Во время войны дворец был сильно разрушен, и восстановлен в 1955-1958 гг. по проекту архитектора Сарычева. Каждая смена хозяина сопровождалась переделкой внутреннего убранства дворца, в итоге внутренняя отделка здания на сегодняшний день утрачена.

Больше всего пострадала от вандализма дача княгини Юсуповой. Вскоре после революции здание использовалось для отдыха воспитанниц хореографических училищ. В 1933 году здание было приспособлено под мукомолку и квартиры работников НИИ растениеводства, затем там располагался детский санаторий, и, наконец, здание вообще лишилось хозяина, и долгое время в нем хозяйничали бомжи. Неоднократно меняя хозяев, усадьба в итоге была почти полностью уничтожена. На месте главного дома можно было видеть лишь обгоревшие стены и провалы крыш.

Печальную судьбу дачи княгини Юсуповой разделили в те годы многие усадьбы России. Годы перестройки, обнищания государства стали тяжелым испытанием для памятников архитектуры. Рухнула система государственной охраны памятников. Именно в эти годы погибли многие загородные усадьбы, о чем с горечью сообщают многие исследователи русской усадебной культуры12. Одни из них сгорели, как усадьбы в Рождествено, Скреблово, Кобрино. Другие доведены до полного разрушения, как и усадьба княгини Юсуповой.

Однако, в последние десять лет ситуация начала стремительно меняться. Полуразрушенные памятники архитектуры восстанавливаются, реставрируются. С 2003 года ведется реставрация и дачи З.И.Юсуповой. Сейчас здание почти полностью восстановлено, и вновь радует глаз пышной барочностью форм.

И напоследок я хочу сказать еще об одной интересной тенденции, связанной с усадьбами Царского Села, ныне города Пушкина. В последнее десятилетие в нашем районе вновь началось строительство усадеб. Пушкинский район Санкт-Петербурга является одним из самых престижных, и снова, как в былые времена то здесь, то там начали появляться загородные дома петербуржцев. Пока трудно говорить о стиле, популярном среди современных архитекторов. Как правило, здания эклектичны, и отражают главным образом вкусовые пристрастия их владельцев. Тем не менее, уже сейчас заметно, как показная роскошь и наивная демонстрация благосостояния в постройках 90-х годов XX века сменяется сдержанностью и уединенностью коттеджей века XXI. Ярко демонстрирует эту тенденцию, например, коттедж на пересечении Октябрьского бульвара и Леонтьевской улицы. Первоначально демонстративно развернутый к проезжей части, ныне особняк "прячется" за густо посаженными елями и высоким забором. Еще более ярко склонность к скрытой от чужих глаз частной жизни можно увидеть на примере коттеджей Александровки, Павловского и Московского шоссе.

И хотя сейчас новые усадьбы зачастую вызывают раздражение горожан, вполне возможно, что спустя двести-триста лет некоторые из них войдут в бесценный "венок усадеб" Царского Села, приумножив таким образом архитектурные сокровища нашего города.


Список использованной литературы.


  1. Гусарова Е. Ротонда, Чизвик и другие. Палладианские прообразы дворца князя Кочубея в Царском селе. // Нева, № 7. СПб, 1999. С.227-233.

  2. Десять лет пограничным кадетам России. Исторический очерк. // Научный консультант Н.Я. Гребенев. СПб, 2006.

  3. Горбатенко С., Иванов А., Лелина В. Пушкинский район Санкт-Петербурга. Муниципальный атлас. Санкт-Петербург, 2002.

  4. Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов. СПб., Издательство Викторина, 1998.

  5. Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Ленинград: Стройиздат, 1976.

  6. Моня В.С., Рубежанский Ю.Ф. Вокруг дворца Палей: Исторический очерк. - СПб: ЛИО "Редактор", 2003.

  7. Мурашова Н. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии. Исторический справочник.СПБ., 2005




1 Горбатенко С., Иванов А., Лелина В. Пушкинский район Санкт-Петербурга. Муниципальный атлас. Санкт-Петербург, 2002. С.31.

2 Гусарова Е. Ротонда, Чизвик и другие. Палладианские прообразы дворца князя Кочубея в Царском селе. // Нева, № 7. СПб, 1999. С.228.



3 Гусарова Е. Ротонда, Чизвик и другие. Палладианские прообразы дворца князя Кочубея в Царском селе. // Нева, № 7. СПб, 1999. С.233.

4 Десять лет пограничным кадетам России. Исторический очерк. // Научный консультант Н.Я. Гребенев. СПб, 2006. С.68.

5. Десять лет пограничным кадетам России. Исторический очерк. // Научный консультант Н.Я. Гребенев. СПб, 2006. С.69.

6 Десять лет пограничным кадетам России. Исторический очерк. // Научный консультант Н.Я. Гребенев. СПб, 2006. С.70.

7 Гусарова Е. Ротонда, Чизвик и другие. Палладианские прообразы дворца князя Кочубея в Царском селе. // Нева, № 7. СПб, 1999. С.228.

8 Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Ленинград: Стройиздат, 1976. С.29.

9 Моня В.С., Рубежанский Ю.Ф. Вокруг дворца Палей: Исторический очерк. - СПб: ЛИО "Редактор", 2003. С.184.

10Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Ленинград: Лениздат, 1976. С.34.

11 Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское село - резиденция российских монархов. СПб., Издательство Викторина, 1998. С.126.

12 Мурашова Н. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии. Исторический справочник. СПБ., 2005.


Похожие:

Реферат по мировой художественной культуре iconКалендарно-тематическое планирование по курсу мировой художественной культуры базовый уровень, 8 класс
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по мировой...
Реферат по мировой художественной культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 классы
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат по мировой художественной культуре iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
В результате изучения мировой художественной культуры на профильном уровне ученик должен
Реферат по мировой художественной культуре iconСреднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре базовый уровень
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей
Реферат по мировой художественной культуре iconРабочая программа по мировой художественной культуре (базовый уровень)
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Реферат по мировой художественной культуре iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат по мировой художественной культуре iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Реферат по мировой художественной культуре iconПримерная программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре
Примерная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Реферат по мировой художественной культуре iconТематическое планирование уроков по мировой художественной культуре 9 класс
Календарно – тематическое планирование уроков по мировой художественной культуре
Реферат по мировой художественной культуре iconПояснительная записка рабочая программа по мировой художественной культуре в 9 классе. Изучение курса рассчитано на 34 часов
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 9 классе. Изучение курса рассчитано на 34 часов (1 урок в неделю)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница