№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Цели и задачи урока | Основные факты, понятия, проблемы | Домашнее задание |
Введение (2 ч) |
|
| Источники знаний по истории Древнего мира | 1 | Заинтересовать учащихся учебным предметом. | История, вещественные источники, археология, этнография. | Введение, привести примеры письменных и вещественных источников |
|
| Счёт лет в истории | 1 | Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории. | Наша эра, до нашей эры. | составить одну из задач о счёте лет. |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (5 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) |
|
| Древнейшие люди | 1 | Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. | Человеческое стадо, собирательство | §1, вопросы устно. |
|
| Первобытные охотники и собиратели | 1 | Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. | Родовая община | §2, нарисовать составные орудия труда. |
|
| Возникновение искусства и религии | 1 | Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. | Религия, духи, душа, молитвы. | §3 |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(2 ч) |
|
| Первобытные земледельцы и скотоводы | 1 | Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. | Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. | §4, определения |
|
| Возникновение неравенства между людьми | 1 | Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. | Знать, вождь, неравенство, соседская община. | §5; вопросы |
|
| Повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. |
|
|
Раздел 2. Древний Восток (18 ч) Тема 1 Древний Египет (7 ч) |
|
| Местоположение и природные условия Древнего Египта | 1 | Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. | Дельта, дамбы, каналы. | §6 |
|
| Быт земледельцев и ремесленников | 1 | Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников | Фараон, крестьяне, ремесленники | §7 |
|
| Жизнь египетского вельможи | 1 | Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. | вельможи | §8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона |
|
| Военные походы фараонов | 1 | Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. | Колесница, пехотинцы | §9, вопросы, выводы к таблице |
|
| Религия древних египтян | 1 | Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Храмы, жрецы | §10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа. |
|
| Искусство Древнего Египта | 1 | Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта | Пирамиды, архитектура, скульптура | §11 |
|
| В Древнеегипетской школе | 1 | Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. | Иероглифы, папирус | §12 |
|
| Повторение | 1 | Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. |
|
|
Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч) |
|
| Древнее Двуречье | 1 | Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация | клинопись | §13 |
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. | Аренда, ростовщик. | §14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». |
|
| Финикийские мореплаватели | 1 | Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. | Колонии | §15 |
|
| Древние евреи | 1 | Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой | Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. | §16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. |
|
| Древнееврейское царство и его правители | 1 | Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. | Иерихон, храм Соломона | §19, вопросы |
|
| Ассирийская держава | 1 | Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. | Железо, держава. | §18, вопросы |
|
| Образование Персидской державы | 1 | Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. | Сатрапии | §19, разобрать схему. |
Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч) |
|
| Местоположение и природа Древней Индии | 1 | Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. | Индия, Ганг, Инд, Гималаи | §21, прочесть легенды о Раме и Будде. |
|
| Индийские касты | 1 | Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. | Касты, брахманы, буддизм | §21, повторить термины из словаря |
|
| Местоположение и природа Древнего Китая | 1 | Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. | конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. | §22, вопросы |
|
| Объединение Китая | 1 | Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. | Гунны, Великая Китайская стена. | §23, вопросы |