Скачать 0.66 Mb.
|
Департамент образования Администрации г. Нижний Тагил Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75/42 Утверждаю: Рассмотрено на заседании м/о Завуч по УВР Протокол № __________ ___________________ от «____»_______________200__г. Неофитова Е. Ю. _______________________________________ «___»_____________200__г. О.С. Ларионова Рабочая программа учебного курса « Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 7-9 классов Программа составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ», автор – Н. В. Макарова, 2007. Составитель программы: Устинова Н.С. учитель информатики первой категории МОУ СОШ № 75/42 2008-2009 уч. год г. Н.Тагил Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ. Базовый уровень», автор – Н. В. Макарова, 2007. Любая парадигма образования во многом определяется потребностями общества. В период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно соответствует поставленной цели образовательная область «информатика». Учитывая нечеткость границ научной области информатики и отсутствие возможности в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, формирования их системного мировоззрения и овладения современными информационными технологиями. Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, реализуемых в процессе решения разноплановых задач, появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент ставится на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Развитием мышления занимаются практически во всех школьных предметах, но на базе системного подхода нигде. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, именно та дисциплина, где реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося. Известно, что системный анализ—это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное (абстрактное) моделирование, проводимое на компьютерах. Информационные модели должны отражать существенные с точки зрения исследователя свойства объектов-оригиналов. Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно: объект, система, информация, цель, модель, моделирование, мы приходим к необходимости раскрытия и изучение этих понятий с использованием современных компьютерных технологий. Это обуславливает необходимость расширения введенной системы понятий на основе тезауруса компьютерной области. К таким понятиям целесообразно отнести следующие: информационные технологии и системы, компьютер, аппаратное обеспечение, алгоритм, программа, программное обеспечение (системное, прикладное, инструментарий программирования), файл и др. Уровень развития школьника прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями цели при передаче знаний и умений: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно - требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, названной информационной, а не идти по схеме шаблона “делай как мы”, очень распространенной при передаче знаний из областей точных наук. Учитывая все вышесказанное, в качестве основных целей информатики выделяются следующие:
Концепция ориентирована на выделение инвариантного ядра, независимого от конкретного программного инструментария компьютерной технологии, и вариативной составляющей, определяемой текущей ситуации в компьютерной области. Инвариантное ядро концепции определяет системно-информационный подход к познанию окружающего мира, который позволяет выявить общие свойства и закономерности процессов обработки, хранения и обмена информацией, и провести необходимую формализацию при постановке проблемы или задачи. В соответствии с поставленной целью в данной программе по базовому курсу информатики вводятся разделы, где изучаются объекты окружающего мира, анализируются связи этого объекта с другими, объект рассматривается как система более простых взаимосвязанных объектов, разрабатываются информационные модели, на задачах из разных предметных областей изучается технология моделирования. Инвариантное ядро образуют также фундаментальные знания компьютерной области, которые не зависят от конкретной модели компьютера или конкретного вида программного продукта. К ним можно отнести такие темы, как: представление об информационной системе и технологии, аппаратное обеспечение, классификация программного обеспечения, понятие алгоритма и программы, основы кодирования и др. Вариативная составляющая определяется современным уровнем развития компьютерной технологии. Конкретная программная среда рассматривается с позиций приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием и использования его как при моделировании, так и при создании информационных продуктов. Изучению различных программных сред должно быть уделено в курсе достаточно много внимания, но это не должно быть основным направлением и целью обучения. Недопустимо в школьном курсе информатики изучать только технологию работы в различных программных средах. Предлагаемая концепция отражает точку зрения на информатику, как на учебный предмет с двух позиций. С одной стороны, содержание учебного материала будет способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, умения анализировать сущность объектов, явлений и процессов, проводить их целенаправленное исследование и делать на этой основе выводы. С другой стороны оно призвано обеспечить школьника необходимыми знаниями и умениями использования современного компьютерного инструментария обработки информации. По окончанию обучения должен быть сформирован общеобразовательный уровень информационной культуры школьников. С внедрением данной учебной программы появляется возможность на этих уроках закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. Это достигается в процессе решения многочисленных задач из разных предметных областей, используя для этого две методики. Одна методика состоит в том, в процессе реализации (решения) конкретной задачи осуществляется освоение конкретной программной среды. Целью является получение результата, а для этого учащемуся предлагается необходимый компьютерный инструментарий. Другая методика, которая используется в 9-м классе, большое внимание уделяет исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей. Одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Это своего рода метапредмет, где можно, используя идеологию системного подхода, изучать объекты из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства и методы. При этом помимо развития системного мышления, может быть достигнута не менее важная цель - закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Причем это можно организовать в результате продуктивной деятельности, где в основе лежат исследования и творчество. Предлагаемая программа полностью отражает обязательный минимум содержания образования по информатике, рекомендуемый Министерством образования Российской Федерации. Дополнительно введены темы, посвященные изучению свойств объектов и систем, что продиктовано разработанной системно-информационной концепцией. На изучение курса отводится 204 часа по 68 часов (2 часа в неделю) в каждом классе. При этом более 2/3 учебного времени составляет работа на компьютере. Курс изучается в 7-9 классах общеобразовательного учреждения и состоит из 5-ти основных разделов:
Цели обучения:
Общие рекомендации по изучению учебного материала. В соответствии с системно-информационной концепцией содержание обучения ориентировано на учащихся 7-9-х классов. Для реализации заложенного в учебно-методическом комплекте содержания необходимо использовать возможности школы по выделению необходимого объема времени в рамках трех компонентов:
Общий объем учебного времени составляет 204 часа — по 2 часа в неделю на протяжении трех лет. Методическая поддержка осуществляется на основе трех учебников для учащихся и трех учебных пособий для учителей. Благодаря модульности представления и существенно большему, нежели предписывает Госстандарт для основной школы, объему учебного материала можно преподавать эту дисциплину по разным схемам и маршрутам в зависимости от возможностей школы. Учебный материал для основной школы представлен в трех книгах следующим образом: Информатика и ИКТ. Теория. Учебник. 7-9 классы. Содержание представлено следующими разделами:
Информатика и ИКТ. Практикум. 7-9 классы. Базовый уровень. Содержание представлено следующими разделами: Часть 1. Информационные технологии:
Часть 2. Основы алгоритмизации и программирования:
Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень. Содержание представлено четырьмя разделами, из них в основной школе изучаются следующие:
4. Моделирование в среде системы управления базой данных. ЗАМЕЧАНИЕ Раздел 3 «Моделирование в электронных таблицах» изучается в 10-11 -х классах. Программой предусмотрено проведение: - контрольных работ – ; - практических работ – ; - лекционного материала – . Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы, которая оценивается зачет/незачет. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Раздел 1. Информация. Информационные процессыТема 1.1. Понятие об информации. Представление информации Понятие информации. Восприятие информации человеком. Виды органолептической информации. Основные свойства информации. Разъяснение на примерах основных свойств информации: полезности, понятности, актуальности, полноты, достоверности. Форма и язык представления информации. Назначение кода и кодирования информации. Понятие бита. Основные единицы измерения объема информации.Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 1.2. Информационная деятельность человека Понятие об информационной деятельности человека и роли в ней различных устройств формируется при рассмотрении всевозможных примеров. Основные виды работ с информацией: сбор информации; обработка информации; передача информации; хранение информации; поиск информации; защита информации. Понятие о датчике. Входная и выходная информация. Представление об источнике, получателе, кодирующем и декодирующем устройстве, схеме передачи информации. Носитель информации. Способы защиты информации.Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 1.3. Информационные процессы Понятие о процессе. Информационные процессы в обществе. Информационные процессы в живой природе. Информационные процессы в технике. Информационные технологии. Персональный компьютер как основное техническое средство информационной технологии.Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 1.4. Информационные основы процессов управления Понятие объекта управления. Управляющее воздействие и обратная связь. Замкнутая схема управления. Разомкнутая схема управления. Примеры систем автоматического управления, неавтоматического управления, автоматизированных систем управления. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.1. Представление об объектах окружающего мира
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.2. Информационная модель объекта Понятие модели. Примеры материальных и нематериальных моделей. Понятие информационной модели объекта. Выделение цели при создании информационной модели. Представление информационной модели объекта в виде таблицы, названиями граф которой являются: имя объекта, имя параметров, значения параметров, действия, среда. Примеры информационных моделей объектов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.3. Представление о системе объектов Понятие отношений между объектами. Пространственные отношения. Временные отношения. Отношения части и целого. Отношения формы и содержания. Математические отношения. Общественные отношения. Понятие связи между объектами. Примеры на различные виды связей. Понятие о системе. Элемент системы. Роль цели при определении системы. Связи и отношения между элементами системы. Среда существования системы. Понятие целостности системы. Описание системы как единого объекта. Информационная модель элементов системы. Описание связей и отношений между элементами системы. Описание взаимодействия элементов системы. Примеры информационных моделей систем. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.4. Основы классификации (объектов) Понятие класса объектов. Назначение классификации. Понятие и роль основания классификации. Свойство наследования. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.5. Классификация моделей Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления – материальные и абстрактные. Классификация абстрактных моделей по возможности их реализации в компьютере – мысленные, вербальные, информационные. Классификация информационных моделей по степени формализации и по форме представления. Инструменты моделирования как основание классификации информационных моделей. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.6. Основные этапы моделирования. Место моделирования в деятельности человека. Прототип – моделирование – принятие решения. Этапы постановки задачи: описание задачи, цель моделирования, формализация задачи. Основные типы задач для моделирования. Рекомендации по формализации задачи. Этапы разработки модели: информационная модель, компьютерная модель. Этап компьютерного эксперимента: план, тестирование, проведение исследования. Анализ результатов моделирования. Схема этапов моделирования. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.7. Моделирование в среде графического редактора Представление о моделировании в среде графического редактора. Моделирование геометрических операций и фигур. Моделирование геометрических операций. Моделирование объектов с заданными свойствами. Конструирование - разновидность моделирования. Моделирование паркета. Компьютерное конструирование из мозаики. Создание меню мозаичных форм. Создание геометрических композиций из готовых мозаичных форм. Создание набора кирпичиков для конструирования. Конструирование из кирпичиков по общему виду. Моделирование расстановки мебели. Моделирование объемных конструкций из кирпичиков по трем проекциям. Разнообразие геометрических моделей. Моделирование резьбы по дереву. Моделирование оконных наличников. Моделирование топографической карты или плана местности. Графический алгоритм процесса. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.8. Моделирование в среде текстового процессора Словесная модель. Моделирование составных документов. Структурные модели: таблица, схема, блок-схема, структура деловых документов. Алгоритмические модели. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.9. Моделирование в электронных таблицах Этапы моделирования в электронных таблицах. Расчет геометрических параметров объекта. Моделирование ситуаций. Обработка массивов данных. Моделирование биологических процессов. Моделирование движения тела под действием силы тяжести. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 2.10. Информационные модели в базах данных Этапы создания информационных моделей в базах данных. Стандартные и индивидуальные информационные модели. Информационная модель "учащиеся". Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Раздел 3. Программное обеспечение информационных технологий Тема 3.1. Алгоритмы Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок – схемы. Стадии создания алгоритма. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.2. Назначение программы и программного обеспечения Исполнитель алгоритма. Понятия программы и программирования. Назначение процедуры. Подходы к созданию программы: процедурный, объектный. Классификация и характеристика программного обеспечения: системное; прикладное; инструментарий программирования. Роль программного обеспечения в организации работы компьютера. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.3. Системная среда Windows Назначение системной среды Windows. Представление о файле. Параметры файла и действия над файлом. Представление о папке. Параметры папки и действия над папкой. Работа с папками и файлами с помощью Основного меню и Панели инструментов. Программа Проводник. Графический интерфейс и его объекты. Работа с окнами графического интерфейса. Настройка параметров Рабочего стола. Приложение и документ. Запуск приложений (программ). Работа в среде Windows как в многозадачной среде. Организация обмена данными. Технология и способы обмена данными. Антивирусная защита дисков. Создание архивных файлов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.4. Общая характеристика прикладной среды Роль и назначение прикладной среды. Особенности прикладных сред Windows. Структура интерфейса прикладной среды. Редактирование документа. Форматирование документа в целом и его объектов. Общая характеристика инструментов прикладной среды. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.5. Прикладная среда графического редактора Назначение графических редакторов. Растровая и векторная графика. Объекты растрового редактора. Типовые действия над объектами. Инструменты графического редактора. Создание и редактирование рисунка в среде графического редактора. Создание и редактирование рисунка с текстом. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.6. Прикладная среда текстового процессора История обработки текстовых документов. Макет текстового документа. Характеристика текстового процессора. Объекты текстового документа и их параметры. Способы выделения объектов текстового документа. Создание и редактирование документа в среде текстового процессора. Форматирование текста. Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Использование в текстовом документе графических объектов. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.7. Прикладная среда табличного процессора Назначение табличного процессора. Объекты документа табличного процессора. Данные электронной таблицы. Типовые действия над объектами электронной таблицы Создание и редактирование документа в среде табличного документа. Форматирование табличного документа. Правила записи формул и функций. Копирование формул в табличном документе. Использование функций и логических формул в табличном документе. Представление данных в виде диаграмм в среде табличного документа. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.8. Cистема управления базой данных Назначение системы управления базой данных (СУБД). Объекты базы данных. Инструменты системы управления базой данных для работы с записями, полями, обработки данных, вывода данных. Создание структуры базы данных и заполнение ее данными. Создание формы базы данных. Работа с записями базы данных. Критерии выборки данных. Разработка отчета для вывода данных. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.9. Среда программирования Программирование в среде ЛОГО: инструментарий среды; информационная модель объекта; программы для реализации типовых конструкций алгоритмов (последовательного, циклического, разветвляющегося); понятия процедуры и модуля; процедура с параметрами; функции; инструменты логики при разработке программ, моделирование системы. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Тема 3.10. Коммуникации в глобальной сети Интернет Возможности Интернет. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML. Web-страница с графическими объектами. Web-страница с гиперссылками. Мир электронной почты. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
![]() | Рабочая программа по Информатике и икт Икт (приказ мо РФ от 5 марта 2004 г. №1089) на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и... | ![]() | Реквизиты программы умк 8 Информатика и икт Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Примерной программы по Информатике и икт» под ред. Угриновича Н. Д.,... |
![]() | Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» (базовый курс) (10 – 11 классы) (Информатика.... | ![]() | Рабочая программа учебного предмета «Информатика и икт» Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н. Д. Угриновича «Информатика и икт» (базовый курс) (10 – 11 классы) (Информатика.... |
![]() | Рабочая программа по информатике и икт (10 класс) для гуманитарного профиля составлена на основе авторской программы «Информатика и икт» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального... | ![]() | Пояснительная записка рабочая программа по информатике и икт составлена на основе примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и икт» с учетом авторской программы Н. Д угриновича. /сост. М. Н. Бородин, Бином, 2008г Рабочая программа по информатике и икт составлена на основе примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика... |
![]() | Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и икт. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов» Л. Рабочая программа курса по выбору по информатике составлена на основе авторской программы «Информатика и икт. Учебная программа и... | ![]() | Рабочая программа по информатике в 8 классе Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу... |
![]() | Рабочая учебная программа по Информатике и информационно-коммуникационным технологиям Программа разработана на основе примерной программы курса «Информатика и икт» для 10-11 классов (базовый уровень) от 2004 года, рекомендованной... | ![]() | Рабочая программа по информатике и икт для универсального профиля составлена на основе авторской программы «Угринович Н. Д. Информатика и икт: учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008» |