Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк




Скачать 381.67 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк
Дата30.08.2012
Размер381.67 Kb.
ТипРешение
ТЕХНИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯГУ» им. М.К. АММОСОВА

в г. НЕРЮНГРИ




«СОГЛАСОВАНО»

Председатель ГЭК

д.п.н., профессор Шумейко А.А.

_________________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Решение Ученого Совета

«___» ___________2009 г.

Директор ТИ (ф) ЯГУ

д.г.-м.н., профессор

____________________Никитин В.М.


ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности:

050708 - «Педагогика и методика начального образования»


Утверждено

на заседании Ученого Совета ПФ

«___» _____________ 2009 г.

Зам. директора по УР

к.ф.-м.н., доцент Зарипова С.Н.

__________________________

Утверждено

на заседании кафедры ПиМНО

«___» _____________ 2009 г.

зав. кафедрой ПиМНО

к.п.н., доцент Мамедова Л.В.

__________________________


Нерюнгри, 2009

ВВЕДЕНИЕ


1. Общая характеристика специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»

Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. № 180. Нормативная длительность обучения по специальности по очной форме обучения - 5 лет. Основная квалификация – «Учитель начальных классов».

Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста: деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса. Сферами деятельности специалиста являются:

- преподавательская;

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- культурно-просветительская.

Специалист подготовлен для работы в образовательных учреждениях, реализующих программу общего среднего образования.


2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования»

2.1. Общие требования к образованности специалиста

Специалист:

- осознает личностную и социальную значимость своей профессии, обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как контекст становления личности;

- обладает научно-гуманистическим мировоззрением, знает основные закономерности развития природы и общества;

- владеет системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, окружающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных проектов;

- владеет системой знаний о закономерности и принципах образовательного процесса и умеет использовать их в своей профессиональной деятельности;

- владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

- знает формы и методы научного познания и их эволюцию владеет различными способами познания и освоения окружающего мира, понимает роль науки в развитии общества;

- владеет профессиональным языком предметной области знания, умеет корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;

- знает концептуальные основы и принципы экологического образования, умеет реализовать их в профессиональной деятельности;

- владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию для адресата;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

- обладает организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

- умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

- обладает культурой мышления, речи, общения;

- способен к проектной деятельности на основе системного подхода;

- психологически и методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний;

- осознает здоровье как ценность, владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;

- знает государственный язык Российской Федерации - русский, свободно владеет языком, на котором ведется преподавание;

- осознает самоценность детства как особого периода развития личности человека.

2.2. Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки

Специалист:

- владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержания и структуре образовательных процессов;

- владеет системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

- владеет системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности;

- знает особенности детей с отклонениями в развитии;

- владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

- соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

- обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения;

- умеет организовывать внеучебную деятельность учащихся;

- владеет основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе;

- умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

- владеет умениями психолого-педагогической диагностики;

- владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

- владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения;

- знает систему образовательных учреждений и основы управления ими;

- знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

2.3. Требования по дисциплинам предметной подготовки

Специалист:

- владеет системой знаний в области русского языка. Детской литературы, математики, землеведения, ботаники, зоологии;

- знает предметное содержание начального образования как средства развития личности младшего школьника;

- владеет способами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе;

- владеет методами организации индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста;

- владеет системой умений формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах, освоения учащимися достояний культуры и искусства;

- владеет методами обучения младших школьников основам грамматики родного языка, выполнения математических действий и решения задач, трудовой и изобразительной деятельности; способами развития устной и письменной речи учащихся; методикой музыкального воспитания;

- умеет определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивидуальные особенности; прививать первичные умения самостоятельного пополнения знаний;

- умеет отбирать оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, самостоятельность, познавательный интерес учащихся;

- умеет включать младших школьников в посильный общественно полезный труд, формировать культуру взаимодействия с окружающей природной средой, гигиеническую культуру, культуру отношения к собственному здоровью;

- умеет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность младших школьников в учебной и внеучебной работе, влиять на развитие коллективных отношений в классе, формировать у учащихся навыки культурного поведения;

- умеет анализировать содержание экспериментальных программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- способен осознавать и адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста;

- владеет знаниями о семье и семейных отношениях, современными методами и формами педагогического просвещения родителей; умеет психологически грамотно строить взаимоотношения с родителями.


3. Междисциплинарный экзамен

3.1. Блоки междисциплинарного экзамена

Для итогового междисциплинарного экзамена решением Ученого Совета ГОУ ВПО Технического института (филиала) «ЯГУ им. М.К.Аммосова» в г.Нерюнгри внесены следующие блоки дисциплин:

бло

каНазвание блокаНаименование дисциплинОбщее кол-во часов по учебному плануКоличество экзаменационных вопросов1.

Педагогический

ОПД.Ф.02: «Введение в педагогическую деятельность». «Общие основы педагогики». «Теория обучения». «Теория и методика воспитания». «Педагогика межнационального общения». «История образования и педагогической мысли». «Социальная педагогика». «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». «Педагогические технологии». «Управление образовательными системами». «Психолого-педагогический практикум».216302.ПсихологическийОПД.Ф.01: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «История психологии»486303.МетодическийМетодика преподавания русского языка39430


Методика преподавания математики314304.ПредметныйРусский язык40430ВСЕГО1814150Для проведения междисциплинарного экзамена разработано 30 билетов, состоящих из 5 вопросов. Результаты ответов на вопросы билетов определяются по каждому блоку дисциплин по 5-ти балльной системе. Итоговая оценка по блокам выводится как среднеарифметическая. Корректировка экзаменационных вопросов и билетов производится ежегодно.


ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСАМ:

«ПЕДАГОГИКА»

ОПД.Ф.02: «Введение в педагогическую деятельность». «Общие основы педагогики». «Теория обучения». «Теория и методика воспитания». «Педагогика межнационалыюго общения». «История образования и педагогической мысли». «Социальная педагогика». «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии». «Педагогические технологии». «Управление образовательными системами». «Психолого-педагогический практикум».

1. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура учителя.

(Общая характеристика педагогической профессии. Личностные и профессионально значимые качества педагога. Сущность и структура педагогической культуры. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя. Педагогическая техника).


2. Педагогика как наука и искусство.

(Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Связь педагогики с другими науками).


3. Методология и методы педагогических исследований.

(Понятие о методологии педагогики. Основные методологические подходы в педагогике. Методологический аппарат педагогического исследования. Система методов педагогического исследования).


4.Сущность, закономерности и принципы обучения.

(Современное определение понятия «процесс обучения». Основные компоненты процесса обучения (деятельностный и системный подходы). Определение понятия «закономерность». Специфические закономерности обучения. Определение понятия «принцип обучения». Система принципов обучения).


5.Обучение как сотворчество учителя и ученика.

(Сущность понятий «сотрудничество», «взаимодействие», «сотворчество». Формы работы (групповая, коллективная, парная). Принципы, методы, приемы, реализуемые в процессе сотворчества субъектов образовательного процесса. Учитель как субъект педагогической деятельности. Стили взаимодействия).


6. Методы обучения: сущность и классификация.

(Понятие «методы обучения». Сущность основных методов обучения. Классификация методов обучения (разнообразие оснований классификаций; классификации методов обучения И.Я.Лернера, Ю.К.Бабанского и др.). Выбор методов обучения (факторы выбора, особенности выбора методов в начальной школе).


7. Модели образования: сущность и специфика.

(Модель образования как государственно-ведомственной организации. Модель развивающего образования. Традиционная модель образования. Рационалистическая модель образования. Феноменологическая модель образования. Неинституциональная модель образования).


8. Понятие воспитания. Модели воспитания.

(«Воспитание» - «самовоспитание»: цели и содержание. Идеализм в воспитании. Реализм как философия воспитания. Прогматизм как философия воспитания. Анропоцентрическая модель воспитания. Социентарная модель воспитания. Гуманистическое воспитание. Свободное воспитание. Технократическая модель воспитания).


9. Воспитание: сущность и методы.

(Понятие «метода воспитания» в педагогической деятельности. Сущность воспитания. Условия рассмотрения, выбора и использования методов воспитательного воздействия. Характеристика основных методов воспитания. Влияние методов воспитания на личность ребенка: психологический и педагогический аспекты).


10. Формирование коллектива и его влияние на личность младшего школьника. Детские организации.

(Сущность понятия «коллектива» в педагогике. Поэтапное развитие группы как коллектива, краткая характеристика этапов. Необходимость организации детского коллектива. А.С. Макаренко о детском коллективе. Функции коллектива. Место и воспитательные возможности детских организаций в школе).


11. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

(Понятие о внеклассной и внешкольной воспитательной работе. Цели, задачи внеклассной работы. Комплексный подход и организация внеклассной воспитательной работы. Виды внеклассной деятельности. Особенности внешкольной воспитательной работы. Внешкольные учреждения. Психолого-педагогические основы работы классного руководителя с младшими школьниками.).


12. Урок: типы и структура. Требования к современному уроку.

(Научная характеристика урока: определение понятия, существенные признаки урока как компонента классно-урочной системы, функции, цели урока; дидактическая, методическая, логико-психологическая, мотивационная структуры урока. Типология уроков, виды уроков, традиционные и нетрадиционные уроки. Значение анализа и самоанализа. Планирование урока и подготовка к нему. Особенности уроков в начальной школе).


13. Педагогика межнационального общения. Объект, цели, задачи.

(Воспитание культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимость толерантности. Технология формирования культуры межнационального общения. Основные идеи этнопедагогики, их использование в работе учителя).


14. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

(Основные тенденции и международные программы. Гуманизацияобразования. Гуманитаризация. Дифференциация. Диверсификация. Стандартизация. Многовариантность. Многоуровневость. Фундаментализация. Информатизация. Индивидуализация. Непрерывность образования).

15. Ребенок и социум: понятие развития ребенка, факторы, среда.

(Характеристика социального и биологического фактора развития. Социализация как процесс становления личности, как одна из основных функций педагогического процесса. Влияние среды на личность. Наследственность, ее влияние на развитие ребенка, ее роль в развитии его индивидуальности).


16. Социальное воспитание и социальная личность: сущность, принципы и механизмы.

(Воспитание как общественное явление, его исторический характер. Цель, задачи социального воспитания. Сущность и принципы социального воспитания).


17. Профессиональная деятельность социального педагога.

(Специфика педагогической деятельности социального педагога, структура педагогической деятельности. Направления и виды деятельности социального педагога. Личностная характеристика и профессиональная компетентность. Сферы профессиональной деятельности социального педагога).


18. Воспитание детей в семье: условия эффективного семейного воспитания.

(Семья как начальная структурная единица общества. Признаки семьи, ее функции. Цели семейного воспитания. Содержание семейного воспитания (по Ю.П.Азарову). Взаимосвязь школы, семьи, общества. Современные проблемы семейного воспитания).


19. Понятие нормы и отклонения от нормы в развитии личности младшего школьника.

(Норма и отклонение. Понятие и характеристика. Типы отклонений: физические, психические, сложный и тяжелый недостаток, педагогические и социальные нормы).


20. Сущность и понятие педагогической технологии.

(Сущность понятий «педагогическая технология», «технология обучения». Примеры наиболее известных технологий обучения и их краткая характеристика (технология проблемного обучения; технология развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов - Д.Б. Эльконин и др.)).


21. Педагогическая практика: сущность, виды.

(Понятие «педагогическая практика»: сущность, виды, общие требования. Понятие «педагогическая проблема», «педагогическая задача», «педагогическая ситуация». Функциональные особенности педагогической практики).


22. Технология контроля образовательного процесса.

(Понятие «контроль»: виды, функции, методы и формы контроля в процессе обучения. Показатели сформированности знаний, умений, навыков. Обученность и обучаемость как результат обучения. Технология безотметочного обучения).


23. Технологический подход в образовании.

(Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили; технология С.Н.Лысенковой; технология саморазвития М. Мантессори; Вальдорфская педагогика).


24. Понятие управления и педагогического мастерства: принципы, функции, методы и требования.

(Сущность понятия «педагогическое мастерство». Уровни педагогического мастерства (репродуктивный; адаптивный; локально - моделирующий; системно моделирующий знания, умения, навыки; системно моделирующий деятельность)).


25. Школа как педагогическая система и объект управления.

(Система управления средней общеобразовательной школы. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении образовательным процессом. Попечительский совет).


26. Управленческая культура руководителя.

(Психологические аспекты управленческой деятельности. Основные компоненты управленческой культуры. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений. Стратегии поведения руководителя при разрешении конфликта).


27. Педагогическая диагностика как условие развития и воспитания детей.

(Понятие «педагогическая диагностика»: сущность, средства, виды. Функции педагогической диагностики (обучающая, воспитывающая, развивающая)).


28. Педагогика инновации: сущность, направления.

(Понятие «педагогическая инновация»: сущность, компоненты. Направления совершенствования педагогической системы. Новаторство и инновации).


29. Игра как метод обучения младших школьников на современном этапе.

(Сущность понятия «игра»: исторический дискурс. Место игры в учебно-воспитательном процессе. Классификация игр в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Вариативность игр в системе обучения и воспитания).


30. Педагогическое общение, его функции и стили.

(Понятие педагогического общения: сущность, функции. Основные стили взаимодействия (авторитарный, демократический, либеральный). Педагогические стили общения.


Список рекомендуемой литературы

Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.

Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.

Батракова С.Н. Основы профессионального педагогического общения.

Ярославль, 1986.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Будущему учителю о проблемах педагогики / Под ред. Г.И. Школьника.

Волгоград, 1995.

Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества. М., 1996.

Веселова В. В. Традиционные и новые ценности в системе образования США //

Педагогика. - 1996. - №2. - С. 102-108.

Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 1996.

Ильин В.С. Формирование личности школьника. М., 1984.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М., 1982.

Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических

поисках. - М., 1994.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М., 1992.

Махмутов М.И. Современный урок. М., 1985.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие. М., 2000.

Рожков В.В., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.

М.,2001.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Сергеева В.П. Классный руководитель в школе. М., 1999

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2004.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М., 1990.

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М., 1992.

Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1998.


ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСАМ:

«ПСИХОЛОГИЯ»

ОПД.Ф.01: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Экспериментальная психология», «История психологии»


1. Предмет, задачи и методы общей психологии. Структура психики. Связь общей психологии с другими науками.

(Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Определение психологии как науки. Психика как предмет современной психологии. Методы исследования в психологии. Эмпирические методы исследования).


2. Сознание как высшая форма отражения действительности. Основные признаки и психологические характеристики сознания. Развитие самосознания ребенка.

(Определение сознания. Природа человеческого сознания. Психологические характеристики сознания. Сознание и бессознательное. Возникновение и развитие сознания в фило- и онтогенезе).


3. Психология деятельности. Отличие деятельности человека от активности животных. Основные характеристики человеческой деятельности.

(Понятие и строение деятельности. Действия и операции. Основные виды деятельности - учение, общение, труд и игра. Отличие деятельности человека от активности животных. Теория поэтапного формирования умственных действий).


4. Ощущение как познавательный процесс. Виды ощущений. Использование знаний об ощущениях учителем начальных классов при организации учебного процесса.

(Понятие об ощущениях, их виды и особенности. Измерения и изменения ощущений. Психофизика как наука об измерении ощущений. Использование знаний об ощущениях учителем начальных классов при организации учебного процесса).


5. Понятие о восприятии. Отличие ощущения от восприятия. Свойства восприятия. Развитие восприятия на уроках в начальной школе. (Основные отличия восприятия от ощущений. Свойства образа восприятия: предметность, константность, целостность, категориальность. Явление объективации в восприятии. Восприятие человеком пространства, времени и движения. Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста).


6. Речь как познавательный процесс. Структура речи. Функции и виды речи. Развитие речи в младшем школьном возрасте.

(Речь человека и ее психологические функции. Виды речи. Значение речи в жизни, деятельности и общении человека. Отличие речи от языка. Понятия значения и смысла. Речь как средство общения людей. Соотношение мышления и речи. Развитие речи младших школьников).


7. Понятие о памяти. Виды памяти. Развитие памяти младших школьников.

(Общая характеристика памяти человека. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Значение памяти в жизни человека, в его обучении, воспитании, деятельности и общении с людьми. Виды памяти человека, их особенности. Понятие о теориях и законах памяти. Индивидуальные различия памяти у людей. Развитие памяти).


8. Воображение как познавательный процесс. Виды воображения. Развитие воображения в младшем школьном возрасте.

(Понятие о воображении, его отличия от восприятия и образной памяти. Виды воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения. Связь творчества с воображением человека. Развитие воображения младших школьников).


9. Мышление как познавательный процесс. Логические операции, виды и формы мышления. Развитие мышления детей младшего школьного возраста.

(Понятие о мышлении. Связь мышления с другими познавательными процессами. Содержание понятия «мышление». Виды мышления человека. Понятие о логических операциях и формах мышления. Индивидуальные различия людей по видам и типам мышления. Творческое мышление).


10. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания. Психолого-педагогическая работа по развитию внимания младших школьников.

(Внимание как самостоятельный психологический процесс и как момент протекания других познавательных процессов. Свойства внимания человека. Основные функции внимания. Роль внимания в других познавательных процессах: в восприятии, памяти, мышлении и речи. Виды внимания. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста).


11. Направленность личности. Структура направленности личности. Направленность личности младшего школьника.

(Определение направленности. Понятие и характеристика основных ее структурных единиц - потребность, нужда, мотив, мотивация, мировоззрение, убеждение, установка, цель. Особенности направленности личности младшего школьника).


12.Эмоционально-волевая сфера личности. Общее понятие об эмоциях и чувствах Критерии и функции воли. Развитие эмоционально-волевых качеств личности младших школьников.

(Понятие о воле. Воля и ее основные психологические признаки. Значение воли в жизни человека. Структура и динамика волевого действия. Основные направления развития воли. Место воли в структуре личности. Волевые качества личности).


13. Эмоциональные состояния человека: понятие, виды и функции. Теории эмоций. Особенности эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста.

(Понятие об эмоциях. Отличие эмоций от ощущений и других переживаний человека. Классификация и виды эмоций. Настроения. Аффекты. Чувства. Страсти. Стрессы. Классификация чувств человека. Понятие о высших чувствах. Роль эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций. Психологические теории эмоций. Эмоции и личность. Место эмоций в структуре личности).


14. Введение в психологию личности. Человек, личность, индивид, индивидуальность. Становление и развитие личности. Теории личности. Особенности личности младшего школьника.

(Понятие о личности в психологии. Сложность феномена личности и множественность ее научных определений. Отличие понятия «личность» от терминов: «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие о формировании и развитии личности. Устойчивость и изменчивость личности. Факторы, влияющие на динамику формирования и развития личности в онтогенезе. Развитие личности ребенка в возрастной динамике в течение всего периода детства).


15. Понятие о способностях. Виды способностей. Способности и одаренность.

(Общее представление о способностях. Три различных определения способностей. Классификация способностей. Понятие об одаренности. Представление о задатках. Факторы и условия успешного развития способностей).


16. Общее представление о характере. Структура характера. Особенности формирования характера человека. Типичные черты характера младшего школьника.

(Общее представление о характере. Основные группы черт характера. Характер и темперамент человека. Понятие о типе характера человека. Возможные подходы к построению типологии характеров. Понятие об акцентуированной черте характера. Формирование характера. Основные этапы формирования характера. Место характера в общей структуре личности).


17. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Учет особенностей темперамента в профессиональной деятельности учителя.

(Определение темперамента. Типы темперамента у человека. Положительные и отрицательные стороны каждого вида темперамента. Исторически менявшиеся представления о природной основе темперамента. Связь темперамента индивидуального стиля деятельности. Место темперамента в структуре личности человека. Темперамент и характер человека).


18. Возрастные особенности младшего школьника. Особенности построения учебно-воспитательного процесса с учетом знаний особенностей ребенка младшего школьного возраста.

(ВВД, ССР, ЦВН младшего школьника. Особенности познавательной, личностной и социальных сфер младшего школьника. Необходимость знаний учителем психологии младшего школьника с целью создания благоприятной психологической среды для более успешного усвоения последним учебного содержания).


19. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии. Связь возрастной и педагогической психологии с другими науками.

(Предмет возрастной и педагогической психологии. Задачи возрастной и педагогической психологии. Методы возрастной и педагогической психологии. Понятие «возраст» в возрастной психологии. Связь возрастной и педагогической психологии с другими науками).


20. Психология воспитания: сущность и законы. Отличие процессов обучения и воспитания.

(Воспитание как один из предметов возрастной и педагогической психологии. Сущность и законы воспитания. Сопоставительный анализ процессов обучения и воспитания).


21. Основные теории учения. Сопоставительный анализ двух основных теорий учения. Нерешенные проблемы теории учебной деятельности.

(Основные теории учения — ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. История становления и развития основных теорий учения. Сопоставительный анализ двух основных теорий учения. Нерешенные проблемы теории учебной деятельности).


22. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности.

(Учебная деятельность как особый вид деятельности. Отличие учебной деятельности (УД) от других видов деятельности. Особенности УД младшего школьника. Д.Б. Эльконин о структуре УД. Компоненты УД. Пути формирования УД в младшем школьном возрасте).


23. Психологическая готовность ребенка к школе. Основные аспекты и условия обеспечения школьной готовности.

(Понятие о психологической готовности ребенка к обучению в школе. Различные подходы к определению структуры понятия «психологическая готовность к обучению». Основные условия обеспечения школьной готовности. Связь понятий «психологическая готовность» и «адаптация к школьному обучению»).


24. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Психологические причины школьной неуспеваемости.

(Понятие о школьной неуспеваемости. Ваша классификация причин неуспеваемости. Основные пути профилактики появления и преодоления трудностей в обучении).


25. Личность педагога. Психологические требования к личности педагога. Общие и специальные способности педагога.

(Место педагога в современном обществе. Психологические требования к личности педагога. Общие и специальные способности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога).


26. Основные характеристики и особенности педагогического общения. Конфликты в педагогической деятельности.

(Понятие о педагогическом общении как о специфическом виде общения как деятельности. Педагогический такт. Педагогическое мастерство. Эффективные и неэффективные с педагогической точки зрения поощрения. Стратегии поведения педагога в различных конфликтных ситуациях).


27. История психологии как наука. Ее отличие от психологической науки. Становление и развитие психологических знаний в нашей стране.

(Предмет истории психологии как науки. Принципиальное отличие предмета науки от предмета ее истории. Становление и современное состояние психологии в наше стране).


28. История психологии. Зарождение и развитие психологических знаний. Современное состояние психологической науки.

(Зарождение и развитие психологических знаний. Возникновение психологических знаний. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины 19 века. Преобразование психологических знаний с середины 19 века до второй половины 20-го века.).


29. Основы специальной педагогики и психологии: предмет и задачи курса. Проблема нормы развития. Условия нормального развития ребенка.

(Предмет и задачи курса «Основы специальной педагогики и психологии». Значение специальной психологии для специальной педагогики. Классификация понятия «норма». Критерии «нормы». Условия, способствующие благоприятному физическому и психическому развитию ребенка).


30. Научное исследование в психологии: методологические исследования, понятийный аппарат, содержание и характеристика.

(Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Надежность. Общенаучные исследовательские методы. Психологическое измерение. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследований человека).


Список рекомендуемой литературы

Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Ростов-на-Дону, 1985

Волков К.Н., Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. М., 1985.

Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее, преодоления. М, 1960.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001.

Ильясов И.И. Педагогическая психология. М., 1996.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск, 1998.

Немов Р.С. Психология: Кн. 1 и 2. М., 1994.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Радугин А.А. Педагогика и психология. М., 2000.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие. М., 1997.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/д, 1999.

Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.,1986.

Якунин В.А. Педагогическая психология. М., 2000.


ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ


«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ»


Раздел: МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1. Предмет и задачи методики преподавания русского языка.

Методика преподавания русского языка как наука. Русский язык как предмет преподавания в начальных классах. Научные основы методики начального обучения русскому языку.


2. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.

Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте. Условия развития речи в период обучения грамоте. Работа над словом, словосочетанием и предложением в период обучения грамоте. Работа над связной речью. Развитие речи учащихся на уроках письма. Работа над произношением и восприятием речи.


3. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте младших школьников.

Характеристика современного метода обучения грамоте. Приемы анализа и синтеза. Периодизация процесса обучения. Основные приемы и виды упражнений на примере одной образовательной системы.


4. Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте.

Задачи подготовительного периода обучения грамоте. Анализ речи в подготовительном периоде обучения грамоте на примере одной образовательной системы.


5. Организация и содержание работы в основной период обучения грамоте.

Задачи основного периода. Содержание работы на I, II, III, IV ступенях основного периода. Виды работ на примере одной образовательной системы.


6. Методика первоначального обучения письму.

Характеристика методов обучения. Цели и задачи обучения письму. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка. Методические приемы обучения письму. Формирование графических навыков. Система письма с «секретом» В. А. Илюхиной.


7. Уроки литературного чтения в современной школе.

Задачи урока литературного чтения. Требования к урокам чтения. Подготовка учителя к уроку литературного чтения.


8. Качества полноценного навыка чтения и пути его совершенствования.

Качества навыка чтения. Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения. Работа над правильностью и беглостью чтения. Работа над сознательностью чтения. Работа над выразительностью чтения.


9. Научные основы анализа художественного произведения.

Литературоведческие основы анализа художественного произведения. Психологические особенности восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста. Методические приемы работы с текстом в начальных классах.


10. Процесс работы над художественным произведением в младших классах.

Первичное восприятие текста. Анализ содержания литературного произведения. Организация работы на этапе вторичного синтеза. Творческие работы учащихся по прочитанному произведению на примере одной образовательной системы.


11. Методика работы над эпическими произведениями в начальной школе.

Характеристика эпического произведения. Особенности работы над малыми фольклорными жанрами. Методика анализа сказки и басни на примере одной образовательной системы.


12. Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах.

Специфика драматического произведения. Организация работы над драматическим произведением. Приемы работы над элементами драматического произведения: афишей, ремарками.


13. Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах.

Художественное содержание лирического произведения. Методика чтения лирических стихотворений. Методика анализа пейзажного стихотворения на примере одной образовательной системы.


14. Современные методы изучения русского языка в начальной школе.

Метод языкового анализа и конструирования. Сущность сравнительно-исторического, наглядного, игрового, частично-поискового и проблемного методов.


15. Научные основы методики обучения правописанию.

Общее понятие. Алфавит. Графика. Орфография. Принципы русской орфографии.


16. Формирование орфографического навыка правописания.

Понятие об орфограмме. Виды орфограмм. Орфографическая зоркость. Формирование орфографических умений младших школьников.


17. Методы и приемы обучения правописанию в начальной школе.

Выбор методов. Методы: языковой анализ и синтез, запоминание, решение грамматико-орфографических задач. Орфографические упражнения: списывание, диктант, изложение.


18. Методика изучения основ фонетики и графики в начальной школе.

Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью. Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными. Обучение правописанию на основе соотнесения звука и буквы.


19. Методика изучения морфемного состава слов в начальной школе.

Задачи работы над морфемным составом слов и словообразования. Система изучения морфемного состава слов. Содержание и методика работы над частями слов на примере одной образовательной системы.


20. Методика изучения имен существительных в начальной школе.

Задачи изучения имен существительных. Изучение рода, числа, склонения имен существительных на примере одной образовательной системы.


21. Методика изучения имен прилагательных в начальной школе.

Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных. Изучение рода, числа, склонения имен прилагательных на примере одной образовательной системы.


22. Методика работы над глаголами в начальной школе.

Основные задачи изучения глаголов. Изучение времени, неопределенной формы глаголов на примере одной образовательной системы.


23. Методика работы над служебными частями, местоимениями, наречиями.

Союзы и предлоги. Знакомство с местоимениями и наречиями на примере одной образовательной системы.


24. Методы развития речи учащихся.

Имитативные, коммуникативные методы и метод конструирования.


25. 3адачи и пути развития речи младших школьников.

Научные основы методики развития речи. Речь и ее виды. Основные требования к речи. Речь и мышление.


26. Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения.

Типы и причины речевых ошибок. Характеристика лексических, морфологических и синтаксических ошибок на основе примеров. Исправление речевых ошибок.


27. Методика работы над словарем младших школьников.

Обогащение словаря учащихся. Уточнение словаря. Активизация словаря. Устранение нелитературных слов. Приемы работы над значением нового слова.


28. Методика работы над элементами синтаксиса в начальных классах.

Методика работы над словосочетанием, предложением. Ознакомление с пунктуацией.


29. Методика обучения пересказу и изложению в начальных классах.

Методика работы над связной речью. Требования к пересказу. Приемы обучения пересказу. Методика работы над изложением.


30. Методика работы над сочинением в начальных классах.

Виды сочинений. Подготовка к сочинению. Исполнение, реализация подготовленного. Анализ детских сочинений.


Список рекомендуемой литературы


Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

Сальникова Т.Г. Методика обучения чтению. М., 1996.

Сальникова Т.Г. Методика обучения грамоте. М., 1996.

Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1991.


ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ»

Раздел «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

1. Внеклассная работа в процессе обучения математике. Функции, виды и методика организации


2. Методика изучения нумерации целых неотрицательных чисел (на примере одной образовательной системы).


3. Методика обучения решению уравнений в начальной школе (на примере одной образовательной системы).


4. Методика изучения геометрического материала в начальной школе (на примере одной образовательной системы).


5. Введение арифметических действий умножения и деления (на примере одной образовательной системы).


6. Десятичная система счисления. Нумерация чисел.


7. Методы обучения математике. Классификация и краткая характеристика методов обучения математике в действующих образовательных системах.


8. Начальный курс математики как учебный предмет. Принципы построения и содержание курса математики в начальной школе (на примере одной образовательной системы).


9. Начальный курс математики как учебный предмет. Образовательные, развивающие, воспитательные задачи обучения математики в начальной школе.


10. Вычислительные приемы. Этапы работы над вычислительным приемом.


11. Методика изучения табличного сложения и вычитания (на примере одной образовательной системы).


12. Деление многозначных чисел (на примере одной образовательной системы).


13. Методика изучения величин «площадь», «длина» в начальной школе (на примере одной образовательной системы).


14. этапы формирования вычислительного навыка. Показатели сформированности вычислительного навыка.


15. Сложение и вычитание многозначных чисел (на примере одной образовательной системы).


16. Методика изучения табличного умножения и деления (на примере одной образовательной системы).


17. Формы организации процесса обучения математике. Классификация и краткая характеристика.


18. Умножение многозначных чисел (на примере одной образовательной системы).


19. Методика работы над составной задачей (на примере одной образовательной системы).


20. Методика изучения величин «масса», «емкость», «время» в начальной школе (на примере одной образовательной системы).


21. Введение арифметических действий сложения и вычитания (на примере одной образовательной системы).


22. Средства обучения математике. Классификация и краткая характеристика средств обучения математике.


23. Методика работы над простой задачей (на примере одной образовательной системы).


24. Технические средства обучения математике.


25. Методы исследования, используемые методикой преподавания математики.


26. Организация обучения математике в начальных классах.

27. Методика изучения дробей в начальной школе (на примере одной образовательной системы).


28. Условия успешного формирования вычислительного навыка.


29. Урок, как основная форма организации процесса обучения математике. Типология и структура уроков математики в контексте одной из действующих систем обучения.


30. Методика преподавания математики как наука. Цели, задачи, объект, предмет. Связь методики преподавания математики с другими науками.


Список рекомендуемой литературы

Артемов А.К. Обучение математике. Пенза, 1995

Бантова М.А., Белтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М., 1984.

Богданович М.А. Урок математики в начальной школе. Киев, 1991.

Истомина Н.Б. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М., 1986.

Истомина Н.Б., Зацепина Т.В. Методические указания к лабораторным работам по методике обучения математике. М., 1989.


ВОПРОСЫ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ


«РУССКИЙЯЗЫК»


1. Сегментные и суперсегментные единицы фонетики.


2. Фонема как единица фонологии. Позиционные и непозиционные
чередования.


3. Артикуляционная характеристика звуков.


4. Русская графика. Основные принципы графики.


5. Орфография. Передача буквами фонемного состава слова.


6. Лексическое значение слова. Основные типы лексического значения.


7. Парадигматические отношения в лексике. Антонимия. Синонимия. Омонимия.


8. Фразеология. Основные признаки фразеологизмов.


9. Морфема как главный объект морфемики. Классификация морфем русского языка.


10.Словообразовательная структура слова. Способы образования слов в русском языке.


11. Грамматическое значение слова. Способы выражения грамматических значений. Грамматическая форма. Грамматическая категория.


12. Система частей речи в русском языке.


13. Морфологическая парадигма слова (на примере 2-3 частей речи)


14.Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.


15. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Категория краткости/полноты. Категория степеней сравнения: значение и образование.


16.Местоимение как часть речи.


17. Имя числительное как часть речи.


18. Глагол как часть речи. Лексико-грамматические разряды глагола.


19. Категория вида, залога, наклонения и времени глагола.


20. Категория лица, числа и рода глагола.


21. Неспрягаемые формы глагола (причастие, деепричастие, инфинитив).


22.Наречие как часть речи. Слова категории состояния как часть речи.


23. Общая характеристика служебных частей речи.


24.Словосочетание как синтаксическая единица. Классификация словосочетаний.


25. Предложение как синтаксическая единица. Типология предложений. Двусоставные предложения. Односоставные предложения, их типы.


26. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемых. Второстепенные члены предложения.


27.Осложненное предложение. Виды осложнений.


28.Сложные предложения, их классификация. Бессоюзные сложные предложения.


29.Сложносочиненные предложения, их классификация.


30.Сложноподчиненные предложения, их классификация.


Список рекомендуемой литературы

Современный русский литературный язык. /Под ред. П.А.Леканта. М., 1996. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х ч. /Под ред. Е.И.Дебровой. М., 1995.

Шанский Н.М., Тихонов А.М. Современный русский язык. В 3-х ч. М., 1981. Современный русский язык. / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1981. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1980.

Приложение 1

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО СПЕЦИАЛЫЮСТИ 031200 "ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Время на подготовку к ответу на вопросы билета - 60 минут.

Время на ответ по основным вопросам билета и дополнительным – 30 минут.

Ответ оценивается отметкой «отлично», если:

• ответ характеризуется высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений;

• студент обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, раскрывает его сущность, структуру и содержание;

• студент владеет профессиональным языком педагогической области знания, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметных областей знания;

• ответ построен на основе интеграции знаний психолого-педагогических и предметных дисциплин;

• студент показывает высокий уровень знания содержания предметных методик, технологий обучения и воспитания.

/ Оценка "отлично" ставится, если на 3 (три) из 5 (пяти) вопросов билета получены "отличные" ответы, а остальные имеют оценку не менее "хорошо".


Ответ оценивается на «хорошо», если:

• ответ характеризуется высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений;

• студент обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, его сущности, структуре и содержании;

• студент владеет профессиональным языком педагогической области знания, но недостаточно аргументировано обосновывает положения предметной области знания; легко исправляет допущенные неточности с помощью дополнительных вопросов;

• в ответе обозначены межпредметные связи;

• студент обнаруживает высокий уровень знания предметных методик, основных технологий обучения и воспитания.

Оценка «хорошо» ставится, если на 3 (три) вопроса билета из 5 (пяти) получены «хорошие» ответы, а остальные оценены не ниже, чем на «удовлетворительно».


Ответ оценивается на «удовлетворительно», если:

• в определяющих чертах ответ верный, студент обнаруживает усвоение основного материала, но при этом проявляются недостаточные знания в предметных областях (современный русский язык, психология, педагогика и др.);

• студент имеет представление о закономерностях целостного педагогического процесса, его сущности, структуре и содержании;

• студент недостаточно владеет профессиональной терминологией;

• ответ построен на основе репродукции (простого воспроизведения знаний по конкретному вопросу), при этом не подчеркиваются межпредметные связи;

• студент испытывает затруднения при ответах на дополнительные видоизмененные вопросы;

• студент показывает достаточный уровень знания предметных методик, но в ответе не отражается сущность основных технологий обучения и воспитания.


Ответ оценивается на «неудовлетворительно», если:

• ответ неверный, даже в определяющих чертах, студент не обнаруживает усвоение основного материала по всем вопросам;

• студент не имеет представления о закономерностях, сущности, структуре и содержании целостного педагогического процесса;

• студент не владеет профессиональной терминологией;

• студент отказывается отвечать на вопросы билета, даже при условии его замены;

• студент не отвечает на 3 (три) из 5 (пяти) вопросов билета.



Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» Филологический факультет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconХладостойкость трубопроводов и резервуаров севера после длительной эксплуатации
Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Якутский государственный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconСогласовано утверждаю
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconСмк документация по запросу предложений для нужд свфу
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconРоссийской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный университет экономики и финансов» Деканат общеэкономического факультета
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconГосударственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования «оленегорский горно-промышленный колледж» согласовано на совете гооу спо огпк
Государственное областное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк icon«омский государственный университет путей сообщения» (Омгупс (Омиит)) согласовано
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Научные направления журнала, Председатель редакционного совета: Ю. Н. Резник, д-р техн наук
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ягу» им. М. К. Аммосова в г. Нерюнгри «согласовано» Председатель гэк iconПравила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им
В государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница