Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра




НазваниеКонтрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра
страница1/16
Дата03.10.2012
Размер1.24 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Контрольные вопросы

По теоретическому материалу 1 семестра

1. Понятие информатики, история развития информатики, место информатики в ряду других фундаментальных наук. 1

2. Основные объекты и методы изучения науки информатики. 5

3. Мировоззренческие экономические и правовые аспекты информационных технологий. 8

4. Понятие информации. Формы представления информации. 9

5. Измерение и представление информации. Меры информации и их классификация (синтаксическая, семантическая, прагматическая). 11

6. Носители информации. Виды и свойства информации. 18

7. Общая характеристика информационных процессов 22

8. Информационные технологии и ресурсы 34

9. Информационные системы 36

10. Информатизация общества и автоматизация офиса. 39

11. Понятие данных. Носители данных. Операции с данными. 40

12. Кодирование данных двоичным кодом. Кодирование целых и действительных чисел. 43

13. Кодирование текстовых данных. 44

14. Кодирование графических данных. 49

15. Системы счисления. Перевод целых и дробных чисел из одной системы счисления в другую. 53

16. Основные структуры данных. 59

Тема1. Информация и информационные технологии.
  1. Понятие информатики, история развития информатики, место информатики в ряду других фундаментальных наук.


Информатика как самостоятельная отрасль научного знания и область практической деятельности появилась во второй половине ХХ в. Ее истоками можно считать:

– теорию информации, тесно связанную с теорией связи в технических системах (телефон, телеграф, радиосвязь), в частности, математическую теорию связи (Клод Шеннон, 1948 г.);

– кибернетику, исследующую общие законы управления в системах различной природы, основы которой заложил Ноберт Винер (1948 г.);

– теорию автоматов, основы которой заложил Джон фон Нейман (1946 г.);

– теорию алгоритмов (Н. Вирт, Э. Дейкстра, А.П. Ершов, Д. Кнут и др.).

Информатику традиционно связывают с развитием компьютерной техники. Но компьютер послужил лишь катализатором тенденций, которые возникли в науке и практике задолго до его появления. Каковы же эти тенденции? Прежде всего, резкое нарастание объема информации, которая с развитием средств связи становится доступной отдельному человеку. Приходит осознание того, что человеческие возможности восприятия и переработки информации ограничены. В то же время научно-технический прогресс, сопровождаемый высокими скоростями, развитием сложных технических комплексов, ставит человека в условия, когда ему необходимо научиться быстро и безошибочно перерабатывать информацию, чтобы эффективно управлять техникой. Решения часто приходится принимать в условиях дефицита времени, которые, к тому же, они могут быть чреваты большими последствиями. Задачи управления требуют применения таких средств, которые помогают собрать более полную информацию, надежно ее хранить, быстро распространять и безошибочно обрабатывать. Таким средством и стал компьютер. По сути, информатика призвана заниматься решением проблем, связанных с необходимостью организации информационных процессов (сбор, хранение, передача, обработка, защита и т.п.) и эффективного использования информационных ресурсов.

Компьютерные средства работы с информацией как основной объект изучения современной информатики представляет собой неразрывное единство трех частей – технического, программного и алгоритмического обеспечения информационных процессов и информационных систем. Основной вопрос информатики – каковы информационные процессы и как они могут быть эффективно автоматизированы?

Информатика широко использует достижения таких дисциплин, как математика, лингвистика, семиотика (наука о знаковых системах), логика, computer science, робототехника, инженерия знаний и др. В становлении информатики как науки вклад внесли многие замечательные ученые, среди них А.Н. Колмогоров, В.А. Котельников, А.А. Ляпунов, А.П. Ершов, В.С. Леднев, А.А. Харкевич, А.Я. Хинчин и др.

Термин «информатика» возник в начале 60-х годов ХХ века во Франции для выделения области знаний, связанной с автоматизированной обработкой информации с помощью электронно-вычислительных машин. Informatique происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика».

Широко распространен также англоязычный вариант этого термина–«Сomputer science», что означает буквально «компьютерная наука».

Информатика – это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием «информатика» области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации – массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Информатика – комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Ее приоритетные направления:

    • разработка вычислительных систем и программного обеспечения;

    • теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей,

    • приемом, преобразованием и хранением информации;

    • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;

    • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);

    • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера;

    • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;

    • социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;

    • методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

    • телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие все человечество в единое информационное сообщество;

    • разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

В информатике можно выделить три неразрывно и существенно связанные части – технические, программные и алгоритмические средства.

Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как «твердые изделия».

Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово Software (буквально – «мягкие изделия»), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов и изучением методов и приемов их построения, применяют термин Brainware (англ. brain – интеллект).

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за революциями в овладении веществом и энергией, затрагивает и коренным образом преобразует не только сферу материального производства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий при- водят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д.

Информатику можно рассматривать как науку, как технологию и как индустрию.

Информатика как наука объединяет группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также применением алгоритмических, математических и программных средств для ее обработки с помощью компьютеров.

Информатика как технология включает в себя систему процедур компьютерного преобразования информации с целью ее формирования, хранения, обработки, распространения и использования. Основными чертами современной (новой) информационной технологии являются:

    • дружественный программный и аппаратный интерфейс;

    • интерактивный (диалоговый) режим решения задач;

    • сквозная информационная поддержка всех этапов решения задачи на основе интегрированной базы данных;

    • возможность коллективного решения задач на основе информационных сетей и систем телекоммуникаций;

    • безбумажная технология, при которой основным носителем информации является не бумажный, а электронный документ.

Информатика как индустрия – это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения (индивидуальные, кустовые, коллективного пользования и др.); предприятия, осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции технического обслуживания вычислительной техники.

Роль информатики в современных условиях постоянно возрастает. Деятельность как отдельных людей, так и целых организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные индустрии послужило началом процесса, называемого информатизацией общества. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Информатизация на основе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а идеями, образами, интеллектом, знаниями. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному этапу определяется степенью информатизации общества.

Информатика связана с кибернетикой, но не тождественна ей. Кибернетика изучает общие закономерности процессов управления сложными системами в различных областях человеческой деятельности независимо от наличия или отсутствия компьютеров. Информатика же изучает общие свойства только конкретных информационных систем.

Информатика изучает свойства, структуру и функции информационных систем, а также происходящие в них информационные процессы. Под информационной системой понимают систему, организующую, хранящую и преобразовывающую информацию. Подавляющее большинство современных информационных систем являются автоматизированными.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Письменный экзамен за весь курс проходит на последнем занятии. Экзаменационный билет включает 7 вопросов: 6 по теоретическому материалу...
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconСекретариату коомет соответствующими странами. Свои вопросы и предложения по материалу, представленному в Каталоге, просим направлять по адресу
Свои вопросы и предложения по материалу, представленному в Каталоге, просим направлять
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconКонтрольные вопросы и пр Тема: Общая характеристика обмена веществ. Ферментативный катализ Вопросы для самостоятельной
Содержание срс с методическими рекомендациями для студентов (тема, план, контрольные вопросы и пр.)
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconКонтрольные работы по дисциплине «моделирование систем»
Для ответов на контрольные вопросы можно использовать книгу «моделирование систем» Б. Я. Советов, С. А. Яковлев. Там есть ответы...
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconКонтрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconКонтрольные вопросы 4 Моделирование бизнес-процессов в цикле bpi 5 Содержание модели “Как надо” Контрольные вопросы 6 Разработка целевой системы бизнес-процессов для предприятия модель «Как на- до»
Разработка систем сбалансированных показателей деятель-ности предприятия в основ
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconКонтрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена
Учеб пособие. Контрольные вопросы тестового государственного междисциплинарного экзамена. Под редакцией В. И. Козлова
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconРасписание практических занятий студентов II курса лечебного факультета на III семестр 2012-1213 учебного года
Начало семестра 09. 2012. Окончание семестра 18. 01. 2013. Экзаменационная сессия с 19. 01 по 02. Каникулы с 29. 12. 2012 по 01....
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconКоничев А. С., Севастьянова Г. А. Молекулярная биология
Дисциплина молекулярной биологии изучается студентами на 5 курсе обучения в течение 9 семестра на одо и 10 семестра на озо
Контрольные вопросы По теоретическому материалу 1 семестра iconМатериалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра»
Ii вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница