Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык»




НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык»
Дата30.08.2012
Размер85.3 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт филологии и журналистики




(наименование учебного структурного подразделения)





Программа

вступительных испытаний

для лиц, поступающих на направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Магистерская программа «Русский язык»

__________________________________________________________________

(наименование магистерской программы)


не имеющих профильного высшего профессионального образования


Абакан 2012

СОДЕРЖАНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лица, имеющие диплом бакалавра нефилологического профиля, при поступлении в магистратуру на программу «Педагогическое образование», сдают два вступительных экзамена по русскому языку, оба в форме теста.

В соответствии с «Правилами приёма в магистратуру ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2011 году первый экзамен – это междисциплинарный экзамен «по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению» (п.16).

Междисциплинарный экзамен и экзамен по профилю магистерской программы имеют характер теста. Тесты включают задания по теории и практике русского языка.

Цель вступительного испытания: выявить базовую подготовку по русскому языку в объеме стандартов средней общеобразовательной школы.

Требования к профессиональной подготовленности абитуриента отражены в программе.

Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, отводимое на их проведение, критерии и показатели оценки уровня знаний): аудиторное книжно-бумажное тестирование, время нормативное (устанавливается приемной комиссией).

Вступительные испытания проводятся по мере комплектования групп и оцениваются по 100 балльной шкале. Тест оценивается общей оценкой «зачтено / не зачтено». Оценка «зачтено» выставляется при условии получения за тест более 30 баллов. Одно тестовое задание оценивается в 8,3 балла.

При получении на междисциплинарном экзамене оценки «зачтено» поступающий допускается к сдаче вступительного испытания по профилю магистерской программы.


II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ НЕПРОФИЛЬНОЕ (НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Общие вопросы


  1. Русский язык. Язык как многоярусная система знаков, являющаяся средством общения, формирования и выражения мысли и накопления информации. Современный русский язык. Современный русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка. Основные формы существования русского общенародного языка: литературный язык, диалектный язык, просторечие, социальные жаргоны.

Фонетика. Фонология. Орфография





    1. Фонетика как раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. Единицы фонетического строя: звуки речи; ударение и интонация. Гласные и согласные звуки. Основные фонетические процессы в современном русском литературном языке. Чередования звуков

    2. Понятие о фонеме. Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем в СРЛЯ.

    3. Русская орфография. Принципы русской орфографии. Основные этапы истории русской орфографии.

Лексикология. Фразеология.

    1. Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Антропоцентризм и системоцентризм в изучении лексических единиц. Слово как лексическая единица языка. Дифференциальные признаки слова.

    2. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение; мотивированное и немотивированное; свободное и несвободное; номинативное и экспрессивно-синонимическое. Системный характер лексики.

    3. Система фразеологических единиц русского языка. Классификация фразеологизмов: фразеологические единства, фразеологические сращения, фразеологические сочетания. Широкое и узкое понимание фразеологии


Морфемика. Словообразование.

    1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Классификация морфем.

    2. Основные способы образования слов в русском языке: морфемные способы образования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, безаффиксный, сложение) и неморфемные способы образования (конверсия, сращение (слияние), аббревиация, усечение).

Морфология.

    1. Морфологический строй как система форм слова с их обобщенным содержанием, а также классы слов, имеющих общий набор морфологических форм.

    2. Части речи как наиболее крупные грамматические классы слов и как содержательные формы отражения языковым сознанием реального мира. Принципы классификации частей речи. Проблема количества частей речи в русском языке.

3. Существительное как часть речи, его семантические, морфологические и синтаксические свойства.

4. Прилагательное как часть речи, его семантические, морфологические и синтаксические свойства.

5. Глагол как часть речи, его семантические, морфологические и синтаксические свойства.

6. Наречие и слова категории состояния.


Синтаксис.

  1. Система синтаксических единиц СРЛЯ, связь синтаксиса с лексикой. Связь синтаксиса с морфологией. Современные направления в изучении синтаксиса.

  2. Словосочетание и предложение как основные единицы конструктивного синтаксиса. Простое предложение как одна из основных грамматических категорий синтаксиса. Общая типология простого предложения. Предикативность и модальность как основные категории предложения.

  3. Проблема осложненного предложения в современной лингвистической литературе. Виды осложнения структуры простого предложения.

  4. Сложное предложение в современной научной литературе: типология, спорные вопросы его классификации.


Образцы тестовых заданий

1. В каком ряду все выделенные слова имеют фразеологически связанное значение?

  1. исследовать проблему, веселая частушка

  2. кромешная тьма, зеленые чернила

  3. заклятый враг, щекотливое положение

  4. он у нас голова, отличная успеваемость


2. Инверсия – это

а) изменение интонационной конструкции

б) изменение места фразового ударения

в) изменение нейтрального порядка слов

г) изменение структурной организации предложения


3. Найдите случай с неправильной подачей синонимического ряда

а) большой, крупный, видный

б) высокий, длинный, возвышенный, приподнятый

в) глубокий, основательный, прочный

г) близкий, задушевный, закадычный

4. В каком ряду способ переноса значений во всех выделенных словах – метонимия?

  1. внимательная аудитория, гостеприимный дом, столовое серебро;

  2. мягкие манеры, гасить ссору, ситец неба;

  3. он – первая перчатка, связать инициативу, верх совершенства;

  4. доверенное лицо, перебросить войска, бархат ночи.

5. В каком ряду все слова являются архаизмами?

  1. вкупе, приказчик;

  2. обер-фискал, купец;

  3. выя, барщина;

  4. лекарь, вопрошать.

6. Какое слово (словоформа) содержит четыре морфемы.

  1. неси;

  2. сруб;

  3. испечь;

  4. сбросив.

7. Какое слово образовано чистым сложением?

  1. водокачка;

  2. разногласие;

  3. любвеобильный;

  4. сногсшибательно.


8. В каком ряду представлены существительные мужского рода?

  1. повеса, тюль, зайчишка;

  2. врач, медок, рысь;

  3. озеро, лосось, зануда;

  4. свекровь, особа, зимушка.

9. Выделите простое предложение, осложненное приложением.

  1. Старуха приняла кончину старика как судьбину – не больше ни не меньше (Расп.).

  2. Старшие рабочие на заводе, здоровые мужики в фартуках, отличались во всем грубой решительностью и собственным достоинством (Б.).

  3. Этот третий двор, очень обширный, был похож на сад (Купр.).

  4. В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои (П.).

  5. Не надевая фуражки, вышел на крыльцо (М.Г.).

10. Выделите неопределенно-личное предложение.

  1. Не хватало рабочих рук (Ш.).

  2. Не отстать бы на ходу (Тв.).

  3. Едешь, бывало, перед эскадроном; под тобою черт, а не лошадь (Л.Т.).

  4. К кому-то принесли от мастера ларец (Кр.).

  5. Стой!


Литература для подготовки

Основная

1. Антонов, В. П. Речеведение: Русский язык и культура речи [Текст]: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская. Ч.1, 2. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. – 165 с., 168 с.

2. Баранов, М. Т. Русский язык. Справочные материалы [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.

3. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Бельчиков. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 269 с.

4. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах [Текст] / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 46-е изд.. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.

5. Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

6. Мурашов, А. А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 576 с.

7. Мурашов, А. А. Риторика. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 528 с.

8. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с.

9. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – М..: Изд-во РАГС, 2005. – 584 с.


Дополнительная

1. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.– Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 576 с.

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г.Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. – 554 с.

3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст]: учебное пособие / Б. Н. Головин. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988.

4. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст]: пос. для учителей / К. С. Горбачевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

5. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова; Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.

6. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие / Г. Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 1997. – 256 с.

Лингвистические словари

1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц [Текст] / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. Под ред. Д. Э. Розенталя. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985.

2. Лексические трудности русского языка: Ок. 13 000 слов [Текст]: словарь-справочник / А. А. Семенюк (руководитель автор. Коллектива), И. А. Городецкая, М. А. Матюшина и др. – М.: Русский язык, 1994. – 586 с. – (Малая б-ка словарей рус. яз.).

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азъ Ltd., 1992. – 960 с.

4. Орфографический словарь русского языка: 110 000 слов [Текст] / Под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. – 1263 с.

5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы: Ок. 65 000 слов [Текст] / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова; АН СССР. Ин-т рус. яз. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1989. – 688 с.

6. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985. – 704 с.

7. Словарь иностранных слов [Текст]. – 13-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 608 с.

8. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4 000 словарных статей [Текст] / Л. А. Войнова [и др.]; Под ред. А. И. Молоткова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 543 с.






Похожие:

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа «Математическое образование»
Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа «Математическое образование»
Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование. Магистерская программа «Русская литература»
Педагогическое образование на программу «Русская литература» сдают один вступительный экзамен – «Литература – филологический анализ...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 110400. 68 Агрономия Магистерская программа «Растениеводство»
Целью вступительных испытаний является установление уровня и качества подготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031300. 68 Журналистика. Магистерская программа «Связи с общественностью и реклама»
Экзамен в форме теста проводится как для лиц (бакалавров), имеющих профильное образование (журналистика) – Тест «Введение в специальность....
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050400. 68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Педагогическая психология»
Прием в магистратуру по направлению 050400. 68 «Психолого- педагогическое образование» в фгобу впо «Хакасский государственный университет...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительного экзамена по направлению подготовки 050100 «педагогическое образование»
Программа предназначена для вступительных испытаний абитуриентов, поступающих по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Педагогическое образование, магистерская программа Информационные технологии в образовании хгу им. Н. Ф. Катанова проходят в форме...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Педагогическое образование, магистерская программа Информационные технологии в образовании хгу им. Н. Ф. Катанова проходят в форме...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100 Педагогическое образование Магистерская программа «Русский язык» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 110400. 68 Агрономия: Магистерская программа «Растениеводство»
Целью вступительных испытаний является установление уровня и качества подготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница