Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе




Скачать 238.89 Kb.
НазваниеР. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе
страница1/5
Дата03.10.2012
Размер238.89 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Р.М. Шукуров

Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе


Цели: обрисовать центральную тему исламской антропологии, отличающую ее от иудейской и христианской, а именно концепцию Совершенного Человека, которая в законченном виде формулировалась в суфийской литературе начиная с XIII в.


Литература:

Розенталь Ф. Торжество Знания, М. (любое издание)

Совершенный Человек. Теология и философия образа / Ред. Ш.М. Шукуров. М., 1997

Суфизм в контексте мусульманской культуры, М., 1989

Шиммель А.-М. Мир исламского мистицизма. М., 2000

Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М., 1999. С. 185–219

Шукуров Ш.М. Образ человека в искусстве ислама. М., 2004.


Последующие рассуждения опираются по преимуществу на идеи двух известных суфиев сАзиз ал-Дина Насафи (умер после 1300) и Махмуда Шабистари (ок. 1287-1320), и, в особенности, на их трактовки суфийской концепции Совершенного Человека1.

сАзиз ал-Дин Насафи родился в Насафе около Бухары (ныне Карши), однако значительную часть жизни провел в Иране. Несмотря на преобладание в Средней Азии суннитского Ислама, не исключено, что Насафи придерживался шиитских взглядов. Он был учеником знаменитого Сасд ал-Дина Хамуйа (ум. 1252 г.) и оставил после себя несколько трудов первостепенной важности по мистическому богословию и, в частности, трактат «Совершенный Человек»2. Махмуд Шабистари был младшим современником сАзиз ал-Дина Насафи, происходил он из Западного Ирана и, по всей видимости, принадлежал к шиитской общине. Он жил в Тебризе в эпоху султанов Улджайту (1304–1317) и Абу Сасида (1317–1335). Махмуд Шабистари прославился в первую очередь благодаря своей мистической поэме «Гулшан-и раз» («Цветник Тайны»), считающейся одним из наиболее красивых и содержательных образчиков суфийской поэзии. Однако его перу принадлежит и несколько прозаических трактатов, написанных весьма непростым, метафорическим языком, в полной мере демонстрирующим сложность и тонкость богословского дискурса того времени.

Именно два этих автора были главными разработчиками концепции Совершенного Человека в пространстве персоязычного мистического богословия. При этом, концепции Совершенного Человека у сАзиз ал-Дина Насафи и Махмуда Шабистари, несомненно, являются прямым повторением и продолжением идей Ибн ал-сАраби (1165–1240), которому принадлежит заслуга проблематизации и концептуализации этой традиционной темы, издавна присутствовавшей в мусульманской богословской мысли.

До сих пор в научной литературе не проводилось систематического сопоставительного анализа идей сАзиз ал-Дина Насафи, Махмуда Шабистари с их первоисточником – трудами Ибн ал-сАраби. Поэтому на данный момент было бы преждевременным утверждать что-либо определенное о том, насколько оба этих автора были знакомы с оригинальными арабскими текстами Ибн ал-сАраби и какими путями его идеи доходили до них.

В этой связи следует отметить, что идеи Ибн ал-сАраби, и в частности, его концепция Совершенного Человека, пользовались особой популярностью именно в персоязычной среде сельджукской Анатолии, где великий мыслитель провел по меньшей мере девять-десять лет начиная с 1205 г.3 Видным интерпретатором и популяризатором идей Ибн ал-сАраби стал местный суфий, вероятно, иранского или греческого происхождения, Садр ал-Дин Кунави (ум. 1274) – сын сельджукского вельможи Маджд ал-Дина Исхака ал-Руми, убедившего Ибн ал-сАраби приехать в Анатолию и вошедшего в число его почитателей. После смерти Маджд ал-Дина, Ибн ал-сАраби усыновил Садр ал-Дина. Так что, последний изучал идеи Великого Учителя из первых рук, более того – и через семейное преемство. Садр ал-Дина Кунави читал лекции, толкующие творения Ибн ал-сАраби, по всей видимости, на персидском. Можно предположить, что именно из Анатолии, через посредство местных иранцев, сохранявших, по-видимому, институциональные и личные связи с суфийскими общинами Ирана и Средней Азии, идеи Ибн ал-сАраби получили столь скорое и широкое распространение в этих регионах.

В концепциях Совершенного Человека, изложенных в трудах сАзиз ал-Дина Насафи и Махмуда Шабистари, мы будем ориентироваться не столько на выделение оригинальных черт, сколько, напротив, на типические аспекты, которые разделялись большинством богословов-суфиев. Наиболее последовательное изложение концепции Совершенного Человека содержится в трактатах сАзиз ал-Дина Насафи и прозаических произведениях Махмуда Шабистари.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе icon9. Вопросы эргономики и антропологии
Средства коммуникации человек-маши на, человек-процесс в децентрализованных асу
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconПеречень вопросов к экзамену по антропологии введение в антропологию
Предмет антропологии, основные разделы и методы. История антропологии, ее современное состояние. Специфика человека как объекта естественнонаучного...
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconНапоминание о дозволенном и запретном в исламе
Напоминание о дозволенном и запретном в исламе. Перевод с турецкого. М.: Ооо «Издательская группа «сад», 2010. – 200 стр., тираж:...
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconЮ. Е. Березкин Содержание курса
Изменение представлений о содержании и задачах антропологии уже после ее становления как науки. Доказательства в антропологии. Невозможность...
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе icon1. Человек, биосфера и космос 5
Научное изучение человека имеет древние истоки. По мере развития антропологии (от греч anthropos человек) она разделилась на множество...
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconСемейно-брачные отношения в христианстве и исламе Учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для бакалавров по направлению подготовки «Этнология и антропология», а также студентов...
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconУчебное пособие является частью учебно-методического комплекта: Бойцов мл, Шукуров Р. М. История Средних веков: Европа и остальной мир: Учебник для 6 класса. М.: Русское слово, 2004
Бойцов мл, Шукуров Р. М. История Средних веков: Европа и остальной мир: Учебник для 6 класса. М.: Русское слово, 2004
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconКонкурс презентация «Мои профессиональные возможности»
Ребята выступали в пяти номинациях: человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек- художественный образ, человек...
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconДве модели социально-философской антропологии: альтернатива или синтез?
Данный вопрос является актуальной задачей философской антропологии
Р. М. Шукуров Из исламской антропологии: совершенный человек в исламе iconКонкурс дорогие коллеги! 17-20 августа 2010 г
Институт этнологии и антропологии ран организует VI международную летнюю школу по юридической антропологии «Суд и альтернативное...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница