Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности




НазваниеСоздание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности
страница1/18
Дата30.08.2012
Размер1.66 Mb.
ТипРешение
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

В.Ю.Липатова (Ульяновск) СОЗДАНИЕ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО ГЕДОНИСТИЧЕСКОЙ ИНТРОСПЕКЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ



В современном образовательном пространстве гедонистический подход к процессу развития речи, к овладению богатейшим риторическим наследием завоевывает все больше сторонников. Учиться - с наслаждением и учить – наслаждаясь – вот мечта, идея и ближайшее будущее нашей новой школы. Наслаждение жизнью, разнообразными ее проявлениями – это и способ выживания, и путь проживания, и форма бытования, и метод постижения экзистенции (целостности собственной личности). Метод интроспекции предполагает наблюдение и изучение психических процессов самим переживающим эти процессы. Гедонистическая направленность интроспекции проявляет себя в поиске нового – позитивного - решения речевой (или иной) проблемы.

Парадоксально, но наслаждение имеет те же корни в человеческой душе, что и страдание: колебательные движения психической энергоматерии. Одна из сократических школ древнегреческой философии (киренская) открыла, что душе могут быть свойственны только два состояния: плавное движение – наслаждение и резкое движение – боль. Эти колебательные движения души вызываются в нас явлениями – в широком смысле – окружающей жизни. Стоит назвать какое-либо слово, начать описывать какую-либо ситуацию, как ассоциативные поля души человека начинают колебаться по определенным – записанным ранее –«фреймам», «клипам», «сценариям». Если эти «сценарии» имеют знак «минус», то они как бы «заражают» новые информационные поля («хотели как лучше, а получилось…»), вплоть до поражения глубинной характеристики человека – способности к действию («зачем что-то делать, когда все и так плохо»).

Но выход есть: «Каждый счастлив настолько, насколько он решил быть счастливым» (Линкольн). Значит, на первом этапе личностной интроспекции необходимо принятие решения, заключение договора с самим собой о возможности, реальности и оправданности собственного счастья. Для этого были разработаны мягкие мотивационные экзерсисы, помогающие принять новое решение: «я имею право быть счастливым на своих собственных условиях».

Решение одной проблемы - по закону человеческой психики – делает актуальным, выдвигает на первый план новую проблему: человек не распознает новое знание, не запоминает важную информацию, если закрыты каналы восприятия мира вытесненными когда-то отрицательными эмоциями, психологически не проработанными болями. Для достижения когнитивного успеха и из любви к человеку необходимо нейтрализовать болевые точки, связанные с речью. И здесь помогает принцип «маятника»: «…как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево» (Бродский). Принцип «маятника», или по-другому «качелей», состоит в следующем: мы вместе с учащимся как бы «раскачиваем» его проблему, сначала в одну сторону (написание письма Значимому Другому), а затем – в другую сторону (ответное письмо Другого). Далее мы регулируем колебания «маятника» при помощи сочинения сказки, стихотворения, лимерика, частушки, метафорически описывающих данную - проблемную для человека - ситуацию. Постепенно «ход часов» затихает, боль отступает; освободившийся от отрицательной эмоции человек становится открытым для новой информации и уже способным к овладению новыми действиями.

Приведем пример одного из заданий:

*** Вы что-то не сказали Главному Человеку в Вашей жизни…

Вот прекрасная возможность восполнить этот пробел в Вашем мировосприятии: напишите Ему/Ей письмо. Вашим адресатом могут быть любимый/любимая, родственники/друзья, учителя/ученики, знакомые/незнакомые, всемирно известные/никому не известные люди. Это могут быть как ныне живущие на Земле, так и ушедшие в Вечность, но оттого не менее желанные собеседники. Представьте себе такого человека… Облегчите в общении с ним свою душу. Скажите этому человеку все, что думаете (о себе, о нем, о других), выплесните свои застывшие, «законсервированные» эмоции на лист бумаги (бумага все стерпит), освободите свою душу от сожалений и раскаяний. Полюбите саму возможность обновлять свою жизнь.

Проговаривание (прописывание) собственной проблемы, затем видение этой проблемы с точки зрения Другого (ответ на ситуацию с противоположной стороны), переосмысление проблемы в иносказательной, а также в иноструктурной форме (написание сказки, притчи, частушки, лимерика, детского стишка) – вот основной механизм освобождения от внутреннего страдания, механизм принятия нового решения, механизм усвоения «коммуникативного оптимизма» (социориторика), или «жизни с радостью» (психология), или «жизни в Духе» (сакральные учения). И тогда речь предстает способом возделывания и самовозделывания личности, способом восстановления утрачиваемой ежедневно личностной целостности.

Общий принцип нашей работы – приведение ученика от страдания к радости, не через вытеснение и забывание боли, но с помощью уравновешивания душевных движений, с помощью гармонизации плавных и резких движений души методом гедонистической интроспекции.


С.В. Лопаткина (Абакан)

Взаимодействие тропов в газетных текстах как средство создания эффективной речи

1. Современная тенденция в российской прессе – максимальная экспрессивизация – реализуется путем обращения журналистов к элокутивным средствам, в частности, к тропам. Это объясняется тем, что тропы являются одними из главных средств создания образности речи и усилителями изобразительности речи.

2. Целесообразное и мастерское использование тропов в текстах любой функциональной направленности превращает речь в выразительную, действенную с точки зрения тех коммуникативных задач, которые ставит перед собой её автор.

3. Совместное употребление тропов усиливает прагматический заряд речи в несколько раз. Взаимодействие тропов предполагает их наложение – явление контаминации, а также следование тропов друг за другом в речевой цепи при выполнении единой стилистической функции – явление конвергенции.

4. Отмеченные процессы характерны и для текстов газетной публицистики, что находит свое отражение в работах таких исследователей, как Э.М.Береговская, Н.Д.Бессарабова, Т.Г.винокур, И.А.Иванчук, А.П.Сковородников и др.

5. В современных газетных текстах можно проследить следующие особенности взаимодействия тропов:

А. Использование неожиданных метафор, накладывающихся на сравнения, перифрастических сравнений, олицетворяющих эпитетов, а также гиперболизация предмета речи. Названные гипертропы укрупняют создаваемый образ, делают его впечатляющим и экспрессивным.

Б. Последовательное (цепочечное) употребление тропеических средств, которое предполагает, во-первых, удержание внимание читателя на протяжении всего высказывания, а, во-вторых, усиление создаваемого образа.

С. Наложение тропов и их цепочечное следование, в результате которого возникает укрупненный, усиленный образ. Речь идет о сложном взаимодействии – единицах конвергенции (конвергентах) и единицах контаминации (контаминантах).

6. Таким образом, многообразие взаимодействующих тропеических средств в современных публицистических текстах, служит достижению коммуникативной успешности газетной речи, повышая её экспрессивность, что позволяет утверждать: эффективность газетного текста во многом создается за счет использования в ней средств речевой образности – тропов.


С.В. Лукашевич (Москва)

Учение о риторическом построении в курсе «Искусство судебной речи»


1. «Искусство судебной речи» относится к частной (юридической) риторике и как специальный курс может быть предложен студентам юридических вузов после нескольких языковых дисциплин, таких как: «Русский язык и культура речи», «Общая риторика», «Профессиональная речь юриста», «Ведение переговоров» и других курсов полемической и коммуникативно - дискуссионной направленности. Это обосновано тем, что без практического знания русского литературного языка, без элементарных навыков коммуникации, без понятий о риторе, об аргументации и о риторическом построении из общей риторики невозможна профессиональная деятельность ритора.

2. Риторическое построение как «учение о внутреннем высказывании» представлено в общей риторике классическим триединством: инвенцией (изобретением), диспозицией (расположением) и элокуцией (выражением).

Общая риторика предлагает способы создания и моделирования высказывания, начиная с замысла и заканчивая завершенным текстом. Частная риторика отвечает на вопрос: как создать высказывание в конкретных, заданных ситуацией определенных условиях. Поскольку изучение как общей, так и частной риторики имеет вполне определенную цель: научиться владеть искусством слова практически, в курсах риторики следует особое внимание уделять совершенствованию практических навыков и в изобретении мыслей, и в применении разных моделей текстов, и в использовании многочисленных фигур речи. Для достижения этих целей нужно систематически и основательно практиковаться, используя различные упражнения – тренинги, развивающие, мышление (в частной риторике – юридическое мышление) и навык импровизационного применения языковых средств, способствующих убедительности речи.

3. Защитительная речь адвоката является одной из разновидностей судебных речей. Она имеет свою специфику:

  • обращена к суду, всем участвующим и присутствующим;

  • произносится в судебном заседании;

  • имеет особую композиционную структуру;

  • имеет целью повлиять на формирование внутреннего судейского убеждения и помочь суду глубже разобраться в обстоятельствах дела, установить истину по делу и принять справедливое решение.

Исходя из этих особенностей, в курсе «Искусство судебной речи» для адвокатов можно применить учение о риторическом построении следующим образом:

  • Инвенция (изобретение).

В данном разделе студенты углубляют теоретические знания из общей риторики:

а) отличие логической аргументации от риторической; общие места в юридической аргументации, виды аргументов (А.К.Соболева. Топическая юриспруденция. М.,2002);

б) защитительная речь как совокупность процессуально-правовых, логических, нравственных, эстетических, психологических и других сторон; формально-логические и нравственные аспекты аргументативного процесса.

Для закрепления полученного материала необходим тренинг на умение анализировать чужие высказывания с точки зрения применения в них общих мест и типов аргументов и создавать собственные аргументативные речи. Начинать можно с творческих заданий, например: используя сюжеты басен И.А.Крылова, произведений А.П.Чехова и А.С Пушкина студенты пишут защитительные речи, подбирают разного вида аргументы, учатся находить общие места.

  • Диспозиция (расположение).

В этом разделе следует познакомить студентов с композиционной структурой и особенностью защитительной речи. В каждом отдельном случае содержание защитительной речи будет обусловлено характером преступления, особенностями дела и собранными доказательствами. Но существует примерная модель построения текста, включающая в себя определенные составные части независимо от обстоятельств дела:

  1. Позиция по делу: юридическая и фактическая версия дела (п. 1 ст. 68; статьи 303, 392, 404 УПК РСФСР).

  2. Вступление.

  3. Анализ и оценка доказательств (ч. 4 ст. 295; ст. 314 УПК РСФСР).

  4. Характеристики подсудимого и потерпевшего (п. 3 ст. 68; п.6 ст. 303; пп. 2, 4 ст. 392; пп. 3,4 ст. 404 УПК РСФСР);

  5. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления и предложения о мерах по их устранению (ч.2 ст. 68; ст. 321; п. 3 ст. 392 УПК РСФСР).

  6. Вопросы, связанные с применением наказания или освобождения от него (пп. 8-10 ст. 303 УПК РСФСР).

7. Заключение.

Полученные знания отрабатываются практически в два этапа: анализ речей адвокатов (посещение судебных заседаний, чтение речей адвокатов 19 века, просмотр видеозаписей) и составление собственных текстов по заданному или самостоятельно выбранному актуальному сюжету. Например, используя сюжеты басен «Лебедь, щука и рак», «Демьянова уха», «Петух и жемчужное» зерно" составить защитительную речь по предложенной структуре; применить в речи аргументы к обстоятельству, причине, к прецеденту (указать «общие места» - текст закона).

Возможно использование произведений А.П.Чехова. Например, студентам дается задание проанализировать «Драму на охоте» или «Сказку о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкина; самостоятельно выработать позицию по делу, подготовить публичное выступление, продумать риторическую форму представления результатов исследования. После выступления следует разноаспектный риторический анализ и самоанализ речи будущего адвоката.

  • Элокуция (выражение).

В данном разделе студенты осваивают «цветы красноречия», без которых речь адвоката вряд ли сможет достичь своей прагматической цели. «Риторические украшения, как и прочие элементы судебной речи, имеют право на существование только как средства успеха, а не как источник эстетического наслаждения» (П. Сергеич. Искусство речи на суде). Тропы и фигуры речи не только усиливают изобразительность и выразительность речи, но превращают ее в эффективную и воздействующую. Знакомство студентов с риторическими фигурами в судебной речи способствует научению их использованию данных «элокутивно-орнаментальных средств» (Пекарская И.В) в создании прагматических речей.

Как итоговая выполняется письменно и защищается публично работа, к которой предъявляются следующие требования:

  • Защитительная речь должна быть составлена по определенной модели.

  • Указаны все общие места и виды аргументов.

  • Выделены используемые риторические фигуры.


И.В.Лыткина И.В. (Москва)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫМ ТЕКСТАМ


1. В психологической литературе наравне с понятием прецедентного текста (далее ПТ) употребляются такие названия – клише, символ, инвариант восприятия.

2. О клише говорится как о факте. Психологи подчеркивают, что это связано с сознательным употреблением такой речевой формулы. Клише – всякая готовая речевая формула, критерием для выделения которой служит регулярность ее появления в определенных повторяющихся ситуациях. (Дридзе Т.М.) Обычно говорящий автоматически вставляет клише в свою речь в необходимый момент. С точки зрения употребления, ПТ имеет схожие черты с клише, но в таком случае ПТ – особое клише. С точки зрения восприятия, за клише не закрепилось того значения, которое имеет ПТ. Умение употреблять клише ничего не говорит о личности, а только о грамотности, тогда как уместно введенный ПТ характеризует культуру человека, придает выразительность его высказываниям. С точки зрения структуры, клише, как правило, состоит из нескольких слов, а ПТ может быть выражен и одним словом, и словосочетанием, и предложением. Их сходство проявляется в фиксированной структуре. Клише не вызывает картин, образов, это общеязыковое явление.

3.В работах психолингвистов существует мнение о близости ПТ к символу. Психологи подчеркивают, что символ является «самодостаточным», чтобы выразить нечто большее, чем очевидное и непосредственное значение знака. (И.В.Захаренко и др.) При исследовании проблемы символа по отношению к ПТ, мы можем отметить, что подходы психологов и лингвистов совпадают. Это показывает, что ПТ можно рассматривать с точки зрения:

  • семантического аспекта: символ есть означающее некоторого смысла, он всегда «больше» знака, отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания;

  • когнитивного аспекта: диктуется самой природой ПТ, а именно «хранением» в когнитивной базе в виде инварианта восприятия ПТ и системного смысла ПТ, которые эксплицируются в коммуникации;

  • функционального аспекта: ПТ становится символом именно при использовании его в коммуникации. (И.В.Захаренко и др.)

4.В работах исследователей существует и другой подход к психологической природе ПТ: ими выделяется инвариант восприятия прецедентного феномена (некоторый конкретный (единичный) феномен, на основе которого «складывается» представления об этом феномене, общий для всех членов данного культурного сообщества). (И.В.Захаренко)

5.Проведенное исследование дает возможность сделать методические выводы о задачах, содержании и приемах работы над ПТ в курсе риторики как в школе, так и вузе. Основная задача предлагаемой нами методики – научить учащихся употреблять ПТ. Для этого необходимо как минимум раскрыть понятие ПТ, отграничив его от других способов передачи чужой речи; разработать систему риторических задач, которые позволят сформировать умение анализировать ПТ в устных и письменных высказываниях коммуникантов, а также – умение уместно употреблять ПТ в своей речи.


Т.С.Магера (Барнаул)

Составляющие политического плаката как риторического текста


В наше время ни одна предвыборная кампания любого политика не обходится без использования средств наглядной агитации. Это различные телевизионные программы, специальные выпуски газет или рубрик, интервью, выпуск и распространение листовок, сбор подписей, а также и политические плакаты. Каждый раз при создании политического плаката, приходится заново думать над содержанием, композицией, над информационным наполнением текста, над его визуальной организацией. Потому что избиратель не имеет возможности для личного знакомства с кандидатом, поэтому он реагирует на его (политика) имидж. Имидж политика мы квалифицируем как коммуникативную реальность. В нашем случае, аудитория реагирует на политический текст (плакат). Политический текст в нашем исследовании выступает коммуникативной реальностью.

Политический текст, по мнению Ю.Феденевой, - это законченное речевое произведение политической коммуникации. Формой его реализации является политический дискурс – «совокупность всех речевых актов, а также правил публичной политики освещенных традиций и проверенных опытом»[1].

Политический текст является формой риторической коммуникации. «Речевая коммуникация является риторической, если хотя бы один из ее участников имеет осознанную коммуникативную цель, в соответствии с которой порождается текст»[2]. Таким образом, мы можем признать политический текст риторическим, потому что создатель этого текста имеет цель: убедить потенциального избирателя, а иногда и весь электорат, проголосовать за политика, представленного в тексте.

Для удовлетворения запросов в сфере политики создаются тексты разных типов. Среди таких типов текста выделяется политический плакат, как особый тип политического текста.

Плакат представляет собой определенную деятельность по обмену информацией, «осуществляемую языковыми средствами, а от нее - к неречевой, язык которой - это мимика, жесты, танцевальные движения, знаки нотации и др., а от нее к смешанной: языко-параязыковой, языко-соматической и др.» [2]. Политический плакат – это одна из форм передачи информации, которая осуществляется при помощи языковых, так и неязыковых средств.

Многие коммуникативные параметры, по которым уже выработано научное понимание, должны учитываться в работе над созданием предвыборного плаката. Такими параметрами являются: I. Вербальные компоненты поля текста политического плаката: название; слоган; вербальная коммуникация. II. Компоненты визуального ряда поля текста политического плаката: Изображение; Цвет; Контекст (паралингвистические компоненты); Ш. Вспомогательные компоненты поля текста политического плаката: смысловой объем программ; простота; тематическое содержание плаката; степень индивидуализации; зрелищность, краткость.

В основе текста политического плаката лежат три сообщения: языковая субстанция, иконическое сообщение, пространственное изображение совокупности предметов, поддающихся идентификации. Все компоненты, составляющие текст политического плаката, входят в тот или иной ряд сообщений. В языковую субстанцию входят вербальные компоненты – название, слоган, вербальная коммуникация. К иконическому сообщению относятся следующие компоненты визуального ряда: цвет, контекст (паралингвистические компоненты). К третьему ряду сообщений относятся компонент изображения визуального ряда, а также вспомогательный компонент зрелищности, краткости. Поэтому для нас важным является то, что лингвистические и паралингвистические компоненты, всех этих представленных сообщений интегрируются в смысловом отношении и составляют целостный риторический текст политического плаката.

ЛИТЕРАТУРА

1. Феденева Ю.Б. Моделирующая функция метафоры в агитационно-политических текстах 90-х гг. ХХ века.: Дисс. канд. фил. наук. – УГПИ, 1997.

2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1999.


Макарова Д.В. (Саранск)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Похожие:

Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconОсновная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconПсихосоциальный аспект языковой личности
Известная модель языковой личности включает в себя вербально-семантический, лингвокогнитивный и мотивационный уровень. Данная статья...
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconМетафора как средство создания «картины мира», как средство воплощения «субъективного образа объективного мира»
Ого из аспектов проблемы взаимодействия языка и психологии его личностного восприятия и применения можно рассматривать метафору как...
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности icon"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы как средство повышения воспитанности школьников"
Направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование...
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconДоклад на тему: «Лингвострановедческое обучение английскому языку как фактор развития культурно-языковой личности»
«Лингвострановедческое обучение английскому языку как фактор развития культурно-языковой личности»
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconПрограмма элективного курса «Комплексный анализ текста»
Такую целенаправленную работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рас­сматриваться как «измеритель» языковой...
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconИ. О. Онал Новосибирский государственный технический университет, Россия
Языковой портфель как средство мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconКритическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической
Астахова Л. В., Харлампьева Т. В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности:...
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconМ. К. Тимофеева Институт математики со ран
Однако в силу естественности данной когнитивной способности для мышления человека, она долгое время не была объектом лингвистического...
Создание текста как средство гедонистической интроспекции языковой личности iconСайт образовательного учреждения как средство формирования медиакомпетентности личности

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница