Скачать 0.73 Mb.
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки _________230700.62 Прикладная информатика____________ (указывается код и наименование направления подготовки) Профиль подготовки _________Прикладная информатика в экономике ___________ (указывается наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения ___________очная__________ (очная, очно-заочная и др.) Версия 01 Новокузнецк, 2010 СОДЕРЖАНИЕ
Основная образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии организации и реализации образовательного процесса подготовки бакалавра по направлению и профилю, а также систему оценки качества подготовки выпускника. 2. Нормативное обеспечение
3. Термины и сокращения Термины: Основная образовательная программа вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющий цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области Модуль - часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования. Образовательные технологии - совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических, материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования. Сокращения: ВПО – высшее профессиональное образование; Вуз – высшее учебное заведение; ООП – основная образовательная программа; ПрООП – примерная основная образовательная программа; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; НИР – научно-исследовательская работа; НИРС – научно-исследовательская работа студента; КемГУ – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»; НФИ КемГУ - Новокузнецкий филиал-институт Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»; СМК – система менеджмента качества. 4. Общие положения 4.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра, реализуемая вузом по направлению подготовки 230700.62 и профилю подготовки Прикладная информатика в экономике представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки, а также с учетом рекомендованной ПрООП. ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. ООП ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы в рамках, допустимых ФГОС ВПО. Целью данной ООП является подготовка бакалавров по направлению 230700.62 и профилю подготовки «Прикладная информатика в экономике», компетентного в решении практических задач в области информатизации прикладных процессов на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Ожидаемые результаты: бакалавр, получивший подготовку по данной ООП будет конкурентоспособен на рынке труда. Профиль ООП – совокупность основных типичных черт профессии (направления подготовки, специальности, специализации), определяющих конкретную направленность образовательной программы. 4.2. Нормативные документы для разработки ООПНормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:
4.3. Общая характеристика вузовской ООП по направлению 230700.62 и профилю Прикладная информатикаООП ориентирована на реализацию следующих принципов: - приоритет практикоориентированных знаний специалиста; - ориентацию на развитие местного регионального сообщества; - формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях; - формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере. Цель ООП Целью ООП является подготовка бакалавра по направлению 230700.62 Прикладная информатика. ООП направлена на формирование личностных качеств выпускника, а также общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, связанную с анализом, моделированием, разработкой, реализацией и внедрением информационных процессов и технологий в рамках информационных систем. Профилем подготовки является Прикладная информатика в экономике. Указанный профиль является частью направления подготовки 230700.62 Прикладная информатика и направлен на получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области экономических информационных систем (ЭИС). Выбор указанного профиля объясняется спецификой современного состояния и перспективами развития города Новокузнецка и региона (Юга Кузбасса), а именно: наличием крупных предприятий черной и цветной металлургии, угледобывающей промышленности, предприятий машиностроения; многочисленными коммерческими структурами, занятыми их обслуживанием; технологически развитой инфраструктурой (энергоснабжение, водоотведение и водоподготовка, переработка отходов), которые используют в управлении производственными процессами информационные системы. В условиях стабильно развивающегося производства товаров и услуг, профессионально выполненные проектные разработки ЭИС обеспечивают ощутимый экономический и социальный эффект, постоянный интерес руководства предприятий и организаций, а специалисты по ЭИС находят устойчивый спрос, как в области промышленного производства, так и в коммерческих, банковских, научных и других организациях. Срок освоения ООПНормативный срок освоения ООП по направлению подготовки 230700.62 Прикладная информатика и профилю подготовки Прикладная информатика в экономике при очной форме обучения составляет 4 года. Трудоемкость ООП Трудоемкость освоения студентом ООП при очной форме обучения составляет 208 недель, 240 зачетных единиц. Из них: - теоретическое обучение – 137 недель / 192 зачетных единицы; - экзаменационные сессии – 15 недель / 22 зачетных единиц; - практики: учебная - 4 недели / 6 зачетных единиц; производственная – 5 недель / 7,5 зачетных единиц; - итоговая государственная аттестация, которая включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – 8 недель / 12 зачетных единиц; Каникулы составляют 39 недель и не включаются в число зачетных единиц. Особенности ООП Содержательной особенностью и преимуществом ООП является двунаправленность (или иначе наличие двух составляющих) профиля подготовки. Это означает, что бакалавр, получивший фундаментальные знания в области информационных технологий, компьютерных дисциплин и информатики в самом широком смысле, с одной стороны, и профессиональные знания в области экономики - с другой, может работать как в каждой из этих областей, так и на их на стыке. Такое преимущество достигается сбалансированностью информационных и экономических дисциплин, модулей и практик ООП, формирующих компетенции выпускника, которые позволяют ему системно подходить к моделированию, проектированию, разработке и внедрению информационных процессов и технологий для решения практических задач в области экономики. А именно это и требуется в условиях современных предприятий, в бизнесе. Особенностью и одновременно другим конкурентным преимуществом данной ООП является практическая ориентированность всего учебного процесса, особенно практик, НИРС и завершающей обучение выпускной квалификационной работы (ВКР). В их тематике и направлениях отражены региональная специфика и актуальные для региона задачи, потребности крупных промышленных предприятий, малого и среднего бизнеса в современных информационных технологиях и предметно-ориентированных информационных системах. Это значит, что практики, НИРС и ВКР – это не «исследования ради исследований», а аналоги реальных проектов, которые выпускникам предстоит разрабатывать и внедрять на рабочих местах. При разработке ООП учтены требования регионального рынка труда: предприятий малого и среднего бизнеса (маркетинговых агентств, Web-студий, рекламных агентств, сервисных центров, торговых сетей и т.д.), а также крупных промышленных предприятий (предприятий горно-металлургической, угледобывающей, пищевой, обрабатывающей промышленности). Компетенции, приобретаемые выпускниками, сформулированы также с учетом требований международных профессиональных сообществ, аккредитационных агентств. ООП разработана на основе принципов Болонского соглашения и предусматривает реализацию системы зачетных единиц (ECTS) для признания учебных достижений студентов. По завершению образовательной программы выпускникам выдается диплом государственного образца. Интеграция НИРС и образовательного процесса осуществляется в рамках направлений, реализуемых кафедрой: «Экономико-математическое моделирование информационных процессов», «Проектирование и разработка программных продуктов для решения прикладных задач», происходит посредством лекций, лабораторных работ, индивидуальной работы со студентами в рамках временных творческих коллективов, подготовки и участия студентов в конференциях различного уровня, выполнение хоздоговорных работ. Практические навыки студенты приобретают в ходе прохождения учебной и производственной практик, которые проводятся в сторонних организациях. Кафедра сотрудничает с предприятиями и организациями: - Негосударственное образовательное учреждение «Региональный центр подготовки персонала «Евраз - Сибирь» (Открытое акционерное общество «Западно-Сибирский металлургический комбинат», Открытое акционерное общество «Новокузнецкий металлургический комбинат»), г. Новокузнецк; - Закрытое акционерное общество «Водоканал», г. Новокузнецк; - Открытое акционерное общество «Новокузнецкий завод ремонта металлоконструкций им. Н.Е. Крюкова», г. Новокузнецк; - Открытое акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы», г. Новокузнецк; - Открытое акционерное общество «Органика», г. Новокузнецк; - Открытое акционерное общество Акционерный банк «Кузнецкбизнесбанк», г. Новокузнецк; - Акционерный коммерческий банк «Новокузнецкий муниципальный банк ОАО», г. Новокузнецк; - Общество с ограниченной ответственностью «Дружественные информационные технологии», г. Новокузнецк; - Закрытое акционерное общество «Ирбис», г. Новокузнецк; - Администрация г. Новокузнецка и ее структурные подразделения, районные администрации; - Web-студия «Аксиома». В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: выполнение сквозных проектов; курсовых работ по реальной тематике; изучение в дисциплинах вариативной части учебного плана последних достижений в области информационных технологий; применение информационных технологий в учебном процессе (организация свободного доступа к ресурсам Интернет, предоставление учебных материалов в электронном виде, использование мультимедийных средств), тренинги и пр. Система промежуточной аттестации включает в себя балльно-рейтинговую систему оценки достижений обучающихся, применение тестовой формы контроля, коллоквиум, контрольные, семестровые работы. Итоговая аттестация по дисциплине включает в себя традиционные формы в виде письменного или устного экзамена или зачета, а также тестовые формы контроля. Итоговая государственная аттестация (ИГА) включает в себя подготовку и защиту ВКР. Внеучебная работа студентов организована в форме выполнения самостоятельных работ, подготовки рефератов, курсовых, контрольных работ, индивидуальных, в том числе творческих заданий. Востребованность выпускников Бакалавры по профилю подготовки Прикладная информатика в экономике востребованы на рынке труда Юга Кузбасса, в том числе заключены соглашения со следующими работодателями:
4.4. Требования к абитуриентуАбитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, начальном или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. 4.5. Возможности продолжения образования Бакалавр прикладной информатики имеет возможность продолжить обучение по магистерской программе в любом вузе Российской федерации по направлению «Прикладная информатика». В рамках КемГУ предоставляется возможность продолжить обучение по направлению 010400 «Прикладная математика и информатика» с присвоением степени «магистр». В рамках НФИ КемГУ бакалавры прикладной информатики имеют возможность получить дополнительное профессиональное образование по программе «Обеспечение экономической и информационной безопасности». 5. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению 230700.62 и профилю Прикладная информатика в экономике.5.1. Область профессиональной деятельности выпускникаВ соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика область профессиональной деятельности бакалавров включает: системный анализ прикладной области, формализация решения прикладных задач и процессов ИС; разработка требований к созданию и развитию ИС и ее компонентов; технико-экономическое обоснование проектных решений; разработка проектов автоматизации и информатизации прикладных процессов и создание ИС в прикладных областях; реализация проектных решений с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и технологий программирования; внедрение проектов автоматизации решения прикладных задач и создания ИС; управление проектами информатизации предприятий и организаций; обучение и консалтинг по автоматизации решения прикладных задач; сопровождение и эксплуатация ИС; обеспечение качества автоматизации и информатизации решения прикладных задач и создания ИС. Специфика профессиональной деятельности бакалавра по направлению 230700.62 с учетом профиля Прикладная информатика в экономике заключается в том, что он занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в области экономики, финансов и бухгалтерского учета, а также решением функциональных задач и управлением информационными, материальными и денежными потоками в конкретном секторе экономики с помощью информационных систем. Типы организаций, в которых выпускник может осуществлять свою профессиональную деятельность – муниципальные, государственные, негосударственные, международные организации различного назначения; органы управления, министерства и ведомства и подчиненных им организациях, в экономических, банковских, налоговых учреждениях, в учебных заведениях, на предприятиях различной организационно-правовой формы, в различных отраслях страны или региона. 5.2. Объекты профессиональной деятельности выпускникаОбъектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО 230700 Прикладная информатика являются: - данные, информация, знания; - прикладные и информационные процессы; - прикладные информационные системы. В соответствии с профилем подготовки Прикладная информатика в экономике объектами профессиональной деятельности можно считать профессионально-ориентированные информационные системы в области экономики, финансов, бухгалтерского учета, в том числе: информационные системы в административном управлении, информационные системы в банковском деле, информационные системы в страховом деле, информационные системы в налогообложении, информационные системы в бухгалтерском учете и аудите, информационные системы в антикризисном управлении, информационные системы в маркетинге и рекламе. 5.3. Виды профессиональной деятельности выпускникаВ соответствии с ФГОС ВПО 230700 Прикладная информатика основными видами профессиональной деятельности являются:- проектная;- производственно-технологическая;- организационно-управленческая; - аналитическая; - научно-исследовательская. 5.4. Задачи профессиональной деятельности выпускникаВ соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика должен решать следующие профессиональные задачи по видам профессиональной деятельности: проектная деятельность: проведение обследования прикладной области в соответствии с профилем подготовки; моделирование прикладных и информационных процессов; формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов; технико-экономическое обоснование проектных решений, составление технических заданий на автоматизацию и информатизацию решения прикладных задач, техническое проектирование ИС в соответствии со спецификой профиля подготовки; программирование, тестирование и документирование приложений; аттестация и верификация ИС; производственно-технологическая деятельность: автоматизированное решение прикладных задач операционного и аналитического характера; информационное обеспечение прикладных процессов; внедрение, адаптация, настройка и интеграция проектных решений по созданию ИС; сопровождение и эксплуатация ИС; организационно-управленческая деятельность: участие в организации и управлении информационными процессами, ресурсами, системами, сервисами; использование функциональных и технологических стандартов; обучение и консультирование пользователей в процессе эксплуатации ИС; участие в переговорах с заказчиком; презентация проектов; аналитическая деятельность: анализ прикладных процессов, разработка вариантов автоматизированного решения прикладных задач; анализ и выбор методов и средств автоматизации и информатизации прикладных процессов на основе современных информационно-коммуникационных технологий; оценка затрат и надежности проектных решений; научно-исследовательская деятельность: применение системного подхода к автоматизации и информатизации решения прикладных задач, к построению информационных систем на основе современных информационно-коммуникационных технологий; подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов, научных докладов, публикаций и библиографии по научно-исследовательской работе в области прикладной информатики. 6. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООПРезультаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Структура компетентностной модели выпускника В НФИ КемГУ в ООП по направлению 230700 Прикладная информатика принята следующая классификация компетенций, определяющая структуру модели выпускника:
Содержание общекультурных и профессиональных компетенций раскрыто в структуре «Знать. Уметь. Владеть» и представлено в Приложении 1 «Совокупный образовательный результат (компетенции) ООП подготовки бакалавра направления 230700.62 по профилю Прикладная информатика в экономике». В составе тридцати шести компетенций, регламентированных ФГОС ВПО по направлению 230700 Прикладная информатика, в ООП выделены десять компетенций, обеспечивающие профиль Прикладная информатика в экономике за счет структуры и содержания, соответствующих повышенному уровню. Перечень профилирующих компетенций с указанием дисциплин учебного плана, ответственных за их формирование, а также кафедр, за которыми эти дисциплины закреплены, приведен в Приложении 2 «Профилирующие компетенции». Формирование компетенций закреплено в ООП за отдельными дисциплинами, практиками, ИГА. Соответствие компетенций и формирующих их составных частей ООП представлено в Приложении 3 «Матрица компетенций ООП подготовки бакалавра направления 230700.62 и профилю Прикладная информатика в экономике». |
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриата) по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной... | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа, реализуемая филиалом по специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) |
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) |
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) 4 | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) |
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) |
![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) | ![]() | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа подготовки бакалавра (описание структуры, целей и задач образовательной программы) |