Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология»




Скачать 228.5 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология»
Дата30.08.2012
Размер228.5 Kb.
ТипПрограмма
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)

Институт филологии и журналистики

Кафедра стилистики русского языка и журналистики


(наименование учебного структурного подразделения)





Программа

вступительных испытаний

для лиц, поступающих на направление подготовки

031000.68 «Филология»,

магистерская программа

«Русский язык как иностранный»

__________________________________________________________________

(наименование магистерской программы)


имеющих непрофильное (нефилологическое) образование


Абакан 2012

ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ НЕПРОФИЛЬНОЕ (НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Лица, имеющие степень бакалавра по нефилологической специальности, при поступлении в магистратуру на программу «Русский язык как иностранный», сдают два вступительных экзамена по русскому языку, оба в форме теста.

В соответствии с «Правилами приёма в магистратуру ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в 2010 году первый экзамен – это междисциплинарный экзамен «по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению. …

Междисциплинарный экзамен оценивается по системе «зачтено /не зачтено». При получении на междисциплинарном экзамене оценки «зачтено» поступающий допускается к сдаче вступительного испытания по профилю магистерской программы» (п.16).

Тест для лиц, имеющих непрофильное образование, включает в себя 30 заданий. Максимальное количество баллов – 100. С 1 по10 задания оцениваются в 3 балла каждое (в итоге – 30 баллов), с 11 по 14 задания оцениваются 2,5 баллов каждое (в итоге – 10 баллов), с 15 по 30 задания оцениваются в 4 балла каждое (в итоге – 60 баллов). Проходной балл, позволяющий оценить работу на «зачтено» – 50 баллов.

Междисциплинарный экзамен и экзамен по профилю магистерской программы оба имеют характер теста. Тесты включают вопросы на проверку фоновых и остаточных знаний по основным разделам русского языка.

Содержательная составляющая тестов включает в себя вопросы, которые регламентируют практический выбор правильного произношения и написания и ориентированы на знание практической орфоэпии и акцентологии, пунктуации и орфографии, лексики и фразеологии, грамматики, стилистики, культуры речи (в нормативном и коммуникативном аспектах) и культуры общения.

Задания по названным разделам современного русского литературного языка, представленные в тестовой форме, предполагают выбор либо правильного (нормативного) варианта, либо, напротив, – ненормативного (неправильного, ошибочного). Таким образом, все задания соотнесены с культурой речи и культурой общения, что обусловлено требованиями коммуникативно-деятельностной парадигмы изучения языка и обучения языку.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ НЕПРОФИЛЬНОЕ (НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


1. Перечень дидактических единиц ГОС ВПО по дисциплине ДПП.01 Современный русский язык, направление 031000.62 Филология профиль Русский язык и литература

Фонетика. Согласные и гласные звуки. Слогораздел и типы слогов. Орфоэпия, ударение. Фонологическая система русского языка. Графика и орфография.

Морфемика и словообразование. Морфема. Аффикс. Основа слова. Исторические процессы в структуре слова. Словообразование. Способ словообразования. Морфемное словообразование. Неморфемное словообразование. Словообразовательная модель. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная мотивация.

Лексикология. Фразеология. Лексикография. Слово. Лексическое значение. Парадигматические отношения в лексике. Омонимы. Синонимы. Антонимы, паронимы. Классификация лексики. Исконно русские слова. Заимствованная лексика. Устаревшая лексика. Неологизмы. Общенародная лексика. Диалектная лексика. Терминологическая лексика. Профессиональная лексика. Жаргонная и арготическая лексика. Фразеологический оборот. Словари.

Морфология. Морфология как грамматическое учение о слове. Понятие парадигмы. Типы морфологических категорий. Понятие функционально-семантической категории и функционально-семантического поля. Части речи и принципы их классификации. Явление переходности в системе частей речи. Характеристика знаменательных и служебных частей речи.

Синтаксис. Основные тенденции в развитии синтаксической теории русского языка на современном уровне. Структурно-семантический синтаксис и его основные единицы. Словосочетание и предложение как основные единицы конструктивного синтаксиса. Предложение и его признаки. Понятие структурной схемы предложения. Учение о членах предложения. Парадигматический подход к предложению в современной синтаксической науке. Семантическая структура предложения. Общая типология простого предложения.-высказывания. Категории коммуникативного синтаксиса. Осложнённое предложение как специфическая категория синтаксической системы. Сложное предложение: типология, спорные вопросы его классификации. Способы передачи чужой речи. Сложное синтаксическое целое. Специфика синтаксиса разговорной речи.


ПРОГРАММА ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРОФИЛЬНОЕ (ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ


Орфоэпия и акцентология

Орфоэпические (произносительные) нормы и орфоэпические (произносительные) ошибки. Правила произношения гласных в безударных слогах. Разграничение в произношении звуков [о] и [э] в ударных слогах после мягких согласных и шипящих (типа афера, ксёндз). Правила произношения сочетаний гласных. Правила произношения гласных в иноязычных словах (типа сомбреро, адажио). Правила произношения согласных звуков и их сочетаний. Произношение сочетаний согласных с шипящими в них (типа объездчик, визжать, возчик). Правила произношения буквосочетаний чт, чн. Правила произношения согласных в иноязычных словах перед звуком [э] (на письме «е»; случаи типа свитер, термос, тенденция). Единичные правила произношения согласных (типа Бо[х], помо[ш]ник и др.). Произношение имён собственных (фамилий, имён, отчеств, названий людей по месту по месту их жительства.

Орфоэпические словари русского языка.

Акцентологические нормы (нормы расстановки ударения в словах русского языка) и акцентологические ошибки. Разноместность (незакреплённость ударения за определённым слогом) и подвижность (перемещение ударения с одного слога на другой при словоизменении и формообразовании) как основные свойства русского ударения. Смыслоразличительная роль русского ударения (зáмок – замóк; нарéзать – нарезáть). Ударение в именах существительных. Ударение в именах прилагательных. Ударение в глаголах и причастиях. Ударения в устойчивых выражениях (типа не ровён час, вот и вся недолгá и под.).

Словари ударений русского языка.

Орфография

Правописание гласных корня. Безударные гласные корня: проверяемые и непроверяемые, чередующиеся; группы корней с чередующимися гласными. Гласные после шипящих и Ц. гласные О,Е и Ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи; другие гласные после шипящих; гласные О и Е после Ц, буквы И и Ы после Ц в корне, суффиксах и окончаниях. Гласные в приставках и суффиксах. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; О - А в приставках РАЗ-(РАС-) - РОЗ-(РОС-); неизменяемые гласные в других приставках. Безударные гласные в суффиксах существительных. Безударные гласные в суффиксах прилагательных. Гласные на конце наречий. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Гласные перед суффиксами причастий прошедшего времени. Гласные перед -НН-(-Н-) в страдательных причастиях. Безударные гласные в суффиксах глаголов неопределенной формы и прошедшего времени перед суффиксом -Л-. Суффиксы -ОВА-(-ЕВА-) и -ИВА-(-ЫВА-) в глаголах. Правописание И и Ы после приставок в начале корня и других приставок. Гласные в окончаниях. Правописание безударных падежных окончаний существительных: Е и И в единственном числе существительных 1,2,3 склонений; окончания Р., Д. и П. падежей единственного числа существительных на -ИЕ, -ИЯ, -ИЙ; падежные окончания разносклоняемых существительных. Правописание безударных окончаний прилагательных, причастий, порядковых числительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Личные окончания разноспрягаемых глаголов. Различение форм настоящего(будущего простого) времени изъявительного наклонения и форм повелительного наклонения. Правописание НЕ и НИ. Слитное и раздельное написание НЕ со словами всех частей речи. Различение НЕ и НИ в отрицательных наречиях. Разграничение НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях. Другие случаи различения безударных НЕ и НИ. Употребление Ъ и Ь. Разграничение на письме Ъ и Ь. Мягкий знак после шипящих на конце слов разных частей речи. Употребление Ь в глагольных формах. Удвоенные, двойные и одинарные (не двойные) согласные. Двойные и одинарные согласные (кроме Н и НН) в словах. Удвоенные согласные на стыке частей слова (приставки и корня, корня и суффикса). Н и НН в именах существительных. Н и НН в полных и кратких причастиях. Н и НН в прилагательных именного и глагольного происхождения. Н и НН в полных и кратких прилагательных. Н и НН в наречиях на -О, -Е. Слитное, раздельное и дефисное написания слов и сочетаний слов. Правописание сложных существительных. Правописание сложносокращенных существительных. Правописание сложных прилагательных. Дефисное написание наречий. Слитное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний. Дефисное написание предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний. Слитное и раздельное написание союзов. Разграничение производных предлогов и союзов и омонимичных им сочетаний слов (типа в течение и в течении; чтобы и что бы и др.) Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-. Дефисное и раздельное написание частиц со словами других частей речи. Прописные и строчные буквы. Прописные и строчные буквы в именах собственных и нарицательных. Употребление прописных букв в тематических группах имен собственных. Прописные и строчные буквы в тексте. Прописные и строчные буквы в сложносокращенных словах и аббревиатурах. Употребление прописной и строчной буквы в предложениях с чужой речью.

Орфографические словари русского языка.

Пунктуация

Пунктуация в простом предложении. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (далее ОЧП): пунктуация при ОЧП, не соединенных союзами; пунктуация при ОЧП, связанных неповторяющимися союзами; пунктуация при ОЧП, соединенных повторяющимися союзами; пунктуация при ОЧП, связанных парными (двойными) союзами; пунктуация при ОЧП с обобщающими словами. Однородные и неоднородные определения. Повторяющиеся слова и пунктуация при них. Пунктуация в предложениях с обособленными членами: обособленные согласованные и несогласованные определения; пунктуация при приложениях; обособленные обстоятельства; обособленные дополнения. Знаки препинания при оборотах с уточняющим и пояснительным значением. Пунктуация в сравнительных конструкциях. Пунктуация при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Пунктуация при вводных словах и словосочетаниях. Пунктуация при вводных и вставных предложениях. Знаки препинания в предложениях с обращениями, междометиями, словами ДА и НЕТ. Пунктуация в сложном предложении. Запятая, точка с запятой и тире в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении: пунктуация в СПП с несколькими придаточными; пунктуация в СПП с однородным подчинением придаточных; запятая в СПП на стыке двух союзов; тире и двоеточие в СПП; сочетание запятой и тире в СПП. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении (БСП): запятая и точка с запятой в БСП; двоеточие в БСП; тире в БСП. Пунктуация при передаче чужой речи. Знаки препинания при прямой речи: прямая речь после слов автора; прямая речь перед словами автора; авторские слова внутри прямой речи; прямая речь внутри авторских слов. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах: кавычки при цитировании; многоточие при цитатах; пунктуация при ссылке на автора и на источник цитаты; особенности цитирования стихотворного текста. Другие случаи пунктуации. Знаки препинания при союзе И. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах.

Лексика и фразеология

Лексические значения слов: прямые и переносные. Слова однозначные и многозначные. Лексические группировки: синонимы, антонимы, омонимы, полисеманты (многозначные слова), паронимы, парономазы, родовидовые понятия, отвлечённые и конкретные понятия. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика (диалектизмы; профессионализмы – специальные слова; термины). Группы слов по происхождению (исконно русские и заимствованные слова). Архаизмы (устаревшие слова) и неологизмы (новые слова). Типы лексических словарей русского языка.

Фразеологизмы (устойчивые обороты языка). Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-омонимы, фразеологизмы-полисеманты и их употребление в речи. Особенности фразеологизмов как единиц языка: образность значений, устойчивость структуры, состава элементов и грамматической формы. Фразеологические словари русского языка.

Грамматика (морфология)

Имя существительное. Трудные случаи склонения имён существительных. Склонение собственных имён заимствованных (иноязычных личных имён и фамилий, географических объектов и др.). Определение рода имён существительных: а) оканчивающихся на мягкие согласные (типа рояль, вуаль, лебедь и под.); б) оканчивающихся на шипящие (типа ветошь, камыш, товарищ, молодёжь и под.). Определение рода заимствованных существительных: а) несклоняемых личных имён и фамилий; б) несклоняемых географических наименований; в) несклоняемых названий животных; г) несклоняемых нарицательных существительных. Определение рода инициальных (буквенных и звуковых) аббревиатур.

Имя прилагательное. Трудные случаи образования кратких форм качественных прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных и способы их образования. Особенности использования полных и кратких прилагательных в речи. Правила употребления форм степеней сравнения качественных прилагательных в речи.

Имя числительное. Склонение количественных числительных, обозначающих целые и дробные числа. Склонение сложных и составных количественных числительных. Склонение порядковых числительных. Склонение собирательных числительных. Особенности сочетания собирательных числительных с существительными.

Местоимение. Особенности склонения местоимений разных разрядов. Правила употребления возвратного и притяжательных местоимений в речи. Употребление начальной «н» в личных местоимения после разных групп предлогов (типа около них и благодаря им).

Глагол. Образование и правила употребления личных форм глаголов. Образование и правила употребления форм прошедшего времени глаголов. Образование и правила употребления форм повелительного наклонения глаголов. Образование и правила употребления возвратных форм глаголов.

Причастие. Образование и правила употребления действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Образование и правила употребления возвратных форм причастий.

Деепричастия. Образование и правила употребления деепричастий настоящего и прошедшего времени. времени. Образование и правила употребления возвратных форм деепричастий.

Предлоги. Правила употребления простых и производных предлогов. Трудные случаи употребления производных предлогов (типа вопреки, согласно, благодаря и под.).

Грамматика (синтаксис)

Словосочетание. Словосочетание и его типы (простые и сложные; глагольные, именные и наречные). Виды синтаксической связи слов в словосочетании и предложении (сочинение и подчинение). Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Правила употребления словосочетаний разных видов.

Простое предложение. Правила согласования форм главных членов предложения. Трудные случаи употребления форм сказуемых в простом предложении. Правила употребления причастных оборотов («разрыв» причастного оборота как синтаксическая ошибка). Правила употребления одиночного деепричастия и деепричастного оборота в функции обстоятельства. «Свободное» деепричастие и «свободный» деепричастный оборот как синтаксические ошибки. Прямой и обратный порядок слов в предложениях: норма и нарушение. Правила употребления двойных сопоставительных союзов при однородных членах предложения (типа не только…, но и…; не столько…, сколько… и под.).

Сложное предложение. Тиры смысловых отношений в сложносочинённом предложении и правила их употребления. Порядок следования частей сложноподчинённого предложения: свободный и ограниченный (единственный). Нарушение синтаксических норм (синтаксическая контаминация, смещение синтаксической конструкции, синтаксический плеоназм и некоторые др.).

Прямая и косвенная речь. Прямая и косвенная речь как основные способы передачи чужой речи. Критерии разграничения прямой и косвенной речи. Несобственно-прямая речь как особый приём передачи чужой речи. Правила употребления личных и притяжательных местоимений в предложениях с прямой и косвенной речью.

Стилистика

Стили русского литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Основные стилевые черты функциональных стилей (сфера речевого общения, в которой они преимущественно используются; цели применения функционального стиля; жанры (типы речевых произведений) функциональных стилей). Основные языковые особенности функциональных стилей.

Культура речи

Нормативный аспект. Норма литературного языка. Типы языковых норм: орфоэпические, акцентологические, орфографические, пунктуационные, лексические, фразеологические, деривационные (словообразовательные), грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические.

Коммуникативный аспект. Коммуникативные нормы. Коммуникативные качества речи: правильность, богатство, точность, ясность, логичность, выразительность уместность, чистота. Антикачества речи как коммуникативные сбои речевого общения.

Культура общения. Правила речевого этикета. Этикетные формулы вежливости. Этико-речевые нормы.

Литература для подготовки

Основная

1. Антонов, В. П. Речеведение: Русский язык и культура речи [Текст]: курс лекций / В. П. Антонов, И. В. Пекарская. Ч.1, 2. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2005. – 165 с., 168 с.

2. Баранов, М. Т. Русский язык. Справочные материалы [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Прсвещение, 1989. – 288 с.

3. Бельчиков, Ю. А. Стилистика и культура речи [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Бельчиков. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 269 с.

4. Греков, В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах [Текст] / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 46-е изд.. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.

5. Культура русской речи [Текст]: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с.

6. Мурашов, А. А. Культура речи [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 576 с.

7. Мурашов, А. А. Риторика. Теория и практика [Текст]: учебное пособие / А. А. Мурашов. – М.: Изд-во Моск. псих.-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. – 528 с.

8. Норман, Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с.

9. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – М..: Изд-во РАГС, 2005. – 584 с.


Дополнительная

1. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика: учебное пособие [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова.– Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 1995. – 576 с.

2. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г.Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. – 554 с.

3. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст]: учебное пособие / Б. Н. Головин. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1988.

4. Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка [Текст]: пос. для учителей / К. С. Горбачевич. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

5. Ипполитова, Н. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева, М. Р. Саввова; Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 440 с.

6. Солганик, Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие / Г. Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 1997. – 256 с.

Лингвистические словари

1. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц [Текст] / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. Под ред. Д. Э. Розенталя. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985.

2. Лексические трудности русского языка: Ок. 13 000 слов [Текст]: словарь-справочник / А. А. Семенюк (руководитель автор. Коллектива), И. А. Городецкая, М. А. Матюшина и др. – М.: Русский язык, 1994. – 586 с. – (Малая б-ка словарей рус. яз.).

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азъ Ltd., 1992. – 960 с.

4. Орфографический словарь русского языка: 110 000 слов [Текст] / Под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро. – М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. – 1263 с.

5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы: Ок. 65 000 слов [Текст] / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова; АН СССР. Ин-т рус. яз. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1989. – 688 с.

6. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов [Текст] / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985. – 704 с.

7. Словарь иностранных слов [Текст]. – 13-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 608 с.

8. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4 000 словарных статей [Текст] / Л. А. Войнова [и др.]; Под ред. А. И. Молоткова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 543 с.


Примерный вариант тестового задания:

Вариант 1

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

а) досуг, в) созыв,

б) гербовый, г) поняв.

2. В каком примере на месте выделенной буквы произносится звук [о]?

а) опека, в) афера,

б) акушер, г) гример.

3. Какие словари дают справку о нормативном произношении?

а) орфографические, в) энциклопедические,

б) орфоэпические, г) толковые.

4. В каком ряде слов на месте всех пропусков пишутся НН?

а) ружье заряжс.о, утончс.ое лицо;

б) прямая мощс.ая дорога, ветре..ый день;

в) глиня..ый горшок, рассказывал увлече..о;

г) бронирова..ый автомобиль, еще не паха..ые поля.

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

а) пр..байкальский, раздел..т, о дич.., сем..чки;

б) осуд..м, пресытиться, о затмени.., изюм..нка;

в) увид..л, предчувствие, о ворчунь.., Сон..чка;

г) изым..т, привередливый, на лезви.., пугов..чка.

6. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду:

а) отнюдь (не)очевидный, никем (не)почитаемый;

б) постоянно (не)досыпать, совершенно (не)внимательный;

в) думал (не)безосновательно, вовсе (не)устойчивый;

г) (не)доверчивый, а настороженный; (не)уловимое обаяние.

7. В каком предложении НЕ НУЖНЫ запятые (знаки препинания не расставлены)?

а) В одной из сказок Андерсена засохший розовый куст покрывается среди жестокой
зимы душистыми цветами;

б) Писатель увидел привычный мир глазами путешественника который впервые
очутился в неведомых странах;

в) Зной полный тяжелого смолистого аромата неподвижно стоял под кронами сосен;

г) Очнувшись и открыв глаза я увидел себя в тихом и светлом царстве ночи.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки
препинания не расставлены).

а) В песне русский человек и исповедуется о своей судьбе и грустит и радуется;

б) Картины Шишкина известны как в нашей стране так и за рубежом;

в) На фоне темной зелени деревьев и кустарников резко выделялись красноватые
башенки и беседки;

г) В поэзии самые обычные слова как правило начинают сверкать звенеть и
благоухать.

9. Двоеточие на месте пропуска НЕ СТАВИТСЯ в следующем предложении:

а) Она зажмурилась от яркого дневного солнца и рассмеялась от удовольствия _ день
был изумительно хорош!

б) Авраам Линкольн утверждал _ «Книги напоминают человеку, что его
оригинальные мысли не так уж новы».

в) В кабинете отца находилась только необходимая мебель _ черные кожаные
кресла, такой же диван, книжные шкафы и большой письменный стол.

г) Пощадишь врага _ погубишь и общее дело, и себя.

10. Определите значение слова, выбрав правильный ответ.
Электорат - это

а) механизм, в) инструмент,

б) избиратели, г) деталь машины.

11. В каком примере фразеологизм употреблен без знания его значения?

а) Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока;

б) Старушка, видимо, устала, она шла все медленнее, на одном дыхании;

в) Валентина ценила своего старшего диспетчера на вес золота;

г) А он сидит себе дома и в ус не дует.

12. В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ (одевать) нужно употребить
НАДЕТЬ (надевать)?

а) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль;

б) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал;

в) Наша текстильная фабрика одевала всю область;

г) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.

13. Отметьте предложение, в котором НЕ НАРУШЕНЫ правила согласования
или управления:

а) Ни для кого не секрет о том, что наша экономика «хромает» на обе ноги;

б) Я с группой таких же упрямых молодых людей продолжили исследования;

в) Всё студенчество охотно принимают участие в праздновании юбилея дня Святого
Валентина;

г) Дипломы об окончании техникума были выданы двумстам девяноста четырем
выпускникам.

14. Отметьте предложение, в котором неверно образована грамматическая форма
одного из слов:

а) По прогнозам синоптиков, погода в феврале ожидается менее холодной, чем в
январе;

б) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города;

в) Древнейшие захоронения были обнаружены археологами недалеко от нашей
деревни;

г) Из трех килограммов помидоров более полутора оказались подпорченными.

15. Речевые ошибки допущены в предложении:

а) Путь писателя усеян не только лавровыми венками, а также и терниями.

б) Не стремлюсь быть лучше и оригинальнее друзей, хочу остаться самим собой.

в) «Аргументы и факты» в субботнем номере поместили заметку о готовящихся
изменениях в правительстве.

г) Постановка знака препинания может обусловливаться не одной, а несколькими
причинами.

16. Речевая ошибка - это

а) выбор одного из вариантов языковой единицы в качестве предпочтительного и
рекомендуемого;

б) принятое в данной ситуации общения как допустимое к употреблению средство
языка или его вариант;

в) отклонение от нормы литературного языка, характеризующее незнание или слабое
знание нормативной системы языка или отдельных ее участков;

г) употребление языковых средств, нарушающих нормы речевого этикета.

17. Какие коммуникативные качества речи нарушены в предложении
«Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья»?

а) правильность и чистота речи, в) правильность и точность речи,

б) правильность и ясность речи, г) правильность и уместность речи.

18. Какое коммуникативное качестве НЕ НАРУШЕНО в следующем
предложении: «Я типа сегодня буду на занятиях: мне нужно как бы получить допуск
к сессии»!

а) эстетичность речи, в) чистота речи,

б) ясность речи, г) богатство речи.

  1. Сущность какого понятия раскрывает следующее определение: «... – это такое коммуникативное качество, владение которым обеспечивает соответствие нашей речи нормам русского литературного языка»?

а) точность речи, в) правильность речи,

б) богатство речи, г) ясность речи.

  1. Специфическими чертами какого функционального стиля являются точность формулировок, однозначность употребления специальной лексики, повторяемость одних и тех же средств языка, использование определенного шаблона, речевых клише, языковых стандартов?

а) художественного, в) официально-делового,

б) разговорного, г) публицистического.

  1. В каком ряду правильно указано соотношение стилей речи, в которых допускается использование эмоционально-экспрессивной лексики?

а) официально-деловой, публицистический;

б) художественный, научный;

в) разговорный, художественный;

г) научный, публицистический.

  1. Определите стиль приведенного ниже текста:

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.

а) научный, в) публицистический,

б) официально-деловой, г) разговорный.

  1. Какой жанр какого стиля представляет следующий текст по его началу:

Дорогая мамулечка! Спешу сообщить тебе, что я жив-здоров, чего и тебе желаю! Вчера успешно сдал последний экзамен и скоро явлюсь пред твои светлы очи!

а) деловое письмо, официально-деловой стиль;

б) частное неофициальное письмо, разговорный стиль;

в) деловое письмо, научный стиль;

г) частное неофициальное письмо, художественный стиль.

  1. Какой из перечисленных жанров относится к публицистическому?

а) приказ, в) повесть,

б) реферат, г) репортаж.

  1. К какому типу документов относится ПОСТАНОВЛЕНИЕ?

а) к личным, в) к распорядительным,

б) к административно-организационным, г) к информационно-справочным.

  1. Устной формой какого функционального стиля является судебное красноречие?

а) художественного, в) научного,

б) разговорного, г) официально-делового.

  1. Постановка каких вопросов считается некорректной в публичной дискуссии?

а) вопросов, направленных на выяснение истинности или ложности суждения;

б) вопросов, в основе которых лежат ложные или неопределенные суждения;

в) вопросов, раскрывающих актуальность обсуждаемого предмета речи;

г) вопросов, связанных с выяснением новых знаний относительно предмета речи.

  1. Какая задача НЕ РЕШАЕТСЯ в заключительной части речи?

а) доказать правильность выдвинутых положений,

б) суммировать сказанное,

в) подчеркнуть значение сказанного,

г) сделать выводы.

  1. Как вести себя в начале делового телефонного разговора, если его инициатором являетесь НЕ вы?

а) немедленно снять трубку и поинтересоваться, кто звонит;

б) убедиться в том, что звонок предназначен именно вам, снять трубку и подождать представления собеседника и изложения им сути дела;

в) снять трубку после 2-3 звонка, назвать организацию, в которой вы работаете, представиться собеседнику;

г) снять трубку и молча выслушать собеседника.

  1. К формам проявления речевого этикета в деловом общении НЕ ОТНОСИТСЯ:

а) грамотная речь, в) формулы прощания,

б) обращение к адресату, г) состояние здоровья собеседника.


Инструкция по тестированию

Тест оценивается по стобальной системе. Оценка «зачтено» ставится абитуриентам, набравшим не менее 30 баллов, которые допускаются к участию в конкурсе. Одно тестовое задание оценивается в 3,3 балла.


Программа утверждена на заседании

Ученого совета Института филологии

15.04.2010 г. (протокол № 7)


Председатель Ученого Совета И.И. Кремих

Похожие:

Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология»
«Русский язык как иностранный», сдают один вступительный экзамен (письменный) – «Русский язык – тестирование» (в соответствие с «Правилами...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 110400. 68 Агрономия Магистерская программа «Растениеводство»
Целью вступительных испытаний является установление уровня и качества подготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 110400. 68 Агрономия: Магистерская программа «Растениеводство»
Целью вступительных испытаний является установление уровня и качества подготовки лиц, имеющих высшее профессиональное образование...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Педагогика
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 032700. 68. Филология. Магистерская программа: «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика»
Филология. Магистерская программа «Общее языкознание, социолингвистика и психолингвистика» вступительное испытание проводится по...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, имеющих профильное высшее профессиональное...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 030600 «История»
Проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, имеющих профильное высшее историческое...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Цели вступительного испытания – проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, имеющих...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Цели вступительного испытания – проверка уровня знаний и сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у лиц, не...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 031000. 68 «Филология» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница