Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных




PDF просмотр
НазваниеСтановления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных
Дата03.10.2012
Размер52.8 Kb.
ТипДокументы

  

Этнология и социальная антропология как наука. Предмет, цели и задачи.   
Появление  терминов  «этнография»,  «этнология»  и  «антропология»,  закрепивших  пред-
ставления о необходимости самостоятельной науки о народах. Особенности содержательного и 
методического использования  терминов в различных научных традициях. Формирование и рас-
ширение предметного поля этнологии, современные подходы к определению ее  ключевых ис-
следовательских проблем. Эволюция представлений об объект исследования в этнологии.  
Научное,  гуманитарное  и  практическое  значение  этнологии  и  антропологии  в  современ-
ных условиях. 
Становления  антропологического  подхода  к  осмыслению  социальных  и  культурных 
различий  народов. 
 Первые  попытки  осмысления  культурных  различий  в  античную  эпоху:  Геродот,  Гиппо-
крат  и  другие  представители  античной  науки.  Антропоцентризм  возрождения.  Становление 
научного  метода  в  новое  время.  Осмысление  социальной  жизни  человека  и  общества  в  эпоху 
просвещения:  «дух  народа»,  теория  благородного  дикаря.  Формирование  представлений  об ан-
тропологии как мета-науки о человеке и обществе. Джеймс Фрезер и появление новой науки о 
социальных закономерностях  культурных отличий – «социальной антропологии». 
Этнология и социальная антропология в системе научного знания. Исторические свя-
зи этнологии  с науками естественного, гуманитарного и обществоведческого циклов. Появление 
особой  формы  осмысления  окружающего  пространства  в  античную  эпоху  в  виде  «страноведе-
ния» и последующее становление самостоятельной методологии в этнологии и географии. Есте-
ственно-научная революция 19 в. и поиски биологических основ социо-культурной жизни: этно-
логия  и  физическая  антропология.  Природные  закономерности  функционирования  социо-
культурных  систем  –  синтез  экологического  и  этнокультурного  подходов  в  рамках  междисци-
плинарного направления – этноэкология. Этнология и история: общее и отличное в источнико-
вой базе и задачах исследования. Этнопсихология  и этносоциология: междисциплинарное зна-
ние в научном дискурсе 20-го века. Этнокультурная обусловленность демографических процес-
сов. Лингвистика и фольклористика в «традиционном» этнографическом исследовании. 
Основные категории и понятия этнологии и социальной антропологии 
 
Культура, этнос и этничность – базовые категории современной этнологии и социальной 
антропологии.  Общегуманитарные  подходы  к  пониманию  сущности  «культуры».  Категория 
культура  в  этнологическом  осмыслении.  Виды  категоризации  культуры  в  этнологии:  культура 
этноса и этническая культура. Материальная, социальная и духовная культура  в советской этно-
графии. Аккультурация и инкультурация – содержательное и функциональное осмысление поня-
тий.   
 
Этнос-базовая  категория  советской  этнографической  методологии.  История  возникнове-
ния и границы научного применения. Признаки этноса, структура этноса и этнические процессы. 
  
Этничность  –  наиболее  распространенные  определения  и  сфера  использования.  Этнич-
ность и этническая идентичность: границы совместимости. Этничность в современном научном 
знании.  
 
Методы исследования в этнологии и социальной антропологии 
 
Общая классификация методов исследования в этнологии. Методы сбора материала в эт-
нологии и социальной антропологии. Универсальные методы сбора материала: метод наблюде-
ния и его основные виды. Метод опроса и особенности его применения. Психологические мето-
дики  в  этнологическом  исследовании  –  тест,  эксперимент,  биографический  метод.  Специфиче-
ские  методы  сбора  материала  в  этнологии  –  «метод  пережитков»  и  метод  «понимающего  уча-
стия».  Методы  анализа  и  обобщения  в  этнологии:  описательный,  сравнительный,  типологиче-
ский,  картографический  и  математический.  Их  общая  характеристика  и  особенности  использо-
вания. Этнографическая экспедиция как основная форма организации исследования в этнологии. 
 


Ее виды и основные этапы. 
 
Этапы становления этнографического знания за рубежом  
Древний период и появление этнографического способа осмысления окружающего социо-
культурного  пространства.  Первые  этнографические  источники  древневосточных  цивилизаций. 
Античная научная революция и ее роль в расширении этнографического кругозора. Первые эн-
циклопедисты:  Геродот,  Гиппократ  и  др.  их  роль  и  характерные  особенности  их  научной  дея-
тельности. Китайская цивилизация и этнографические знания в истории государства и региона.  
Средние века – в истории развития и накопления этнографических знаний. Противоречи-
вые тенденции раннего средневековья в пополнении новых знаний о народах и культурах. Хри-
стианская схоластика и падение уровня научных знаний. Византия-политический и культурный 
центр  европейского  средневековой  науки.  Первые  сведения  о  славянах,  аварах,  иранцах  и  др. 
народах в трудах византийцев. Роль арабо-мусульманской цивилизации в сохранении и расши-
рении этнографических знаний. Арабские путешественники и их наиболее известные труды (Аль 
Масуди, Ибн Фадлан, Ибн Якута и др.).  
Наиболее яркие путешествия европейцев в период позднего Средневековья  (Плано Кар-
пини,  Виллем  Рубрук,  Марко  Поло).  Их  вклад  в  изучение  Востока  и  знакомство  европейцев  с 
культурной  спецификой  Монгольской  империи.  Общие  закономерности  развития  этнографиче-
ских знаний в Средние Века. 
Революция в этнографическом кругозоре европейцев- Эпоха Великих географических от-
крытий.  Основные  вехи  и  наиболее  значимые  открытия.  Исторические  последствия    этнокуль-
турных контактов Старого и Нового Света. 
Основные  пути  европейских  путешественников  в  Новое  время  и  Эпоху  просвещения. 
Формирование колониальных империй и актуализация этнографического изучения новых терри-
торий. Первые научные концепции в социо-культурном осмыслении этнографических сведений. 
Новая  методология в европейской гуманитарной науке первой половины 19 в. «Мифоло-
гическая школа» и ее этнокультурная основа. Интерес европейцев к своей культуре как предпо-
сылка  к  появлению  этнологии.  Оформление  самостоятельного  знания  о  народах  и  культурах  в 
форме научных обществ в середине 19 в. 
 
История развития этнографических знаний в России  
Первые  сведения  этнографического  характера  в  летописных  произведениях  12-15  веков. 
Хождения - как важный источник этнографических сведений  в Древней Руси («Хождение за три 
моря» А.Никитина). Роль землепроходцев в этнографическом описании Сибири и Дальнего Во-
стока. Первые попытки систематизации этнографических знаний (С.Ремезов «Описание о наро-
дах Сибири»).  
Создание Академии Наук и начало систематического изучения народов России. Академи-
ческие  экспедиции  18  в.  Первые  программы  для  этнографического  изучения  культуры  и  быта 
российских народов (В.Татищев, Г.Миллера). Первая российская монография о народах Камчат-
ки С.Крашенинникова («Описание земли Камчатки».  Начало изучения культуры русского наро-
да усилиями литераторов, общественных деятелей и ученых во второй половине 18 в. (Чулков, 
Радищев и др.). Становление российского китаеведения (И.Рассохин, А.Леонтьев). 
Эпоха  русских  кругосветных  путешествий  –  первая  половина  19  в.  (Крузенштерн-
Лисянский,  Беллинсгаузен-Лазарев).  Этнографическое  изучение  русской  Америки  (Л.Загоскин, 
И.Вениаминов)  и  другие  крупные  зарубежные  экспедиции  и  путешествия  (экспедиция 
Лангсдорфа  в  Бразилию,  научная  деятельность  И.Бичурина  в  Китае,  путешествие 
Е.Ковалевского в Африку). Основание Русского географического общества в 1845 г. и создание в 
его составе этнографического отделения. Исследование многонационального Поволжья профес-
сорами и сотрудниками Казанского университета (К.Фукс, В.Сбоев, В.Баженов и др.). Оформле-
 


ние к середине 19 в. этнографии в России как самостоятельной отрасли научного знания. 
Становление и развитие этнографии как самостоятельной науки во второй половине 19 в. 
Появление и особенности деятельности добровольных научных обществ  (Общество любителей 
естествознания, антропологии и этнографии при московском университете, Общества любителей 
археологии,  истории  и  этнографии  при  Казанском  университете,  Этнографическое  бюро  князя 
Тенишева). Превращение этнографии в университетскую научную дисциплину – открытие пер-
вых кафедр и подготовка профессиональных этнографов (Кафедра этнографии и антропологии в 
Московском университете, кафедра географии и этнографии в казанском университете). Появле-
ние  периодических  изданий  этнографической  направленности(  «Этнографическое  обозрение», 
«Живая  старина»,  Научные  записки  различных  обществ).  Общие  итоги  развития  этнографии  в 
России в 19 - начале 20 в. 
Первое десятилетие советской этнографии. Активное участие этнографов в общественной 
и научной жизни Советского государства. Создание новых учебных заведений этнографического 
профиля-этнографический факультет Московского университета, этнологическое отделение гео-
графического факультета Ленинградского университета. Комитет Севера и роль этнографов в его 
деятельности.  Дискуссии  о  марксизме  в  этнографии.  «Разгром»  и  запрет  этнологии  в  СССР  на 
рубеже 20-30-х годов. Превращение этнографии во вспомогательную историческую дисциплину. 
Сужение предметного поля советской этнографии. Реабилитация науки в середине 40-х годов и 
поиск новой советской методологии. 
 
Научные школы в этнологии и социальной антропологии Современные концепции 
этничности 
Формирование  первой  научной  методологии  в  этнологии  –  эволюционное  направление. 
Э.Тэйлор- основоположник эволюционизма. Теория однолинейной эволюции культуры,  «метод 
пережитков»  как  основной  метод  этнологического  исследования.  Дискуссия  о  ранних  формах 
религиозных верований:анимизм и тотемизм. Теория эволюции социальных и семейно-брачных 
отношений Л.Моргана. Род как первичная форма социальной организации человека. Концепция 
«элементарных  идей»  А.Бастиана.  Теория  эволюции  основных  форм  сознания  человечества 
Дж.Фрэзера: магия, религия, наука. Кризис эволюционной теории в этнологии в конце 19 в. 
Антропогеографический подход к изучению культуры как альтернатива эволюционизму. Школа 
«диффизионизма» и Ф.Ратцель роль заимствований в истории культуры. «Культурный круг»  как 
основная  категория  для  этнологического  анализа.  Морфология  культуры  Л.Фробениуса. 
Ф.Гребнер и разработка метода исследования культурно-исторических связей. Диффузионизм в 
Европе и Сев. Америке (У.Риверс, Э.Сепир и др.).  
 
Социологическая школа Э.Дюргейма. Новый подход к изучению социальности культуры. 
Элементарные  идеи  и  изучение  особенностей  мышления  в  «примитивных  культурах»  (Л.Леви-
Брюль «Первобытное мышление»). 
 
Первая научная школа нового столетия – функционализм. Практическая значимость этно-
логических  исследований  и  изучение  культуры  как  функциональной  системы  Б.Малиновским. 
«Теория потребностей» и «теория равновесия культуры» как основные методики этнологическо-
го анализа, антиисторизм Малиновского. Структурный функционализм А.Радклифа-Брауна, «со-
циальна структура», вместо «культуры». «Колониальный шлейф» британского функционализма. 
 
Советская этнография и «теория этноса» 
Развитие  этнографии  в  СССР  в  1920-1930  гг.  Осмысление  проблемы  этничности 
С.М.Широкогоровым.  Репрессированные  этнографы.  Концепция  Л.Н.Гумилёва  (Этнос  как  
биофизическая  реальность). Понятие»этносферы».Роль ландшафта для существования этноса. 
Концепция Ю.В.Бромлея. Этносы как особая  форма человеческой групповой интегра-
ции. Признаки этноса. Базовые понятия концепции Ю.В.Бромлея.Этносоциальные процессы. 
 


Информационная  концепция  этноса  Н.Н.Чебоксарова  и  С.А.Арутюнова.  Информаци-
онные связи. Информационная модель. Этничность как информационный фильтр. 
 
Этнологические классификации  
Физическое разнообразие народов Земли. Происхождение рас. Расовая классификация 
народов мира. Базовые характеристики рас 1-го порядка. Вариативность классификации наро-
дов мира по физическим особенностям. Расы 2-го порядка. Переходные расовые типы. 
Этнолингвистическая классификация народов мира. Язык как важный этнический при-
знак.  Международные  языки,  языки  межэтнического  общения,  национальные  язы-
ки».Морфологическая  классификация  языков  народов  мира.  Генеалогическая  классификация 
языков народов мира. Понятие языковой семьи. Основные языковые семьи. 
Хозяйственно-культурная  классификация  народов  мира.  Понятие  хозяйственно-
культурного типа. Основные хозяйственно-культурные типы. 
Этноконфессиональная классификация народов мира. Влияние религии на образ жизни 
и ценности человеческого общества. Мировые, национальные религии. Традиционные верова-
ния народов мира(племенные культы, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, магия) 
Географическая  классификация  народов  мира.  Основные  характеристики  классифика-
ции. Вариативность географической классификации. 
 
Межэтническая и межкультурная коммуникация: теории и практики
 
Понятие  и  сущность  межкультурной  коммуникации.  Этническая  идентичность.  Этниче-
ские авто и гетеростереотипы. Этноцентризм. Освоение культуры: социализация и инкультура-
ция. Многообразие поведения и его факторы. Классификации культур М.Мид, Г.Хофштеде. Тео-
рия  культурной  грамотности  Э.Хирша.Аккультурация  как  освоение  чужой  культу-
ры.»Культурный  шок».Сущность  невербальной  коммуникации.  Кинесика,  такесика,  сенсорика, 
проксемика, Хронемика. 
 
Этнический конфликт: сущность, содержание и методы урегулирования.  
Причины этнических конфликтов. Специфика этнических конфликтов. Динамика и типо-
логия  этнических  конфликтов.  Формы  и  способы  регулирования  этнических  конфликтов.  Спе-
цифика регулирования конфликтов на разных стадиях их развития. Историческая память. Меж-
этническая напряжённость. Толерантность как форма бесконфликтного межэтнического взаимо-
действия. Поиски моделей бесконфликтной этничности. 
 
 
1.  Вопросы программы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 
 
 07.00.07         Этнография, этнология и антропология 
 
1.  Термины «этнография» и «этнология», «социальная» и «культурная» антропология 
2.  Объект и предмет, цель и задачи этнологии 
3.  Теоретическое и практическое значение этнологии и социальной антропологии 
4.  Практическое значение этнологии 
5.  Этнология в системе современного научного знания 
6.  Основные категории научного анализа в этнологии и социальной антропологии 
7.  Культура как предмет этнологического анализа 
8.  Современные концепции этничности 
9.  «Теория этноса»: сущность и критический анализ 
10. Основные этапы антропогенеза  
 


11. Основные этапы социогенеза 
12. Географическая классификация народов Мира 
13. Антропологическая классификация в этнологии 
14. Категория раса: биологическое и социальное  
15. Язык в этнокультурной традиции: роль и функции 
16. Лингвистическая классификация в этнологии 
17. Религиозная форма социальной и культурной категоризации 
18. Конфессиональная классификация 
19. Древний период накопления этнографических знаний 
20. Этнографические знания в период раннего средневековья  
21. Этнографические знания в Новое время и Эпоху просвещения 
22. Становление этнографической методологии: «мифологическая школа» 
23. Развитие этнографического знания в России с 12 до середины 19 вв. 
24. Эволюционное направление в этнологии и социальной антропологии 
25. Функционализм в этнологии и социальной антропологии 
26. Социологическая школа 
27. Структурализм в этнологии и социальной антропологии 
28. Психологическое направление в этнологии и социальной-культурной антропологии 
29. Постмодернизм в этнологии и социальной антропологии 
30. Этнографическая экспедиция: основные  виды и этапы 
31. Этнические контакты и их результаты 
32. Специфика и причины этнических конфликтов и способы их урегулирования 
 
2.  Учебно-методическое  обеспечение  и  информационное  обеспечение  программы  всту-
пительного экзамена в аспирантуру по специальности 
 
            07.00.07         Этнография, этнология и антропология 
 
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 
 
Ашкеров А.Ю.  Социальная антропология.- М., 2005 
Белик  А.А.  Культура  и  личность.  Психологическая  антропология.  Этнопсихология.  Психология 
религии. Учебное пособие.- М.,- 2001 
 Барнард А. Социальная антропология.- М., -2009 
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: Учебник.- М., 2005. 
Козлова Н.Н. Социальная антропология. Курс лекций. - М.: Социум, 2006 
Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004 
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. - М., 1997 
Орлова Э.А. Культурная (социальная антропология).- М., 2004 
Очерки социальной антропологии. - СПб.: Петрополис, 1995 
Пигров К.С. Социальная антропология как система // Очерки социальной антропологии.  - СПб.: 
Петрополис, 1995. - С. 56-73 
Садохин А.П.Этнология. - М., 2005 
Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. - Санкт-Петербург: Лань, 1997 
Этнология. Учебное пособие / Под ред. Е.В. Миськовой.- М.: Академический проект, 2005 
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 
 
 


Антропология насилия.- СПб.: Наука, 2001 
Артемова О.Ю. Колено Исава: Охотники, собиратели, рыболовы (опыт изучения альтернативных 
социальных систем).- М.: Смысл, 2009 
Арутюнов С.А.Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989 
Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур.- М., 2000 
Бромлей Ю.В.Этнос и этнография. - М.: Наука, 1973 
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. - М., 1990. 
Геллнер Э. Нации и национализм. - М., 1991 
Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Наука, 1989 
Зависка Дж. Этика полевой работы в этнографии// Антропологический форум.-№5.-2006.-С.169-
194 
Идентичность и толерантность. - М., 2002 
Исследователь и объект исследования// Антропологический форум.- №2.-2005.-С.13-136 
Конструирование этничности. - СПб., 1998 
Левин З.И. Менталитет диаспоры. - М., 2001. 
Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры.- М., 2004 
Мнацаканян М.О.  Культуры. Этносы. Нации. – М., 2005 
Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М., 1996 
Образование  в  антропологии  и  социальных  науках  //  Антропологический  форум.-  №3.-2005.-
С.16-128. 
Позиция  антрополога  при  исследовании  проблем  ксенофобии  //    Антропологический  форум.- 
№8.-2008.-С.9-167 
Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. - СПб., 1999 
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998. 
Социальное  неравенство  этнических  групп:  представления  и  реальность  /  Отв.  редактор  Л.М. 
Дробижева. - М., 2002. 
Социология конфликта. - М., 1998. 
Стефаненко Т.Г.Этнопсихология. - М., 1999  
Столярова Г.Р.Феномен межэтнического взаимодействия: опыт постсоветского Татарстана. - Ка-
зань, 2004 
Титова  Т.А.  Этнические  меньшинства  в  Татарстане:  статус,  идентичность,  культура.  -  Казань, 
2007. 
Токарев С.А.История зарубежной этнологии. - М.: Наука, 1978 
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990 
Фромм Э. Иметь или быть. - М., 1990 
Шрадер Х. Экономическая антропология. СПб., 1999 
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003 
Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. - М.: Наука, 1985 
Этические проблемы полевых исследований// Антропологический форум.- №5.-2006.-С.10-158 
Этнография детства:  Традиционные методы воспитания детей  у народов Австралии, Океании и 
Индонезии.- М., 1992 
 
ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ 
 
Andrew Betty Varieties of Javanese religion an Anthropological Account. -Cambridge University Press, 
1999 
Anthropologists  in  a  wider  world/  Edited  by  Paul  Dresch,  Wendy  James  &  DavidParkin  Benghagh 
Books, NewYork, Oxford, 2000 
Gorge W. Stocking, Jr. Race, Culture, and Evolution Essays in the history of anthropology 
 


With anew preface The University of Chicago press, Chicago and London,  1968 
Henrietta L. Moore The subject of anthropology.- Polity, 2007 
Humprey Caroline, Landlaw James The Archetypak actions of ritual.- Clarendon press, Oxford, 2004 
Marcus Banks Ethnicity: anthropological constructions.- London and New York, 1996 
Philippe  Descola  The  spears  of  twilight.  Life  and  death  in  the  amazon  jungle.-  The  new  press.  New 
York,  1996 
 
СЛОВАРИ, БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ 
 
Народы России: Энциклопедия / Глав. редактор В.А. Тишков - М.: Большая Российская энцикло-
педия, 1994 
Companion encyclopedia of anthropology/ Edited by Tim Ingold.-  London and New York, 2007 
Encyclopedia of social and cultural anthropology/Edited by Alan Barnard and Jonathan Spencer 
London and New York, 1998 
The dictionary of anthropology Edited by Thomas Barfield Blackwell, 1997 
 
 
 
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с государ-
ственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специ-
альности 07.00.07  Этнография, этнология и антропология 
 
 
 
Автор: 
 
профессор         
 
 
 
 
Титова Т.А. 
 
 
Рецензент: 
 
профессор 
 
 
 
 
 
Столярова_Г.Р. 
 
 
Программа  одобрена  на  заседании  Учебно-методической  комиссии  Института  истории  КФУ 
1 ноября 2011 г., протокол № 3. 
 
С О Г Л А С О В А Н О 
 
 
Директор Института истории 
 
                    
 
 
Хайрутдинов Р.Р. 
 
Зав. кафедрой археологии и этнологии                      
 
 
Ситдиков А.Г. 
 
Зав.отд.аспирантуры и докторантуры  
 
 
 
 
Нуриева Е.М.      
                                                                                     
 



Похожие:

Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconКонкурс социальных и культурных проектов ОАО «лукойл»
Новость! Конкурс социальных и культурных проектов ОАО «лукойл» на территории Калининградской области до 21. 07. 08
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю
Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической...
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) утверждаю
Ознакомление с основными теоретическими положениями антропологии; основными принципами антропологического подхода в общей и клинической...
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconВопросы к экзамену по специальности Литературоведение
В целом программа, конечно, не позитивистская, а содержит элементы культурологического и даже антропологического подхода к науке,...
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconКнига рассчитана на широкий круг читателей
Показаны применения парадигмы самоорганизации к разрешению различных вопросов Универсальной истории, в частности, к осмыслению «вертикали...
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconСтатья 1 6-7 3
Осуществление Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconОбъединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Становления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных iconОрганизация объединенных наций
Осуществление международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница