Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179»




НазваниеОсновная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179»
страница1/8
Дата03.10.2012
Размер0.8 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

Директор департамента ____________ Е.В.Чернышова

образования администрации заведуюший муниципального

муниципального образования дошкольного образовательного

города Краснодара учреждения «Детский сад

______________И.М.Гамзаев комбинированного вида № 179

«___»_____________20__год города Краснодара

(протокол педагогического

совета № 1 от 30 августа 2010г.)


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

№ 179» ГОРОДА КРАСНОДАРА

На 2010 – 2011 учебный год


адрес: 350061, город Краснодар

ул. им. Благоева,26

тел: 237-56-55


Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования


Образовательная программа ДОУ.

Методические рекомендации к разработке


Санкт-Петербург 2005 г.


Рецензент: Буренина А.И., зав. кафедрой психологии и педагогики детства ЛОИРО,

канд.пед.наук


Паршукова И.Л.


Образовательная программа ДОУ. Методические рекомендации к разработке.- СПб., 2005.- стр.


В данном пособии практикам предлагаются общие подходы к разработке обра-зовательной программы ДОУ, а также раскрываются основные характеристики образовательной программы, ее примерная структура, возможное содержание, которое отбирается педагогами в соответствии со статусом образовательного учреждения.

Методические рекомендации содержат материалы из опыта проектирования образовательных программ педагогами дошкольных образовательных учреждений г.Гатчина Ленинградской области.

Пособие адресовано специалистам отделов и учреждений дошкольного образования, а также педагогам образовательных комплексов «Начальная школа- детский сад».


Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования


Образовательная программа ДОУ.

Методические рекомендации к разработке


Редакционная группа


Редактор:

Найденова З.Г.- председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук


Составители:

Савицкая Н.И.- главный специалист отдела прогнозирования и развития региональной системы образования Комитета общего и профессионального образования


Методические рекомендации «Образовательная программа ДОУ. Методические рекомендации к разработке» подготовлены Ленинградским областным институтом развития образования, кафедрой психологии и педагогики детства по заказу Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области


Содержание


Введение с. 5


Образовательная программа дошкольного

образовательного учреждения: сущность,

структура, содержание с. 6-10


Методические рекомендации к разработке и

оформлению образовательной программы

ДОУ с.11-23


Приложения:


Рекомендуемый список литературы с.24-25


Понятийный словарь ( извлечения из Закона

РФ «Об образовании» с комментариями ) с.26-29


Введение


В последние годы педагогической общественностью широко обсуждаются

вопросы, связанные с таким обьектом исследования как «образовательная про-грамма».

Интерес вызван необходимостью удовлетворить законодательные требования, предьявляемые сегодня специалистам образовательных учреждений ( см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004 ).

Оправдан ли такой интерес?

Достижение качества образования возможно, как известно, в условиях програ-ммно-целевого подхода, требующего осмысления педагогами собственной пра-ктики, как необходимого условия эффективности организуемого ими образова-тельного процесса. Неслучайно, ряд нормативных документов содержит требова-ния к разработке образовательной программы в каждом образовательном учреждении.

Кроме этого, программно-целевой подход позволяет выработать в ОУ возмож-ные стратегические и тактические ориентиры совершенствования образовательной деятельности всего педагогического коллектива. В этом случае, создание образова-тельной программы специалистами ОУ рассматривается как условие удовлетворе-ния социального заказа на образование в территории.

Поскольку данная инициатива практиков требует компетентности и не всегда подкрепляется квалифицированной помощью со стороны специалистов с опытом и теоретическими знаниями по разработке образовательных программ, результат ее чаще оставляет желать лучшего.

Разработать качественную образовательную программу практикам мешают и существующие на сегодняшний день разночтения в определении самого понятия «образовательная программа», которое различные авторы трактуют либо как программу развития, либо как программу, отражающую специфику образователь-ной деятельности учреждения или как документ, позволяющий индивидуали-зировать образовательные маршруты воспитанников.

Такие ракурсы рассмотрения данного вопроса и отсутствие единого управлен-ческого подхода к оценке качества разрабатываемых в учреждениях образова-тельных программ определило логику отбора материалов для данного пособия. Представленные материалы отражают также основные цели и специфику дошко-льного образовательного учреждения, программа которого должна строится с уче-том особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста, когда преобладающими являются ценности развития и воспитания.


Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: сущность, структура, содержание.


Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения.

В этой связи, значительная часть нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть сис-темы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориенти-рованные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образо-вательного процесса детского сада. Каким должно быть это содержание? Какие кри-терии и показатели можно выделить при оценке ее эффективности? Что есть образовательная программа дошкольного учреждения?

Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

- образовательная программа ДОУ рассматривается ( в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,

- образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,

- содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям, навы-кам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компо-ненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,

- содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,

- образовательная программа есть также инструмент управления качеством обра-зования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления определяют качество образо-вания в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, являющихся внутренним стандартом образования и определяющих специфику его деятельности.

Образовательная программа каждого дошкольного учреждения специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей детского контингента. При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной про-граммы являются едиными для всех типов учебных заведений ( в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.

Уточним основные позиции, имеющие значение в процессе разработки обра-зовательной программы дошкольного учреждения.

Образовательная программа для дошкольного учреждения, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и испол-нению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. Поэтому, сегодня задача каждого руководителя дошкольного образова-тельного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы, активизировать педагогов детского сада на их разработку.

Задача руководителя дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своев-ременно определить особенности деятельности учреждения в целом, а также отде-льных групп и отразить в образовательной программе реализуемые вариативные комплексные и парциальные программы.

Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также отбор реализуемого содержания образования.

Педагогам в ходе разработки программы группы необходимо учесть следующее содержание:

- виды основных образовательных программ ( комплексные, парциальные)

- виды дополнительных программ ( оздоровительные, развивающие, компенсиру-ющие),

- система используемых педагогических технологий,

- методический комплекс ( методические пособия для педагога),

- дидактический комплекс ( пособия для организации обучения ),

- система образовательной работы с детьми ( образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.

В целях уточнения выше обозначенных понятий ( программа, основная образовательная программа, дополнительная образовательная программа, комплексная, парциальная программа, технология и др.) в приложении пособия практикам предлагается небольшой понятийный словарик.

Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования. Напомним, что таких областей знания четыре, а именно: физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-эмоциональное развитие и художественно-творческое развитие.


Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными компонентами образовательной программы должны быть помимо содержания развивающая среда и личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с воспитанниками.

В этой связи, в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

- характеристика среды развития детей ( в целом по учреждению или по возрастным группам)

- характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников.


Специфика стандарта дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:

1- промежуточной и итоговой педагогической диагностики обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности,

2- итоговой психолого-педагогической диагностики изучения готовности ребенка к следующей ступени образования,

3- либо текущей медико-социальной и психолого-педагогической диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его достижений.

В этом случае, педагогам важно представить в образовательной программе используемые в ДОУ критерии изучения воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,

- в ДОУ «Детский сад», не имеющем особых материальных и кадровых условий, целесообразно использовать диагностику 1 вида,

- в ДОУ с приоритетами деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида ( диагностика готовности ребенка к школе),

- в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться комплексная диагностика развития детей.

Диагностические критерии и показатели должны также соотносится с содержанием основных направлений развития детей, представленных в программе.


Обобщая все выше сказанное, образовательную программу дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов ( кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.


Структура и содержание такой образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.


В целях упрощения процедуры разработки или экспертизы образовательной программы все они разрабатываются на единой структурной основе и имеют идентичные по наименованию разделы, а именно:

- титульный лист

- структура образовательной программы

- общие положения

- содержание образования

- управление реализацией программы.


Примерная структура

образовательной программы ДОУ


1. Титульный лист:

- когда и кем утверждена, с кем согласована программа

- название программы с полным наименованием учреждения,

- Ф.И.О., должности авторов,

- наименование населенного пункта, год разработки


2. Общие положения:

1. Пояснительная записка,

- направленность деятельности групп ДОУ,

- характеристика основных концептуальных подходов к разработке программы,

- реализуемые цели и ценности образования,

- адресность программы,

- сроки реализации программы


2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности:

- характеристика социального заказа на образование - характеристика основных достижений и проблем педагогов ( оценка индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания и развития воспитанников)


3. Содержание образования:

1. Программно-методический комплекс:

- реализуемые программы ( основные и дополнительные),

- образовательные технологии,

- характеристика основных дидактических и методических пособий, сориентированных по основным направлениям развития детей


2. Система образовательной работы с детьми:

- общие режимы дня по возрастным группам

- формы и методы организации образовательного процесса,

- общая образовательная нагрузка ( сетки занятий )

- вариативные образовательные маршруты для детей, разработанные с учетом индивидуальных особенностей развития

( вариативные режимы пребывания, режимы двигательной активности, скорректированные режимы обучения)

- координация и взаимодействие специалистов по обеспечению индивидуального сопровождения воспитанников


3. Характеристика образовательной среды ДОУ ( внешней и внутренней):

- предметно-пространственная организация группы

- основное оборудование,

- индивидуально-ориентированный характер среды развития ( условия его обеспечения)

- характеристика социокультурного окружения детского сада, формы и методы взаимодействия с семьей

- социокультурные проекты педагогов


4. Управление реализацией программы:

  1. Нормативно-правовая основа реализации программы,

  2. Качество выполнения целей программы

  3. Мониторинг индивидуальных результатов оздоровления, обучения, воспитания, развития и коррекции детей

  4. Динамика профессионального роста и индивидуальных достижений педагогов ,

  5. План -карта инновационной работы, основные результаты внедрения инновационных проектов.



Представленный вариант образовательной программы ДОУ, отражает особенности функционирования ДОУ в современных условиях.


Как же образом следует представить содержание образовательной программы дошкольного учреждения, как отразить особенности его деятельности?

Ниже предлагаются общие рекомендации к оформлению образовательной программы ДОУ того или иного вида


Методические рекомендации

к разработке и оформлению образовательной программы ДОУ.


Образовательная программа содержит различную информацию об особенностях деятельности дошкольного учреждения в целом по возрастным группам. От того, насколько грамотно и системно эта информация представлена в программе зависит и качество образовательной деятельности учреждения.

Ниже предлагаются рекомендации к оформлению отдельных разделов образовательной программы ДОУ.


1. Титульный лист.


Коль скоро, образовательная программа ДОУ есть нормативный документ к организации деятельности, как и любой другой документ она предполагает наличие титульного листа. Титульный лист любой их трех вариантов образовательных программ оформляется одинаково.

На титульном листе образовательной программы целесообразно представить следующую информацию:

- в правом верхнем углу листа обозначается информация о том, когда и кем утверждена программ ( например, советом педагогов от …числа )

- в центральной части титульного листа, как правило, дается полное наименование учреждения ( например, « образовательная программа МДОУ - «Детский сад комбинированного вида №.. г.)

- ниже наименования указываются авторы, разработчики программы, коими могут быть специалисты дошкольного учреждения ( воспитатели группы, а также заведующая, старший воспитатель, психолог, логопед, воспитатель) или творческий коллектив, включающий также специалистов других учреждений образования ( научного руководителя, специалиста отдела образования ),

- в нижней части титульного листа указываются наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ и год разработки образовательной программы.

Титульный лист может содержать и другую информацию ( например, о согласо-вании программы с органами управления образованием в территории), в этом случает реквизит ставится в его левой верхней части.


2. Общие положения


Раздел «Общие положения» включает пояснительную записку и проблемно-ориентированный анализ деятельности педагогов, а также содержит общие све-дения о ДОУ статусе, направленности деятельности, характеристику основных результатов деятельности педагогов за предыдущий период времени ( как правило, это 3-5 лет).


2.1 Пояснительная записка


Пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях и основных направлениях деятельности ДОУ, а также информацию о порядке комплектования ОУ, наполняемости групп разного профиля, так называемая «адресность» ОП.

В пояснительной записке указываются также основные концептуальные подходы, использованные при разработке программы, описание ее целей и ценностей и предполагаемые сроки ее реализации.

В концепции программы важно представить обоснование актуальности для учреждения разработки того или иного варианта программы. На чем основывается выбор конкретного варианта образовательной программы в учреждении? Как правило, при обосновании выбора варианта образовательной программы отмечаются следующие актуальные позиции:

- образовательная программа учитывает потребности детского контингента, что особенно актуально для учреждений с приоритетами в деятельности ( например, ДОУ посещают дети с проблемами в развитии, требующие специализированной коррекции, в связи с этим, программа предусматривает систему коррекционно-развивающей работы с детьми),

- содержание образования может быть ориентировано на заказ родителей, что важно учитывать ДОУ- Центрам развития ( в этой связи, в программу включено соответствующие содержание дополнительного образования, либо организованы вариативные услуги семьям микрорайона),

- при разработке программы учитываются также культурно-образовательные особенности территории, что важно для ДОУ любого вида ( в этом случае, содержание включает региональный компонент образования, например, региональные программы и технологии по музейно-педагогической работе, краеведению),
- при разработке ОП могут быть учтены также особенности деятельности специалистов ДОУ, уровень их квалификации, позволяющие расширить реализуемое на группе содержание образования за счет разработанного педагогами авторского методического обеспечения.

Концепция включает также характеристику целей и ценностей программы. Ценности, как правило, соответствуют общим идеологическим ориентирам образования ( разностороннее развитие ребенка, воспитание нравственного сознания и поведения, здоровый образ жизни, формирование общей культуры личности и т.д.). Цели, реализуемые образовательной программой, представляют собой конкретизацию целей общего образования и могут быть различны, однако независимо от ее конкретного варианта направлены на реализацию условий для обучения, воспитания, развития, оздоровления воспитанников. Цели и задачи ОУ определяются также в соответствии с его Уставом и реализуемыми программами, технологиями.


Ценности и цели образовательной программы могут быть представлены как основные концептуальные идеи, например:


Гуманизация педагогической работы с детьми


  1. Гуманизация отношений «взрослый-ребенок»:

    • Взрослый придерживается в общении с детьми положения «не рядом, не над, а вместе».

    • Ребенок - равноправный партнер в условиях сотрудничества

  1. Игра – способ организации детской жизни

  2. Создание вариативных условий для познавательно-речевого, социально-личностного развития, для проявления и развития творческих, художественных способностей детей


Целесообразная организация жизни ребенка, условий развития


  1. Продолжение работы по созданию развивающей среды на основе принципов

  • Дистанции при взаимодействии

  • Активности, самостоятельности, творчества

  • Стабильности-динамичности

  • Комплексирования и гибкого зонирования

  • Эмоциогенности среды, индивидуального комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка

  • Сочетание привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды

  • Открытости-закрытости

  • Учет половых и возрастных различий детей

  1. Создание условий для воспитания детей с разным темпом развития

  2. Основной способ организации детей - игра,

  3. Помощь каждому ребенку в приобретении знаний, умений и навыков, помогающих легко адаптироваться к школе

  4. Совершенствование методик обучения и развития детей с речевой патологией

  5. Вариативность форм и методов работы с детьми по коррекции речи и развитию психических процессов


Преемственность на уровне «семья – дошкольное учреждение – школа»


  1. Продолжение работы по установлению доверительных деловых контактов между семьей и дошкольным учреждением по привлечению родителей к совместной практической деятельности:

  • Пропаганда общественного воспитания

  • Повышение педагогической культуры родителей

  • Формирование положительного отношения к дошкольному учреждению

  • Изучение и распространение положительного семейного опыта

  1. Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика

  2. Обеспечение преемственности в развитии детей дошкольного учреждения и начальной школы.

Цель конкретизируется в задачах работы и соотносится с основными проекти-руемыми результатами, представляющими собой:

- либо определенный уровень образованности,

- либо уровень социализации воспитанников,

- развитие самостоятельности и творческих возможностей и т.д.

Например,

- цель: реализация эффективной системы физического воспитания и оздоровления детей,

- задачи: * Обеспечить рациональную организацию двигательной деятельности детей

* Отработать систему мер по воспитанию потребности в здоровом образе жизни всех участников образовательной деятельности

* Внедрение системы эффективных оздоровительных мероприятий

- прогнозируемый результат:

* Снижение детской заболеваемости

* Приобщение к здоровому образу жизни

* Повышение сопротивляемости организма ребенка.


2.2 Проблемно-ориентированный анализ деятельности


В разделе «Общие положения» указывается также проблемно-ориентированный анализ деятельности педагогов ДОУ. Данный раздел образовательной программы включает характеристику социального заказа на образование, основных достижений и проблем педагогов.

Социальный заказ представлен в программе на примере характеристики социальных портретов семей воспитанников группы, позволяющих выявить особенности родительского контингента и семейного воспитания, а также социального заказа территории ( отдела образования), семьи и особенностей развития воспитанников.

Анализ основных достижений и проблем представляется в образовательной программе с учетом реализуемого содержания в соответствии с используемым педагогами диагностическим инструментарием.

В данном разделе программы представляются обобщенные результаты обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления воспитанников, как правило, в форме сводных таблиц или диаграмм: например,

- уровень социальной компетентности и воспитанности детей

- общее количество или % детей, освоивших программы ( по уровням, представленным в реализуемых комплексных программах)

- результаты освоения детьми разных видов деятельности

- динамика развития физических качеств воспитанников

- показатели заболеваемости ( за 2-3 года)

- количество или процент детей, выпущенных с чистой речью

- количество детей, у которых сформирована готовность к школе

- результаты адаптации детей в начальной школе

- и другие результаты в соответствии с содержанием проводимой в ДОУ диагностики.


3. Содержание образования


Основной частью образовательной программы является 3 раздел «Содержание образования», включающий описание программно-методического комплекса, системы образовательной работы с детьми, характеристику образовательной среды группы. Каким образом их целесообразно представить в материалах образовательной программы?


3.1 Программно-методический комплекс


Программно-методический комплекс любого варианта образовательной программы включает описание общеобразовательных (основных) и дополнительных программ, технологий обучения, воспитания, развития, коррекции и оздоровления, характеристику основных дидактических и методических пособий, представленных по образовательным областям.

Перечень используемых программ можно представить текстом или в таблице:




п\п

Основные

программы

Дополнительные

программы




комплексные

парциальные

комплексные

парциальные


Обращаем внимание, что в перечне реализуемых в ДОУ программ указываются программы дополнительные, позволяющие расширить содержание образования, создав условия не только для обучения, но также для воспитания, развития, оздоровления детей.

В таблице указывается точное наименование программы, авторский коллектив, место и год ее издания.


Образовательные технологии, реализуемые педагогами группы, как правило, указываются по основным направлениям развития и только те, которые используются в работе со всеми детьми, например:




п\п

Основные направления развития

Образовательная технология

1.

2.

3.

4.

Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-творческое развитие






При отборе образовательных технологий важно указывать только те из них, которые действительно являются таковыми и определены авторами как технологии.


Помимо перечня программ и технологий, важной частью данного раздела образовательной программы является характеристика используемого методического и дидактического обеспечения, т.к. именно оно определяет содержание реального учебно-воспитательного процесса. Из всего возможного перечня педагогам следует указать только самое существенное оснащение, сориентировав его также по основным направлениям развития детей



№ п\п

Основные направления развития

Основные методические пособия

Основное дидактическое обеспечение

1.

2.


3.


4.


Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Художественно-творческое развитие









Характеристика программно-технологического и методического обеспечения образовательного процесса может быть представлена и по-другому, например:



п\п

Возра-стная

группа

Основное направление развития

Комплекс-ная про-грамма

Парциаль-ная про-грамма

Техно-логия

Методи-ческие и дидакти-ческие пособия





















  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №222»
Заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад комбинированного вида №222»
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №36»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №36»
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconПрограмма развития муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №202»
Божко Елена Васильевна – заведующий мдоу «Детский сад комбинированного вида №202»
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconПрограмма развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок» на 2011-2015 г г
Муниципального дошкольного образовательного учреждения Богучарский детский сад комбинированного вида «Родничок»
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №44 г. Липецка
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconПлан работы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №177»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №177» города Краснодара
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №21 «Золотая рыбка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 «Золотая рыбка»
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» icon«Детский сад комбинированного вида №183 «Огонёк» согласовано заведующий мдоу детский сад №183
Уважаемые педагоги и родители воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного...
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №147»
...
Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «детский сад комбинированного вида №179» iconПрограмма развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город краснодар «детский сад комбинированного вида №167»
Наименование: Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница