Скачать 7.15 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД аНАПА Согласовано (одобрено) УТВЕРЖДАЮ: на заседании педагогического Директор бюджетного муниципального совета школы общеобразовательного учреждения протокол №________ средней общеобразовательной школы № 1 _ /С.Н.Носенко « » 2011г. « » _____________2011г. м.п. Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МБОУ СОШ №1 (по УМК «Школа России») СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка Понимая необходимость современного обучения личности, начиная со ступени начального общего образования, постоянного обновления знаний и навыков, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формирование готовности осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии, МОУ СОШ №1 на современном этапе является образовательным учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Разработка новой образовательной программы начальной школы в нашем образовательном учреждении связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Согласно разработанной программе, умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия, поэтому образовательная программа начальной школы МОУ СОШ №1 направлена на удовлетворение потребностей: • учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; • общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты; •города и края — в сохранении и развитии традиций города-курорта Анапа и Краснодарского края как научного и культурного потенциала России. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №1 разработана по УМК «Школа России» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом: - возможностей учебно-методического комплекта «Школа России»; - особенностей и традиций нашего общеобразовательного учреждения, предоставляющего большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности; - специфики контингента учащихся , имеющих разный уровень сформированности основных психических процессов и разную мотивацию учебной деятельности, необходимую для успешного овладения первоначальными навыками и умениями, универсальными учебными действиями; - кадрового состава образовательного учреждения ( 9 учителей начальной школы, имеющие разные квалификационные категории, высокий уровень профессионализма, большой инновационный потенциал, ориентацию на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей.); -материально-технических возможностей школы; -нормативно-правовой базы образовательного учреждения, предусматривающей преемственность всех ступеней общего образования, программ, методов и форм организации обучения и воспитания учащихся за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, оптимизации интеллектуальной нагрузки и сохранение возможности укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития. Основная образовательная программа сформирована также с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, связанный:
-центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике, связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Разработанная образовательная программа по УМК «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения. Данная образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
Выбор УМК «Школа России» обоснован тем, что: - учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний; - особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. - учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника; - учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся. УМК «Школа России» позволяет: - обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья; - развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Повышенный уровень образования. Планируется открытие в МОУ СОШ №1 общеобразовательных классов с естественно-математической, и гуманитарной специализацией. В данных классах предполагается повышенный уровень образования за счет более основательного изучения отдельных предметов (математики, экономики, цикла гуманитарных дисциплин); развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность. В образовательном учреждении пересмотрена система контролирующей и оценочной деятельности учителя, определена приоритетная цель – формирование самоконтроля и самооценки ученика. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”, а именно: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Процесс перестройки образовательного процесса в нашем образовательном учреждении подчиняется принципам дидактики; гуманизации ,целостности и вариативность; индивидуализации и дифференциации; преемственности; системности; открытости; творческой активности личности. Цели реализации программы: Создание условий для: -развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; -формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования; -достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Школа России». |