Пояснительная записка цели и задачи программы




Скачать 133.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка цели и задачи программы
Дата30.08.2012
Размер133.21 Kb.
ТипПояснительная записка





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Настоящая программа вступительных испытаний создана на основе образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку и имеет целью обеспечить единство требований специалистов приемной комиссии к уровню подготовки абитуриентов, а также более предметную подготовку поступающих в институт к сдаче вступительного экзамена.

Основной целью вступительных испытаний является определение уровня готовности абитуриентов к освоению образовательной программы высшей школы.

Для достижения этой цели в ходе испытаний должны быть решены следующие задачи:

- определен уровень развития интеллектуальных и творческих способностей учащегося;

- выявлена сформированность навыков самостоятельной учебной деятельности;

- определен уровень развития абстрактного мышления, памяти и воображения;

- обнаружена способность к самообразованию и самореализации личности.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ


Для успешной сдачи вступительного испытания по русскому языку абитуриент должен:

знать:

  • основные сведения о функциях языка; о лингвистике как науке; о формах существования русского национального языка; о литературном языке и его признаках;

  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; основные особенности каждого вида речевой деятельно;

  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, деловой и обиходно-бытовой сферах общения;

уметь:

  • проводить различные виды лингвистического анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности (соответствия) содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

  • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения; применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Содержание программы вступительных испытаний по русскому языку базируется на формировании коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции.


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции


Язык как знаковая система и общественное явление. Основные функции языка. Русский язык в современном мире. Сведения об истории русской письменности. Особенности развития русского языка на современном этапе. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.

Система языка, ее устройство, функционирование. Типология функциональных разновидностей языка: разговорная речь, функциональные спили, язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языки. Разговорная речь, её нормы. Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности.

Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка. Принципы и правила русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи орфографии и пунктуации.


Коммуникативная компетенция


Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Особенности аудирования (слушания), говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности. Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Различные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Закономерности построения текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Редактирование собственного текста. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, статьи, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура разговорной и письменной речи.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме тестирования. Абитуриенту предлагается один из экзаменационных вариантов тестов, на выполнение которого отводится до 60 минут.

Тесты составлены в соответствии с программой средней общеобразовательной школы и включают в себя основные разделы орфографии, пунктуации, культуры речи.

При подсчёте результатов учитываются только правильные ответы.

Для успешного выполнения экзаменационного теста необходимо повторить следующие темы:

Раздел 1. Значение слова, его формальный и звуковой состав

Фонетика. Звуки речи и буквы. Вторичность букв, первичность звуков речи. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Парные и непарные согласные. Фонетические процессы уподобления согласных по твердости/мягкости и по глухости/звонкости внутри слова, оглушения на конце слова: случаи отражения этих процессов в правописании (например, приставки «на з»), основное правило правописания согласных на стыке других частей слова. Обозначение мягкости согласных на письме. (Мягкий знак после непарных мягких и непарных твердых согласных. Обязательное обозначение мягкости л). Безударные гласные, их правописание. (Проверяемые гласные и принципы проверки, непроверяемые гласные).

Лексика. Понятие о лексике. Значение слова. (Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словарное богатство русскою языка. (Общеупотребительные слова. Профессиональная лексика. Диалектный слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.). Понятие об устойчивых словосочетаниях. (Фразеологизмы. Крылатые слова).

Словообразование. Окончание и основа в слове. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. (Свободные и связанные корни. Вариативность аффиксов). Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными о-а и е-и в корнях. Буквы с и о после шипящих и ц. Правописание приставок. (Приставки раз/роз, при/пре. Правописание на стыке приставки и последующей части слова). Различные способы словообразования в русском языке.

Сложные слова и их правописание. (Слитные и дефисные написания).


Раздел 2. Морфология и орфография


В морфологию как раздел грамматики входит учение о частях речи. Каждая часть речи характеризуется особенностями входящих в нее слов. Поэтому морфология тесно связана с орфографией, а именно с правилами написания окончаний и суффиксов: слитного, раздельного и дефисного написаний. Для того, чтобы не делать ошибок в написании слов той или иной части речи, необходимо хорошо знать не только орфографические правила, но и теоретический материал. Он будет важен также для изучения пунктуации.

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные. (Винительный падеж как грамматический показатель одушевленности. Факультативность связи признака одушевленности со значением существительного). Собственные и нарицательные имена. (Правописание имен собственных). Род. (Определение рода существительного по сочетаемости с зависимыми словами. Четыре основных родовых класса существительных. Род заимствованных слов. Род сложносокращенных слов). Число. (Существительные типа ребенок-дети. Существительные, не изменяющиеся по числам). Падеж. Типы склонения. (Три основных типа склонения: несклоняемые и разносклоняемые существительные. Склонение существительных типа столовая. Склонение фамилий типа Пушкин, Толстой, Разметнов.) Правописание падежных окончаний существительных. (Зависимость правописания от склонения.) Правописание важнейших суффиксов.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. (Смысловые и формальные критерии различения: значение, суффиксы, склонение, слово- и формообразование. Правописание сложных прилагательных). Полная и краткая формы. Склонение прилагательных. (Склоняемые/несклоняемые прилагательные, смешанное склонение). Степени сравнения прилагательных. Синтетическая (простая) и аналитическая (сложная) формы. Переход прилагательных в существительные. Правописание падежных окончаний прилагательных. Правописание важнейших суффиксов.

Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные, собирательные и порядковые. (Особенности склонения, словообразования, различия в значении). Правописание числительных, (Склонение всех частей сложных и составных числительных. Слитное и раздельное написание).

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Склонение местоимений и их правописание. Сходство и различия склонения местоимений и прилагательных. Начальная н в местоимении 3-го лица. Начальное не -/ни - неопределенных и отрицательных местоимений. Аффиксы кое-, -то, - либо, - нибудь. Правописание местоимений с предлогами.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы (выбор суффикса - е / - и в зависимости от категории неперех. / перех.). Виды глагола. Наклонения (набор грамматических форм глагола в зависимости от наклонения). Времена глагола. Формообразующие основы глагола. Спряжение глагола в настоящем и будущем времени, (Первое и второе спряжения. Разноспрягаемые глаголы. Набор окончаний. Правило определения спряжения.) Прошедшее время. Употребление буквы ь в глагольных формах. Правописание глагольных суффиксов. Не с глаголом. Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их синтаксическая роль. Образование причастий (в зависимости от вида и переходности исходного глагола). Суффиксы причастий. Полные и краткие страдательные причастия. Склонение полных причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Образование деепричастий (в зависимости от вида исходного глагола). Суффиксы деепричастий. Не с причастиями и деепричастиями.

Наречие. Значение наречий. Правописание наречий. (Гласные на конце наречий. Наречия на шипящие. Отрицательные наречия. Слитное и дефисное и раздельное написание наречий и наречных сочетаний).

Служебные части речи. Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов. (Слитное, дефисное и раздельное написание производных предлогов). Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.

Частицы. Понятие о частицах и употребление в речи. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни.

Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.


Раздел 3. Синтаксис и пунктуация


Простое предложение. Связь слов в простом предложении: согласование, управление, примыкание. Члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения. (Тире между подлежащим и сказуемым. Невозможность других знаков препинания между главными членами предложения). Типы предложений по составу: двусоставные и односоставные (безличные, неопределенно-личные, назывные). Предложения полные и неполные. (Тире в неполных предложениях). Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах. Обособленные определения, дополнения, обстоятельства и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

Сложное предложение. Типы сложного предложения. Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них.

Сложноподчиненные предложения. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.


Раздел 4. Культура речи


Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Морфологические, синтаксические, лексические нормы современного русского литературного языка.

Морфологические нормы. Употребление имён существительных (род имён существительных, падежные окончания существительных). Употребление некоторых форм имени прилагательного (краткая форма прилагательных, степени сравнения прилагательных). Употребление некоторых форм имени числительного (склонение числительных, собирательные числительные, дробные числительные). Употребление некоторых местоимений. Особенности образования некоторых форм глагола. Употребление причастий и причастных оборотов. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов.

Синтаксические нормы. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы управления. Беспредложное управление. Предложное управление. Употребление предлогов.

Лексические нормы. Смысловая точность речи. Лексическая сочетаемость.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. Л.. 1993.

2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. М., 1995.

3. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2002.

4. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М., 1994.

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., 1996.

6. Водина Н.С., Иванова А.Ю. и др. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М., 1997.

7. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Из школы в вуз: Справочник-практикум по русскому языку. М., 1996.

8. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка. М., 1994.

9. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М., 1997.

10. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

11. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии (любое издание).

12. Граник Г.Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. М., 1995.

13. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. М., 2001.

14. Дроняева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка. Практикум. М., 2001.

15. Дымарский М.Я. Русский язык. На устном экзамене. Рекомендации для старшеклассников и абитуриентов. СПб., 2005.

16. Зыбина Т.М., Картавенко В.С., Королева И.А. Универсальный репетитор по русскому языку. Диктант, изложение, сочинение, устный экзамен. Саратов, 2002.

17. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в вузы. М., 1997.

18. Максимов В.И., Голубев Н.П. и др. Русский язык. Готовимся к поступлению в вуз. СПб., 1998.

19. Максимов В.И. и др. Русский язык. Учебник для средних специальных учебных заведений. М., 2001.

20. Миловидова И. Домашний репетитор: Проверяем свою грамотность. Тесты. (Орфография, пунктуация, стилистика). М., 1996.

21. Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? М., 1988.

22. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. М., 1998.

23. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Домашний репетитор: Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., 1996.

24. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык без репетитора. М., 1996.

25. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

26. Соловьев Н.В. Русское правописание. М., 1997.

27. Ткаченко Н.Г. Сборник текстов для изложений. М., 2004.

28. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие. М., 1997.

29. Чешко Л.А. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. М., 2002.

30. Шипицына Г.М. и др. Дидактические материалы для углублённого изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. М., 1996.

31. 1С: Репетитор. Русский язык / Мультимедийный учебный комплекс. [Электронный ресурс]. URL: old.philol.msu.rurus/kaf/inftechn/repetitor.htm

32. 1С:Репетитор. Сдаем ЕГЭ по русскому языку (2009) / Репетиционно-методический [Электронный ресурс]. URL: 1c-interes.ru catalog/3353611/3775201/

33. 1С:Репетитор. Тесты по пунктуации / Система диагностических компьютерных [Электронный ресурс]. URL: world.russianforall.ru learning/main.php…

34. 1С:Репетитор. Тесты по орфографии / Система диагностических компьютерных тестов [Электронный ресурс]. URL: db.inforeg.ru deposit…gCatalog/site/373-167…81.htm


Председатель предметной

экзаменационной комиссии

по русскому языку, к. псих. н, доцент Л. Н. Большунова




Похожие:

Пояснительная записка цели и задачи программы iconПояснительная записка 17 Цели и задачи образовательной программы 18 Содержание программы 19 Учебный план 29 «Модель»
I. Пояснительная записка к образовательной программе моу сош №5 г. Баксана. 4
Пояснительная записка цели и задачи программы iconЭлективный курс «Нанотехнологии» Содержание 1 Пояснительная записка 2 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цели: 2 Задачи
Тема Нанобиотехнологии на основе амплификации и репликации молекул нуклеиновых кислот
Пояснительная записка цели и задачи программы iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка цели и задачи программы iconПрограмма разработана в соответствии с Законом «Об образовании рф»
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка цели и задачи программы iconОбразовательная программа моу «Васильевская основная общеобразовательная школа»
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка цели и задачи программы iconОбразовательная программа Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением английского языка»
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи образовательной программы школы
Пояснительная записка цели и задачи программы iconРабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины) Предмет
Наличие структурных элементов программы ( титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников,...
Пояснительная записка цели и задачи программы iconI. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу «Д/с №2»
Цели и задачи деятельности мбдоу «Д/с №2» по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка цели и задачи программы iconПояснительная записка: актуальность и значимость программы 1 новизна 2 цели и задачи программы 3 ведущие теоретические идеи, принципы и технологии 4
В системе многоуровневого профессионального образования выделяют специальную довузовскую подготовку будущих студентов. Курсы довузовской...
Пояснительная записка цели и задачи программы iconПояснительная записка Автор программы: доцент Зудин Алексей Юрьевич Аннотация: Цели и задачи курса. Настоящий курс основан на интегральном подходе к феномену «политических организаций»
«смерть». В заключении рассматриваются новейшие тенденции в развитии политических организаций в западных и «постсоциалистических»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница