Скачать 2.54 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУКИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ----------------------------------------------------------------------------------Государственные инвестиции в рыночной экономике: пределы и возможностиМатериалы круглого стола АОЗТ «ЭПИКОН» Москва 2006 Ответственный редактор – Б. А. Хейфец С О Д Е Р Ж А Н И ЕПРЕДИСЛОВИЕ Богомолов О.Т. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Сулакшин С.С.БОЛЕЗНЬ ПОНЯТНА, ВЫХОД ЕСТЬ Водянов А.А. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Филатов В.И. ГОСУДАРСТВО И ИНВЕСТИЦИИЗевин Л.З.НЕОБХОДИМО РАЗУМНО СОЧЕТАТЬ ЧАСТНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Любский М.С. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ: ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА Либман А.М. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЗАКРЫТОЙ И ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ Новицкий Н.А. МЕХАНИЗМЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ Ленчук Е.Б.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ Квашнина И.А. ГОСИНВЕСТИЦИИ КАК ФОРМА ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА Рыхтиков О. И. О ПАРТНЕРСТВЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА Хейфец Б.А.РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНШурубович А.В.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССИИ Клюшова Е.А.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В УКРАИНЕ Таранкова Л.Г.РОЛЬ БАНКОВ РАЗВИТИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РОССИИТеперман В.А.ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ Журавин С.Г.ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАХОВЫе КОМПАНИИ КАК ИСТОЧНИК ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРЕДИСЛОВИЕ Этот сборник материалов подготовлен по результатам состоявшегося в ИМЭПИ РАН «круглого стола» «Государственные инвестиции в рыночной экономике: пределы и возможности».Главная цель «круглого стола» состояла в том, чтобы попытаться дать ответ на очень важный для современной России вопрос о возможностях прямого вмешательства государства в экономику путем осуществления инвестиций. Эта задача приобрела особое значение в условиях значительного роста доходов от сырьевого экспорта, увеличения валютных резервов и объема стабилизационного фонда, а также формированием инвестиционного фонда. В процессе подготовки и утверждения бюджета на 2006 г. велись острые дискуссии по поводу масштабов и направлений использования госинвестиций.Предметом дискуссии на «круглом столе» стали такие вопросы как различные теоретические подходы к использованию государственных инвестиций в рыночной экономике; роль госинвестиций на различных этапах экономического развития (при структурных трансформациях, поствоенном или посткризисном восстановлении экономики, ускорении экономического роста и т.п.); альтернативные формы вмешательства государства в экономику; эффективность участия государства в государственных компаниях и в совместных проектах с частными инвесторами; роль госинвестиций для модернизации экономики; возможные области использования госинвестиций на современном этапе экономического развития; задачи и механизм функционирования инвестиционного фонда; механизмы реализации госинвестиций и роль банков развития; критерии отбора инвестпроектов и т.п.В прошедшей дискуссии высказывались разные, часто несовпадающие точки зрения по поводу использования государственных инвестиций в России. В то же время в подавляющем большинстве выступлений подчеркивалась мысль, которую в концентрированном виде высказал Л.З. Зевин: «Спор, какие инвестиции более эффективны - частные или государственные - вне временных рамок и анализа состояния экономики страны … вообще бессмыслен. Никто не спорит, что в классической теории, при нормальной равновесной ситуации в экономике доминируют частные инвестиции, и инвестиционное вмешательство государства поэтому не нужно, и не эффективно. Но что делать, когда равновесие серьезно нарушено и необходима мобилизация государства для решения задач, связанных с выживанием страны, решением важнейших социальных проблем, укреплением позиций в мировом хозяйстве, осуществлением очередного технологического прорыва? На мой взгляд, история дала на этот вопрос весьма недвусмысленный ответ».И еще одна важная мысль, прозвучавшая во время дискуссии. Критерии эффективности при инвестировании для государства и частных инвесторов могут не совпадать. Эффективность экономической деятельности государства измеряется не только в рублях, но и в реализации проектов, которые имеют огромное общественное значение, или которые могут окупиться лишь в долгосрочной перспективе. В данной связи большой интерес представляет опыт зарубежных стран, в большей или меньшей степени использовавших такой мощный инструмент как государственные инвестиции. Многие участники «круглого стола» приводили интересные примеры удачной государственной инвестиционной политики, а также взаимодействия государства и бизнеса при реализации совместных проектов из опыта стран СНГ, Латинской Америки, Сингапура и других зарубежных государств. Также отмечались отдельные просчеты и ошибочные решения при проведении государственной инвестиционной политики в России. Во время дискуссии были высказаны конкретные предложения по совершенствованию государственной политики в инвестиционной сфере, по повышению эффективности использования средств стабилизационного и инвестиционного фондов, по принятию мер, обеспечивающих большую прозрачность при отборе инвестиционных проектов и реальный общественный контроль за государственными ресурсами. Все они представляют несомненный практический интерес. Мы надеемся, что подготовленное в ИМЭПИ РАН издание привлечет внимание и будет полезно широкому кругу читателей - практическим работникам органов управления и финансовых учреждений, парламентариям, руководителям крупных корпораций, научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам и всем интересующимся данной проблематикой. В подготовке сборника активное участие принимала Д.И. Ушкалова. Богомолов О.Т. |
![]() | Российская Академия Наук институт международных экономических и политических исследований центр азиатских исследований Работа включена в план приоритетных исследований имэпи ран на 2004-2006 гг. (Тема 2) | ![]() | Институт международных экономических и политических исследований «поставщиками» трудовых мигрантов – Азербайджана, Армении, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Вьетнама, Китая. Большинство из участников... |
![]() | Секция 7 Ведущий заседания – рязанцев сергей Васильевич, доктор экономических наук, профессор, Институт социально-политических исследований... | ![]() | Лесопромышленный комплекс россии: проблемы и перспективы участия в международных экономических отношениях Диссертационная работа выполнена в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации на кафедре мировой... |
![]() | Программа дисциплины «Экономическая дипломатия» Международных отношений в области дипломатии, фокусируясь на специфике дипломатических способов и методов реализации государственных... | ![]() | Исследование социально-экономических и политических процессов Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебное пособие. – М.: Вузовский... |
![]() | Международный институт гуманитарно-политических исследований (игпи) В настоящем издании представлены результаты исследования “Реформа местного самоуправления в | ![]() | Социальные механизмы управления организационными конфликтами Ведущая организация: Институт социально-политических исследований Российской академии наук |
![]() | Доклады Центра эмпирических политических исследований спбгу издаются с 2000 года Выпуск 4 Центра эмпирических политических исследований (цэпи) философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.... | ![]() | Доклады Центра эмпирических политических исследований спбгу издаются с 2000 года Выпуск 5 Центра эмпирических политических исследований (цэпи) философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.... |