Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка




НазваниеПрограмма тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка
страница1/27
Дата02.10.2012
Размер3.1 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка



Направления работы:

  • Развитие личностных ресурсов;

  • Этическо-нравственное развитие;

  • Первичная профилактика зависимостей (от табака, алкоголя, наркотиков);

  • Развитие толерантности и социальной эмпатии;

  • И пр.



Сценарии занятий


1 занятие


Цель: Знакомство, постановка целей на тренинг, выработка групповых правил, включение участников в тренинговую работу.


1.Упражнение на знакомство. (20-30 мин.)

Каждый участник в течение 5-10 мин. вспоминает историю своего имени. Что означает его имя? Кто дал ему данное имя? Как он относится к своему имени? Индивидуальный рассказ каждого участника о себе и своем имени.

2.Обсуждение правил работы в группе (40 мин.)

Группа делится на три подгруппы, каждая из которых предлагает свои правила работы в группе, потом все они обсуждаются и принимаются общие групповые правила. Правила записываются на ватмане и вывешиваются в помещении, где будет проходить дальнейшая работа.


Пример типичных правил:

1. Правило правил.

Правила оговариваются в начале проведения тренинга.


2. Правило цели.

Перед тренингом или всей программой определяется цель, т.е. то для чего и зачем всё это делается. После определения цели вопросы "зачем?" не ставятся.


3. Конфиденциальность

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.


4. "Здесь и теперь"

Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев (разбор домашнего задания и т.д.) запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.


5. Правило ‘Стоп’

Участник имеет право остановить любые расспросы, сказав «Стоп». Правило действует только по отношению к расспросам и не распространяется на выполнение упражнений. После введения такого правила ведущий предупреждает, что будет реагировать только на «Стоп», все остальные попытки уйти от ответа им будут игнорироваться. Это правило дает участникам уверенность в том, что они сами смогут регулировать процесс самораскрытия, и создает, таким образом, уверенность в безопасности происходящего.


6. Принцип Я

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.


7. Правило безоценочности

Нельзя оценивать и критиковать мнение и поведение других участников. Даже отзыв о поведении другого члена группы должен осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний, в форме Я–сообщения.


8. Активность

В группе отсутствует возможность пассивно "отсидеться". Активное участие всех в происходящем на тренинге является обязательным. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников, но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения.


9. Организационные правила

  • правило точного времени (запрет на опоздания)

  • в круге говорит один

  • говорим только в круг, не допускаются перешептывания

  • правило присутствия (крайне нежелательно отсутствие участника даже на одном занятии) и др.


10. Способ обращения друг к другу

Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" может быть достаточно трудным на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Штрафы и санкции вводятся не всегда, по желанию группы. Общее требование к штрафам – они не должны быть унизительными и служат, в первую очередь, не наказанием, а маркируют факт нарушения правил.

Принятые правила лучше зафиксировать (написать на доске, вывесить «лист правил» и т.д.). Завершить процедуру принятия правил можно «Кругом индивидуальной ответственности»: каждый участник группы берет на себя личную ответственность за их выполнение (проговаривает фразу «Я принимаю эти правила и буду их соблюдать»).


3.Разминка, сброс напряжения (10 мин)

Игра «Молекулы»

Все игроки – «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего объединяются в «молекулы» определённой ведущим величины (по 2,3,4,5 атомов). «Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной, величины должны в течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул», выбывают из игры.

4. Постановка целей на тренинг – 40 мин.

Обсуждение групповых целей работы (ведущий объясняет, на что в целом будет направлен тренинг, и обсуждает это с участниками).

Постановка индивидуальных целей: участники тренинга рисуют на листе бумаги в виде метафоры себя сейчас (на левой половине листа) и себя после тренинга (на правой половине). Между этими двумя образами рисуется маршрут (дорога, тропинка), на котором в дальнейшем будет отмечаться продвижение к цели. Каждый участник рассказывает о своем рисунке – каких целей он хочет достичь на тренинге.

Листы с рисунками собираются и будут раздаваться участникам каждый день (начиная со второго) в конце занятия, чтобы они могли отметить продвижение.


5. "Вертушка первого впечатления"- 40-50 мин.

В ситуации тренинга у участников есть возможность использовать уникальную возможность получить информацию о том впечатлении, которое они производят на людей при первичном контакте. Получение о себе обратной информации организуется таким образом, что каждый участник встречается с каждым в молчаливом минутном взаимодействии. При встрече в парах участники обмениваются блокнотами. В блокноте партнера участники пишут свое впечатление о нем. После того, как блокноты вернулись к своим хозяевам, происходит переход участников к новым партнерам, где алгоритм повторяется.

Тренер организует переход участников от партнера к партнеру и контролирует четкое выполнение задания.


Инструкция

«В предстоящем взаимодействии каждый из вас встретится с каждым в парном взаимодействии. При встрече по моей команде вы будете выполнять следующие действия:

  • обменяться рабочими тетрадями.

  • в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно-два слова) Ваше впечатление о нем по следующим позициям: 1) «ресурс» - что, твой взгляд, есть его сильная сторона; 2) «точка» - за счет каких его качеств (слабых мест), по твоему мнению, на него можно воздействовать («точка давления», «кнопка управления»).

  • снова обменяться рабочими тетрадями.

  • совершить переход для встречи со следующим партнером.

Таким образом, в вашей тетради вы соберете копилку мнений о себе в ситуации первого контакта.

Упражнение выполняется молча. Не нужно писать много (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, все ваши впечатления анонимны, а во-вторых, и это более важно, первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может быть неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по-разному. И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении.

Есть два правила, которые я прошу выполнять:

1.   Воздержитесь, пожалуйста, от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание)

2.   Выполняйте передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро).

Обсуждение:

Были ли неожиданности? Есть ли мнения, которые совпали с вашими представлениями о себе? Есть ли мнения, с которыми вы категорически не согласны? Почему они могли появиться? О чем может заставить задуматься это упражнение?

Обсуждение дня (15 минут)

Что стало основным приобретением для вас сегодня? Какой новый опыт вы получили?




2 занятие

Цель: Сплочение группы, снятие тревожности в процессе общения, отработка навыков установления и поддержания контакта.


1.Комплимент. (5-10 мин.)

"Давайте очень внимательно посмотрим друг на друга, посмотрим на своего соседа справа и слева, и попробуем отыскать друг в друге какую-то особенность, то, что раньше мы в силу своей невнимательности или занятости не замечали. Отметьте эти особенности для себя. А теперь мы будем кидать вот этот мячик и говорить друг другу комплименты. Мячик должен побывать в руках у каждого".


2. «Выбор траектории» - 20 мин.

Направлено на умение осознавать собственные предпочтения и склонности, на объединение в группу по общим характеристикам. Ведущий дает инструкцию, в которой предлагает участникам попробовать молча двигаться по кругу, по прямоугольнику, по треугольнику и зигзагу, и настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: круги, квадраты, треугольники и зигзаги. Обсудите в группах: в чем сходство людей, выбравших траектории. После пятиминутного обсуждения каждая группа представляет свое обоснование сделанного выбора.


3. Подарок (угадай, что нужно другим) – 40 мин.

Участники дарят друг другу воображаемые подарки, стараясь почувствовать, что именно может быть приятным другому человеку; каждый имеет право отказаться от подарка, если он ему не нравится; в этом случае даритель должен найти именно то подарок, который нужен этому человеку.

Каждый должен подарить подарок каждому.


4. Слепец-поводырь – 50 мин.

Группа делится на пары любым способом (водящий, водимый). Водящий водит закрывшего глаза водимого и предлагает ему различные предметы потрогать. Задача водимого - не называя предметы, ощущать их как впервые, делать с ними то, что хочется.

Через 15 минут «слепец» и «поводырь» меняются ролями.

Обмен впечатлениями в общем кругу.


5. Обустройство комнаты – 20 мин.

Все сидят в круге. Представить пустую комнату 6х4 м. С левой стороны в более длинной стене дверь. Напротив двери два окна. Между окнами промежуток в 1 метр. Задача: каждый по кругу через дверь вносит по одному любому предмету для обстановки комнаты, и так несколько кругов. Человек, вносящий предмет описывает его и рассказывает, куда поставил, повесил и т.д. По команде тренера по кругу, но в обратном порядке каждый выносит по одному предмету (кроме своих), пока комната не опустеет. Вынося, нельзя брать нижние предметы из- под верхних, а внешние, пока внутри что-то есть. Животных не приносить. Опустошив комнату, развеять её образ.


6. «Дерево и листья» - 15 мин.

Цель: Усиление осознания и прочувствования себя среди других как части целого и вместе с тем как чего-то отдельного, индивидуального.

"Встаньте свободно и займите любую позу удобную для вас. Представьте себе - вы листики одного дерева, стоящего на холме среди других деревьев. Летний солнечный день... Подул ветер... Он становится сильнее... Над вами сгущаются тучи... Пошел дождь... Дождь становится сильнее... Дождь утихает... Тучи рассеиваются... Через них пробиваются лучи солнца... Они касаются вас... Ощутите их прикосновение... Откройте глаза. Вы теперь не листики - ты Таня и т.д. Все возвращаются в круг.


Обсуждение:

- Какие чувства и ощущения вы испытали, будучи листиками? Поделитесь ими. Возникло ли ощущения общности? Понравилось ли вам оно?


7. Завершающая часть – упражнение «Я поеду в Америку» – 15 мин.

Ведущий: «Мы с вами собираемся в Америку и собираем чемодан в дорогу. Но в Америку поедут не все, а только те, кто обладает определенным признаком. Ваша задача – понять, что это за признак и воспроизвести его».

Ведущий передает по кругу эстафетную палочку со словами «Я поеду в Америку и беру с собой...», обязательно добавляя «пожалуйста» при передаче предмета другому. Тем, кто использует «пожалуйста», ведущий говорит, что они едут в Америку, остальным – нет. Участники не имеют права говорить другим, что им нужно сделать для «поездки в Америку». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, в чем дело (признак – «в Америку берут только вежливых»).


Обсуждение дня (15 минут)

Что стало основным приобретением для вас сегодня? Какой новый опыт вы получили? Отметьте на рисунках, насколько вы сегодня продвинулись к вашей цели.


3 занятие

Цель: Изучение различных способов и средств общения (вербальных и невербальных), переход к анализу собственных стратегий общения, их эффективности/неэффективности в различных ситуациях.


1.Приветствие (5-10 мин.)

Каждый участник группы придумывает свой индивидуальный и оригинальный способ приветствия и здоровается им с кем-то из участников. Следующего участника приветствовать так, как поприветствовали вас. И так со всей группой.


2. Шкалы по признакам – 20 мин.

Направлено на разминку и отработку невербального взаимодействия в группе.

Ведущий задает ряд признаков, а участники должны молча, общаясь только с помощью мимики и жестов, пересесть по возрастанию выраженности данного признака (например, слева от ведущего – участник с наименьшей выраженностью признака, справа – с наибольшей).

Примеры признаков:

  • цвет волос (от самого светлого к самому темному);

  • цвет глаз;

  • длина пальцев;

  • возраст;

  • дата рождения (день и месяц) и т.д.


3.Силуэт человека - 1ч. 30 мин.

Направлено на осознание собственных чувств и связанных с этим способов поведения.

Материалы: листы формата А4. Разнообразные изобразительные средства: карандаши, фломастеры.

"На листе бумаги нарисуйте силуэт человека (изобразите только контуры, очертания). "Заселите" силуэт эмоциями и чувствами, подберите каждому из них соответствующее место и подходящий цвет.

Придумайте название получившейся "картине" и короткий рассказ от имени самого первого изображенного вами чувства".

На все дополнительные вопросы о содержании, деталях, способах изображения, ведущему надо отвечать: "Как вы считаете нужным".

После того как работа завершена, участники рассаживаются по кругу и обмениваются впечатлениями.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconПрограмма составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Основная цель программы практическая подготовка подростков к будущей жизни в семье, формирование у них знаний и умений, способствующих...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconРезультативность работы по организации проведению мероприятий по ступеням, общешкольных мероприятий, способствующих повышению уровня обученности и воспитанности, мероприятия имеющие выход на окружной, региональный, всероссийский или международный уровень от 0 до 2 баллов
Культура общения, соблюдение Кодекса профессиональной этики, конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательного...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconМетодическая разработка «Адаптация первоклассников к школьной жизни как педагогическая проблема»
Социально-педагогические мероприятия по повышению общего уровня адаптации первоклассников к школьной жизни
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconСегодняшней нашей встречи
Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих формированию...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconПрограмма научного семинара «Институциональная структура и эффективность банковской системы» для направления 080100. 68 "Экономика"
Занятий посвящена презентации и обсуждению проектов курсовых работ (1-й курс) и магистерских диссертаций (2-й курс), что увеличивает...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconВикторины название станции
Повысить уровень сформированности качеств личности школьников, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconСоциальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Настоящее издание подготовлено и осуществлено в рамках бюджетной программы «Психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconИсследование уровня адаптации учащихся
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня школьной готовности будущего первоклассника (общая...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconРасписание занятий 3 курса
Примечание: занятия по физической культуре, педагогике, социальной политике, правовому обеспечению социальной работы, теории социальной...
Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной адаптации подростка iconОбразовательная программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «центр информационных технологий»
Целью программы является создание условий для развития и адаптации процессов информатизации в региональной системе образования, способствующих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница