Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования




Скачать 426.44 Kb.
НазваниеПатриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования
страница1/3
Дата02.10.2012
Размер426.44 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Горбунов Владимир Степанович


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 13.00.01 – общая педагогика, теория и история педагогики.


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Кемерово 2007

Работа выполнена на межвузовской кафедре общей и вузовской педагогики ГОУ ВПО «Кемеровский Государственный университет».


Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Солодова Галина Геннадьевна


Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Щенников Владимир Петрович


кандидат педагогических наук

Хвалевко Наталья Геннадьевна


Ведущая организация: ГОУ ДПО/ПК/С Кузбасский региональный

институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Защита состоится 14 ноября 2007 года в 10-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.088.02 в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по адресу: 650043, пр-т Советский, 73, ауд. 2319.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кемеровского государственного университета по адресу 650043, ул. Красная, 6.


Автореферат разослан 12 октября 2007 года


Учёный секретарь

диссертационного совета

д-р. пед. наук, профессор М.И. Губанова


Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, которые происходят в обществе. Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы целостного процесса воспитания. Молодой гражданин должен быть способным к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой самодеятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, ему необходимо быть предприимчивым и деловитым, обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда, он должен быть готов к защите своих прав и свобод. Поэтому важной задачей является формирование гражданина-патриота своей страны, знающего законы государства, обладающего правами и обязанностями, принимающего участие в жизни общества, обладающего определёнными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве. Перестроечные процессы обострили проблемы национального экстремизма, бездуховности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание как целостный процесс должно быть направлено на правовые и нравственные аспекты как двуединые составляющие сущности гражданина-патриота. Именно сформированность патриотизма должна стать смыслом гражданского воспитания, его конечной целью в формировании личности гражданина-патриота, в становлении гражданского общества.

На важность данной проблемы указывают и документы, принятые правительством Российской Федерации: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ» (2003), Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (2005),

Степень разработанности проблемы. Анализ литературы показал, что проблемами патриотического и гражданского воспитания занимаются многие исследователи, однако гражданское и патриотическое воспитание рассматриваются ими как самостоятельные направления целостной системы общественного воспитания, что приводит к противоречиям в толковании целостного воспитательного процесса и мешает разработке интегрированного подхода в его толковании.

Патриотическое воспитание рассматривалось учёными в разных направлениях: во внеурочной работе - М. А. Горбова (1999) Н. А. Мельникова (2003), С. М. Платонова (2004), Т. Н. Искандирова (2005), О. Н. Дуничева (2005), В. Г. Игишев (2005) и др.; на уроках - Ю. В. Лазарев (1999), И. Н. Глазунова (2002), А. Быков (2005), И. В. Вахрушева (2005) и др.; в музейной, краеведческой работе - Г. В. Вишина (1999), Т. А. Зимина (2000), Д. С. Сенюк (2002),Н. В. Нагорский (2005), Р. Гера (2005), Т. Б. Бабаева (2005), Е. Алексеева (2006) и др.; как военно-патриотическое направление - С. А. Алиева (2002), Г. М. Лысенко (2005), А. И. Поберёзкин (2003), А. Н. Вырщиков (2006) В. К. Савельев (2004) и др.; управление муниципальной системой патриотического воспитания - В. И. Безруков (2005), В. Ю. Ерёмина (2005), Г. С. Зайцев (2005), Н. Москвичёв (2005), Л. Д. Панова (2005), Н. Г. Хвалевко (2005) и др.;

В научной литературе обращается внимание на необходимость интеграции патриотического и гражданского воспитания, создание целостной воспитательной системы, подчеркивается тесная связь патриотического и гражданского воспитания (К. Ш. Ахиярова, А.С. Гаязов и др.), однако эта проблема недостаточно полно освещена в современной педагогике. Среди выполненных в этом аспекте работ можно назвать публикации Н. А. Сиволобовой (2003), С. Д.Полякова (2004) и В. И. Лутовинова (2006). Авторами отмечается, что хотя на сегодняшний день существует достаточно много наработок и по патриотическому, и по гражданскому воспитанию, но обширные исследования всё еще не привели к пониманию необходимости интеграции воспитания как целостного процесса, как качественно нового явления в педагогической науке и практике.

Анализ современной социокультурной ситуации показывает важность патриотизма как нравственной ценности, оказывающей влияние на формирование личности гражданина. Патриотическое воспитание в период построения гражданского общества несёт в себе нравственный аспект, а гражданское воспитание привносит в процесс воспитания правовой, социальный аспект.

В нашей опытно-экспериментальной работе мы акцентировали внимание на патриотическом воспитании, нравственный аспект которого одухотворяет все направления воспитательной работы и способствует формированию гражданина-патриота.

В ходе исследования были выделены противоречия между:

- задачей построения гражданского общества и отсутствием чёткой и стройной системы патриотического воспитания, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;

- возрастающей социальной значимостью проблемы патриотического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;

- необходимостью разработки целостного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на формирование личности гражданина-патриота, и неразработанностью его программного обеспечения, разрозненностью воспитательных действий и операций.

Наше исследование основывается на положении о необходимости разработки теоретических оснований патриотического воспитания как целостного воспитательно-образовательного процесса,направленного на формирование личности гражданина-патриота, реализуемого в условиях городской системы образования.

Проблема исследования - каким должно быть патриотическое воспитание современных школьников, которое бы способствовало формированию личности гражданина-патриота?

Тема исследования: «Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования».

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить пути и средства патриотического воспитания современных школьников в условиях городской системы образования.

Объект исследования: патриотическое воспитание школьников.

Предмет исследования: патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание современных школьников будет результативным, если:

  • данный процесс рассматривается как часть целостного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в условиях городской системы образования;

  • разработана концепция организации взаимодействия школьного и дополнительного образования по патриотическому воспитанию;

  • выявлены пути и средства патриотического воспитания в условиях городской системы образования;

  • разработан методический комплекс, обеспечивающий организацию патриотического воспитания в условиях городской системы образования

Задачи исследования:

  1. Изучить становление гражданского и патриотического воспитания в историческом аспекте и выявить характеристики целостного воспитательного процесса, значимые для новых социокультурных условий.

  2. Разработать критерии и показатели сформированности гражданско-патриотической направленности личности современного школьника.

  3. Разработать концепцию патриотического воспитания и определить возможность её реализации в условиях городской системы образования.

  4. Обосновать деятельность школьного музея как системообразующего компонента патриотического воспитания в условиях образовательных учреждений города.

5. Разработать научно-методические рекомендации по патриотическому

воспитанию, обеспечивающие взаимодействие школьного и дополнитель-

ного образования в условиях городской системы образования.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Определяющее значение в концептуальном плане с позиции нашего исследования составили теоретические положения учёных, разрабатывающих теорию гражданского и патриотического воспитания, гражданского образования, научные труды отечественных и зарубежных исследователей, работающих в области гражданского воспитания и образования.

Наше исследование базируется на теориях и концепциях процесса воспитания, отвечающих изменениям в современном обществе:

- личностно-ориентированный подход – Ш. А. Амонашвили, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская и др.;

- системный подход - -Ю. К. Бабанский, И. П. Иванов, Г. Н. Филонов, Э. Г. Юдин и др;

- теория воспитательного коллектива - И. П. Иванов, Т. Е. Конникова, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, К. Д. Радина, В. А. Сухомлинский;

- теория личности - А. А. Бодалев, Л. И. Божович, И. С. Кон, К. К. Платонов, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский;

- теория и практика гражданского и патриотического воспитания- Л. И. Аманбаева, А. Н. Вырщиков, А. С. Гаязов, Г. Н. Филонов, С. В. Марзоев, В. К. Савельев и др.;

- теория национального и интернационального воспитания - З. Т. Гасанов, С. И. Гессен, И. А. Ильин, П. Ф. Каптеров, В. Н. Сорока-Росинский, и др.;

- теория коллективного творческого воспитания – И. П. Иванов, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, С. М. Платонова, А. В. Тубельский, Н. П. Царёва;

Исследование проводилось в несколько этапов:

на первом этапе (1993-1998) – аналитико-проблемном – осуществлялся анализ актуальных проблем воспитания, поиск новых форм организации воспитательного процесса в детском коллективе, сформулирована проблема научного исследования, определены цель и задачи опытно-экспериментальной работы.

на втором этапе (1998-2000) - теоретико-методологическом –проводился констатирующий эксперимент, по результатам которого была разработана программа опытно-экспериментальной работы, определены объект и предмет исследования. Итогом этой работы стала разработка концепции патриотического воспитания школьников в условиях городской системы образования.

на третьем этапе (2001-2005) – экспериментально-поисковом – были разработаны основные идеи и положения исследования, продолжен констатирующий и формирующий эксперименты, уточнён научный аппарат исследования – объект, предмет исследования, его цель, гипотезу и задачи.

на четвёртом этапе (2006-2007) – итоговом – осуществлялось обобщение результатов работы, проводился анализ и уточнение выводов исследования, оформлялся текст диссертации.

Педагогический эксперимент проводился на базе общеобразовательных школ города Кемерово, Центра дополнительного образования детей, школьных музеев всех образовательных учреждений города (1998-2007). В опытно-экспериментальной работе принимали участие учащиеся 5-11 классов, актив городского штаба школьных музеев, юные музееведы и экскурсоводы города на базе ГДЮЦ ГЭР, заместители директора по воспитательной работе школ города, руководители школьных музеев, классные руководители. Всего исследованием было охвачено более 1300 школьников, более 150 активистов школьных музеев и членов штаба, 76 руководителей школьных музеев, 28 организаторов работы по патриотическому воспитанию, 68 классных руководителей.

Личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов состоит:

- в проведении теоретико-педагогического анализа научной литературы;

- в разработке основных идей и положений по избранной теме;

- в разработке теоретической модели патриотического воспитания в условиях

городской системы образования;

- в непосредственном осуществлении Городской комплексной программы

патиотического воспитания «Я – Кемеровчанин»;

- в разработке методических рекомендаций по реализации программы;

- в подготовке актива школьных музеев в реализации всех направлений пат-

риотического воспитания, отражённых в программе;

- в обучении организаторов патриотического воспитания в школах, руководи-

телей школьных музеев и классных руководителей.

Научная новизна исследования заключается:

- в выявлении этапов становления гражданского и патриотического воспитания в историческом аспекте и выявлении характеристик целостного воспитательного процесса в новых социокультурных условиях;

- в обосновании интегративного понятия «гражданин-патриот» как целостного образа современного человека, определяющего стратегию в организации воспитательного процесса, и разработке содержания личностной характеристики «гражданско-патриотическая направленность» школьника как целевой установки воспитательно-образовательного процесса в городской системе образования;

- в обосновании педагогических основ патриотического воспитания как целостной системы, обеспечивающей взаимодействие школьного и дополнительного образования в условиях городской системы образования;

- в разработке концепции патриотического воспитания в условиях современ-

ной системы образования города, включающей обоснование нравственных

ценностей, цели и задач, принципов, содержания патриотического воспита-ния, форм и методов, видов деятельности, обоснование педагогики патрио-

тизма;

- в выявлении педагогических путей патриотического воспитания в условиях городской системы образования, к которым мы относим: взаимодействие

Центра дополнительного образования детей с городскими управленческими

структурами, организационно-методическую деятельность Центра дополни-

тельного образования детей, систему методической учёбы организаторов пат-

риотического воспитания, деятельность школьных музеев, организацию по-

исково-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях города, формирование и развитие традиций патриотического воспитания в городской системе образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке педагогических основ патриотического воспитания современных школьников, что обогащает общую теорию целостного воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в условиях современного города; в обосновании нового понятия «гражданско-патриотическая направленность» школьников и раскрытии её структурно-содержательных характеристик, определении критериев её сформированности (когнитивный, аксиологический, эмоционально-чувственный и действенно-практический);

Практическая значимость исследования заключается в её прикладной части: разработаны общие подходы и методические технологии в организации патриотического воспитания в новых социокультурных условиях и определена возможность их реализации в городской системе образования; разработаны и внедрены в практику общеобразовательных учреждений программы: «Примерная программа воспитательной работы классного руководителя 5-11 классов» Городская комплексная программа патриотического воспитания «Я – Кемеровчанин», Программа по музееведению для актива школьных музеев «Юные музееведы и экскурсоводы» Программа для руководителей школьных музеев «Школьное музееведение» методические рекомендации для классных руководителей по подготовке и проведению уроков города, методические рекомендации для руководителей школьных музеев по планированию работы на год.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается принципами научной методологии, обоснованности комплекса теоретических и экспериментальных методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике, опорой на эмпирические данные, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента, их статистической значимостью, а также воспроизводимостью результатов эксперимента и практическим опытом автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современные социокультурные условия актуализируют необходимость рассматривать патриотическое воспитание в единстве с гражданским, патриотизм рассматривается как характеристика личности современного гражданина, а социальная направленность в организации целостного воспитательного процесса ориентирует его на целостный образ гражданина-патриота, который понимается нами как человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений; созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.

2. Целью воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в условиях школьного и дополнительного образования, выступает развитие гражданско-патриотической направленности современного школьника. «Гражданско-патриотическая направленность личности» школьника - это совокупность гражданских, патриотических мотивов и целей, которые ориентируют деятельность человека на служение Родине, на желание жить для Родины, на заботу о людях;

- определяющим фактором является гражданское, патриотическое видение мира, гражданско-патриотическое мировоззрение;

- главным идеалом является идеал Родины и идеал человека, истинного гражданина-патриота;

- определяющими являются социальные и коллективистские мотивы, соответствие личных мотивов интересам общества, коллектива, Родины;

- главенствующее значение познавательных потребностей, гармония духовных и материальных потребностей, их разумный характер;

- целеустремлённость к служению Отечеству и готовность встать в нужный момент на его защиту

3. Критериями и показателями сформированности гражданско-патриотичес-кой направленности личности являются:

- когнитивный ( знание истории Родины, города, края; познавательные потребности; ясное и чёткое представление о своей будущей профессии; знание и понимание законов государства, политической структуры общества; гражданская позиция);

- аксиологический (понимание общечеловеческих нравственных ценностей; осознание необходимости руководствоваться этими ценностями в своей жизни);

- эмоционально-чувственный (осознание себя патриотом Родины, гражданином России; умение сострадать, любить, заботиться, испытывать удовлетворение от деятельности; гуманистические мотивы деятельности, гражданские чувства);

- действенно-практический (умение трудиться, сотрудничать; способность совершать гражданские поступки; навыки самовоспитания, саморазвития; умение ставить социально значимые цели и добиваться их реализации).

4. Процесс становления гражданина-патриота в современной социокультурной ситуации представляет собой целостную систему патриотического воспитания, которая понимается нами как «педагогика патриотизма», включающая в себя обоснование нравственных ценностей, целей, задач, принципов, содержания патриотического воспитания, форм и методов, видов деятельности. В нашем понимании «педагогика патриотизма» – это целостный процесс патриотического воспитания, сущностью и пафосом которого является любовь к Родине, идеал Родины; в ходе и в результате этого процесса в специально организованных педагогических ситуациях, осуществляемых в разных видах деятельности, происходит становление и развитие гражданско-патриотической направленности личности (её гражданского, патриотического самосознания, патриотического видения мира) на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания и сформированного умения жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту её интересов и территориальной целостности.

5. Деятельность школьного музея рассматривается как системообразующий компонент патриотического воспитания, обеспечивающий связь школьного и дополнительного образования в условиях современного города: деятельность музея способствует формированию актива школьников, активизирует интерес школьников к краеведческой работе, носит общественно-полезную, гражданско-патриотическую направленность, активизирует образовательный аспект краеведения, способствует созданию патриотических клубов, возрождению и созданию традиций, активизирует деятельность ученического самоуправления.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса в школах Тоснинского района Ленинградской области (Примерная программа воспитательной работы кл. руководителя 5-11 классов), в работе Кемеровского университета культуры на кафедре истории, музееведения и краеведения (зав. кафедрой проф. А.М. Кулемзин) для организации практических занятий со студентами-музееведами (Сборник методических материалов «Школьное музееведение»), в образовательных школах городов Кемерово и Гурьевска (Городская комплексная программа патриотического воспитания «Я – Кемеровчанин»).

Основные положения диссертации докладывались на научно-практических и теоретических конференциях: международного уровня – г. Санкт-Петербург (2006); всероссийских – г. Тверь (2004), Челябинск (2005), региональных - Кемерово (2002, 2004).

Разработанные программы и методические материалы были представлены на конкурсах: Всероссийский конкурс материалов по воспитательной работе, 1997 (Диплом победителя); Всероссийский открытый конкурс «Педагогические инновации-2001» (Диплом лауреата); Всероссийский конкурс «Растим патриотов России», 2004 (Дипломант).

Содержание диссертационного исследования нашло отражение в опубликованных автором статьях и рекомендациях научно-практического характера. Общий объём публикаций составляет: 1 международный сборник научных трудов, 3 коллективных монографии, 10 статей и тезисов, из них 1 статья опубликована в журнале «Воспитание школьников» (2007, № 5,7), 6 в центральных журналах «Классный руководитель», «Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник», «Педагогические науки», «Аспирант и соискатель», 14 методических рекомендаций. По результатам исследования получено три авторских свидетельства ФГУП № № 8009, 8010, 8011 от 29.03. 2007.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 268 наименований. В работе приведено 26 таблиц и 14 приложений.


Основное содержание диссертации


Во введении дана общая характеристика работы: показана актуальность темы исследования, определены проблема и степень её разработанности, основные цели, гипотеза и задачи, дана характеристика теоретико-методоло-гических оснований, охарактеризована источниковая база, этапы и предмет исследования, отмечена научная новизна и практическая значимость, выделены положения, выносимые на защиту.

  1   2   3

Похожие:

Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования icon«Гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях сельского социума»
Из опыта работы учителя истории моу «сош с. Кормежка» Балаковского района Саратовской области
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconПрограмма «духовно-нравственное воспитание школьников»
Гражданским кодексом рф, «Основами законодательства РФ о культуре», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан...
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconОтдел образования Администрации Октябрьского района
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы» и районной...
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования icon«Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к региональной культуре»
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России. Патриотическое воспитание и интенсивное развитие информационных...
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования icon«Военно-патриотическое воспитание в учреждениях культуры: опыт и современность»
Военно-патриотическое воспитание населения на примере работы Адагумского сельского Дома Культуры
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconПатриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики
Охватывает 4 основных этапа
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconТема доклада: «Роль школьного музея в патриотическом воспитании»
Патриотическое воспитание молодежи является одним из главных направлений. Работа по патриотическому воспитанию молодежи проводится...
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconГорский В. А. Техническое творчество и патриотическое воспитание школьников
Алексеев А. П., Богатырев А. Н., Серенко В. А. Робото-техника. М.: Просвещение. 1993
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconГорский В. А. Техническое творчество и патриотическое воспитание школьников
Алексеев А. П., Богатырев А. Н., Серенко В. А. Робото-техника. М.: Просвещение. 1993
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования iconОтчет по итогам работы городской экспериментальной площадки
Ма доу црр д/с №24 по теме «Патриотическое воспитание дошкольников на материале краеведения и историко-культурных традиций малой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница