В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по




НазваниеВ сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по
страница1/25
Дата02.10.2012
Размер3.41 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25




В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству федеральными органами исполнительной власти, государственными учреждениями, научными, общественными и коммерческими организациями, специализирующимися на вопросах культурной и молодежной политики, телевидения, книгоиздания, художественного образования:

  • Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;

  • Федеральным агентством по культуре и кинематографии;

  • Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям;

  • Главным информационно-вычислительным центром Федерального агентства по культуре и кинематографии (ГИВЦ Роскультуры);

  • Российской государственной библиотекой;

  • Научно-информационным центром по культуре и искусству (НИЦ Информкультура);

  • Институтом художественного образования Российской академии образования;

  • Центром социологии образования Российской академии образования (ЦСО РАО);

  • Российской книжной палатой;

  • Московским институтом социально-культурных программ;

  • Творческим объединением «ЮНПРЕСС»;

  • Телекомпанией «Класс!»;

  • Некоммерческим партнерством «Культу.Ru!»

Все материалы опубликованы в «авторской редакции». Верстка, выделение текста, а также незначительные купюры представленных материалов осуществлены редакторами данного сборника.

Оглавление

О просветительской и воспитательной роли культуры (введение в проблему)


4

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Система художественного образования и эстетического воспитания в Российской Федерации: особенности и проблемы

Цели и задачи художественного образования

Характеристика сети учреждений художественного образования

Проблемы системы художественного образования

Болонский процесс

Выводы, рекомендации и предложения



8

Федеральное агентство по культуре и кинематографии

1. Культура и общее образование

2. Детские школы искусств: анализ проблем жизнедеятельности и пути развития

3. О роли государства поддержке дебютных, инициативных и экспериментальных проектов в области современного искусства



19


21



31


Институт художественного образования Российской академии образования

О развитии художественного образования детей в Российской Федерации
(записка в Правительство Российской Федерации)


Основные проблемы и противоречия

Художественное образование как феномен цивилизации

Художественное образование и массовая культура



38

Московский институт социально-культурных программ

«Молодежная культура» и «Культура для молодежи»: опыт осмысления проблемы

Введение

Молодёжная культура как составляющая часть национальной культуры

Трансформация культурных запросов молодёжи и культурное предложение

Межнациональные культурные отношения

Воспитание гражданственности, патриотического сознания

Культурные девиации в молодёжной среде

Молодёжная культурная политика: цели и задачи

Выводы и предложения



48

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

1. О государственной поддержке телевизионных и радиопрограмм, Интернет-проектов, имеющих социальное и образовательное значение

2. Итоги общероссийского социологического исследования
«Чтение детей и подростков»


3. Тезисы доклада руководителя Роспечати М.В.Сеславинского
на II Межотраслевой конференции «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития»
(Москва, 6 марта 2007 г. )





69

72





74



Некоммерческое партнерство «Культу.Ru!»

1. Интернет как пространство культуры

Состояние и особенности Интернет-пространства России

Количественные характеристики Рунета

Интернет и культура

О некоторых способах насыщения Интернета материалами о явлениях культуры

2. Мегапроект «Культу.Ru!» как пример социально значимого проекта по внедрению информационных технологий в развитие художественной культуры



87









99








Творческое объединение «ЮНПРЕСС»

Как проводят свободное время российские подростки: социологический анализ








110


Центр социологии образования Российской академии образования

Подросток и книга



122

Российская государственная библиотека и НИЦ Информкультура

1. Аналитическая справка к заседанию Совета при Президенте РФ
по культуре и искусству


2. «Россия читающая?». Дайджест-обзор по материалам российской прессы

Чтение в современной России

Детское чтение

Книгоиздание и книгораспространение

Книжный рынок и библиотеки

Как вернуть книгам читателей? (Новости из регионов и зарубежный опыт)





126


131




Российская книжная палата

1. Книжное дело в России: современные проблемы
и предложения по оптимизации


2. «Рекорд вместо кризиса?».
Основные статистические показатели российского книгоиздания в 2006 г.




142



147




ПРИЛОЖЕНИЯ




159




I. Иллюстрации к докладу руководителя Роспечати М.В.Сеславинского
на II Межотраслевой конференции «СМИ, книгоиздание, полиграфия: итоги 2006 года и перспективы развития», 6 марта 2007 г.





II. «Детское ТВ-вещание: необходимы перемены» (аналитический доклад Телекомпании «Класс!», март 2007)

Технический охват каналов

О роли телевидения и международный опыт


Нормативно-правовая база и ситуация с детским вещанием в России

Подробный анализ детского вещания в эфире российских телеканалов


Выводы и предложения


Приложение 1: Структура телеэфира на каналах по жанрам


Приложение 2: Программное наполнение детского эфира в 2001-2006 гг.





III. Система учреждений художественного образования Российской Федерации (статистические материалы ГИВЦ Роскультуры)





IV. Национальная программа поддержки и развития чтения (полный текст)





V. Избранные главы из книги М.Е.Порядиной, В.А.Сироженко, К.М.Сухорукова «Чтение и книжный рынок в информационном пространстве».

Статистика чтения и книгопотребления

Покупатели книжных магазинов Москвы и Санкт-Петербурга







О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ КУЛЬТУРЫ

(Введение в проблему) 1


Так сложилось в истории нашей страны, что российская культура всегда играла в жизни страны и общества совершенно особую роль. Ставшая привычной фраза «Поэт в России больше чем поэт», по-прежнему сохраняет свой прямой и непреложный смысл.

Российское, русское искусство, культура спасали нашу страну в самые трудные, смутные времена, позволяя сохранить национальную идентичность и возродить государство, но и все взлеты в общественном развитии имели своим источником отечественную культуру. Именно особая миссия российской культуры всегда делала ее чрезвычайно чувствительной к позиции власти и всякий раз, когда власть отказывалась от культуры, как фактора общественной консолидации и стабильности, страна погружалась во тьму и хаос.

Последние 20 лет российской истории еще раз подтвердили эти особенности существования и развития России.

С 2000 года Новая Россия вошла в период стабильного социально-экономического развития и этот процесс сопровождался приоритетной поддержкой государства российской культуры.


Проводилась широкомасштабная работа по реконструкции и строительству зданий учреждений культуры: был введен в строй и открыт обновленный Государственный Исторический музей, Инженерный замок и Строгановский дворец Государственного Русского музея, 1-я очередь фондохранилища Государственного Эрмитажа, реконструкция здания Новосибирского оперного театра, новое здание Российской национальной библиотеки.

Проведена реставрация десятков уникальных памятников истории и культуры Петрозаводска, Пскова, Великого Новгорода, Ярославля, Владимира, Суздаля, Казани, Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга.

Возродилась внутрироссийская гастрольная деятельность наших театров и исполнительских коллективов. Благодаря учреждению Президентских грантов в страну вернулись лучшие творческие силы, придав культурной жизни России небывало высокий уровень.

Зрители вернулись в театры, музеи, концертные залы, неисчерпаемые ресурсы национальных библиотек стали доступны читателям в самых отдаленных городах и селах страны.

Без преувеличения фантастический прорыв был достигнут в сфере отечественной кинематографии, которая благодаря программе Государственной поддержки сумела преодолеть глубочайший кризис 1990-х годов, выйти к производству ежегодно более 80 игровых фильмов, которые в кинотеатрах страны посмотрел каждый 5-й житель России.

Рост международного престижа России как в зеркале отразился в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга, которое стало триумфом и новой Российской демократии, и отечественной культуры.

Таким образом, в первое пятилетие XXI века мы были вправе гордиться тем, как Российское государство относится к своей культуре.

Тем более острую тревогу и обеспокоенность вызывает тенденция, возникшая в последние полтора года, когда культура исчезла из числа национальных приоритетов.



  • В трехлетнем финансовом плане на 2006-2008 г. заложено не просто существенное снижение темпов роста расходов на культуру и кинематографию и их доли в расходной части бюджета, но и все возрастающий разрыв в этих показателях между культурой, с одной стороны, и образованием, здравоохранением и спортом, с другой. Причем разрыв этот увеличивается в десятки раз.

  • Изменение принципов межбюджетных отношений в сочетании с относительным уменьшением объемов финансирования отрасли приводит к исключению из сферы государственной поддержки культуры регионов и муниципальных образований, что делает фактически невозможным сохранение единого культурного пространства страны.

  • Более того, специфика культурного развития никак не учтена и в базовых принципах административной реформы в ее региональном аспекте, что уже сегодня привело к массовому закрытию региональных и муниципальных учреждений культуры и художественного образования.

  • Ориентация на поддержку федеральным центром только высших достижений в профессиональном искусстве и крупнейших культурных институций в самое ближайшее время приведет к деградации и гибели того явления, которое называется «русская культура». Без детских музыкальных школ и школ искусств некому будет учиться в наших консерваториях, а затем играть в оркестрах, петь на оперной сцене. Исчезновение муниципальных библиотек и музеев обречет огромное число наших юных и взрослых сограждан на функциональную неграмотность и историческое беспамятство. Результатом этого будут не только пустые залы национальных музеев и библиотек, но общая деградация населения.


Таким образом, мы рискуем утратить то свойство национальной культуры, которое веками делало ее великой и которое отличает ее от современной культуры большинства стран Европы и США – это ее подлинная, базовая народность, когда корневая система культуры пронизывает всю страну, питаясь талантом народов России, чтобы в результате сформировать великолепную крону, увенчанную высочайшими мировыми достижениями во всех видах искусства и культуры.


Нашей стране многому можно и нужно учиться у развитых иностранных государств, но в сфере культуры весь мир учился и продолжает учиться у нас.

К сожалению, культура очень хрупкий организм, и разрушения, которые уже начались, носят фатальный, необратимый характер. Как бы стройно не выглядела в теории последовательность смены приоритетов социально-экономического развития страны, позволив российской культуре разрушиться, мы уже ни за какие деньги не сможем ее восстановить в следующий «отчетный период».

Следует понять, что такое отношение к культуре (как к второстепенной области) в значительной степени сведет на нет планируемые достижения и в реформе образования, и в повышении качества жизни российских граждан.

Пустота, которая возникает в умах и душах людей при отсутствии национальной культуры, неизбежно заполняется агрессией, нетерпимостью, социальным и политическим радикализмом.

КУЛЬТУРА (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.


Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус Культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт.

Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме – они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития.

Программы деятельности, поведения и общения, представленные разнообразием культурных феноменов, имеют сложную иерархическую организацию. В них можно выделить три уровня.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Похожие:

В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconМатериалы доклад
Межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconИз нашей новостной ленты 19. 12. 2010 22 декабря состоится
Предлагаем материалы Минобрнауки, подготовленные к этому заседанию. Материалы можно обсудить
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconАналитические материалы о ходе и результатах работы по программе elsp/В3/Gr/001
В таблице 5 представлены подготовленные презентационные материалы, которые могут использоваться учителями физики и химии при проведении...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconДоклад министерства культуры российской федерации «о концепции развития образования в сфере культуры и искусства в российской федерации»
К заседанию Координационного совета по культуре при Минкультуры России. 25-27 сентября 2008 г г. Оренбург
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconПояснительная записка
Российской Федерации. Такое решение принято по результатам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconОб утверждении регионального плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Забайкальском крае на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconПравительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р
Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconТематика доклад
Межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по icon2010 год опыт регионов российской федерации архангельская область Реализация территориального проекта «Государственно-частное партнерство «Энергия Белого моря»
Докладу «О развитии современной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса» на заседании Президиума Государственного совета Российской...
В сборник включены аналитические, справочные и статистические материалы, специально подготовленные к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по iconТезисы докладов и выступлений участников пленарного заседания 31
Межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница