Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся




НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся
страница1/8
Дата02.10.2012
Размер1.12 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного приобретения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее Программа формирования УУД) конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП), дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа», раскрытие содержания универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса МОУ СОШ №10.


Задачи программы: актуализация ценностных ориентиров со­держания начального общего образования, необходимых для раз­работки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности; разработка механизмов взаимосвязи УУД и содержания учебных предметов, уточне­ние характеристик личностных результатов и регулятивных, по­знавательных, коммуникативных УУД; описание типовых задач формирования УУД; разработка преемственных связей формиро­вания УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

Программа формирования УУД для начального общего образования:

  • устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

  • определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

  • выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

  • определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

К ценностным ориентирам содержания образования на ступени начального общего образования относятся:

  • формирование основ гражданской идентичности лично­сти на базе воспитания чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности чело­века за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальности, религий;

  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.

Обозначенные ориентиры составляют основу программы формирования УУД.

Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия:

  • обеспечивают возможности обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создают условия для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: лич­ностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Личностный блок связан с ценностно-смысловой ориентаци­ей обучающихся: умение соотносить поступки и события с при­нятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межлич­ностных отношениях. В соответствии с Примерной программой и планируемыми результатами выделяется три вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция оценка и само­регуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, знаково-символические, информационные, логиче­ские.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечи­вают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и всту­пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотруд­ничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.

Основу определения универсальных учебных действий составили Примерная основная образовательная программа, УМК «Перспективная начальная школа» и планируемые результаты ООП.

К типическим свойствам УМК «Перспективная начальная школа» относятся комплектность, инструменталъность, интерактивность, интеграция.

Комплектность обеспечивает единство установки УМК на формирование таких УУД, как умение работать с несколькими источ­никами информации (с учебником, справочниками, словарями); с простейшим оборудованием; умение делового общения (работа в парах, в малом и большом коллективе).

Кроме того, к комплектности относятся: использование еди­ной системы обозначений во всех учебниках УMK; использование единой системы практических задач; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала, выход преде­лы учебников в зону словарей; обмен информацией между учеб­никами путем перекрестных взаимных ссылок, наличие сквозной внешней интриги, герои которой — сверстники учащихся – брат и сестра (Миша и Маша) демонстрируют различные варианты вы­полнения поставленных задач, разные точки зрения (что важно при объяснении нового материала); общий метод проектов.

Инструментальность — предметно-методические механизмы УМК, способствующие практическому применению получаемых знаний. Они помогают ученику при изучении нового материала самостоятельно открывать и формулировать закономерности или правила, направленные на практическое применение получаемых знаний при решении коммуникативных, учебных, жизненных за­дач. Инструментальность предусматривает перенос формируемых УУД непосредственно в жизненные ситуации. Для этого разра­ботана система практических задач (математика, информатика, окружающей мир), в которой взаимно увязыванием представления и понятия из всех образовательных областей.

Интерактивность — совершенно новое типическое свойство методической системы современного учебною комплекта, обе­спечивающее организацию учебной деятельности ребёнка за рамками урока методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством переписки или обращения к Интернет-адресам, которые представлены в учеб­никах комплекта.

Интеграция — важнейшее основание единства методической системы обучения. Понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные приводит к созданию синтетических, ин­тегрированных курсов, дающих школьникам представления о це­лостной картине мира.

Интеграция является основой разворачивания учебного ма­териала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою предметную, но и общую «картину мира»: математических или языковых закономерностей, доступных пони­манию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозави­симости живой и неживой природы, природы и культуры; карти­ну сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающе­го средствами не только своего, но и других предметов задачи по формированию личностных результатов и УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).


Связь универсальных учебных действий

с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации).

Литературное чтение – осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. На ступени начального общего образования важным средством организации понимания авторской позиции, отношения автора к героям произведения и отображаемой действительности является выразительное чтение.

Учебные предметы «Литературное чтение»,«Литературное чтение на родном языке» обеспечивают формирование следующих универсальных учебных действий:

  • смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

  • нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

  • эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

  • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

  • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

  • умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

  • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

«Иностранный язык» обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

На ступени начального общего образования учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических и алгоритмических. В процессе знакомства с математическими отношениями, зависимостями у школьников формируются учебные действия планирования последовательности шагов при решении задач; различения способа и результата действия; выбора способа достижения поставленной цели; использования знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации; сравнения и классификации (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически всех учебных предметов на этой ступени образования. В процессе обучения обучающийся осваивает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

Предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета «Окружающий мир» способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

  • овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

  • формированию действий замещения и моделирования (использования готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);

  • формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Предмет «Музыка» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Развивающий потенциал предмета «Изобразительное искусство» связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений. При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Специфика предмета «Технология» и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

  • значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);

  • специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно преобразовательной деятельности обучающихся;

  • широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

  • формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

Предмет «Физическая культура» обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

  • основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

  • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПояснительная записка 101 2 Понятие, функции, состав, характеристики универсальных учебных действий 102 3 Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по системам учебников «Школа России»
Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени ноо 101
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
Цель программы: создать условия для формирования и регулирования универсальных учебных действий обучающихся через образовательную...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени ноо пояснительная записка
Программа формирования универсальных учебных действий младших школьников гоу сош №1929 устанавливает ценностные ориентиры начального...
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма формирования ууд о пределяет планируемые результаты блока «Ученик научится»
Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени ноо
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся
А. А. Вахрушев, А. В. Горячев, Д. Д. Данилов, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова, С. А. Козлова
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ноо
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма начального общего образования моу сош №3 г. Кыштыма на 2011-2015 гг
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ноо
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов Система учебников «Школа России»
Цели и задачи реализации ооп ноо,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся iconОсновная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени ноо
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница