Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса




Скачать 88.52 Kb.
НазваниеМуниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса
Дата01.10.2012
Размер88.52 Kb.
ТипКонкурс



МОУ Болтинская средняя общеобразовательная школа

Рыбинский МР


Муниципальный педагогический конкурс


«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся

на примере жизни и деятельности адмирала Ф.Ф.Ушакова»


Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса

«Быть человеком».


Учитель литературы

Болтинской средней

общеобразовательной школы

Гагарина Виктория Геннадьевна


2009 год


Цели занятия:


  1. Вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека через изучение произведений о жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова.

  2. Учить иметь свою точку зрения и достойно отстаивать ее.

  3. Учить задумываться о своем месте в жизни.


Оборудование занятия:

1.Выставка книг и журналов о Ф.Ф.Ушакове.

2.Портрет Ф.Ушакова.

3.Оформленная доска.

4.Презентация учащихся «Служил Богу и Отечеству».

5.Буклет «Что значит быть человеком?»


Предварительная подготовка:

1.Чтение книг, журналов, статей о жизни и деятельности Ф.Ушакова (См. «Литература»).

2.Работа учащихся с предложенными анкетами (См. «Приложение»)

3.Обработка анкет учителем, их анализ.

4.Поиск пословиц и поговорок о человеке, выразительное чтение эпизодов из книг о Ф.Ушакове.

5.Создание презентации «Служил Богу и Отечеству».

6.Создание буклета-памятки «Что значит быть человеком?»


Ход занятия


1.Слово учителя:


Давным-давно люди задумывались над вопросом: «Что значит быть ЧЕЛОВЕКОМ?» Не случайно народная мудрость передавалась нам из поколения в поколение через пословицы и поговорки. Какие пословицы о человеке вы нашли?

(Учащиеся предлагают результаты своего поиска)


- А как вы понимаете пословицы, записанные на доске? Как они связаны с темой урока?

Запись на доске:

Называться человеком легко, быть им трудно.

Человек – это то, что он сам из себя сделал.

Без добрых дел нет доброго имени.


( Варианты ответов учащихся)


Каждый ответ интересен, каждое мнение имеет право на существование. И чтобы ваши ценные мысли подкрепить фактами, мы обратимся к произведениям о жизни Ф.Ушакова, нашего земляка, государственного деятеля, флотоводца России. Мы, рассуждая, постараемся выяснить, ради чего человек живет. Желаю каждому из вас постичь смысл жизни.


2. Беседа с использованием материалов презентации, анализ анкет.


1)Готовясь к уроку, вы ответили на ряд вопросов. ( Учитель дает анализ ответов на первые два вопроса анкеты).

-Как вы думаете, почему в описании жизни Святого флотоводца России обращается внимание на положительные черты его характера?


Житие – художественная биография легендарной исторической личности, причисленной церковью к лику святых. В описании дается объяснение, почему обычный человек стал незаурядным, как развил в себе благородные черты характера. История его жизни – пример для подражания.


-В числе положительных черт одноклассников вы назвали многие хорошие человеческие качества: отзывчивость, доброту, верность, смелость, честность, щедрость … Федор Ушаков тоже был ребенком, подростком, какие эпизоды его детства и юности произвели на вас особое впечатление и почему?


- Прежде, чем что-то предпринять, просил у родителей благословения. Почитал родителей, дядю-монаха. Особенно запомнилось мне напутствие его праведного родственника: « Думай всегда о ближних. Кто о ближнем не радеет, тот, наверное, и веру нашу отвергает. Люби ЧЕЛОВЕКОВ, с коими будешь, и ждет тебя победа. Не забывай о том, что ты РУССКИЙ. Ибо кто на Руси от русского откажется, тот погибнет». Эти слова заставили меня задуматься о родине, о необходимости единства граждан нашего государства. Считаю напутствие актуальным в наше сложное время.

- Поразила необыкновенная храбрость юноши: «Федор Ушаков ходил с рогатиной на медведя, зимой спал в лесу…», «…был с детства упорен во всем, за что ни брался». Я, например, не всегда довожу начатое дело до конца.

- Старательно учился в морском корпусе: «…с первых шагов в корпусе он понял, что, кроме физической силы и смелости, еще многое нужно морскому офицеру»: надо знать навигацию, знать законы механики, науку корабельной архитектуры, узнать значение и научиться применению всяких морских инструментов. Такое стремление к знаниям удивительно!


2) Как все или сам по себе?

В вашем возрасте часто хочется выделиться среди других. Одни ярко одеваются, другие чем-то хвастаются, третьи громко говорят, чтобы обратить на себя внимание. Но цель одна - выделиться среди других. В анкете не случайно был задан вопрос №3: «Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?» ( Анализируются ответы на вопрос №3). Рада сообщить, что многие хотели бы выделиться среди ровесников хорошими поступками, даже приводили конкретные примеры.

А как жил Ф.Ушаков, какими делами выделяется его доброе имя?


Демонстрация слайдов №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и выводы о поступках Ф.Ушакова, ЧЕЛОВЕКА, ГРАЖДАНИНА, ВОИНА.


Слайд № 2. Любовь к ближним проявляется в конкретных делах. К этому поступку Ушакова подходит пословица №3.


Слайды № 3,4. Личная храбрость, высокий духовный облик – это то, что формировал в себе сам. Эпизод иллюстрирует пословицу №2. Работа над характером – дело сложное!


Слайд № 5. Забота о нижних чинах, жертвенность, щедрость – эти слова раскрывают понятие ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.


Слайд № 6. Порядочность, сострадательность, честность. Отстаивать эти настоящие качества ЧЕЛОВЕКА трудно! Пословица №1 права.


Слайды № 7,8,9. Для Ф.Ушакова понятие ПРЕДАННЫЙ ГРАЖДАНИН Отечества равнозначно понятию ЧЕЛОВЕК, по-другому он жить не мог.


- Ребята, может ли человек быть как все? Может ли жить сам по себе? Постарайтесь доказать свою точку зрения.


- У каждого человека есть жизненная позиция. Она определяется духовно–нравственными понятиями. Так, например, Ф.Ушаков следовал православным законам: не лгал, не воровал, не предавал, проявлял сочувствие к тем, кто в нем нуждался. Но нравственные законы складываются только в обществе. Значит, человек не может жить только для себя.

- Каждый из нас мечтает о счастливом будущем и видит себя в нем хорошим человеком. Никто не хочет стать преступником, вором, но жизненные обстоятельства готовят серьезные испытания, часто ставят человека перед выбором. В трудных случаях можно вспомнить поступки Ушакова: в морском корпусе не шел на поводу у «подверженных порче» сослуживцев, не поддался на уговоры Кадыр-бея вырезать тихо пленных французов; решительно пресекал жестокость и кощунство турок, грабивших церкви; достойно переносил клевету и опалу. Многих из нас восхищают его поступки, считаю, что Ф. Ушаков жил не сам по себе, а во имя людей. Согласен, что так жить трудно, очень трудно быть « не как все», если эти «все» не знают законов нравственности.

- Думаю, человеку мало просто жить, ему хочется жить для кого-то и для чего-то. Значит, человек всегда будет искать ответ на вопрос: «»Ради чего живу? В чем смысл жизни?» И поиск истины одного не будет похож на поиск другого. Ф.Ушаков видел истину в православной вере, в Боге, в честном служении Отечеству и не отступил от нее.


- Помогли ли вам примеры жизни и деятельности Ф.Ф.Ушакова найти ответ на вопрос: «Что значит быть человеком?»

- Да, помогли. Я поняла, что человеком вправе называться только тот, кто имеет нравственные ценности, защищает их даже ценой собственного спокойствия или благополучия.


- Ты – человек, если прожил не зря, если защищал свою Родину. Яркий пример – жизнь флотоводца, не проигравшего ни одного морского сражения.


- Только во время этой беседы осознал смысл пословицы «Называться человеком легко, быть им трудно». Быть человеком - делать добрые дела и (не менее важно!) противостоять злым.


3. Заключение.


Учитель подводит итоги:

Благодарю учеников, которые подготовили презентацию о жизни Ф.Ушакова.

Надеюсь, что полученная информация помогла многим ребятам, которые затруднялись поставить перед собой такой, на первый взгляд, простой, но, с другой стороны, очень глубокий философский вопрос о своем месте в жизни.

Ваше активное обсуждение темы показало, что проблема сущности и назначения человека актуальна в наши дни, поэтому раздаю вам буклеты-памятки, не забывайте перечитывать их.

Уверена, что вопросы, предложенные в анкете, помогли вам задуматься о самом себе, объективно соотнести свои мысли и действия с мыслями и действиями Святого праведного воина Ф.Ф.Ушакова.


Ребята, человек живет в обществе среди людей, близких, далеких, и именно в отношениях с этими людьми заключен его шанс на бессмертие. В обществе ему дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, оставить память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, художники, изобретатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Человек как личность реализует свой творческий потенциал в своих деяниях. Он продолжает жить в своих детях, внуках, потомках. И не случайно мы вспоминали сегодня славное имя и добрые дела Ф.Ушакова – настоящего ЧЕЛОВЕКА.


Литература

  1. Артемов В.В.Русские полководцы. – М.:ООО «Издательство «РОСМЕН-ПРЕСС», 2002.- 351с. – ( Великие русские), стр.159-183.




  1. «Божий мир». Православный журнал для детей и юношества, №2-2008, стр. 19-23.




  1. Лубченков Ю. Русские полководцы. – М: Белый город, 2005, стр. 26-27.


4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М: Просвещение, 1990.



  1. Святой флотоводец России / Жизнь и деяния Святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала непобедимого/.




  1. Слава Отечества. Всероссийский конкурс «Гренадеры, вперед!», М, 2007.



Приложение



  1. Анкета для учащихся 8 класса.




  1. Список пословиц о человеке.




  1. Презентация «Служил Богу и Отечеству».




  1. Буклет-памятка «Что значит быть человеком?»



Анкета для учащихся 8 класса


( предлагается ученикам заранее)


  1. Есть ли у тебя плохие черты характера? Какие?




  1. Какие черты тебе нравятся в твоих одноклассниках?




  1. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?



Закончи предложение:


Смысл жизни я вижу в …


Список пословиц о человеке.

( нашли ученики 8 класса)


Умный человек – хозяин деньгам, скупой – слуга.


Храброму смерть не страшна.


Страхов много, а жизнь одна.


Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.


Молодец – на овец, а на молодца – сам овца.


Терпя, в люди выходят.


Всякий человек вперед смотрит.


Скромность красит человека.


Человек лукавый, что карман дырявый.


Труд человека кормит, а лень – портит.


Родители трудолюбивы, так и дети не ленивы.


В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.


Безобычному человеку с людьми не жить.

.

Доброго человека в красный угол сажают.


Доброе слово человеку – что дождь в засуху.


Доброму и добрая память.


Доброму человеку помощь – не убыток.


Всяк человек своего счастья кузнец.


Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Похожие:

Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconДуховно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации фгос
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют...
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма «духовно-нравственное воспитание младших школьников»
Календарно-тематический план духовно-нравственного воспитания учащихся 1-го класса 10
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма «Профилактика безнадзорности, беспризорности и зависимостей учащихся» 20. Программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся»
Организация воспитательной деятельности и дополнительного образования обучающихся моу «Грицовская средняя общеобразовательная школа...
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconДуховно-нравственное (религиозное) воспитание
Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № – С. 9-13
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма утверждена на заседании педагогического совета школы
Цель программы гражданско-патриотическое и военно-спортивное воспитание учащихся
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма воспитательной работы, обеспечивающей духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся 2009-2012 гг
Настоящая программа определяет направления деятельности школы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание, а также...
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма «духовно-нравственное воспитание школьников»
Гражданским кодексом рф, «Основами законодательства РФ о культуре», государственной программой «Патриотическое воспитание граждан...
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма по духовно-нравственному воспитанию «уроки нравственной жизни»
В основе духовно-нравственной жизни на Руси было воспитание воли, души, ума и сердца на началах любви, добра и красоты; формирование...
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconБбк 91. 9: 74 д 85 Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ
Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург...
Муниципальный педагогический конкурс «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся на примере жизни и деятельности адмирала Ф. Ф. Ушакова» Методическая разработка занятия по литературному краеведению для учащихся 8 класса iconПрограмма «Патриотическое воспитание учащихся школы на 2010-2013 годы»
Школьная программа «Патриотическое воспитание учащихся школы на 2010-2013 годы» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница