Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество»




Скачать 70.29 Kb.
НазваниеЛитература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество»
Дата01.10.2012
Размер70.29 Kb.
ТипЛитература
ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ГОУ ДПО «ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Грибкова Элеонора Евгеньевна (eleonorg@mail.ru),

ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» (ИРОСО), (г. Южно-Сахалинск), методист организационно-аналитического отдела, соискатель (Аспирантура ГПНТБ СО РАН, Новосибирск).

Аннотация

В докладе представлен краткий обзор полнотекстовых электронных ресурсов, размещённых на сайте Института развития образования Сахалинской области, которые являются составной частью единого информационного образовательного пространства региона

Литература

1. Антопольский, А.Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI Всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» (IMS-2008). - Режим доступа: http://www.prior.nw.ru/news-write-edit/news20081030

2. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года: [Электронный ресурс]//Федеральный портал системы дополнительного профессионального образования (ДПО). – М., 2008. – режим доступа:http://www.dpo.gain.ru/

3. Лаврик, О.Л., Калюжная, Т.А. Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН как информационно-библиотечная система научных ресурсов и сервисов [текст] / О.Л. Лаврик, Т.А. Калюжная // Библиосфера. - 2009. – № 2. - С.23 – 28.

4. Редькина, Н.С., Калюжная, Т.А. Путь электронных ресурсов в библиотеке [текст] : практ. пособие / Н.С. Редькина, Т.А. Калюжная ; Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; отв. ред. О.Л. Лаврик. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2006. – 143 с.

5. Грибкова, Э,Е. Электронные ресурсы собственной генерации Сахалинского областного ИПиПКК как часть единого информационно-образовательного пространства Сахалинской области [текст] / Э.Е. Грибкова // Материалы XXII педагогических чтений. – Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2009. – С.112 -117.

FULL-TEXTUAL ELECTRONIC RESOURCES OF INSTITUTE OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION OF THE SAKHALIN REGION

Gribkova Elenora, e-mail: eleonorg@mail.ru, Institute Of Development Of Sakhalin Region's Education, Uzhno-Sakhalinsk, methodist of organizational-analytical department, The competitor in State Public Scientific Technical Library of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk

Sammary

The report is short review of full-textual electronic resources on the Institute web-site which are component part of information network of Sakhalin


В XXI веке стали реальностью мечты лучших представителей человечества о создании нового общества, «общества знаний» - информационного общества, определяющим признаком которого является развитие инновационной экономики. Глобальные, стремительные перемены предъявляют «повышенные требования к квалификации персонала, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности» [2], готовности к постоянному обновлению знаний и компетенций. Таким образом, происходит естественная смена модели «образование на всю жизнь» моделью «образование в течение всей жизни», т.е. идёт активное внедрение программ непрерывного обучения на протяжении всей жизни (Life Long Learning). Модернизация в последнее десятилетие стала базовым принципом деятельности государства в сфере образования. Национальный проект «Образование», «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», разработка и внедрение стандартов нового поколения, и другие инициативы государства требуют наличие высококвалифицированных кадров. Задачи институтов повышения квалификации - содействие качественному улучшению кадрового состава преподавателей основной школы, создание современных комфортных условий для их непрерывного обучения, на основе использования Интернет-технологий, способствующих распространению профессиональной информации, вовлечению её в оперативный информационный обмен в едином информационном образовательном пространстве [3]. Базовой компонентой для организации непрерывного обучения с использованием ИКТ, является электронный образовательный контент.

Контент формируется из организованных массивов электронных документов, баз данных (БД), сайтов, электронных библиотек (ЭБ), интегрированных в единое инфокоммуникационное пространство их создателями и правообладателями: федеральными, региональными или муниципальными ОУ всех уровней и типов, научными и информационными центрами, библиотеками, архивами, частными лицами (учёными, педагогами, владельцами ЭБ и т.п.).

В Сахалинском областном ИПиПКК, реорганизованном и переименованном в октябре текущего года в ГОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» (ИРОСО) электронные ресурсы (рис.1.) состоят из

  • коллекций собственной генерации:

- полнотекстовые коллекции научно-методических материалов по приоритетным направлениям деятельности института, доступные через сайт института по адресу:http://sakhitti.ru/;

- региональный «Банк педагогического опыта» - сетевая система управления базами данных (СУБД), разработан специалистами института на основе Microsoft Access;

- учебно-методический комплекс ЭОР дистанционного повышения квалификации;

- БД нормативных документов ИРОСО;

- сетевые локальные электронные ресурсы (ЛЭР) [4] структурных подразделений института;

- полнотекстовые ресурсы системы управления институтом (делопроизводство), размещённые в локальной сети;

– библиографическая БД фондов библиотеки, общим объёмом свыше 18000 записей, которая представляет собой электронный каталог на основе программно-технологического комплекса АБИС «МАРК», на сегодняшний день база размещена во внутренней локальной сети института;

  • приобретаемых ресурсов и БД:

- на переносимых носителях (CD, MP-3, DVD и др.) для фонда библиотеки и других структурных подразделений института;

- сетевые локальные электронные ресурсы (БД правовой системы «Консультант Плюс» и Продукты «1С» и т.п.), размещены в Интранете, используются специалистами кадровой службы, бухгалтерии, юрисконсультом и др;

- сетевой общедоступный электронный ресурс, на базе свободно распространяемого программного обеспечения (ПО) - «Net-Школа 3.0», продукт Компании РООС, размещённый на сайте института;

  • информационных рассылок организаций-партнёров ИРОСО:

- аннотированные библиографические рассылки издательств, рассылки некоммерческих организаций, информационных и образовательных центров и т.д.;

  • баннерной сети и основных сервисов (форум, поиск, почта, Интернет-магазин издательства «Дрофа»), размещённых на сайте, в соответствии с договорами об информационном взаимообмене.





Рисунок 1. Электронные ресурсы ГОУ ДПО «Института развития образования Сахалинской области»


Основная часть ресурсов собственной генерации, доступных через сайт, обновляется в соответствии с федеральным, региональным и локальными регламентами, в том числе Положениями «Об официальном портале ИРОСО», «Об областном банке педагогического опыта», с учётом информационных потребностей педагогов Сахалинской области.

«Банк педагогического опыта» - информационный продукт, разработанный специалистами института на базе СУБД Microsoft Access (режим доступа: http://sakhitti.ru/itti/search/index.html), сетевая БД создана с целью популяризации передового педагогического опыта и диссеминации педагогических инноваций. По типу представленной информации состоит из 2-х частей: «Инновация педагогическая» и «Передовой педагогический опыт» - это файловые коллекции информационных карт передового опыта сахалинских педагогов за период 2004-2010 гг. и педагогических инноваций учителей и школ-победителей в рамках ПНП «Образование» за период 2006-2009гг. (навигация на портале: «Главная страница» (вертикальное меню) - «Банк педагогического опыта» (рис.2.). Информационный поиск осуществляется в дух режимах: последовательный (тип опыта, предметная область, год опыта) и простой (фамилия автора, тема инновации или опыта).





Рисунок 2. Навигация в сетевой БД «Областной банк педагогического опыта» при простом и последовательном поисках.


Как показал мониторинг «Информационные потребности и затруднения педагогов Сахалинской области», 62,5% респондентов используют сетевые ЭОР при подготовке к учебной деятельности, в целях повышения квалификации, 50% респондентов активно работают с ресурсами, размещёнными на сайте института. При анкетировании выяснилось, что педагоги недостаточно осведомлены об информационных возможностях сайта. Проблема решается через систему повышения квалификации: обзоры ресурсов как модуль учебной программы «Общие проблемы использование Интернет-ресурсов в образовании»; издание серии дайджестов «Ориентир в мире информации» для учителей всех предметных областей; on-line и of-line- консультирование, участие в работе семинаров, методических объединений и других педагогических площадок [5].

Научная и практическая ценность образовательного контента обеспечивается его своевременной актуализацией. Это условие трудновыполнимо без наличия системы/модели оптимального управления внутренними и внешними потоками электронной полнотекстовой информации. В ИРОСО работа по формированию системы управления документно-информационными электронными потоками ведётся с 2004 г., а с 2006г. - в рамках подпрограммы «Информационный менеджмент образовательного учреждения в условиях создания единой образовательной информационной среды» Программы развития института. Модель разрабатывалась и апробировалась как компонент информационного менеджмента ОУ. Эту работу в ИРОСО курирует методист по информационному менеджменту, при технической поддержке Центра информационных технологий, но, для эффективного управления всё возрастающими электронными потоками образовательной информации, необходимо совершенствование службы. В 2009-2010 гг. институт инициировал новый этап исследования по использованию электронных образовательных ресурсов в системе ДПО, его основные цели: обосновать необходимость применения методологии и технологии менеджмента для организации эффективного использования электронных образовательных ресурсов; разработать модель эффективного управления электронными ресурсами; сформировать единое информационно-коммуникационное пространство системы ДПО на основе эффективного использования ЭОР. К участию в анкетировании были приглашены региональные институты повышения квалификации и переподготовки. Пользуясь возможностью, предоставленной уважаемыми организаторами конференции выражаем благодарность коллегам из пяти Федеральных округов: Дальневосточного, Центрального, Северо-Западного, Уральского и Приволжского.

На сегодняшний день, Web-среда – самый эффективный способ организации единого инфокоммуникационного образовательного пространства, поэтому важно оперативно включаться в потоки информационного обмена как внутри образовательного учреждения, так и с его внешней средой. По убеждению академика А.Б. Антопольского, своевременно интегрированные в единое информационное пространство ресурсы, способны в конечном итоге, стать «индикатором информационного развития региона» [1] в целом.

Похожие:

Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconДайджест интернет- ресурсов
Эндокринология в Интернете Обширный русскоязычный ресурс – нозологии, консультации в интернет, лечение эндокринологических нарушений,...
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconЛитература основная
Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России: научно-метод пособие / А. Б. Антопольский. – М.: Либерея, 2004. – 424 с. – (Библиотекарь...
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconКазанская интернет конференция 2012 “Интернет Что?
Приглашаем стать спонсором Казанской Интернет Конференции «Интернет – Что? Где? Куда?»
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconИнтернет-ресурс и печатный учебник
Интернет-ресурс и печатный учебник как единая образовательно информационная среда
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconСписок электронных версий печатных публикаций за ноябрь 2005 года
Золотая рыбка в "сети" [Электронный ресурс] : Интернет-технологии в средней школе (практическое руководство) : по материалам конкурса...
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconИнтернет и интернет-технологии
Понятие компьютерных сетей. Интернет. Функции интернета. Основные компоненты и ресурсы. Виды соединений и формы доступа. Протоколы...
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconРоссийские Интернет-ресурсы Зарубежные Интернет-ресурсы
Полнотекстовые ресурсы: электронные библиотечные системы, электронные библиотеки и проекты
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconСалимзянова Лейсян Ринатовна Список используемых Интернет-ресурсов Федеральные образовательные ресурсы
Интернет, создаваемых на государсвенном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconГендина, Н. И. Профиль подготовки специалиста как важнейший фактор моделирования программы курса «Основы информационной культуры» в вузе [Электронный
Электронный ресурс]//Третья Международная научно-практическая конференция «Библиотека и образование. Информационные ресурсы и сервисы...
Литература Антопольский, А. Б. Интернет-ресурсы как индикатор информационного развития региона [электронный ресурс] // XI всероссийская объединённая конференция «Интернет и современное общество» iconВсероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и воспитании»
Челябинск. Всероссийская научно-практическая интернет-конференция. «Психология и педагогика: Компетентностный подход в обучении и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница