Пояснительная записка Кружок «Риторика»




Скачать 191.73 Kb.
НазваниеПояснительная записка Кружок «Риторика»
Дата01.10.2012
Размер191.73 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»



Утверждаю
Директор школы:

___________Е.В.Малафеева

Приказ №____от _____2011г.


Рассмотрено:

Рук.НМС:

_________Н.С.Леонтьева

Протокол заседания НМС

№____от_______2011г.




Дополнительная образовательная программа

в рамках внеурочной деятельности

кружок «Риторика»

1 класс


Возраст: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Кол-во часов в неделю: 1ч.

Кол-во часов в год: 33ч.

Составитель: учитель начальных классов Лещева Галина Анатольевна


2011 год

Пояснительная записка

Кружок «Риторика» относится к филологической направленности системы школьного дополнительного образования. Дополнительная образовательная программа кружка «Риторика» для 1-ого класса составлена на основе программы курса Т.А.Ладыженской и др. «Детская риторика в рассказах и рисунках». Учебная тетрадь для 1 класса. В 2ч. – Изд. 3-е, перераб.- М.: Издательство «Ювента», Издательство «Баласс», 2008.

Цель риторики – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Актуальность программы

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества». Работа кружка направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся, что является одной из основных компетенций учащихся. В условиях адаптации первоклассников к школе занятия в кружке являются большим вспомогательным средством.

Основные задачи кружка

Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.

Учить:

  • аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая

даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника;

  • умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет,

сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно;

  • осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически

и эстетически оправданное;

  • формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой

нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом

важно помнить положение академика Л. В.Щербы: “ Когда чувство нормы воспитано

у человека, тогда-то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных

отступлений от неё “.

  • создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности,

когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и

общения. Способствовать культуре монолога и диалога;

  • стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать

речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями

и психологическими особенностями собеседника или слушателя;

  • помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.


Общая характеристика кружка

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок«Общение» даёт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок«Речевые жанры» – даёт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.


Описание ценностных ориентиров содержания

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

  • на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»1 и т.д.;

  • на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, <…> построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.;

  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе



Личностными результатами изучения риторики в 1-м классе является формирование следующих умений:


  • осознавать роль речи в жизни людей;

  • оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

  • объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;

  • ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

  • самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

  • учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса риторики в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • различать устное и письменное общение;

  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

  • распознавать и вести этикетный диалог;

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

Основные направления работы с детьми

  • Общение

  • Речь устная и письменная

  • Работа с текстом

Методы и приёмы преподавания


Курс риторики – сугубо практический. Чтобы действительно научить эффективному общению, то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике:

  • риторическому анализу устных и письменных текстов;

  • риторическим задачам;

  • риторическим играм.

Особое место занимают специфические приёмы работы, а именно:

  • риторический анализ устных и письменных текстов (формирует группу умений, он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации – где, что, зачем и т.д.);

  • риторические задачи (эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации, в них обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далёкие – роль отца, матери, учителя, директора и т.д.);

  • риторические игры (содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя – кто веселее, смешнее расскажет, произнесёт скороговорку и т.д.)

Риторический анализ предполагает обсуждение трех вопросов: что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно, т. е. что у него получилось.

Это позволяет оценить не только ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере удалось решить свою коммуникативную задачу, т. е. насколько его речь эффективной. Для 1-ого класса главными при обсуждении являются вопросы : что сказал и что хотел сказать говорящий.

Режим работы кружка: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Итог работы – сборник лучших детских творческих работ: сказок, загадок, четверостиший.

Ожидаемые результаты

Умение анализировать и оценивать общение и речь:

  • умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства, ставить себя на его место, анализировать свое речевое поведение;

  • правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок);

  • особенности речевых жанров;

Умение общаться. Создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе:

  • умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;

  • уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях;

  • умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй;

  • ориентироваться в ситуациях общения, вступая в контакт и поддерживая его использовать уместные словесные и несловесные средства общения;

  • умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры.

Владение простейшими коммуникативными компетенциями:

  • умение говорить и слушать;

  • способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.


Содержание программного материала



раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Общение

10

Потребность человека в общении. Слова, выражающие приветствие, прощание, просьбу, благодарность, извинение. Роль слов в общении людей

Инсценирование сказок, ситуаций. Раскрашивание и рисование. Риторические игры. Считалки. Составление сказок и рассказов на заданные темы

2.

Речь устная и письменная

10

Понятия «громкость», «темп», «мимика». «жесты».

Анализ речевых ситу -аций. Инсценирование речевых ситуаций. Продолжение и состав -ление собственных рассказов и сказок. иллюстрирование сказок и рассказов.

3.

Текст

13

Понятия: «текст», «заголовок», «опорные слова». Знаки в тексте. Понятие «рифма». Построение текста. Понятие об обращении. Маленькие тексты: загадки, считалки, скороговорки. Шутки, чистоговорки.

Разыгрывание ситуаций. Отгадывание сказок по опорным словам. Разгадывание кроссвордов. Отгадывание загадок. Подбор рифмующихся слов. Риторические игры.



Учебно - тематический план


п/п

Разделы

Количество часов

1.

Общение

10

2.

Речь: устная и письменная

10

3.

Текст: Что это такое?

13




ИТОГО

33



Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

п/п в разделе

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

Общение (10часов)

1

Речь в жизни человека.

Знакомство с учебной тетрадью.

1

Объяснять значение речи, общения в жизни людей

Познакомиться с учебником

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависимости от условий общения





2-3

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.


2-3




4

Вывески, их информационная роль.

4

Объяснять, зачем нужны вывески

Различать вывески – слова и вывески-рисунки

Обозначать вывески некото рых магазинов, кафе и т.д.





5-6

Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.


5-6


Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить


Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.






7

Давайте договоримся

7




8

Просьба. Ответ на просьбу.

8




9-10

Игровой тренинг.

9-10

Инсценирование ситуаций вежливого поведения




Речь устная и письменная (10часов)

11

Говорим – слушаем, читаем – пишем.



1

Называть виды речевой деятельности

Различать устную и письменную речь




12-13

Устная речь. Громко–тихо.

Быстро–медленно.

Узнай по голосу.


2-3

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.





14

Правила разговора по телефону.



4

Оценивать использование этикетных формул при телефонном разговоре

Моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения





15-16

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.


5-6

Называть средства несловесного общения , объяснять их значение при устном общении

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (





17

Прощаемся в разных ситуациях общения

7

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях

Моделировать своё речевое поведение в ситуации прощания в зависимости от условий общения





18

Правила вежливого поведения во время разговора.


8

Оценивать степень вежливости собеседника при разговоре

Называть правила вежливости при разговоре

Объяснять, почему их следует соблюдать





19

Благодарим за подарок, услугу.


9

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм благодарности в разных ситуациях.

Моделировать вежливое речевое поведение как ответ на подарок, помощь и т.д. в зависимости от условий общения.





20

Пишем новогоднюю сказку

10

Составлять рассказы и сказочные истории по картинкам.

Исполнять эти речевые произведения, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.




Текст (13часов)

21

Текст – что это такое

1

Различать текст и набор предложений

Определять тему текста .

Объяснять роль заголовка

Озаглавливать текст





22

Заголовки - отгадки

2




23

Заголовки – названия

3




24

Опорные слова

4




25

Очень важные слова.


5

Определять по ключевым словам, о чём говорится в тексте . Называть ключевые слова в сказках, сказочных историях .





26

Знакомые незнакомцы.


6

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов .





27

Ключ к тексту (основная мысль текста).

7

Определять основную мысль текста




28-29

Оформление текста на письме. Знаки в тексте.

Абзацы.

8-9

Объяснять роль знаков препинания, абзацев в тексте




30-31

Как построен текст.

10-11

Выделять начало, основную часть, конец текста .

Оценивать уместность речевых средств обращения в разных ситуациях .

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач .

Называть изученные признаки текста .

Различать разновидности текстов, с которыми ученики познакомились в течение года .

Объяснять роль речи, вежливого общения в жизни людей






32

Обращение

12




33

Обобщение. Сочиняем необычную историю про Красную Шапочку.





















Похожие:

Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПрограмма курса «Кружок робототехники» Пояснительная записка
Целью данной программы является обучение воспитанников основам робототехники, программирования с ориентацией их на получение программистских...
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка курс «Риторика»
Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному...
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка Математический кружок это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Для занятий математического кружка «Мыслитель»
Математический кружок это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические...
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка кружок «Кукольный театр»
Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные...
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка Посылаем материал на конкурс "Дистанционный урок"
...
Пояснительная записка Кружок «Риторика» icon2011-2012 учебный год Пояснительная записка
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам...
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconПояснительная записка 3 пояснительная записка
Охватывает: требования, предъявляемые к персоналу
Пояснительная записка Кружок «Риторика» iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Введение. Риторика в ряду других наук. Риторика и культура речи. Риторика и логика. Риторика и практическая стилистика. Различие...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница