Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа»




НазваниеПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа»
страница1/7
Дата01.10.2012
Размер1.04 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7

Управление образования администрации Куединского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большекустовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на ЭМС

Протокол № ___

от «____»___________

Согласовано с Управляющим Советом

Протокол №_____

от «____»_____________

Утверждаю

Директор: _________Суханова Н.Л.

«_____»_______________

Приказ № ___

от «_____»________

Основная образовательная программа

начального общего образования

с. Большие Кусты, 2011 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………3

  2. Планируемые результаты освоения ООП НОО обучающимися…………………………8

  3. Учебный план начального общего образования………………………………………….34

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………..37

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов……………………………………..59

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования …………………………………………………………………... …….63

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………75

  8. Система оценки достижения результатов освоения ООП НОО…………………………80

1. Пояснительная записка


Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность:

  • Всеобщая декларация прав человека;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция РФ (от 12.12.1993);

  • Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 08.12.2010г);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009года № 373;

  • Приказ МОиН от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН от 6.10. 2009 №373»;

  • СанПиН, 2.4.2.2821- 10 «Санитано-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. № 189);

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010 год;

  • Типовые положения об образовательном учреждении разных типов и видов (Постановление Правительства РФ);

  • Устав муниципального образовательного учреждения «Большекустовская средняя общеобразовательная школа».

Основная образовательная программа начального общего образования является составляющей частью образовательной программы муниципального образовательного учреждения имеющей государственную аккредитацию (Свидетельство о государственной аккредитации АА 174313 № 2476 от 06 декабря 2006 г выдано Министерством образования Пермского края), с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:

-словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

-развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Стратегические характеристики основной образовательной программы учитывают существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

Целью реализации образовательной программы является: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи реализации образовательной программы:

  • Развитие личности школьника, его творческих способностей.

  • Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.

  • Формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания и опыта его применения в условиях решения учебных и жизненных задач.

  • Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность

  • Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

2. Планируемые результаты

К числу планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы школы относятся:

личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться;

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Планируемые количественные и качественные результаты реализации ООП НОО

  1. Освоение стандарта начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья. Достижение качества образования на первой ступени до 70%.

  2. 100% занятость учащихся различными формами внеурочной деятельности, направленной на выявление и развитие способностей обучающихся, наличие мотивации у детей на личные достижения в различных сферах школьной жизни.

  3. Способность младших школьников к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия.

4.Сформированность контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и рефлексивной компетенции.

5. В конечном итоге начальная школа должна выпустить ученика:

  • любящего свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

  • любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;

  • владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности;

  • готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Важнейшим фактором повышения качества образования становится создание условий для личностной самоориентации учащегося в выборе уровня, на котором он хочет и может учиться, в открытости перспектив, ясности требований, четкости и систематичности осуществления обратной связи.

Повышение качества достижения результатов реализации ООП связываем с повышением продуктивности использования в образовательном процессе современных педагогических технологий: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, диалоговых, проектно-исследовательских, информационно-коммуникационных, развития критического мышления через чтение и письмо, уровневой дифференциации, проблемного обучения, игровые и арттехнологии.

ООП определяет использование следующих форм образовательного процесса:

  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов;

  • внеурочные формы в образовательном пространстве, как место реализации личности младшего школьника (конкурсы, акции, конференции, марафоны, выставки, эстафеты, олимпиады, предметные недели, экскурсии, секции, кружки, мастерские)


C 2011-2012 года МОУ «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» переходит на учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа». Он закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка:

  • систему учебных и познавательных мотивов;

  • умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели;

  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • работать в группе и принимать решения;

  • использовать новые технологии информации и коммуникации.

В учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» заложены механизмы формирования различных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, включая общеучебные и логические. Особое место отведено практическому содержанию заданий, конкретным способам деятельности, обучению применять приобретенные знания и умения в реальных жизненных ситуациях.

УМК «Перспективная начальная школа» системно учитывает современные особенности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой совместной учебной деятельностью. Он становится членом коллектива, в котором есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Часто он становится участником традиционных народных праздников, обрядов, религиозных действий вне стен школы. Изменилась сама ситуация развития детей. Резко возросла информированность детей. Сегодня СМИ являются существенным фактором формирования у детей картины мира.

В силу всех выше изложенных обстоятельств при отборе учебного материала, разработке языка изложения, методического аппарата каждого учебника комплекта учитывались следующие общие положения:

– возраст школьника (первокласснику может быть как шесть, так и семь-восемь лет);

– разный уровень готовности ребенка к обучению в школе (ребенок, не посещавший детский сад или подготовительную группу при общеобразовательном учреждении, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);

– топографическая принадлежность школьника. Это как городской, так и сельский школьник. Следовательно, необходим учет опыта жизни школьника, проживающего как в городе, так и в сельской местности. Целесообразен такой подбор материала, который учитывает не только то, чего лишен сельский школьник, но и те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности. А именно: богатейшее природное окружение, целостный образ мира, укорененность в природно-предметной и культурной среде, естественно-природный ритм жизни, народные традиции, семейный уклад жизни, а также высокая степень социального контроля;

– разный уровень владения русским языком. Это не всегда школьник, являющийся носителем московской нормы произношения, и не всегда школьник, у которого русский язык – единственный язык общения. Тогда это, как правило, школьник с большим количеством логопедических проблем;

– особенности мировосприятия школьника, который в условиях городской школы имеет возможность использовать все предоставленные городом богатства мировой художественной культуры, справочно-познавательной литературы, а в условиях сельской школы, в лучшем случае, информационный потенциал Интернета;

– разная наполняемость класса. УМК предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплекной и малочисленной сельской школы.

Разработанная МОУ «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися.

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников.

В школе созданы условия для реализации данной образовательной программы. Учителя начальных классов и учителя-предметники, ведущие уроки в первой ступени имеют категории: первая- 3 педагог, вторая - 5 педагогов. Стаж работы от 18 лет до 30 лет. Все педагоги имеют высшее и средне-специальное образование.

Учителя владеют достаточным уровнем профессионализма, 3 педагога прошли курсовую подготовку по введению ФГОС в начальной школе. Участвовали в составе рабочей группы в разработке ООП НОО. Учителя владеют современными образовательными технологиями: проектно-исследовательской, технологией развития критического мышления через чтение и письмо, технологией развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ.

Коллектив школы тесно сотрудничает с ДДТ, ДЮСШ, сельским ДК.

Кабинеты начальной школы отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, оборудованы необходимой техникой, поступательно совершенствуется медиатека, банк наглядных пособий и аудиовизуальных средств.

Созданы условия для организации внеурочной деятельности: имеется актовый зал и компьютерный класс, для спортивно-оздоровительной работы в начальной школе функционирует отдельный спортивный зал.

Таким образом, в школе создана материально-техническая и информационная база, обеспечивающая реализацию ФГОС. Квалификационный и профессиональный уровень педагогов соответствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в отведенный нормативный срок освоения программы – 4 года.

Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconПояснительная записка. Основная образовательная программа начального общего образования моу клементьевская средняя общеобразовательная школа разработана на основе: закона Российской Федерации «Об образовании» статья 14,
Основная образовательная программа начального общего образования моу – Клементьевская средняя общеобразовательная школа разработана...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №12 города Пушкино»
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования моу «сош №12 г. Пушкино»
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма коррекционной работы. Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования моу «Основная общеобразовательная школа №13»
Основная образовательная программа начального общего образования 2011 2012 учебный год
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа начального общего образования уфа 2011 пояснительная записка основная
Основная образовательная программа начального общего образования Негосударственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования (далее образовательная программа) Муниципального общеобразовательного учреждения «Корцовская средняя общеобразовательная школа»
Приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 09 №373, на основе анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconОсновная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №37»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начального общего образования сухиничи, 2011 пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» (далее «Программа») – это нормативный...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения «Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница