Интернет как коммуникативное пространство информационного общества




Скачать 321.92 Kb.
НазваниеИнтернет как коммуникативное пространство информационного общества
страница1/3
Дата30.09.2012
Размер321.92 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


КУТЮГИН ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ

ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА


Специальность: 22.00.04 – Социальная структура,
социальные институты и процессы



Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук


Москва – 2009

Диссертация выполнена на кафедре социологии коммуникативных систем социологического факультета Московского университета им. М.В.Ломоносова.


Научный руководитель:

Кандидат филологических наук,

кандидат юридических наук, доцент Башаратьян М.К.

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор, Кириллова Е.А.

Московский государственный технологический университет "Станкин"




Кандидат социологических наук,

Мачина А.А., факультет мировой политики МГУ им. Ломоносова

Ведущая организация:

Всероссийская государственная налоговая академия Минфина Российской Федерации

Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин



Защита состоится «27» февраля 2009 г. в 14.00 часов
на заседании Диссертационного совета по социологическим наукам Д.501.001.01 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, по адресу: 119992, Москва, Ленинские горы, МГУ, 3-й учебный корпус, социологический факультет, ауд. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ им. М.В.Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект д.27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).

Автореферат размещен на сайте социологического факультета Московского государственного университете имени М.В. Ломоносова

http://www.socio.msu.ru « » января 2009 г.

Автореферат разослан « » января 2009 г.


Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат социологических наук, доцент






Микеладзе Е.Е.









ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования.

Современная эпоха характеризуется как эпоха глобального информационного общества, содержание которой составляет экспоненциальный рост информационных технологий и глобализация информационных процессов. Одним из главных проявлений этих процессов является возникновение глобальной сети Интернет, стремительное и неуклонное расширение ее использования во всех сферах жизни общества.

В качестве объекта исследования Интернет представляет интерес для специалистов самых разных профилей, в том числе не только социологов, но и философов, психологов, лингвистов, культурологов, политологов и др1. Что же касается социологических аспектов исследования Интернета, то они также многообразны в силу универсальной применимости предоставляемых Интернетом коммуникативных возможностей: по мере развития Интернета все более значительная часть коммуникации как делового, так и личного характера осуществляется в виртуальной среде. Этому способствуют такие технические преимущества виртуального общения, как возможность дешевой передачи больших объемов информации на сколь угодно дальние расстояния, возможность коррекции и хранения передаваемой информации и др.

Этими преимуществами объясняется все более широкое использование коммуникативных возможностей Интернета в бизнесе, политике, государственном управлении, науке. Так, все более разнообразным и интенсивным становится использование Интернета в качестве инструмента для продвижения на рынок товаров и услуг. В отличие от классической модели маркетинговых действий, имеющих однонаправленный характер (от поставщика к потребителям), модель, учитывающая возможности Интернета, основана на принципе «обратной связи», что позволяет активно получать информацию от потребителя.

Но привлекательность Интернета не только в возможностях получения, передачи и обработки информации официального, делового или научного характера. Далеко не в последнюю очередь он привлекает людей, заинтересованных в общении, выражении личностно значимых смыслов. Дистанцированный характер общения и возможность анонимного общения, удовлетворяющие базовую потребность в безопасности, как и возможность общаться со многими людьми одновременно, физически находясь у себя дома, произвольно устанавливать режим общения, при необходимости прерывать общение, делают общение более комфортным.

Коммуникативное пространство Интернета стремительными темпами разрастается, объединяя все новые, разнородные средства коммуникации. Одним из следствий разноликости Интернета как феномена современного общества является то, что в большинстве посвященных ему гуманитарных исследований рассматриваются лишь определенные аспекты, стороны этого многоликого явления. При этом нередко выбор того или иного аспекта исследования Интернета приобретает парадигмальное значение, диктуя автору позицию относительно определения роли Интернета в современном обществе. Как следствие этого, значение Интернета как социального феномена до сих пор не определено однозначным образом.

В настоящее время существует огромное число публикаций, посвященных исследованию социальных аспектов возникновения и развития Интернета. Эти работы охватывают широчайший круг вопросов, многие из них отличаются высокий уровнем теоретических обобщений. Однако, по указанной выше причине, данный факт не снижает степени актуальности комплексного исследования Интернета как коммуникативного пространства информационного общества.

Сказанное обосновывает актуальность темы предпринимаемого исследования. Она обусловлена такими причинами, как:

а) радикальность изменений в формах коммуникации, протекающих в коммуникативном пространстве Интернета, необходимость научно-социологического осмысления этих изменений;

б) высокая привлекательность коммуникативных возможностей Интернета для разнородных пользователей и, как следствие, этого, лавинообразное разрастание этого коммуникативного пространства;

в) связь определяющих свойств Интернета как коммуникативного пространства с сущностными характеристиками информационного общества;

г) недостаточная разработанность данной темы в научной социологической литературе.

Цель исследования состоит в том, чтобы с опорой на выработанные научной социологией подходы и концепции, отражающие современное состояние общества и особенности протекающих в нем социальных процессов, с учетом принципов и методов социологии коммуникации, на основании изучения особенностей коммуникаций в Интернете исследовать Интернет как новое коммуникативное пространство информационного общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Осуществить общую оценку коммуникативных возможностей Интернета и их применения в информационном обществе, для чего:

– рассмотреть основные качественные характеристики информационного общества;

– выявить сущностные характеристики Интернета как атрибута информационного общества и средства виртуализации общества;

– рассмотреть социологические характеристики пользователей Интернета;

– исследовать свойства Интернета как пространства массовой коммуникации и массовой информации;

– рассмотреть особенности PR в коммуникативном пространстве Интернета;

– исследовать Интернет как пространство глобальной межличностной коммуникации, для чего:

– выявить особенности коммуникации в Интернете;

– рассмотреть формы межличностной и групповой коммуникации в коммуникативном пространстве Интернета.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является возникшая в условиях формирующегося информационного общества новая система коммуникации - Интернет.

Предметом исследования является совокупность типов и видов Интернет-коммуникаций, в которых проявляются сущностные свойства Интернета как пространства массовой коммуникации и глобальной межличностной и групповой коммуникации.


Степень разработанности темы.

Существует достаточно большое количество работ, в которых освещаются те или иные аспекты темы исследования. Но в этом значительном научном корпусе исследований нет социологических исследований Интернета как коммуникативного пространства массовой, глобальной межличностной и групповой коммуникации.

Теория формирования и исследование сущностных признаков постиндустриального и информационного общества рассматривается в трудах Р.Ф.Абдеева, Д.Белла, Д.Габора, Дж.Гэлбрейта, М.Делягина, Ф.Н.Данилова, П. Дракера, Л.Г.Ионина, С.А.Караганова, М.Кастельса, А.Кларка, А.Кинга, Л.Ларуша, Э.Ласло, М.Маклюэна, Д. Мартина, И.Масуды, Г.Молитора, Д.Несбита, В.А.Никонова, А.С.Панарина, Н.Е.Покровского, В.А.Рубанова, М.Постера, Д.Тапскотта, Э.Тоффлера, А.Турена, А.В. Чугунова и др.

Особенности формирования информационного общества в России освещаются в работах П.Г.Арефьева, И.В.Алексеевой, Е.Л.Вартановой, А.Глинчиковой, В.В.Емелина, С.Э.Зуева, Д.В.Иванова, Н.А.Иванова, В.А.Иноземцева, Э.Киселевой, Б.В.Кристального К.Е.Кузьмина, И.С.Мелюхина, Л.В.Скворцова, А.Д.Урсула, Д.С.Черешкина, и др.

Проблематика изучения Интернет-коммуникаций находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных исследователей, таких, как О.Арестова, К.Афанасьев, А.Алексеев, Ю.Бабаева, О.Баксанский, Е.Белинская, М.Бергельсон, А.Войскунский, А.Жичкина, Л.Землянова, Д.Иванов, Н.Карпинский, И.Клецкина, Х.-Ю.Крисмански, В.Петрова, Д.Поспелов, А.Ракитов, Д.Репкин, В.Розин, В.Тарасов, Х.Рейнгольд и др. В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в Сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальной пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей.

Эмпирические данные о развитии аудитории Интернета представлены в аналитических обзорах «Интернет в России» Фонда «Общественное мнение», РОЦИТа. Сведения по более ранним этапам развития Интернета в России приводилась в опубликованных отчетах компании «Комкон-2»2, «Monitoring.ru»3, фундаментальной по масштабности представленных денных работе «Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий»4.

Социологические аспекты влияния Интернета на современное российское общество рассмотрены в работах таких авторов, как Е.Б.Галицкий, П.К.Залесский, В.И.Дрожжинов, М.С.Вершинин, В.Е.Лепский, А.Г.Рапуто, С.В.Бондаренко и др.

Методологическую основу решения поставленных нами задач составляют принципы и методы социально-исторического, социокультурного, социально-психологического анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа источников, формально-логический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования.

Научная новизна исследования определяется в первую очередь выбором его темы. Впервые объектом диссертационного исследования становится коммуникативное пространство информационного общества и Интернет как одна из его форм.

Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:

1) выявлены определяющие характеристики современного состояния информационного общества как общества, основанного на коммуникации, главным элементом технической базы которого является глобальная информационная инфраструктура Интернет;

2) проанализированы подходы к исследованию социально значимого процесса виртуализации современного общества и роль в этих процессах Интернета;

3) осуществлен общий обзор результатов социологических исследований пользователей Интернета в России за последние 10 лет, выявлены основные тенденции этого развития;

4) выявлено соотношение между Интернетом и средствами массовой коммуникации; осуществлен анализ контента ряда сетевых средств массовой коммуникации;

5) разработана система классификационных признаков для построения типологии сетевых сообществ, с ее использованием осуществлен анализ ряда сетевых сообществ;

10) исследованы особенности межличностной коммуникации в Интернете; выявлены психологические причины (мотивы) и социальные причины создания виртуальных личностей в Интернет-коммуникациях.

С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения:

1.Главным отличием информационного общества от индустриального общества является возникновение принципиально новых форм коммуникации, причем не информация, а коммуникация является ядром информационного общества. Основанием социальной стратификации в информационном обществе становится доступность коммуникативных полей.

2.Основой современного информационного общества является глобальная информационная инфраструктура - Интернет, включающая в себя в качестве важнейшей составляющей людей - участников Интернет-коммуникаций. Распространение Интернет-коммуникаций активно влияет на социальную структуру современного общества, служит важнейшим фактором принципиально нового общественного процесса - виртуализации общества.

3.Вся совокупность пользователей Интернет, составляющих Интернет-пространство, не является сообществом и не обладает признаками субкультуры, а для сообществ, группирующихся вокруг определенных сетевых ресурсов, отсутствует перспектива превращения в социальные группы. В то же время различные группы и субкультуры могут использовать Интернет как средство интеракций и коммуникативного пространства, предоставляющего социальным субъектам новые возможности передачи информации и коммуникации.

4.Выполняя целый ряд функций средств массовой коммуникации и массовой информации, Интернет как коммуникативное пространство не является средством массовой коммуникации и массовой информации. Интернет представляет собой коммуникативное пространство, в котором располагаются средства массовой коммуникации и массовой информации.

5.Отношения Интернета с традиционными СМИ не являются конкурентными, но постоянные пользователи Интернета более избирательны в своем отношении к традиционным СМИ, особенно радио и телевидению. Важной характеристикой взаимоотношений между Интернетом и традиционными СМИ является использование последними оперативной информации, размещаемой в Интернете, благодаря чему происходит ее ретрансляция на оффлайновую аудиторию.

6.Процесс межличностного общения посредством Интернета протекает в форме передачи информации, то есть в форме коммуникации, причем преимущественно вербального характера. Важной характеристикой коммуникации является понимание сообщения, которое состоит в истолковании адресатом полученной информации.

7.Важнейшими специфическими характеристиками Интернет-коммуникаций между субъектами являются физическая непредставленность партнеров по коммуникации, ограниченные на сегодняшний день возможности использования невербальных коммуникативных средств, возможность отсроченных реакций на обращения, высокая степень социальной неопределенности общения, повышенная динамичность интеракций, наличие большого разнообразия возможностей коммуникации, возможность фиксации сделанных высказываний. Все эти особенности коренятся в виртуальном характере Интернет-коммуникаций.

8.Межличностная коммуникация в коммуникативном пространстве Интернета может происходить в приватном или публичном режиме. Во втором случает участники коммуникации вынуждены учитывать нормы, установившиеся в соответствующем сетевом сообществе.

9.Существующие сетевые сообщества различаются по таким признакам, как наличие и первичность реальных коммуникаций между членами сообщества, длительность существования сообщества, более или менее жесткая регламентация его деятельности.

10.Положение индивида как члена сообщества характеризуется традиционными категориями статуса в системе отношений сообщества и социальной роли.

Замена реальных имен псевдонимами (никнеймами) в Интернет-коммуникациях преследует цели идентификации и самопрезентации.

Мотивационную основу создания виртуальных личностей в значительном числе случаев составляет потребность в улучшении своей Я-концепции путем приближения своего социального Я к идеальному Я. Социальные причины деятельности по созданию виртуальных личностей связаны с виртуальной природой Интернет-пространства, в связи с чем реконструкция собственной социальной идентичности для значительной части пользователей представляет собой более сложную задачу, чем создание новой идентичности в виде виртуальной личности.

Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социологии коммуникации.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, при чтении спецкурсов, посвященных Интернету как коммуникативному пространству информационного общества, его влиянию на социальную структуру, социальные институты и процессы.

Апробация исследования. Основные результаты исследования обсуждены на кафедре коммуникативных систем социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, опубликованы в печати и докладывались автором на Ломоносовских чтениях МГУ, Ш Всероссийской конференции «Молодежь и будущая Россия».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав «Коммуникативные возможности Интернета и их применение в информационном обществе», «Интернет как пространство массовой коммуникации», «Интернет как пространство глобальной межличностной коммуникации» (главы разбиты на 8 параграфов), заключения, списка литературы и приложений.
  1   2   3

Похожие:

Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconКонцепция областной целевой программы «Развитие информационного общества и использование информационных и коммуникационных технологий в Ульяновской области в 2009-2011 годах» Введение 3
Глобализация и развитие информационного общества стремительно меняют облик современного мира. Сущность информационного общества определяет...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconПравовые основы формирования информационного общества в узбекистане
«Битва за доступ к Интернету выиграна, однако сейчас мы столкнулись с другой проблемой как убедить каждого пользователя, что Интернет...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества icon«Влияние Интернет на развитие современного общества»
В течение последних лет многие страны мира де-монстрируют последовательное и устойчивое продвижение к главной цели по-строения глобального...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconВопросы к экзамену по курсу «Правовая информатика» для специальности: 1-24 01 02 «Правоведение» (5ПХз)
Становление теории информационного общества. Характеристики информационного общества
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconКоммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс
...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconКолин К. К., д т. н., проф., гл н. сотр. Института проблем информатики ран актуальность проблемы
Интернет, а Совет по развитию информационного общества возглавляет лично Президент России Д. А. Медведев, который сам ежедневно использует...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconВ. К. Кондратьев (*), Е. Н. Филинов, А. В. Бойченко
Формирование информационного общества в России, пути интеграции России в мировое информационное пространство связаны, прежде всего,...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconДоклад на X международной конференции «Право и Интернет»
Федеральные концепции и стратегии развития информационного общества в законодательстве субъектов России
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconИнформационно-коммуникативное пространство англоязычного рекламного делового дискурса
Фгбоу впо «Астраханский государственный университет», профессор кафедры английского языка и технического перевода, директор Института...
Интернет как коммуникативное пространство информационного общества iconПлан семинарских занятий по курсу: современные зарубежные средства массовой информации
Периодизация развития информационного общества: от цифрового текста к Интернету и интернетизации сми, от Интернет-версий к дуализму...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница