Скачать 465.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 Семёновского района Крылова Ольга Юрьевна Педагогический стаж – 21 год Стаж работы учителем начальных классов – 20 лет Образование – высшее Нижний Новгород 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 Глава 1. Психолого-педагогические основы творческого мышления детей. 5
Глава 2. Развитие творческого мышления в процессе формирования геометрических понятий и фигур. 14 2.1 Виды и формы работы, направленные на развитие творческого мышления. 14 2.2 Изучение творческого мышления младших школьников с помощью тестов Торренса. 32 Заключение. 37 Литература. 38 Приложения: Приложение 1. Фрагмент урока математики в 1 классе. Приложение 2. Геометрические сказки. Приложение 3. Праздник путешествие «В страну геометрических фигур» Приложение 4. Планирование интегрированных уроков (2-4 классы) Приложение 5. Фрагмент урока геометрии в 3 классе Приложение 6. Работы детей. Стихи про геометрические фигуры. Приложение 7. Интегрированные уроки. Работы детей. Введение. Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. На современном этапе общественного развития главной задачей, стоящей перед системой образования, является всестороннее содействие становлению и формированию личности, способной быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, находить качественно новые пути решения разнообразных проблем, ориентироваться в возрастающем потоке информации и выделять из него те знания, которые необходимы для продуктивной работы, мыслить и действовать нестандартно, творчески. В организации учебно-воспитательного процесса особенно востребованы те виды деятельности, которые развивают личность и обеспечивают ее творческое саморазвитие. В современный период активизации творческой деятельности всех слоев общества проблема усиления творческих начал в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как будут формироваться в школе элементы творческой деятельности, во многом зависит будущее этого общества. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии творческого мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Проблема состоит в том, что учащимся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала требуются навыки творческого мышления. Однако исследования (тесты Торренса) показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет такими уровнями творчества, как гибкость, беглость и оригинальность Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие творческого мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как оригинальность, критичность, гибкость, и которые развиваются при работе с геометрическими понятиями и представлениями.еской деятельности Поэтому немало важную роль в развитии творческого мышления играет геометрический материал. Непрерывное и систематическое изучение младшими школьниками геометрического материала обеспечивает овладение кругом основных геометрических представлений и навыков, которые обеспечивают развитие умственной деятельности. Однако опыт показывает, что геометрические знания рассматриваются , как нечто не имеющее самостоятельной ценности и дополнительное к арифметическим знаниям. Геометрический материал в учебниках начальной школы представлен разрозненно, на его изучение отводится мало времени. В результате задачи геометрической пропедевтики в начальной школе не реализуются на должном уровне.. Одной из причин вышеперечисленного является недостаток специально организованных занятий с геометрическим материалом. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Новизна и своеобразие педагогического опыта проявляется в использовании путей и методов для реализации потенциала геометрического материала на уроках и во внеурочной деятельности. Целью данной работы является обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». Задачи:
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Следуя цели и задачам работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление. В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. (2) Среди них: 1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени; 2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую; 3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; 4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире; 5) способность к разработке гипотезы; 6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула; 7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией; 8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу; 9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 10) и так далее. Е.П. Торрес (6) выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: - легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; - гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; - оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе; - точность выполнения заданий. По Стернбергу (16), творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям (12):
Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. С точки зрения Д.Б. Богоявленской (2), творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н. Дружинину (3), творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. (3) Выделяя признаки творческого акта, все исследователи отмечают два признака творческого мышления. Первый признак - бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида. Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее. С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе. В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи. И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других. Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую»(5). В.А. Крутецкий (4) структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом: - способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач; - способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами; - способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами; - гибкость мыслительных процессов в математической деятельности; - стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения; - способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли; - математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним); - математическая направленность ума. Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости. Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума». Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области. Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе. На этих же показателях основаны тесты Е.П. Торренса на вербальное и невербальное творческое мышление, которые мы предлагаем использовать для выявления уровня развития творческого мышления В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешних условий; 3) генотип – средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт. В своей работе буду придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина (3) и другие считают необходимым для развития творческого мышления: - отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца, регламентированного поведения; - наличие позитивного образца творческого поведения; - создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения; - социальное подавление творческого поведения. Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности. Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта. (7) П.Я. Гальперин разработал развивающий метод основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска. (8) Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления: - влияние условий воспитания и повседневной жизни; - проведение развивающего эксперимента. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии. 1.2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен, и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. (2) Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен. Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. А. Савенков (2), работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся: - паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать; - доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью; - сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования; - доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; - ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны; - неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений; - формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей; - стремление к максимально глубокому исследованию проблемы; - высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем; - индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса; - проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций. Предполагаем, что таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников. |
![]() | Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие... | ![]() | Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления ... |
![]() | Тема с истема приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения Система приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения | ![]() | Количество часов Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... |
![]() | Рабочая программа по геометрии 10 класс Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений... | ![]() | Рабочая программа по геометрии на 2008-2009 учебный год Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений... |
![]() | Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики Сущность представляемого опыта: обеспечение успешности учения, развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся... | ![]() | Красная книга. (2 класс) Цели урока: образовательно-развивающие — знакомство с понятием «Красная книга», её структурой, с животными и растениями, занесёнными... |
![]() | Публичный отчет за 2009-2010 учебный год. Содержание Методическая тема: Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании детей. Обобщение педагогического и творческого опыта... | ![]() | Научно-исследовательская работа на тему дифференциация самостоятельной работы младших школьников как средство повышения уровня их обученности Педагогические основы дифференциации самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения … 10 |