Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу




Скачать 465.38 Kb.
НазваниеТворческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу
страница1/4
Дата30.09.2012
Размер465.38 Kb.
ТипТворческая работа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений».

(Обобщение педагогического опыта)


Работу выполнила:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3

Семёновского района

Крылова Ольга Юрьевна

Педагогический стаж – 21 год

Стаж работы учителем

начальных классов – 20 лет

Образование – высшее


Нижний Новгород

2009


СОДЕРЖАНИЕ


Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы творческого

мышления детей. 5

    1. Понятие творческого мышления. 5

    2. Условия формирования творческого мышления младших школьников. 11


Глава 2. Развитие творческого мышления в процессе

формирования геометрических понятий и фигур. 14


2.1 Виды и формы работы, направленные на развитие

творческого мышления. 14

2.2 Изучение творческого мышления младших школьников с

помощью тестов Торренса. 32

Заключение. 37

Литература. 38

Приложения:

Приложение 1. Фрагмент урока математики в 1 классе.

Приложение 2. Геометрические сказки.

Приложение 3. Праздник путешествие «В страну геометрических фигур»

Приложение 4. Планирование интегрированных уроков (2-4 классы)

Приложение 5. Фрагмент урока геометрии в 3 классе

Приложение 6. Работы детей. Стихи про геометрические фигуры.

Приложение 7. Интегрированные уроки. Работы детей.


Введение.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.

На современном этапе общественного развития главной задачей, стоящей перед системой образования, является всестороннее содействие становлению и формированию личности, способной быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, находить качественно новые пути решения разнообразных проблем, ориентироваться в возрастающем потоке информации и выделять из него те знания, которые необходимы для продуктивной работы, мыслить и действовать нестандартно, творчески.

В организации учебно-воспитательного процесса особенно востребованы те виды деятельности, которые развивают личность и обеспечивают ее творческое саморазвитие.

В современный период активизации творческой деятельности всех слоев общества проблема усиления творческих начал в обучении учащихся стоит особенно остро. От того, как будут формироваться в школе элементы творческой деятельности, во многом зависит будущее этого общества.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.

Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии творческого мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Проблема состоит в том, что учащимся уже в 1-м классе для полноценного усвоения материала требуются навыки творческого мышления. Однако исследования (тесты Торренса) показывают, что даже во 2-м классе лишь незначительный процент учащихся владеет такими уровнями творчества, как гибкость, беглость и оригинальность Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие творческого мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как оригинальность, критичность, гибкость, и которые развиваются при работе с геометрическими понятиями и представлениями.еской деятельности Поэтому немало важную роль в развитии творческого мышления играет геометрический материал. Непрерывное и систематическое изучение младшими школьниками геометрического материала обеспечивает овладение кругом основных геометрических представлений и навыков, которые обеспечивают развитие умственной деятельности. Однако опыт показывает, что геометрические знания рассматриваются , как нечто не имеющее самостоятельной ценности и дополнительное к арифметическим знаниям. Геометрический материал в учебниках начальной школы представлен разрозненно, на его изучение отводится мало времени. В результате задачи геометрической пропедевтики в начальной школе не реализуются на должном уровне.. Одной из причин вышеперечисленного является недостаток специально организованных занятий с геометрическим материалом. Именно это и указывает на актуальность проблемы.

Новизна и своеобразие педагогического опыта проявляется в использовании путей и методов для реализации потенциала геометрического материала на уроках и во внеурочной деятельности.

Целью данной работы является обобщение педагогического опыта по теме «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений».

Задачи:

  1. Анализ педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления у младших школьников

  2. Раскрыть сущность комплекса методических приёмов и упражнений, способствующих наиболее эффективному развитию изучаемого процесса при изучении геометрического материала.

  1. Осуществить экспериментальную проверку эффективности комплекса методических приёмов и упражнений в процессе обучения.



ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ


1.1. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Следуя цели и задачам работы, мы рассмотрим воззрения разных авторов на творческое мышление, на показатели, которые характеризуют это мышление.

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо

нового.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. (2)

Среди них:

1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;

2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;

4) любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;

5) способность к разработке гипотезы;

6) ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;

7) фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;

8) способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;

9) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

10) и так далее.

Е.П. Торрес (6) выделяет четыре основных параметра, характеризующих

креативность:

- легкость - быстрота выполнения текстовых заданий;

- гибкость – число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов;

- оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе;

- точность выполнения заданий.

По Стернбергу (16), творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:

      • способность идти на разумный риск;

      • готовность преодолевать препятствия;

      • толерантность к неопределенности;

      • готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям (12):

          • независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений

          • открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

          • высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

          • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена.

В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблемы творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления.

И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б. Богоявленской (2), творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремление выйти за пределы заданной проблемы.

По В.Н. Дружинину (3), творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее).

Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности.

Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин, В.Н. Пушкин и другие отечественный психологи считают основным признаком мышления рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связана с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. (3)

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи отмечают два признака творческого мышления. Первый признак - бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания.

Второй признак творческого мышления – спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин.

Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.

Иное дело – оценка продукта как творческого. Здесь в силу вступают социальные критерии: новизна, осмысленность, оригинальность и так далее.

С творческим мышлением сопряжены два личностных качества: интенсивность поисковой мотивации и чувственность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

В качестве «ментальной единицы» измерения творческости мыслительного акта, «кванта» творчества, Я.А. Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности

других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность – «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую»(5).

В.А. Крутецкий (4) структуру творческого мышления в математике представляет следующим образом:

- способность к формализованному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задач;

- способность к логическому мышлению в сфере количественных и качественных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами;

- способность к совершенствованию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами;

- гибкость мыслительных процессов в математической деятельности;

- стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решения;

- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого на обратный ход мысли;

- математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы перехода к ним);

- математическая направленность ума.

Так же к творческому мышлению В.А. Крутецкий относит следующие «не существенные» компоненты: быстрота мыслительных процессов как временная характеристика; вычислительные способности; память на цифры, числа, формулы; способность к пространственным отношениям; способность наглядно представлять абстрактные математические отношения и зависимости.

Структура творческого мышления представлена в формуле: «математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума».

Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной стороны, но и качественной стороны. Тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области.

Таким образом, творческое мышление – мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании следующее: беглость, гибкость и оригинальность мысли.

Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания.

Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.

Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе.

На этих же показателях основаны тесты Е.П. Торренса на вербальное и невербальное творческое мышление, которые мы предлагаем использовать для выявления уровня развития творческого мышления

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления: 1) генетический, отводящий основную роль наследственности; 2) средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешних условий; 3) генотип – средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

В своей работе буду придерживаться 3 подхода, согласно которому развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность.

Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н. Дружинин, В.И. Тютюнина (3) и другие считают необходимым для развития творческого

мышления:

- отсутствие регламентации предметной активности, точнее – отсутствие образца, регламентированного поведения;

- наличие позитивного образца творческого поведения;

- создание условий для подражания творческому поведению и планированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

- социальное подавление творческого поведения.

Они выделяют между условиями и повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой личности.

Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж. Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта. (7)

П.Я. Гальперин разработал развивающий метод основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А. Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая поведение других людей и принимая его образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска. (8)

Таким образом, существуют два направления проблемы развития творческого мышления:

- влияние условий воспитания и повседневной жизни;

- проведение развивающего эксперимента.


Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.


1.2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него

самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен, и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. (2)

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача

решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков (2), работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;

- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;

- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

- проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Предполагаем, что таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.


  1   2   3   4

Похожие:

Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconОрганизация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconМеерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления
...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconТема с истема приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Система приемов развития творческого мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconКоличество часов
Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconРабочая программа по геометрии 10 класс
Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconРабочая программа по геометрии на 2008-2009 учебный год
Цель изучения данного курса – систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconАктивизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания физики
Сущность представляемого опыта: обеспечение успешности учения, развитие познавательного интереса и творческого мышления учащихся...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconКрасная книга. (2 класс)
Цели урока: образовательно-развивающие — знакомство с понятием «Красная книга», её структурой, с животными и растениями, занесёнными...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconПубличный отчет за 2009-2010 учебный год. Содержание
Методическая тема: Личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании детей. Обобщение педагогического и творческого опыта...
Творческая работа «Развитие творческого мышления младших школьников в процессе формирования геометрических понятий и представлений». (Обобщение педагогического опыта) Работу iconНаучно-исследовательская работа на тему дифференциация самостоятельной работы младших школьников как средство повышения уровня их обученности
Педагогические основы дифференциации самостоятельной работы младших школьников в процессе обучения … 10
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница