Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования




НазваниеПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
страница1/5
Дата30.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5
6. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Пояснительная записка


Нормативно-правовая основа Программы:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Проект Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  • Программа развития школы до 2012 г.

В законе РФ «Об образовании» сказано, что государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и т.д.

Актуальность разработки данной программы обусловлена Посланием Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, в котором обозначены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В Послании подчёркнуто «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. … наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».

Основополагающими позициями Программы стали основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован социальный заказ образованию в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: «Цель школьных лет – не сдача ЕГЭ, а воспитание успешного гражданина России XXI века». Воспитание человека будущего, базовыми ценностями которого являются:

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Присвоение всех этих ценностей – глобальная и основополагающая воспитательная цель Школы.

Для достижения этой цели разработаны новые образовательные стандарты, в соответствии с которыми каждое общеобразовательное учреждение должно:

  • воспитывать гражданина и патриота;

  • раскрывать способности и таланты молодых россиян;

  • готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Отвечая требованиям времени школа становится учреждением, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.


6.1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Выпускник начальной школы делает первый, но значимый шаг к этой цели.

Учитывая психологические особенности этого возрастного периода, а именно, неопытность ребёнка; стремительность его вхождения в контекст социальной жизни; незнание законов этой жизни; безропотное исполнение указаний; природную склонность к подражательности, необходимо помочь ребёнку осваивать, усваивать и присваивать норму социальной культурной жизни.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся начальной школы должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию;

  • понимание что такое нравственность;

  • готовность к индивидуально-ответственному поведению;

  • осознание собственного творческого потенциала и готовность к его реализации в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

  • готовность непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

  • присвоение таких нравственных понятий как совесть, честь, достоинство, ответственность, толерантность, милосердие;

  • готовность учащегося поступать согласно своей совести;

  • формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие способности формулировать собственные нравственные обязательства;

  • подготовка к осуществлению нравственного самоконтроля;

  • готовность давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

  • принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

  • развитие в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

  • Такой подход в сфере личностного развития готовит почву для дальнейшего формирования личности в следующих ипостасях.

  • В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

  • осознание безусловной ценности семьи как первооснов нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

  • законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

  • укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

  • повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

  • повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

  • укреплению национальной безопасности.


Воспитание в Ново-Харитоновской СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

  • преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;

  • духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;

  • внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Программа составлена таким образом, чтобы по мере реализации стремиться к воспитанию выпускника, отвечающего по своим человеческим качествам современному национальному идеалу.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с разработанным в 2008-2009 году Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Анализируя работу педагогического коллектива со времени создания образовательного учреждения Ново-Харитоновская средняя школа № 10, убеждаешься в том, что здесь никогда не было перерыва в воспитании. В течение многих лет здесь выстраивается собственная воспитательная система, в которой базовые ценности «Человека будущего», обозначенные в новых государственных стандартах, являются основополагающими в многогранном процессе воспитания учащихся нашей школы.

Воспитательная цель, которая ставится перед сотрудниками Ново-Харитоновской СОШ № 10 – формирование духовно-нравственной социально адаптированной толерантной творчески мыслящей личности, способной к целеполаганию, самообразованию, самореализации.

Ново-Харитоновская СОШ № 10 с углублённым изучением отдельных предметов – это школа сельская, расположенная в одном из самобытнейших уголков России, на территории традиционного народного промысла Гжель. Поэтому Программой предусматривается приобщение обучающихся начальных классов не только к базовым национальным ценностям российского общества и общечеловеческим ценностям, но и культурным ценностям малой родины - Гжели, в контексте формирования у них гражданской идентичности. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической деятельности учителей школы, родительского сообщества, представителей предприятий и общественных организаций региона Гжель.

Наша школа является базовой школой региона Гжели: выпускники основных школ Кузяевской и Карповской получают среднее образование в стенах нашей школы, а также наше образовательное учреждение является ресурсным центром профильного обучения - это позволяет обеспечивать доступность качественного образования для населения муниципальных образований Новохаритоновское и Гжельское.

В соответствии с договором о сотрудничестве школа входит в учебный комплекс Государственного Гжельского художественно-промышленного института. В рамках социального проекта школа реализует систему непрерывного комплексного образования и воспитания по сохранению преумножению традиций Гжельского народного промысла и является культурным центром села.

Наша школа сегодня – это ОУ интегрированного типа, т.е. социо-культурный центр региона Гжель.

В Программе отражена профессиональная позиция педагогического коллектива, состоящая в том, что воспитание – это систематический и системный процесс, который подразумевает не только деятельность, отношения, общение, но и создание благоприятной среды, расширение воспитательного пространства, активный выход на социум. Каждый ребёнок в этом процессе – это компетентная личность, поднимающаяся как по ступеням от самоконтроля, самоопределения, самообразования к самовоспитанию и самореализации. Системный подход к воспитанию реализуется через интеграцию внеурочной деятельности и учебного процесса. Поэтому наша школа - содружество детей и взрослых, формирующее свои традиции, обычаи, ценности. Воспитательный процесс в школе выстраивается таким образом, что, взрослея, каждый наш ученик стремится к нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.

Уже на этапе начальной школы решаются следующие задачи:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

Ориентируясь на стандарт и реализуя поставленные воспитательные задачи и ориентиры, формируется следующий «портрет выпускника начальной школы»:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину (проявление через присвоение, сохранение и преумножение традиций народного промысла Гжель);

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Й и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся моу головинской сош на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 4 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 19
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 10
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПояснительная записка Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница