
учебно-методический комплекс дисциплины
ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Для студентов факультета журналистики
Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2009
УТВЕРЖДЕНО кафедрой теории и практики периодической печати
С о с т а в и т е л и : д-р филол. наук, проф. А.С. Шилов (часть I); доц. О.А. Воронова (часть II); канд. филол. наук, доц. Л.Г. Свитич (часть III)
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А.С. Шилов, О.А. Воронова, Л.Г. Свитич. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 39 с.
Подготовлен на факультете журналистики.
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
© Шилов А.С., Воронова О.А., Свитич Л.Г., 2009 Часть I. Введение в теорию журналистики
цели и задачи
Цель изучения первой части дисциплины: сформировать у студента представление о журналистике как единстве научной теории и социальной практики; сформировать представление о содержании и сущности основных категорий журналистики; дать представление об общих закономерностях функционирования СМИ; задать систему подходов к изучению всего спектра журналистских дисциплин. Основные задачи: раскрыть содержание и сущность основных категорий журналистики; дать представление о журналистике как специфической массово-информационной деятельности; выявить основы функционирования СМИ в современном обществе; подготовить студентов к овладению информационными, правовыми, экономическими, социально-политическими и моральными основами деятельности СМИ; показать использование функционального подхода в журналистике; представить основы и сущность журналистики как области творческой деятельности; проанализировать процессы формирования социальной позиции журналиста; помочь осознать место и роль журналистики в системе социальных институтов; научить оценивать факторы, влияющие на свободу СМИ и журналистского творчества; найти критерии результативности деятельности СМИ; дать практические навыки журналистской деонтологии; научить видеть современную журналистику в контексте духовного развития общества. Студент должен готовить себя к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности: 1. Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ). 2. Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и разных слоев аудитории). 3. Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ). 4. Программирующая (участие в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов). 5. Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с транслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы «в свет»).
Программа1 Тема 1. Система понятий теории журналистики Теория журналистики как наука: предмет изучения, специфика. Система основных категорий науки о журналистике. Компоненты системы: «учредитель», «издатель», «журналист», Взаимодействие понятия «журналистика» с понятиями «mass media», «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации» и другими. Основные разделы и области научного знания о журналистике (газетно-журнальная, радио- и тележурналистика, редакционно-издательское дело и т. д.). Понятие «информация»: многообразие подходов, обыденное и научное значение термина. Информация и знание. Массовая информация, ее признаки и специфика. Журналистика как носитель массовой информации. Массовая аудитория и ее характеристики. Место и роль теоретических знаний в журналистском творчестве и практике журналистской деятельности. Тема 2. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности Журналистика как массово-информационная деятельность. Массово-информационная деятельность: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Полнота и достоверность информации. Проблема соотнесения потенциальной, принятой и реальной информации. Семантический, синтактический и прагматический аспекты массово-информационных текстов. Основные аспекты массово-информационной деятельности. СМИ и ориентация аудитории. Информационная транспарентность. Доступность источников информации для журналистов. Информация и дезинформация. Проблема информационного порядка в обществе. Законодательные и этические нормы массово-информационной деятельности. Массовая информация и социальная информация. Использование массовой информации в социальном управлении. Информация как фактор формирования сознания и поведения массовой аудитории. Тема 3. Журналистика в системе социальных институтов Институциональная организация общества и многообразие видов социальных институтов. Особенности журналистики как социального института. Социальное назначение журналистики и процесс ее функционирования в обществе. Различные секторы СМИ: государственные, государственно-общественные, частные. Журналистика в различных социальных системах. СМИ и информационный порядок в демократическом, гуманистически-ориентированном обществе. Проблемы плюрализма мнений и толерантности (терпимости) к «инакомыслию» в современном обществе. СМИ как инструмент демократии. СМИ как канал выражения и согласования социальных интересов. Социальный диалог в СМИ. Государственная политика в области СМИ и ее проблемы. Вопрос о журналистике как «четвертой власти». Специфика и возможности реализации «властных полномочий» различных средств массовой информации. Информационная политика редакции. Сущность и формы обеспечения информационной безопасности. Тема 4. Современная система средств массовой информации Журналистика в информационном пространстве. Формирование единого информационного пространства региона, страны, мира. Информационное пространство – «информационные поля» различных СМИ. Информационные ниши. Обеспечение информационной безопасности и деятельность СМИ. Обыденное и научное понимание «системы» применительно к СМИ. Структура системы СМИ. Формирование и проблемы оптимизации. Инфраструктура средств массовой информации. Основные типологические группы современной российской журналистики (качественные и массовые издания, каналы, программы; органы информации различной целевой и предметно-тематической направленности; рассчитанные на определенные группы аудитории; разной периодичности и др.). Традиционные и новые средства массовой информации. Их типология. Пресса – радио – телевидение: проблемы взаимодействия на макро- и микроуровнях. Специфика восприятия печатной, аудио и видео информации. Соревнование и конкуренция на рынке информации. Тема 5. Функции и жанры журналистики Функциональный подход к журналистской деятельности. Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики. Возможные классификации функций СМИ: разница теоретических подходов. Информация и коммуникация как основа современного массово-информационного процесса. Соотношение функций и целей в сфере производства и распространения массовой информации. Система функций журналистики: функции идеологические, непосредственно-организаторские, культурно-просветительные, рекламно-справочные, рекреативные и другие. Характеристика основных функций журналистики. Взаимодополнение функций в массово-информационном процессе. Взаимодействие журналистики с общественным мнением и массовым сознанием как механизм реализации функций. Жанры современной журналистики, жанровая специфика различных видов журналистской деятельности. Тема 6. Свобода печати и журналистской деятельности Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации. Многозначность понятия «свобода» и проблемы, связанные с его пониманием и использованием. Свобода журналистской деятельности в общем контексте личных и социальных свобод. Становление и характер различных концепций свободы: авторитарной, либеральной (полной свободы), социальной ответственности. Современные подходы и решения. Социально-творческий аспект свободы журналистской деятельности. Свобода выбора журналистом собственной социальной позиции. Свобода профессиональных решений и действий. Творческий потенциал журналиста и мера свободы деятельности. Злоупотребление свободы печати, подмена понятий. Цензура и самоцензура. Юридический аспект свободы журналистики. Нормы международного права и отечественный опыт регулирования свободы печати. Проблемы современного законодательства в области СМИ. Моральные аспекты свободы журналистского творчества. Общественная мораль и ее влияние на журналистику. Профессиональная и служебная этика журналиста как регулятор журналистской деятельности. Экономический аспект свободы журналистики. Основные источники средств: государственная поддержка, реализация продукции (подписка, розничная продажа и др.), субсидии владельца, реклама, спонсорство и т. д. Проблема экономической независимости. «Табу» в журналистской деятельности: государственная тайна, тайна личной и семейной жизни, врачебная тайна, коммерческая тайна, тайна переписки, тайна следствия и дознания и т. д. Тема 7. Журналистика как область творческой деятельности Сущность творчества. Механизм творчества. Критерии творчества. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества. Основные формы творческой деятельности: любительство и профессионализм. Единство продуктивного и репродуктивного в журналистике. Стабильное и инновационное в журналистском творчестве. Творческая одаренность как инструмент профессиональной карьеры в журналистике. Талант и гениальность. Проявление таланта в журналистике. Критерии журналистского таланта. Виды творческой деятельности в журналистике. Журналист как редактор, организатор, автор при подготовке материала, номера, программы и т. д. Уровни творчества: технологические навыки, искусство, мастерство. Журналист как творческая личность. Развитие способностей и овладение культурой творчества журналиста. Активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью – специфическая особенность творческого содержания журналистики. Свобода творчества в журналистике. Редакция как творческий коллектив. Распределение обязанностей, взаимодополнение и взаимозаменяемость. Индивидуальные и коллективные формы творчества. Номер (программа) как результат труда творческого коллектива. Использование в СМИ научного, художественного, публицистического типов творчества. Журналистское произведение: содержание (тема, проблема, идея) и форма (жанр, композиция, стиль). Процесс создания журналистского произведения. Творческая индивидуальность. Тема 8. Социальная позиция журналиста Социальная позиция журналиста как определенное культурно-идеологическое отношение к прошлому и настоящему, представление о желаемом будущем, действующих силах, путях и средствах его достижения. Разнообразие позиций, ценностей и интересов социальных групп и их отражение в журналистике. Социальная позиция как система принципов деятельности. Объективные и субъективные основания личной позиции журналиста. Система личностных качеств журналиста: профессиональные склонности, творческие способности, мировоззренческие взгляды и социальная позиция. Проблемы конвергенции различных позиций. Соотношение понятий «свобода», «необходимость» и «ответственность» применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция журналиста как система принципов деятельности. Убежденность в выборе своей социальной позиции. Толерантное отношение к другим общественным силам и их представителям в СМИ. Внимание к аудитории и учет ее особенностей. Принципы журналистской деятельности. Историческая динамика принципов. Принципы как основа социально-политического анализа явлений жизни. Проблема верности принципам. Принципиальность и беспринципность. Принципиальность и компромиссы в деятельности журналиста. Тема 9. Действенность и эффективность журналистики Результативность – оценочное суждение о характере и мере выполнения СМИ своих функций в соответствии с социальными потребностями. Результативность и прагматика творческой деятельности. Оптимизация деятельности в расчете на конечный результат. Факторы создания произведений высокой результативности. Результативность СМИ в условиях рыночной экономики. Действенность как мера результативности журналистской деятельности. Методы изучения действенности и использование их результатов. Действенность как характеристика воздействия СМИ на социальные институты. Эффективность – мера результативности влияния на массовую аудиторию при реализации ее потребностей в информации. Закономерности информационного поведения аудитории. Знание аудитории как условие эффективности. Идея совокупного результата и концепция пофакторного определения эффективности. Взаимодополняемость подходов. Творческие факторы эффективности. Взаимозависимость эффективности и действенности. Тема 10. Журналистская деонтология Журналистская деонтология как система знаний о профессиональном долге и формах поведения работников СМИ. Профессиональный долг как регулятор журналистского поведения. Объективные и субъективные основания профессионального долга. Профессиональные кодексы о журналистском долге. Способность к самовозложению долга как аспект профессионального становления журналиста. Внешняя и внутренняя ответственность: объективный характер и субъективное осознание. Общественный долг и социальная позиция. Категория профессиональной ответственности как отражение зависимости между журналистскими произведениями и последствиями, которые они могут вызвать в общественной жизни и жизни отдельных людей. Формы ответственности: гражданская, юридическая, этическая, служебная. Гражданская ответственность. Сознательность и убежденность в выборе социальной позиции. Ответственность за свой профессионализм, компетентность, добросовестность поиска, обработки и предоставления информации. Внимание к аудитории, её потребностям и интересам, запросам. Учет особенностей аудитории, её характера и состава. Забота о её развитии. Охрана от деструктивных, унижающих и развращающих воздействий. Проблема отношения к низменным запросам и интересам. «Болевые точки» российской действительности в освещении журналистов различной гражданской позиции. Юридическая ответственность журналиста. Правовые рамки функционирования СМИ. Юридическая компетентность журналиста как основа его профессиональной деятельности. Права и обязанности журналиста. Основания судебных исков к журналистам. Ответственность за злоупотребления свободой журналистской деятельности. Защита журналиста от неправомерных действий. Авторское право. Моральная ответственность журналиста. Моральные факторы, формирующие профессиональную ответственность. Значение моральной ответственности для качественного выполнения журналистского долга. Общее и специфическое в морально-этической и правовой ответственности журналиста. Формы моральной ответственности в деятельности журналиста. Этика и право в судебных делах в области средств массовой информации. Кодексы профессиональной этики и кодексы поведения работников различных СМИ. Совесть журналиста как выражение зависимости между профессиональным поведением и внутренним состоянием человека. Значение «голоса совести» для стимулирования волевого поведения журналиста в случаях негативного и позитивного побуждения к действиям. Долг журналиста как члена коллектива. Устав редакции и необходимость выполнения его положений. Внутриредакционные документы, регламентирующие права и обязанности сотрудников в различных сферах их деятельности. Дисциплинарная ответственность. Разрешение творческих и трудовых споров. Журналистский корпус и профессиональные объединения. Национальные и международные организации журналистов. Общественные организации журналистов и центры защиты журналистов.
Учебные задания к семинарским занятиям
|