Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления




Скачать 331.94 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления
страница1/3
Дата29.09.2012
Размер331.94 Kb.
ТипРабочая учебная программа
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине


ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


Для магистров первого года обучения, обучающихся

по направлению 081100.68

«Государственное и муниципальное управление»,


Квалификация (степень) "магистр"


Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра региональной экономики и управления


М о с к в а 2011


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине


ТЕОРИЯ И МЕХАНИЗМЫ СОВРЕМЕННОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ


Для магистров первого года обучения, обучающихся

по направлению 081100.68

«Государственное и муниципальное управление»,


Квалификация (степень) "магистр"


Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра региональной экономики и управления


М о с к в а 2011


Рабочую учебную программу разработал:

доктор экономических наук, профессор - А.Н.Бойко


Рабочая учебная программа обсуждена

на заседании кафедры региональной экономики и управления, протокол № 14

Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор В.А. Тупчиенко


Рабочая учебная программа одобрена

на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ


Проректор, председатель НМС А.В. Рогозенков


Теория и механизмы современного государственного управления.

Рабочая учебная программа для магистров, обучающихся по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление».-М.: ВЗФЭИ, 2011.


ББК__________


© Всероссийский заочный

финансово-экономический

институт (ВЗФЭИ), 2011

1. Цели и задачи дисциплины


Теоретически и практически доказано, что в современных условиях развития смешанной экономики роль государства в качестве субъекта управления неуклонно возрастает. Высокий динамизм политических и социально-экономических процессов, сопровождающийся нарастанием информационной неопределенности в условиях глобализации и деформирования рыночных механизмов, актуализирует задачу подготовки высококвалифицированных кадров в сфере системного комплекса вопросов внутреннего и внешнего государственного управления.

В связи с этим учебная дисциплина "Теория и механизмы современного государственного управления" содержит фундаментальный материал по вопросам: возникновения, сущности и структурно-функционального устройства государства как системного социального образования; теоретических и практических основ институционально-структурной организации и механизмов осуществления современного государственного управления вообще и конкретно в Российской Федерации; места, роли и механизмов государственного управления в условиях базисного действия рыночных механизмов.

           Целью изучения дисциплины является: глубокое овладение будущими специалистами теоретико-методологическими знаниями и практическими навыками (приемами) в области современного государственного управления социально-экономическими процессами, механизмов обеспечения устойчивого развития и безопасности государства "Россия".

          Задачи изучения дисциплины:

- на дедуктивной основе сформировать у студентов системное понимание фундаментальных основ сущности и системной организации государства, механизмов его организации и устойчивого функционирования;

- сформировать знания и навыки в области методологии и методики проведения специалистами аналитической, экспертной и исследовательской работы по вопросам построения и функционирования механизмов государственного управления;

- вооружить обучаемых специалистов обширным арсеналом методов, средств и инструментов государственного управления в части решении задач стратегического и прикладного ситуационного содержания.

- привить будущим специалистам стремление самостоятельно углублять свои знания, принимать эффективные управленческие решения на своем рабочем месте, определять необходимые средства и способы их достижения, методическое и организационно-техническое обеспечение.

- воспитать у студентов способности анализировать, аргументировать и обосновывать экономическую политику (курс), стратегию развития государства и регионов, социально-экономические программы (проекты) развития, а также весь комплекс применяемых и/или необходимых мер и средств государственного регулирования для решения программных задач.

  2. Место дисциплины в структуре основной образовательной                                                программы (ООП)


            Учебная дисциплина "Теория и механизмы современного государственного управления" помещена Учебным планом в базовую часть общенаучного цикла дисциплин. По своему содержанию она относится к циклу социальных и экономических дисциплин. По месту и значению дисциплина занимает базовое теоретико-методологическое место для всего последующего цикла "профессиональных дисциплин" по направлению подготовки 081100.68 - "Государственное и муниципальное управление", квалификация (степень) "магистр".

Для успешного усвоения предложенной учебной дисциплины студенты должны иметь надлежащую базовую подготовку по следующим т.н. "входящим учебным предметам".


Дисциплины, знание  которых  необходимо  при изучении данного

учебного курса



Дисциплины

Вопросы (темы), знание которых необходимо для изучения данного учебного курса

Экономическая теория

и "Макроэкономика"

Основы организации и функционирования макро- и микроэкономики. Смешанная экономика. Возникновение и роль государственного сектора экономики. Научные школы о роли государства в регулировании экономики. Факторы макроэкономической нестабильности. Воспроизводство общественного продукта, его структура и измерение. Проблемы устойчивогоэкономического роста, антициклическое регулирование. Внешнеэкономическая деятельность и мировые рынки.

Система государственного управления

Правовые основы и структура федеральной и региональной власти, разграничение полномочий и функций. Вопросы ведения Российской Федерации. Порядок формирования и реализации государственной социально-экономической политики. Прогнозирование и планирование в системе государственного управления экономикой. Методы и инструменты управления сферой материального производства. Особенности государственного управления социальной сферой.

Региональная экономика и управление

Региональная политика государства, порядок ее разработки и реализации. Принципы территориального управления. Правовые основы, формы и методы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления при решении общенациональных и региональных социально-экономических задач. Формы, методы и источники финансовой поддержки развития регионов. Современные формы анализа, отчетности, контроля и оценки управленческой деятельности органов управления субъектов РФ.

Государственные финансы и кредит

Основы и структура государственной финансовой и кредитной системы. Государственные органы и правовые основы финансово-кредитного регулирования в РФ. Разработка и реализация финансовой и денежно-кредитной политики. Государственная бюджетная система РФ. Бюджетный федерализм. Порядок и практика финансирования федеральных и региональных программ. Бюджетный Кодекс РФ, направления развития бюджетной системы государства.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

              Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- обстоятельное знание фундаментальных основ эволюции социальной системы "государство", его структурно-функционального построения, принципов сохранения устойчивости при динамичном развитии (ОК-5);

- усвоение содержания механизмов государственного управления, особой роли государственных и общественных институтов и "институционализации" государственного управления (ОК-10; ОК-11; ПК-1);

- приобретение теоретико-методологических способностей и навыков аналитической, экспертной, исследовательской и практической работы в сфере решения вопросов и проблем государственного управления социальными, политическими и экономическими процессами (ПК-15; ПК-16).

Для приобретения перечисленных компетенций в результате активного изучения дисциплины "Теория и механизмы современного государственного управления" студент конкретно должен:

а) Знать:

- особенности структурно-функционального устройства современного государства, государственной власти и органов государственного управления, механизм координации и передачи функций между разными уровнями власти и управления;

- сущность, структуру и содержание элементов механизма государственного управления социальными, политическими и экономическими процессами и отношениями;

- теоретические наработки и предложения "институциональной школы", практику их осуществления в развитых странах и в современной России;

- структуру и порядок формирования, координации и исполнения федеральных и региональных целевых программ;

- теорию, практику, модели и механизмы государственного макроэкономического регулирования современной рыночной (смешанной) экономики в развитых странах мира и в российской действительности.


б) Уметь:

- научно анализировать и обосновывать стратегический курс (программы) социально-экономического развития России;

- научно оценивать условия разработки и творчески вырабатывать ключевые ориентиры (параметры) принятия крупных инвестиционных проектов, социальных проектов, экономических программ развития муниципальных образований, регионов и государства;

- осуществлять научный анализ текущих практических проблем государственного социального и экономического управления, делать экспертные заключения и оценки возможного развития событий, вырабатывать и вносить предложения по их разрешению;

- творчески способствовать формированию системы стратегического планирования в России как единственной управленческой модели, способной обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие экономики и государства.

в) Владеть:

- методикой проведения анализа и диагностики сложных социально-экономических процессов, явлений;

- методикой сбора и обработки информации, построения и оценки индексных рядов динамики;

- методологией и методами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов, включая вопросы экономического роста;

- методами подготовки, разработки, принятия и исполнения различных целевых программ на всех уровнях государственной и муниципальной власти;

- методикой выбора проблемы, порядка проведения и оформления научно-исследовательской, научно-практической работы в сфере проблем государственного социального и экономического управления.


4. Критерии оценки знаний по дисциплине

Итоговая проверка знаний студентов осуществляется путем защиты исследовательского проекта и сдачи экзамена.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий и осуществляется в следующих формах:

  • опрос студентов на практических занятиях;

  • выполнение практических заданий аналитического и поискового содержания;

  • решение задач и разбор управленческих ситуаций на практических занятиях;

  • тестовый контроль по отдельным темам дисциплины;

  • исследовательский проект и собеседование.

Исследовательский проект выполняется самостоятельно и в аналитически-творческом режиме. В нем особенно важно отражение не содержания учебной темы (вопроса), а собственной позиции (решения) автора работы. По степени обоснования авторской позиции складывается суждение о глубине приобретенных знаний и умении оперировать знаниями.


   Критерии оценки знаний студентов

   Оценка "отлично":


  1. Содержание вопроса раскрыто в объёме учебной программы.

     Объяснена сущность главных в вопросе явлений, процессов.

   2. Полноценно и правильно даны определения понятий, показаны

причинно-следственные связи и зависимости.

   3. Ответ самостоятельный, с использованием ранее приобретенных                   знаний и информации.

4. Проявлено наличие практических навыков и знание

методических приемов.

Оценка "хорошо":

   1. Раскрыто основное содержание вопроса, но недостает убедительного                  объяснения сущности явлений, процессов.

   2. Относительно верно сформулированы определения понятий.

    Частично отмечены причинно-следственные связи и зависимости.

   3. Ответ самостоятельный, но преимущественно информативный.

   4. В ответе допущены неточности, нарушена логическая

     последовательность изложения материала. Выводы и обобщения -                не полные.

   5. Практические навыки нетвёрдые.


 Оценка "удовлетворительно":

     1. Освещено лишь основное содержание материала, но изложено

        фрагментарно и непоследовательно.

     2. Определения и понятия сформулированы расплывчато.

     3. Отсутствует понимание причинно-следственных связей и

         зависимостей.

     4. Обнаруживается неспособность оперировать ранее полученными                     знаниями.

     5. Практические навыки проявляются слабо и незначительно.


      Оценка "неудовлетворительно":

     1. Основное содержание вопроса, по сути, не раскрыто.

2. Полностью отсутствует понимание сущности главных явлений и                    причинно-следственных связей, зависимостей.

     3. Наводящие вопросы остаются без ответа.

    4. Практические навыки в оперировании учебным материалом не                    обнаруживаются.


5. Трудоемкость (объем) дисциплины в зачетных единицах - 3

Трудоемкость (объем) дисциплины и виды учебной работы

                                    (в часах)



Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Аудиторные занятия (всего)

24

В том числе:



Лекции

6

Практические занятия (ПЗ)

6

Интерактивные занятия (ИЗ)

12

Самостоятельная работа (всего)

84

В том числе:




Курсовая работа




Контрольная работа




Лабораторная работа




Компьютерное тестирование




Работа с образовательными ресурсами Интернет-репозитория, в т. ч. с компьютерным обучающим практикумом (КОПР) и пр.

41

Реферат (эссе)

42

Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации - экзамен

1

ИТОГО:

108



6. Содержание дисциплины


6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)




Тема



Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Ле-кции

Практические занятия

Интерактивные занятия

Компьютерное тестир-е, работа с образовательными ресурсами Интернет-репозитория, КОПР и пр.

1. Государство - особая форма системной организации общества


13


1





2


10

2. Теоретические основы  организаии  и  функционирования  государс-твенного управления



18


1



1


2


14

3. Системно-структурная организация государственного управления


20


1


1


2


16

4. Механизм государственного управления: сущность, структурные элементы и функции


23


1


2


2


18

5. "Институционализация" государственного  социально-кономического управления


18


1


1


2


14

6.Государственное управление в условиях современной  рыночной (смешанной) экономики: особенности,   базовые цели и механизмы


16


1


1


2


12

        Итого:

108

6

6

12

84



6.2. Содержание разделов дисциплины по темам в текстовом формате


  1   2   3

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconПрограмма дисциплины «Теория и механизмы современного государственного управления»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с Федеральным государственным образователь- ным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп.
Концепции современного естествознания [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconПрограмма дисциплины Теория и механизмы современного государственного управления для направления 081100. 68 "Государственное и муниципальное управление" подготовки магистра Авторы программы
Дмитриева Н. Е.(), Елисеенко В. Ф. (), Клименко А. В. (), Клищ Н. Н. (), Платыгин Д. Н. (), Сизова О. В, Суворова И. К. (), Цыганков...
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине «теория судебной экспертизы»
Рабочая учебная программа дисциплины «Теория судебной экспертизы» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине «Теория алгоритмов»
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры алгебры и теории чисел Ургпу
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине система государственного управления для студентов, обучающихся по специальности 080504. 65
Система государственного управления Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по специальности 080504. 65 «Государственное...
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине государственная экономическая политика для магистрантов второго года обучения
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры региональной экономики и управления
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа дисциплины «Теория информации»
Рабочая учебная программа дисциплины «Теория информации» составлена на основе госо по специальности «Вычислительная техника и программное...
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине «система государственного и муниципального управления»
Морозов Геннадий Борисович, канд экон наук, заведующий кафедрой экономики и методики преподавания экономическим
Рабочая учебная программа по дисциплине теория и механизмы современного государственного управления iconРабочая учебная программа по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница