Программа вступительных испытаний




Скачать 146.04 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний
Дата29.09.2012
Размер146.04 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА вступительных испытаний

при приеме для обучения по программе магистратуры

по направлению 050100.68

Педагогическое образование

Степень (квалификация) – магистр

педагогического образования


Проблемное поле направления подготовки

«Биологическое образование»



Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению образования в магистратуре.

Форма проведения вступительных испытаний – собеседование.

Собеседование проводится по дисциплинам, входящим в цикл ОПД и ДПП учебного плана подготовки бакалавров направления «050100.62 естественнонаучное образование» (педагогика, биология с основами экологии, науки о Земле, практическая биология, охрана природы Тюменской области, экообразование, возрастная анатомия и физиология, основы исследовательской деятельности в области естественнонаучного образования). Основной задачей является выявление уровня исторического мышления абитуриента, понятийного аппарата, культуры речи и т.д.

Процедура собеседования оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и краткий комментарий экзаменаторов (аннотация) ответов на них.

Критерии оценки уровня подготовки абитуриента

Результаты собеседования оцениваются по стобалльной шкале. Общими критериями для выставления оценок является:

100-90 баллов - ответ полный и правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в определенной логической последовательности, с использованием специальных терминов. Ответ самостоятельный.

89-70 баллов - ответ полный и правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в определенной логической последовательности, с использованием специальных терминов. При этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию экзаменаторов.

69-50 баллов – ответ полный, однако при этом допущена существенная ошибка; или ответ неполный, несвязный, не достаточно логически выстроен и обнаруживается недостаток раскрытия теории.

49-0 баллов – при ответе обнаруживается непонимание поступающего основного содержания теоретического материала.


Перечень вопросов для проведения собеседования

  1. Свойства жизни и их проявления на разных уровнях организации материи.

  2. Внутренняя среда организма и характеристика основных типов обмена веществ

  3. Характеристика основных барьерных функций организма.

  4. Статистические и динамические показатели популяции человека.

  5. Анализаторы, их классификация и строений.

  6. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.

  7. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

  8. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

  9. Почва как природно-историческое тело, средство производства, и предмет труда.

  10. Научные основы питания растений.

  11. Экологические системы и пути их развития.

  12. Биосфера, ее структура и основные этапы эволюции.

  13. Понятия популяции. Статические и динамические характеристики популяций. Связи в популяциях.

  14. Понятия экосистемы и биоценоза. Структура экосистем. Законы передачи энергии по цепям питания. Принципы устойчивости экосистем. Пирамиды продукции, биомассы и численности.

  15. Методы изучения динамики популяции в условиях биогеоценозов

  16. Экосистема как функциональное единство сообщества и его среды обитания.

  17. Характеристика абиотических и биотических экологических факторов.

  18. Экологические проблемы научно- технического прогресса.

  19. Глобальные проблемы загрязнения окружающей среды

  20. Современные проблемы защиты окружающей среды и пути их решения.

  21. Охрана водоемов, очистка сточных вод и самоочистка водоемов.

  22. Охрана природных комплексов и рациональное использование почвы.

  23. Охрана флоры и фауны.

  24. Энергетика и проблема охраны природы.

  25. Загрязнение атмосферы и литосферы, их защита

  26. Рациональное использование природных ресурсов

  27. Урбанизация и ее влияние на биосферу.

  28. Здоровье человека, характеристика основных факторов влияющих на уровень здоровья.

  29. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности.

  30. Организация защиты населения в мирное и военное время.

Программа для проведения собеседования

Свойства жизни и их проявления на разных уровнях организации материи.

Определение “жизни“ как процесса обмена веществ с организационной, информационной, эволюционной составляющими. Свойства жизни и их проявления на разных уровнях организации материи. Биология - наука о живой природе.


Внутренняя среда организма и характеристика основных типов обмена веществ.

Понятие гомеостаза. Гуморально-гормональная регуляция физиологических процессов в организме человека. Симпатоадреналовый и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Биологическая активность веществ трофотропного и эрготропного ряда. Типы обмена веществ (фотосинтез, дыхание, брожение). Хемотрофное и фототрофное питание. Биохимия фотосинтеза. Метаболизм гетеротрофных организмов. Биохимия дыхания.


Характеристика основных барьерных функций организма.

Тория барьерных функций А.С. Штерн, Основные теоретические представления о барьерных функциях. Внешние барьеры и их роль (кожный, дыхательной и пищеварительной систем), внутренние барьеры и их строение (гемотоэнцефалический, гистогематический, плацентарный)


Статистические и динамические показатели популяции человека.

Понятие экологической емкости среды. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека. Социальное расширение экологической емкости среды. Этапы воздействия человека на биосферу.


Анализаторы, их классификация и строений.

Органы зрения, строение глаз. Световая и цветовая чувствительность. Световоспринимающая функция. Световой режим в учебных заведениях. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат. Вкусовой и обонятельный анализаторы.


Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.

Виды и функциональные особенности мышечной ткани детей и подростков. Рост и развитие мышц. Роль мышечных движений в развитии организма. Особенности роста костей черепа. Рост позвоночника ребенка. Развитие грудной клетки. Особенности развития таза, нижних и верхних конечностей детей.


Индивидуально-типологические особенности ребенка.

Типологические варианты личности детей. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Основные положения по формированию типологических особенностей ВНД детей. Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды. Роль генотипа и среды в формировании личности.


Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

Диагностика здоровья детей и подростков. Системная оценка состояния здоровья детей и подростков в школьных условиях. Длительная оценка (мониторинг) функционального развития детей и подростков. Нелекарственная реабилитация. Изменение высшей нервной деятельности у детей и подростков под влиянием различных факторов. Критерии готовности детей к обучению

Почва как природно-историческое тело, средство производства, и предмет труда.

Факторы почвообразования. Почвы России, Тюменской области. Роль в почвообразовании климата и живых организмов. Почвообразующие породы: магматические, метаморфические, осадочные. Биологический фактор: микроорганизмы, растения, животные, климат, возраст страны. Почвы арктической и субарктической зон, таежно-лесные, серые лесные, черноземы.


Научные основы питания растений.

Удобрения – основной фактор повышения урожаев. Виды N, P, K удобрений их физиологическая роль. Виды органических удобрений, действие их на почву и растения. Задачи системы удобрений. Система применения удобрений, специальные агрохимические мероприятия. Тяжелые металлы в удобрениях. Экологическая агрохимия.


Экологические системы и пути их развития.

Определение понятия "экосистема". Развитие экосистем: сукцессия. Основные этапы использования вещества и энергии в экосистемах. Трофические уровни. Экологическая эффективность. Особенности сукцессии наземных экосистем.


Биосфера, ее структура и основные этапы эволюции.

Происхождение и строение Земли, ее оболочки, их структура, взаимосвязь, динамика. Структура и границы биосферы. Функциональная целостность биосферы. Энергетический баланс биосферы. Круговорот важнейших химических элементов в биосфере. Эффект самоочищения. Биоразнообразие, как ресурс биосферы.

Основные этапы эволюции биосферы.


Понятия популяции. Статические и динамические характеристики популяций. Связи в популяциях.

Понятие о популяции. Популяция как система. Популяционная структура вида. Пространственная структура популяций. Пространственная дифференциация и функциональная интеграция видов растений и животных. Поддержание пространственной структуры видов. Демографическая структура популяций. Динамика численности популяций и популяционные циклы.


Понятия экосистемы и биоценоза. Структура экосистем. Законы передачи энергии по цепям питания. Принципы устойчивости экосистем. Пирамиды продукции, биомассы и численности.

Сообщество (биоценоз) как система. Основные виды межпопуляционных связей в сообществах. Трофическая и пространственная структура сообщества. Пищевая (трофическая) цепь. Сети питания. Поток вещества и энергии по трофической цепи, основные функциональные группы организмов - (трофические уровни) в экосистемах: продуценты, консументы, редуценты.


Методы изучения динамики популяции в условиях биогеоценозов

Космическая роль зеленых растений. Контроль зеленых растений за газовым составом атмосферы. Фотосинтез как механизм преобразования кинетической энергии солнечного света в потенциальную энергию живого вещества (энергию химических связей). Адаптации на уровне организмов. Лимитирующие факторы.


Экосистема как функциональное единство сообщества и его среды обитания.

Динамика экологических систем. Экологическая сукцессия. Этапы экологической сукцессии (сериальные стадии). Первичные и вторичные экологические сукцессии. Дисбаланс продукции и деструкции как причина первичной сукцессии. Климаксное (равновесное) сообщество. Нарушение хода сукцессии под влиянием антропогенного воздействия.


Характеристика абиотических и биотических экологических факторов.

Абиотические и биотические факторы. Экологическое значение основных абиотических факторов: тепла, освещенности, влажности, солености, концентрации биоген­ных элементов. Правило Либиха, закон Шелфорда. Взаимодействие экологических факторов. Представление об экологической нише; потенциальная и реализованная ниша.


Современные проблемы защиты окружающей среды и пути их решения.

Проблемы устойчивости биосферы. Современные проблемы общества - симптом неустойчивого развития. Продукционная и регуляторная функция биосферы как основы жизнеобеспечения человечества.


Экологические проблемы научно- технического прогресса.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Антропогенные изменения природы. Прямое и косвенное воздействие человека на природу. Допустимая антропогенная нагрузка. Научные основы мониторинга окружающей среды. Типы мониторинга (локальный, региональный, биосферный и др.). Организация законодательной базы и охрана природы в России. Роль международных организаций в охране природы.


Глобальные проблемы загрязнения окружающей среды.

Охрана биосферы как одна из важнейших современных задач человечества. Виды и особенности антропогенных воздействий на природу. Глобальное загрязнение биосферы, его масштабы, последствия и принципиальные пути борьбы с ним. Топливно-энергетический комплекс, металлургический комплекс, химический и нефтехимический комплекс. Отходы производства и потребления.


Охрана водоемов, очистка сточных вод и самоочистка водоемов.

Основные источники загрязнения: тяжелая и легкая промышленность, нефте- и газодобывающая промышленность, автотранспорт, бытовые и с/х отходы. Физические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Аэротенки. Характеристика способности водоемов разных климатических зон Тюменской области к самоочистке. Меры по профилактике загрязнения природных водоемов (применение замкнутых циклов, установка фильтров, организация вторичных производств, утилизация отходов и др.).


Охрана природных комплексов и рациональное использование почвы.

Охрана недр. Охрана природных комплексов при разработке природных минеральных ресурсов. Основные источники загрязнения: тяжелая и легкая промышленность, нефте- и газодобывающая промышленность, автотранспорт, бытовые и с/х отходы. Природные факторы нарушающие почвенный покров (эрозия, выветривание, сели и др.). Терриконы и методы их окультуривания. Основные методы рекультивации почвы.


Охрана флоры и фауны.

Роль растений и животных в природе и жизни человека. Косвенное и прямое воздействие человека на флору и фауну. Заповедные территории (заказники, заповедники, резервации, национальные парки, памятники природы). Охраняемые виды растений и животных на территории Тюменской области. Реакклиматизация, акклиматизация, охрана растений и животных на территории Тюменской области. Красная книга.


Энергетика и проблема охраны природы.

Традиционные источники энергии: ТЭС, ГЭС, АЭС. Степень воздействия на природу и эффективность работы. Основные меры по снижению загрязнения окружающей среды традиционными источниками энергии.


Загрязнение атмосферы и литосферы, их защита

Воздействие промышленности и транспорта на окружающую среду. Загрязнение биосферы токсическими и радиоактивными веществами. Основные пути миграции и накопления в биосфере радиоактивных изотопов и других веществ, опасных для человека, животных и растений. Опасность ядерных катастроф.


Урбанизация и ее влияние на биосферу.

Город как новая среда обитания человека и животных. Пути решения проблем урбанизации. Охрана природы и рекультивация земель на территориях, интенсивно освоенных хозяйственной деятельностью. Интродукция — преднамеренная и случайная, ее последствия. Прогноз влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу.


Рациональное использование природных ресурсов

Методы контроля за качеством окружающей среды.

Понятие природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их связь с размещением производства.

Классификация природных ресурсов; особенности использования и охраны исчерпаемых (возобновимых, относительно возобновимых и невозобновимых) и неисчерпаемых ресурсов. Основные аспекты природопользования и охраны окружающей среды.


Здоровье человека, характеристика основных факторов влияющих на уровень здоровья.

Понятие "здоровье ребенка". Критерии здоровья. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков и юношей в современном обществе.

Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.


Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Организация защиты населения в мирное и военное время.

Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Приборы радиационной и химической разведки, дозиметрический контроль. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.


Рекомендуемая литература для подготовки к собеседованию

Основная:

  • Астанин Л. М., Благосклонов К. Н. Охрана природы. 2-е изд. М., Колос, 2004.

  • Банников А. Г., Рустамов А. К. Охрана природы. М., Колос,2002.

  • Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология (особи, популяции и сообщества). Издательство «Мир». М. 1989, т. 1, 667 с, т. 2, 477 с.

  • Будыко М. И. Глобальная экология. Издательство «Мысль». М. 1977.327 с.

  • Вопросы сохранения ресурсов малоизученных редких животных Севера: Материалы к Красной книге. – М., 2002. Ч. 1,2.

  • Вронский В. А. Прикладная экология. Издательство «Феникс». Ростов-на-Дону. 1996,508 с.

  • Гиляров А. М. Популяционная экология. Издательство МГУ. 1990, 191с.

  • Горышина Т. К. Экология растений. Издательство «Высшая школа». 1979.368 с.

  • Дажо Р. Основы экологии. Издательство «Прогресс». М. 1975. 415 с.

  • Дроздов Н.Н., Мяло Е.Г. Экосистемы мира. М.: 1997 г., 340 с.

  • Джиллер П. Структура сообществ и экологическая ниша. Издательстве «Мир». М. 1988, 184 с.

  • Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека (экологические системы и биосфера). Издательство «Прогресс». М. 1973. 266 с.

  • Калабухов Н. И. Спячка млекопитающих. Издательство «Наука». 1985, 259 с.

  • Кормилицьш В. И., Пицкишвили М. С, Яламов 10. И. Основы экологии. Издательство «Интерстиль». М. 1997. 365 с.

  • Макфедьен Э. Экология животных (цели и методы). Издательство «Мир». М. 1965. 375 с.

  • Наумов Н. П. Экология животных. Издательство «Высшая школа». М. 1963, 618 с.

  • Одум Ю. Экология. Издательство «Мир». М. 1986, т. 1, 327 с, т. 2, 376 с.

  • Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. М.: Мир, 1994 -1995 г.г. Кн.1, 340 с; кн. 2, 296с.

  • Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила и гипотезы). Издательство «Россия молодая». 1994, 365 с.

  • Риклефс Р. Основы общей экологии. Издательство «Мир». М. 1979, 375 с.

  • Степановских А. С. Общая экология. Москва-Курган. 1996, 464 с.

  • Тимофеев - Ресовский Н. В., Яблоков А. В., Глотов Н. В. Очерк учения о популяции. Издательство «Наука». М. 1973, 277 с.

  • Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. Издательство «Мир». М. 1971, 463 с.

  • Уиттекер Р. Сообщества и экосистемы. Издательство «Прогресс». М. 1980, 327 с.

  • Формозов А. Н. Снежный покров в жизни млекопитающих и птиц. Издательство МГУ. 1990, 286 с.

  • Шилов И. А. Экология. Издательство «Высшая школа». М. 1997, 512 с.

  • Шилов И. А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. Издательство Московского университета. 1977, 261 с.

  • Шмидт - Ниельсен К. Физиология животных «приспособление и среда». Издательство «Мир». 1982, т. 1-2, 800 с.

  • Яблоков А. В. Популяционная биология. Издательство «Высшая школа». М. 1987,302 с.

Дополнительная:


  • Алексеенко В. А. Экологическая геохимия: Учебник. – М.: Логос, 2000. – 627 с.

  • Александров Э.Л., Израэль Ю.А., Кароль И.Л., Хргиан А.Х. Озонный щит Земли и его изменения. – СПб.: «Гидрометеоиздат», 1992. – 288 с.

  • Бакалдина А. П., Кравцов А. И. Геология. М.: «Недра», 1979. – 342 с.

  • Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В. География почв с основами почвоведения: Учебное пособие для студ. пед. Вузов /под редакцией В.П. Белоброва. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

  • Бондарев В.П. Геология: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 224 с.

  • Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: Учебник для вузов. – Моска: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2006. – 496 с.

  • География почв с основами почвоведения: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ В.П. Белобров, И.В. Замотаев, С.В. Овечкин; Под ред. В.П. Белоброва. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

  • Добровольский В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.

  • Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. – М.: Владос, 2000.

  • Зубов В.И., Манучарянц Б.О. Основы минералогии и петрографии. – М.: Изд-во Народный учитель, 2001.

  • Карлович И. А. Геология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 704 с.

  • Короновский Н. В. Геология: Учебник для эколог. специальностей вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

  • Локерман А.А. Россыпные месторождения золота. (Из истории одного открытия). –М.: «Знание», 1977. – 48 с.

  • Мотузова Г.В., Безуглова О.С. Экологический мониторинг почв: учебник для вузов / Г.В. Мотузова, О.С. Безуглова. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007. – 237 с.

  • Мартинсон Г. Г. В поисках древних озер Азии. – Л.: «Наука», 1989. – 160 с.

  • Неклюкова Н. П. Общее землеведение. Учеб. Пособие для студентов геогр. Специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., «Просвещение», - 1976. – 336 с.

  • Платов Н.А. Основы инженерной геологии: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 174 с.

  • Почвенный покров и земельные ресурсы Российской Федерации. – М.: Почв. ин-т им. В.В. Докучаева, 2001.

  • Разумов Г.А., Хасин М.Ф. Тонущие города. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Стройиздат, 1991. – 256 с.

  • Райло Г. А. Горизонты Тюмени. – М.: «Советская Россия», 1990. – 160 с.

  • Райнхольд М. Хрустальный горизонт. – М.: «Планета», 1990. – 272 с.

  • Розанов Б.Г. Морфология почв: Учебник для высшей школы. – М.: Академический Проект, 2004. – 432 с.

  • Розанов Б.Г. Живой покров Земли. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.

  • Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. Учеб. пособие. – М.: Издательство МГУ, 1993. – 304 с.

  • Рябинцев В. К. Природа Тюменского Севера. – Свердловск: Сред. – Урал. Кн. Изд-во, 1991. – 320 с.




Похожие:

Программа вступительных испытаний iconПравила проведения вступительных испытаний для сокращенных программ бакалавриата (из Порядка проведения вступительных испытаний в Омгту) Общие положения
И специальности Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных...
Программа вступительных испытаний iconРасписание вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний и аттестационных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа и место проведения экзамена,
Перечнем вступительных испытаний в вуз, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №505 от 28 октября...
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению магистерской подготовки 150100 Металлургия
Программа вступительных испытаний утверждена на заседании кафедры металлургии железа и сплавов 2009 г., протокол №
Программа вступительных испытаний iconПорядок проведения вступительных испытаний в омском государственном техническом университете
Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных вступительных...
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по «обществознанию» Псков
Вопросы по курсу “Обществознание” для сдачи вступительных испытаний
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний по направлению магистерской подготовки
В качестве вступительных испытаний предусмотрены экзамены по следующим
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница