О концепции региональной системы оценки качества образования




Скачать 203.19 Kb.
НазваниеО концепции региональной системы оценки качества образования
Дата29.09.2012
Размер203.19 Kb.
ТипПриказ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ





ПРИКАЗ


от 18.07.2008 г. № 1362


О Концепции региональной системы оценки качества образования


В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» (в последующих редакциях), постановлением Правительства Калужской области от 07.03.2008 № 81 «О реализации комплексного проекта модернизации образования Калужской области», в целях развития системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствования управления качеством образования в Калужской области, на основании решения коллегии министерства образования, культуры и спорта области от 25.06.2008 и Положения о министерстве образования, культуры и спорта области ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить Концепцию региональной системы оценки качества образования (Приложение).

2. Отделу по контролю и надзору в сфере образования министерства образования, культуры и спорта Калужской области:

2.1. Разработать план мероприятий по созданию системы оценки качества образования Калужской области в срок до 15.08.2008 года.

2.2. Направить Концепцию региональной системы оценки качества образования муниципальным органам управления образованием для ознакомления педагогических коллективов образовательных учреждений области, создания соответствующих систем оценки качества образования.

3. Государственному образовательному учреждению «Областной центр информационных технологий в образовании» разместить Концепцию региональной системы оценки качества образования на сайте.

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.


Министр М.В. Дулинов





Согласовано:

Начальник отдела по контролю и надзору в сфере образования

Е.Н. Киселева

И.о. начальника отдела кадровой и организационно-контрольной работы

В.Н. Чураков

Главный специалист по правовому обеспечению работы министерства

С.В. Кучма







Приложение


к приказу министерства

образования, культуры

и спорта Калужской области

от______________№_______


Концепция региональной системы оценки качества образования


1. Основные положения


В рамках проводимых реформ в системе образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях одним из основных вопросов является вопрос оценки эффективности работы как конкретного образовательного учреждения, так и групп образовательных учреждений различных типов и видов, а также органов управления образованием. Основаниями для принятия управленческих решений могут быть только результаты анализа деятельности объектов системы образования. Концепция региональной системы оценки качества образования (далее – Концепция) определяет цели, задачи, основные принципы, механизмы организации и проведения оценки качества образования в Калужской области.

В настоящее время в Калужской области оценка качества образования не сформирована как система. Существуют отдельные элементы оценки, которые относятся только к рычагам государственного контроля и надзора. Это процедуры лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций), аттестации педагогических и руководящих работников, итоговая (государственная) аттестация выпускников, контроль и надзор за исполнением законодательства в сфере образования.

Региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) должна стать системой государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли всех потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей их заказ и специфику региона.

Формирование и развитие региональной системы оценки качества образования в Калужской области проводится в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с требованиями законодательства, основными положениями административной реформы, с учетом принципов и традиций отечественной педагогики.

В целях создания РСОКО в Концепции используются следующие основные понятия:

образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

качество образования - характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных условий обеспечения образовательного процесса и достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения;

индивидуальные достижения обучающегося - совокупность всех образовательных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовывать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах деятельности;

компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения;

компетенция - способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности;

оценка качества образования - процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий системе государственно-общественных требований к качеству образования;

внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями, семьей);

внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: обучающиеся (учащиеся, студенты), обучающие (учителя, преподаватели), ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое) и включает следующие компоненты: самооценка обучающихся и обучающих, внутренний мониторинг качества, самооценка образовательных учреждений, оценка образовательных учреждений со стороны органов управления образованием, оценка деятельности педагогических кадров, оценка деятельности органов управления образованием;

региональная система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем с учетом запросов потребителей образовательных услуг.

2. Цели, задачи и принципы РСОКО



2.1. Основная цель РСОКО – получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования.

2.2. Основные задачи РСОКО:

осуществление независимой, качественной, объективной внешней оценки (экспертизы, измерений);

формирование единой системы потоков информации о качестве образования;

обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве образования всем категориям пользователей;

придание РСОКО государственно-общественного характера.

2.3. Основные принципы, положенные в основу РСОКО:

развитие РСОКО как системы независимой внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней оценкой;

соблюдения преемственности образовательной политики с сохранением традиций российской системы образования;

гибкость, мобильность непрерывность развития с учетом социально-экономических особенностей отдельных муниципальных образований региона;

функциональное единство РСОКО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно–технических решений;

системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов РСОКО на всех уровнях;

прозрачность процедур и механизмов оценки качества образования, нормативный характер формирования и развития РСОКО;

открытость информации о результатах оценки в рамках действующего законодательства;

инструментальность, технологичность, научная обоснованность индикаторов оценки;

реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость; минимизации их количества;

доброжелательность, взаимное уважение, исключение любых проявлений авторитарности и администрирования;

2.4. РСОКО как систему предполагается создавать путем:

анализа имеющихся способов оценки качества образования и встраивание их в систему;

определения объемов и параметров информации, необходимой потребителям образовательных услуг о качестве образования в регионе;

определения объектов оценки;

разработки инструментария оценки;

создания эффективной инфраструктуры РСОКО;

информационного обеспечения реализации Концепции.

3. Основные функциональные подсистемы РСОКО


Рисунок 1


3.1. Нормативно-правовая подсистема – формирует нормативно-правовое и методическое обеспечение РСОКО.

3.2. Консультативно-обучающая подсистема – обеспечивает разработку, корректировку и реализацию региональных программ по подготовке организаторов и экспертов в сфере оценки качества образования; проведение консультирования по вопросам оценки качества образования.

3.3. Экспертно-диагностическая подсистема - накапливает организационно-методический инструментарий проведения экспертизы условий и результатов деятельности образовательных учреждений (организаций), экспертизы практической деятельности педагогических и руководящих работников, обработки информации о результатах экспертизы и диагностики качества образования. В эту подсистему входят экспертные группы, эксперты. Основной задачей подсистемы является получение достоверной информации об условиях и результатах деятельности образовательных организаций (учреждений) при лицензировании, государственной аккредитации, аттестации педагогических и руководящих работников, проведение диагностики образовательных достижений обучающихся, студентов в соответствии с поставленной целью.

3.3. Информационно-мониторинговая подсистема – накапливает организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входит образовательная статистика, результаты единого государственного экзамена, мониторинги оценки качества образования различного уровня и типа. Основной задачей информационно-мониторинговой подсистемы является получение достоверной информации об элементах качества образования по определенной заданной системе показателей.

3.4. Аналитико-консалтинговая подсистема организует формирование целевых групп показателей и индикаторов оценки качества образования, накапливает организационно-методический инструментарий работы с информационными потоками РСОКО; анализирует их эффективность; формирует информацию о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, осуществляет взаимодействие с потребителями информации о качестве образования. Основной задачей подсистемы является анализ эффективности используемых РСОКО средств, форм и технологий оценки качества образования; обобщение, анализ и интерпретация достоверной информации о качестве образования; информационное обеспечение потребителей.


4. Потребители результатов деятельности РСОКО


Потребителями результатов деятельности РСОКО являются субъекты, заинтересованные в использовании РСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг.

Среди групп потребителей выделяются:

государство – органы законодательной, исполнительной, судебной власти на всех уровнях;

производство – государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также предприятия, организации и учреждения социальной, культурной сферы и т.д.;

общество - политические партии, общественные ассоциации, религиозные организации и др.;

личность – отдельные граждане,

сама система образования – образовательные учреждения, их сети и органы управления образованием регионального и муниципального уровней.


5. Объекты оценки РСОКО


Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы Калужской области на региональном и муниципальном уровнях.

5.1. Индивидуальные достижения обучающихся, студентов:

образовательные достижения по различным учебным предметам, дисциплинам;

компетентности обучающихся (ключевые, в т.ч. межпредметные, предметные, профессиональные);

внеучебные и творческие достижения (результат участия в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, спортивных состязаниях и других видах внеучебной деятельности);

состояние здоровья (группа здоровья, ее динамика за время обучения);

нормативность поведения (интересы, отношения, ценностные ориентиры и др.

5.2. Условия деятельности образовательных учреждений (организаций):

нормативно-правовое обеспечение;

материально-техническое обеспечение;

учебно-методическое обеспечение, в том числе реализуемые образовательные программы;

кадровое обеспечение;

обеспечение условий охраны жизни и здоровья обучающихся, студентов;

обеспечение условий организации баз практики в учреждениях профессионального образования и др.

5.3. Результаты деятельности образовательных учреждений (организаций):

качество подготовки обучающихся, студентов;

динамика здоровья обучающихся, студентов;

отсутствие правонарушений;

отсутствие травматизма;

отсутствие рекламаций на качество подготовки выпускников учреждений (организаций) общего и профессионального образования и др.

5.4. Результаты практической деятельности педагогических и руководящих работников:

качество и эффективность урочной деятельности педагогических и руководящих работников;

качество и эффективность внеурочной деятельности педагогических и руководящих работников;

профессиональная компетентность в воспитательной работе, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций др.

5.5. Результаты деятельности муниципальных систем образования:

оптимизация условий осуществления образовательной деятельности;

эффективность деятельности систем обеспечения образовательного процесса;

эффективность управления по результатам и др.


6. Механизмы оценки качества образования


6.1. Основные требования к механизмам оценки качества образования.

Механизмы оценки качества образования должны отвечать следующим требованиям:

базироваться на общих современных принципах и механизмах стандартизации: основные механизмы оценки качества образования, формируемые в рамках РСОКО, должны быть направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования по результатам на основе систем показателей и индикаторов образования в соответствии с требованиями и рекомендациями российского стандарта по менеджменту качества (ГОСТР ИСО 9001:2001) и принципами Всеобщего менеджмента качества (TQM), действующих государственных образовательных стандартах;

учитывать современный взгляд на комплексный характер качества образования: оценивать не только объем усвоения сведений по предметам, но и сформированность социальных, правовых, информационных, коммуникативных, экономических и других компетентностей, результаты мониторинговых исследований различных уровней, результаты внеучебных достижений обучающихся, студентов; результаты анализа состояния здоровья, правонарушений и др. и постепенно переходить на использование стандартизированного контрольно-измерительного инструментария, разработанного с учетом компетентностно-ориентированного подхода в образовании;

ориентироваться на новую систему финансирования: нормативное подушевое финансирование и новая система оплаты труда основываются на показателях и индикаторах оценки результатов деятельности образовательных учреждений (организаций), педагогических и руководящих работников, предполагает зависимость распределения стимулирующих и поощрительных выплат от качества обучения и воспитания;

формироваться с учетом данных систем мониторинга различных уровней: в последнее десятилетие в оценке качества образования возросла необходимость получения достоверной информации о качестве образования по заданной системе показателей через систему мониторингов различного уровня; введение постоянно действующих механизмов формирования надежных информационных потоков;

совершенствовать общественную составляющую оценки качества образования: возрастание роли общественного участия в оценке результатов деятельности образовательных учреждений (организаций) должно сопровождаться разработкой содержания и введением механизмов общественной составляющей оценки качества образования.


6.2. Механизмы оценки индивидуальных достижений обучающихся, студентов.

Оценка индивидуальных достижений обучающихся, студентов в РСОКО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период. Компетентностностный подход в образовании, позволяет оценивать результаты соответствия норме (государственному образовательному стандарту) и индивидуальные особенности личности.

6.2.1. Переход от «знаниевого» к «компетентностному» подходу в образовании Калужской области рассматривается как логическое продолжение развития лучших, достижений передовой педагогической практики, используемых в системе образования Калужской области. Компетентностный подход удачно сочетается с культурно-историческим подходом, являющимся на протяжении ряда лет региональным компонентом содержания образования в Калужской области.

Выбраны основные группы компетентностей обучающихся, студентов, ключевые (включая межпредметные компетентности), предметные и профессиональные.

Названы основные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность, многомерность.

Определен перечень ключевых компетентностей:

учебно-познавательная;

социально-коммуникативная;

культурно-личностная;

проблемно-регулятивная;

информационно-аналитическая.

Такой набор ключевых компетентностей соответствует:

целям и подходам проекта стандартов второго поколения;

задаче перевода личностно-ориентированной парадигмы образования на практический уровень;

основным видам деятельности ученика, которые позволят ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе;

модели качеств личности выпускника общеобразовательной школы;

особенностям региональной системы образования.

Критерии оценки качества образования, применяемые для диагностики групп обучающихся при проведении государственной аккредитации образовательных учреждений в Калужской области, могут быть использованы для оценки названных ключевых компетентностей.

6.2.2. Оценка индивидуальных достижений обучающихся, в системе общего образования включает:

проведение промежуточной и текущей аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования;

организацию и проведение единого государственного экзамена в штатном режиме;

организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме;

построение и развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся начальной, основной и старшей школы на основе применения компетентностно-ориентированных контрольных измерительных материалов;

введение и совершенствование системы показателей, критериев и индикаторов оценки личностных и внеучебных достижений обучающихся.

6.2.3. Оценка индивидуальных достижений обучающихся, студентов в системе начального и среднего профессионального образования включает:

проведение промежуточной и текущей аттестации обучающихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования в рамках внутренней системы контроля качества образования;

построение и развитие региональной системы мониторинга результатов государственной итоговой аттестации выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования на основе применения компетентностно-ориентированных контрольных измерительных материалов;

совершенствование процедуры оценки качества подготовки обучающихся и студентов по предметам общеобразовательного цикла и оценки результатов внеучебных достижений;

участие в федеральных разработках методики оценки индивидуальных достижений обучающихся и студентов с учетом специфики профессионального образования;

разработка и апробация контрольных измерительных материалов по предметам общепрофессионального цикла и специальным дисциплинам для ряда профессий начального профессионального образования;

проведение независимых рейтингов индивидуальных достижений в профессиональном образовании при ведущей роли работодателей и на основе профессиональных стандартов.


6.3. Механизмы оценки качества деятельности образовательных учреждений (организаций).

Ключевыми при оценке качества образовательного процесса остаются процедуры лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций), позволяющие рассматривать широкий круг вопросов обеспечения условий и результатов деятельности образовательных учреждений.

Для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в данном случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в экономике региона, а также в каждом отдельном образовательном учреждении. Оценка качества, образования как результата деятельности должна влиять на формирование заказа работодателей и наоборот.

В качестве важных направлений совершенствования механизмов оценки деятельности образовательных учреждений (организаций) рассматривается:

установление и обеспечение единых требований при проведении процедур лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций);

поэтапное введение комплексной оценки условий и результатов деятельности образовательных учреждений (организаций);

оптимизация методик и механизмов оценки деятельности образовательных учреждений (организаций) в процессе их лицензирования и государственной аккредитации;

поэтапный переход на использование единого инструментария оценки результатов деятельности учреждений (организаций) общего образования, начального и среднего профессионального образования;

разработку и введение механизмов внутренней и внешней оценки результатов деятельности образовательных учреждений (организаций);

усиление роли внутренней оценки образовательных учреждений (организаций), результаты которой рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности;

совершенствование общественной составляющей системы оценки результатов деятельности образовательных учреждений (организаций);

дальнейшее развитие практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательных учреждений (организаций);

обновление региональных показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида.


6.4. Механизмы оценки результативности деятельности педагогических и руководящих работников.

В условиях введения новой системы оплаты труда и перехода образовательных учреждений области на нормативное подушевое финансирование возникает потребность в новых подходах к построению системы аттестации педагогических и руководящих работников. Аттестация должна приобрести статус эффективного экономического регулятора уровня заработной платы педагогического работника в зависимости от качества его труда, и как следствие, механизмом стимулирования непрерывного повышения профессионального уровня педагогической работы, тем самым развивая систему образования в целом.

В этой связи необходимо установить региональные требования, предъявляемые к результатам практической деятельности аттестуемого. Требования к конкретной категории (объем и качество достижений) должны формироваться с учетом компетентностного подхода в образовании. Педагог должен оцениваться не только как специалист в определенной области знаний (в своем предмете через учебные достижения обучающихся), но и как специалист, помогающий учащемуся, студенту овладевать социальным опытом, уметь применять полученные знания, умения, навыки практической деятельности в современном обществе.

Для выполнения поставленных задач необходимо:

проанализировать имеющиеся формы и процедуры проведения аттестации, при необходимости разработать новые;

разработать региональные показатели, критерии, индикаторы оценки результатов деятельности педагогических и руководящих работников;

установить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений области требованиям квалификации при присвоении второй, первой и высшей квалификационной категории;

создать региональную нормативную базу.


6.5. Механизмы оценки качества деятельности муниципальных образовательных систем.

Оценка качества работы муниципальных органов управления образованием включает в себя два этапа:

этап самоанализа (самооценки) деятельности, включающий публичные отчеты (доклады) о деятельности образовательных систем;

этап внешней, независимой экспертизы.

Основой оценочной процедуры должны стать разработанные в регионе основные ключевые показатели, универсальные критерии, которые позволят оценить степень достижения поставленных целей.

В рамках формирования РСОКО предполагается:

изучить опыт муниципальных органов управления образованием и разработать на этой основе примерные модели организации оценки качества деятельности муниципальных образовательных систем Калужской области;

ввести показатели оценки деятельности муниципальных образовательных систем в региональный мониторинг качества образования;

разработать на региональном уровне методические рекомендации по оценке деятельности органов управления образованием для органов законодательной и исполнительной власти муниципального уровней.

7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции



В Концепции отражен общий подход к формированию и развитию системы оценки качества образования в Калужской области в интересах различных групп потребителей.

При реализации основных положений Концепции существенное внимание должно уделяться соблюдению баланса интересов всех субъектов образовательного процесса. Большое значение имеет не столько механизм оценки, сколько влияние результатов оценки на качество образования. В этом случае РСОКО станет инструментом реализации политики в области образования Калужской области.

Создание и развитие РСОКО будет способствовать:

обеспечению единого образовательного пространства;

повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в конкретном образовательном учреждении (муниципальном районе, городе);

индивидуализации образования;

развитию академической мобильности документа об образовании и мобильности трудовых ресурсов;

созданию инструментов общественного участия в управлении образованием.




Похожие:

О концепции региональной системы оценки качества образования iconИспользование ресурсов Центра оценки качества образования Томской области для создания элементов региональной системы оценки качества образования

О концепции региональной системы оценки качества образования iconИнформация об актуальных вопросах развития региональной системы оценки качества образования
Разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему мониторинга качества образования, в рамках введения...
О концепции региональной системы оценки качества образования iconПриказ от 31 августа 2010 года №195 о работе школьной системы оценки качества образования
Положением «О школьной системе оценке качества образования моу «Алябьевская сош», Регламентом функционирования школьной системы оценки...
О концепции региональной системы оценки качества образования iconНаправление «Развитие региональной системы оценки качества образования (рсоко)»

О концепции региональной системы оценки качества образования iconПоложение о системе оценки качества образования мбоу сош №14
Настоящее Положение о системе оценки качества образования мбоу сош №14 определяет основные цели, задачи и принципы функционирования...
О концепции региональной системы оценки качества образования iconО системе оценки качества образования Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
Настоящее Положение о системе оценки качества образования определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества...
О концепции региональной системы оценки качества образования iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Нормативно-правовая база региональной системы оценки качества общего образования
О концепции региональной системы оценки качества образования iconПоложение о системе оценки качества образования гоу лицей №1571
Положение о системе оценки качества образования в гоу лицей №1571 (далее система оценки качества образования) определяет цели, задачи,...
О концепции региональной системы оценки качества образования iconМодель системы оценки качества образования
При реализации данного направления разработчики Проекта исходили из того, что в процессе формирования системы оценки качества образования...
О концепции региональной системы оценки качества образования iconПроект концепция республиканской системы оценки качества образования
Осоко). В целях реализации направлений развития образовательной системы Российской Федерации должна быть выстроена республиканская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница