Скачать 497.51 Kb.
|
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе Использование ИКТ в процессе обучения предмету 87% учащихся имеют дома компьютер, 46% - выход в Интернет. Наличие библиотеки в кабинете позволяет пользоваться также бумажными вариантами получения и расширения знаний базового курса, а также получения информации для дополнительного образования по предмету. Большой набор тестирующих, обучающих, контролирующих, электронных материалов дает возможность достоверно проверить качество обученности учащихся. Неоценима польза для воспитательной работы в классе: создание печатных изданий, творческих проектов, презентаций, тестов для проведения различных мероприятий. Наличие в кабинете
Я использую ИКТ через:
«Красота и симметрия»; «Теория вероятности. Олимпиадные задачи», «Кривые второго порядка», «Способы решения уравнений с модулем».«Формула орнамента», «Некоторые малоизвестные задачи».
Использование Интернет - ресурсов Готовясь к очередному уроку, чётко представляю себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным. Обучаю детей пользоваться информационными ресурсами сети Интернет с целью:
Программные продукты, используемые на уроках. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки математики», «1 С: Репетитор. Математика», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Сдаем единый государственный экзамен» (серия «1С: Репетитор), «Электронная библиотека «Просвещение». Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе В процессе обучения ставлю цели: 1. Формирование основ научного мировоззрения. 2. Формирование общенаучных и общекультурных навыков. 3. Подготовка к профессиональной деятельности. Вся работа направлена на личностно-ориентированное обучение. Выбираю технологии, позволяющие развивать творческий потенциал учащегося. При этом учитываю следующие принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип развивающего обучения, принцип успеха в обучении, обратная связь, принцип регулярного повторения, принцип психического напряжения, ориентация на зону ближайшего развития, а также объединение меня, как учителя и ученика единой целью - сотрудничество, сотоварищество, сооткрытие, сотворчество. Особенно, приветствуется творчество, неординарность, фантазия мысли. На уроках и во внеурочное время организую как самостоятельную работу учащихся, а также индивидуальную (фронтальную, групповую). Исследовательская технология применяю как на уроках – мастерских, когда учащиеся работают с задачами, работают в малых группах, проводя исследования способов решения, так и во внеклассной работе. Согласно «Программе работы с одаренными детьми» ежегодно разрабатываю индивидуальные образовательные маршруты, многие из них включают научно – исследовательскую работу с учащимися. На начальной стадии реализации целей и задач, намеченных в индивидуальном маршруте, вместе с учеником выбираю тему (ее обычно предлагают сами учащиеся, корректирует научный руководитель), составляем план научно – исследовательской работы, где намечаем программу работы по заданной теме: уточнение параметров темы, изучение литературы по теме, составление плана работы, создание черновых материалов, подготовка тезисов, окончательный вариант работы, презентация работы. В плане указывается, где будет представлен результат выполненной работы: гимназическая конференция «Шаг в будущее», районная конференция, республиканская конференция, российский открытый конкурс «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку». Отмечается, кем, где, когда проводится экспертиза. Метод проектов широко применяется при изучении некоторых тем, к примеру при изучении темы «Площади многоугольников» в геометрии 8 класса. Метод проектов с элементами исследования и опережающего изучения отдельных тем широко использую в 10-11 классе. Тема «Площадь криволинейной трапеции», «Обьем фигур вращения». При данных подходах к занятию используется и такая технология, как синтез мыслей, где идет сотрудничество в подгруппах, развитие креативности учащихся. Роль самостоятельной работы в развитии познавательной и творческой активности ученика Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закреплялись в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Одной из форм обучения математике, способствующих развитию и воспитанию графических и вычислительных навыков и умений, является лабораторно-графическая работа. Характерными особенностями лабораторно-графических работ являются: а) построение графиков и их применение; б) использование чертежных, измерительных и вычислительных инструментов; в) вычислительная обработка результатов измерений с помощью необходимых формул и сравнение результатов измерений и вычислений; г) применение таблиц, справочной литературы, включая учебники и специальные описания или инструкции. Лабораторно-графические работы имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они позволяют полнее и сознательнее уяснить математические зависимости между величинами, познакомиться с измерительными и вычислительными инструментами и их применением на практике, научиться измерять и вычислять с определенной степенью точности. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся вырабатывает умение правильно, аккуратно и четко выполнять чертежи, проводить вычисления. Лабораторно-практические работы дают возможность совершенствовать навыки приближенных вычислений, практику работы с математическими таблицами, а также устанавливать более тесные связи между различными школьными предметами. При проведении лабораторно-графических работ графический метод применяется не только в вычислительной работе, но и при исследовании функций, решении уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЯ (НЕРАВЕНСТВА СИСТЕМЫ) ГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ 1.Определить, можно ли преобразовать каким- нибудь способом уравнение (неравенство) к виду f(x)=g(x) (f(x) < g(x)). . 2.Если п.1 имеет место, выполнить преобразования, выбрав f(x) и g(x) наиболее простого вида. 3.Построить графики функций y=f(x) и y=g(x) в одной и той же системе координат. 4.Найти абсциссы точек пересечения графиков, каждая из них есть x0 -корень данного уравнения. 5.Найти промежутки оси абсцисс (связанные с x0), для которых график функции y=f(x) расположен выше графика функции y=g(x) , каждый из них есть решение данного неравенства. 6.Найти координаты точек x0-y0, каждая пара есть решение системы уравнений 7.Записать ответ. Графический метод не вызывает такого умственного утомления, как это происходит при аналитическом способе. Самостоятельная работа с использованием графика функции f /(x): На рисунке изображены графики производных функций y = f /(x), заданных на отрезке [a; b]. Исследуйте функцию y = f(x) на монотонность и укажите:
Лабораторно-графическая работа по теме: Построение графика функции. “Цепное ветвление упражнений”. В одной и той же системе координат выполнить построение графиков семейства усложняющихся функций:
ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА ФУНКЦИИ. В зависимости от того, что известно о функции, построить её график одним из следующих способов: А. По точкам (на основании определения графика):
Б. По характеристическим точкам (если они существуют и общий вид графика известен, например у прямой или параболы):
В. Путём сдвига и деформации графика известной функции y=f(x), связанной с данной некоторыми соотношениями, по правилам:
при 0 < k < 1 – сжатие к оси абсцисс).
Г. На основе общего исследования свойств функции и её графика с помощью производной (установление точек экстремума, промежутков монотонности, вогнутости и выпуклости кривой и точек её перегиба). Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п., наиболее важные из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся собственной инициативы, будят мысль, заставляют анализировать и осуществлять самостоятельно решения. Здесь и учителю предоставляется возможность собственного творчества по подготовке и выбору соответствующих работ. А резервы для этого есть, например, такие виды самостоятельных работ как сочинения, рефераты, сообщения учащихся, графические работы. Я предлагала своим ученикам 5-8 классов сочинять сказки. Лучшие работы помещали на стенде под рубрикой “Сказка - ложь, да в ней намек: юным математикам - урок!” Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, является самоконтроль. Установлено, что существует прямая зависимость между уровнем самостоятельности и степенью владения самоконтролем при выполнении работы. Формирование навыков самоконтроля - процесс непрерывный и осуществляется на всех стадиях процесса обучения. Приемам самоконтроля нужно обучать. Это залог успеха при выполнении домашних заданий, а домашняя самостоятельная работа формирует навыки самообразования. Необходимо повышать творческий характер домашней работы, индивидуализировать ее, но при этом не перегружать домашнее задание, поскольку в условиях перегрузки трудно ожидать творчества и активности учащихся. При выполнении домашних работ, когда отсутствует контроль учителя, самоконтроль приобретает особую роль. Подсчитано, что за один только рабочий день учащиеся средних и старших классов должны запомнить более 100 новых слов, наименований, имён, дат, определений, чисел, формулировок, формул, теорем, следствий и многого прочего. Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности учащихся. Именно в развитии самостоятельности кроются большие возможности улучшения всего педагогического процесса, повышения его эффективности. Внимание к проблеме развития самостоятельности учащихся объясняется тем, что она играет весомую роль не только в деле всеобщего образования, но и в подготовке учащихся к дальнейшей трудовой деятельности. Она необходима для любого человека независимо от того, в какой области он будет работать после окончания школы. Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся (что совершенно необходимо учащимся для изучения таких предметов, как математика, физика, химия). На уроках математики доля самостоятельной работы учащихся может составлять от 12 до 88% времени урока. Мои выпускники поступают в высшие учебные заведения, где успешно сдают математику на вступительных экзаменах. Считаю, что умение работать самостоятельно с дополнительной литературой по математике, решать нестандартные задачи, искать новые способы решения уравнений и неравенств, сотрудничество с учителем по подготовке рефератов и сообщений по теме, сыграло немаловажную роль в том, что учащиеся старших классов принимают участие в районных олимпиадах. При подготовке к урокам я учитываю основные программные требования, образовательные стандарты, индивидуальные особенности детей всех уровней развития: низкого, среднего, высокого. Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
Результативность использования современных образовательных технологий 2. Повышение качества и результативности урока. 3. Повышение мотивации к изучению предмета «математика» 4. Развитие субъектности ученика (самостоятельность, инициатива, ответственность). 5. Профессиональное самоопределение – понимаю, что делаю. 6. Развитие личности , востребованной в современных жизненных условиях. 7. Учащиеся владеют математической грамотностью. 8. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на уроках и в рамках дополнительного образования в различных сферах жизни. 9. Расширение кругозора и мировоззрения учащихся. Стаж работы 24 года .Мои выпускники имеют прочный запас знаний, положительные личностные качества, обладают необходимыми компетентностями, позволяющими продолжать образование в самых престижных ВУЗах России. Некоторые работают учителями, воспитателями. Есть выпускники с экономическим образованием, юноши заканчивают технические вузы. Этот список очень большой, но всех их объединяет одно – любовь к математике… |
![]() | Использование современных образовательных технологий, в том числе икт, в процессе обучения предмету и воспитательной работе Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России | ![]() | Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе Диапазон использования икт в воспитательном процессе очень широк. Рассмотрим области применения икт на практике |
![]() | Аналитический отчёт Критерий Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе Я стараюсь познакомиться и разобраться со всем спектром педагогических технологий, так как считаю, что в арсенале учителя должен... | ![]() | Использование информационных технологий на уроках географии В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (икт) в процессе обучения |
![]() | Результаты тестирования учащихся по французскому языку в ходе аттестации 9 Ii. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных 15 | ![]() | Рабочая программа по дисциплине (Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе) Мировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных технологий... |
![]() | Гоу нпо «Профессиональное училище №18, пос. Ракитное Белгородской области» Использование современных образовательных технологий в процессе обучения информатики | ![]() | Реферат Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы |
![]() | Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования... | ![]() | Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования... |