Ароматические соединения в природе и жизни человека




НазваниеАроматические соединения в природе и жизни человека
страница1/5
Дата28.09.2012
Размер0.89 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
Органическая химия, экология, 10 класс.

Тема урока: Ароматические соединения в природе и жизни человека


Тип урока: Итоговый (результирующий) урок по защите проектов, связанных со значением ароматических углеводородов и их производных в жизни общества. Возможно его проведение как урока-повторения в конце курса (обобщающий урок).


I. Цель урока

  • Познакомить с многообразием ароматических соединений, их значением в жизни человека и природе, экологическим аспектам применения достижений химии в деятельности человека, необходимости учета сложных взаимосвязей в экосистемах.

  • Продолжить формирование экологической грамотности и компетентности, показать взаимосвязь экологии и этики.

  • Продолжить отработку навыков эффективной работы с компьютерным курсом «Химия, Биология, Экология» и другими компьютерными программами, закрепить навыки использования в решении поставленных образовательных задач.


II. Основная воспитательная идея

  • Получение, представление, закрепление и применение знаний, самостоятельно добытых в ходе работы над образовательным проектом.



III. Комплексные задачи урока

А. Доминирующие образовательные задачи.

  • Актуализировать имеющиеся и получить новые знания о строении, номенклатуре, изомерии производных бензола, их физических, химических и биологических свойствах;

  • Актуализировать знания структуре природных экосистем, пищевых сетях и потоках вещества в них;

  • Сформировать представления об антропогенном воздействии на экосистемы, связанном с применением различных ароматических соединений.


Б. Доминирующие воспитательные задачи урока.

  • Применение проектного метода в образовании: отработка навыков самостоятельного поиска, отбора, систематизации, оформления и представления учебной информации, ее усвоения и применения.

  • Экологическое воспитание: демонстрация роли человека в природных процессах, его компетентности в решении сложных экологических задач, научной и этической готовности к экологически корректному природопользованию.


В. Доминирующие задачи развития.

  • Развивать навыки представления учебной информации, самостоятельно обработанной перед занятием, использовании разных видов наглядности в изложении материала.

  • Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем; навыков работы с текстом (устным, экранным) и изображениями.



IV. Учебное оборудование

Кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы; сетевое оборудование, позволяющее удаленное управление мониторами; желателен также мультимедийный проектор для фронтальной работы.




Гербициды (2,4,5–Т, 2,4-Д),

инсектициды (ДДТ)



Амфетамин

Лекарственный препарат,

наркотик


















Салициловая кислота

Противовоспалительный лекарственный препарат



Стирол



Полистирол

Полимерный материал



2-фенилэтанол

Ароматическое вещество с запахом розы



Тринитротолуол

Взрывчатое вещество

Красители, пластмассы, лекарственные вещества



2,3,6 - трихлорбензойная кислота - гербицид



Возможно проведение урока в предметном кабинете с компьютером и мультимедийным проектором.

V. Структура урока


Краткий план занятия:

Занятие является результирующим этапом работы над учебными проектами1. Темы (в строго сформулированном виде, в виде направлений поисков – верхняя часть схемы или вся схема – определяется в зависимости от уровня подготовленности учащихся, опыта работы с проектами и пр.) задаются учителем заранее, за неделю-две для индивидуального или группового освещения в виде кратких сообщений с выделением главных моментов и указанием основных источников (печатных, электронных, др.). Представление материалов может осуществляться как в текстовой форме (сообщение, рассказ), так и с использованием электронных наглядностей (презентаций, диаграмм, публикаций). Т.к. предполагается относительно непродолжительный период работы над проектами (около недели), требования к оформлению отчетов могут быть несколько снижены.

Если предполагается электронное представление материалов, желательно проверить возможности сетевой их демонстрации или использования проекционного оборудования. При этом желательно накануне проведения занятия ознакомиться с планируемыми формами электронной демонстрации, а при возможности – перенести их на компьютер, подключаемый к мультимедийному проектору или на машины учеников. Можно совместить организационную работу с непосредственной подготовкой помещения и оборудования (средств ТСО, необходимых для презентации проектов: проектор, компьютер, мультимедийный проектор, экран); благодаря этому участники получат возможность привыкнуть к помещению, войти в роль, освоиться с размещением технических средств и их использованием. Можно также разрешить группам участников провести репетиции непосредственно в аудитории, где будет проходить занятие.


  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 2-4 минуты;

  2. Актуализация учебного материала (фронтальное повторение теоретического материала при помощи раздела 23 Углеводороды, а также моделей 3.1. Изомеры, 3.2. Ароматические соединения компьютерного курса «Химия, Биология, Экология») – 5-7 минут;

  3. Изучение нового материала (заслушивание и обсуждение сообщений) – 25-30 минут;

  4. Решение проблемных задач по изученному материалу (письменная работа с текстовым файлом с задачами или бланком) - 8-10 минут;

  5. Итог урока, домашнее задание. 2-3 минуты.


Подробный конспект занятия.

  1. Организационный момент. При пояснении цели и структуры занятия, формы его проведения.

  2. Актуализация изученного материала. Фронтальное повторение теоретического материала при помощи параграфов 23.1. Природные источники углеводородов, 23.2. Алканы, 23.3. Алкены, 23.6. Циклоалканы, 23.7. Ароматические углеводороды, а также моделей 3.1. Изомеры, 3.2. Ароматические соединения компьютерного курса «Химия, Биология, Экология» (или «Открытая химия»). Стоит обратить внимание на трехмерные модели молекул, визуализация которых осуществляется специальной подпрограммой компьютерного курса (вызывается нажатием левой кнопкой мыши на химической формуле в тексте курса); их использование позволит не только актуализировать знания о структуре химических соединений, но и проиллюстрировать ряд важных понятий (например, функциональные группы в разных органических молекулах, разные виды изомерии – при предварительном поиске соответствующих моделей в параграфах курса).




  1. Изучение нового материала представляет собой заслушивание и обсуждение сообщений, подготовленных учащимися и оформленных в виде мини-проектов. На этом этапе урока важен как организационный момент (ориентация на внимательное усвоение приводимого другими материала с разными видами мотивации вплоть до проведения самостоятельной работы в конце урока), так и правильная последовательность выступающих, обуславливающая суммарную логику изложения блока материала. Потому желательно, чтобы авторы проектов заранее (хотя бы за день) познакомили учителя с предполагаемыми выступлениями; особенно это важно, если темы проектов не задаются строго, а лишь приводятся как направления поиска.


Можно предложить (особенно если не планировать строгой самостоятельной работы в конце урока, а перенести ее на следующий урок) ученикам оценивать чужие (и свои) выступления в заранее подготовленном (распечатанном, электронном – в текстовом файле) бланке. Он может выглядеть, как приведенный ниже; конкретные пункты варьируют в зависимости от поставленных учителем целей, а также могут формулироваться самими учениками на этом или предыдущих аналогичных занятиях, после чего выводиться и распечатываться в виде бланков:


Критерии сравнения

Выступающие

1

2

3

4

5



1. Актуальность и новизна приведенного материала



















2. Логичность и последовательность сообщения



















3. Доступность изложения, раскрытие сложных вопросов



















4. Качество используемых средств наглядности (таблиц, диаграмм, презентаций, моделей молекул и т.п.)



















5. Компетентность при ответе на вопросы



















Суммарный балл




















Тематика сообщений может включать ряд важнейших эколого-биологических аспектов действия (воздействия) ароматических соединений в природных популяциях, например, таких, как:

А) мутагенное и тератогенное (приводящее к тяжелым порокам развития) действие бензола и его производных (в т.ч. эффект малых доз). Примерном может служить уменьшение популяции альбатросов из-за вызванного накоплением ДДТ истончения скорлупы яиц (птицы при высиживании давили собственную кладку). К тяжелым последствиям приводит действие диоксина, образующегося при димеризации гербицида 2,4,5-Т и обусловившего пороки развития у детей ветеранов войны США во Вьетнаме, имевших контакт с «Эйджент Орнадж» (см. Приложение 1) и при авариях на химических заводах (например, в 70-х г.г. ХХ в в г. Севезо, Италия).

Б) гидрофобные свойства большинства соединений, обуславливающие легкость проникновения через покровы тела растений и животных и накопление веществ в жировой ткани, а также передачу веществ по цепям питания.

В) лекарственное действие ряда веществ – салицилатов и других нестероидных противовоспалительных препаратов, сульфаниламидных препаратов как конкурентных ингибиторов ферментов прокариот, использующих парааминобензойную кислоту для синтеза нуклеиновых кислот.

Г) наркотическое действие (амфетамин и др.).

Д) инсектициды, фунгициды (пентахлорфенол) и гербициды (2-метил-4,6-динитрофенол, см. также Приложение 1), последние – аналоги фитогормонов (группа ауксинов).

Е) пахучие вещества естественного и синтетического происхождения (естественные – в системах «растение – насекомое-опылитель»).

Ж) синтетические красители.

Е) взрывчатые вещества (ТНТ – тринитротолуол).


  1. Решение задач по изученному материалу. Индивидуальная работа (по вариантам, со строгим указанием заданий, возможно, с учетом тем сообщений – для проверки закрепления знаний по другим сообщениям, или самоиндивидуализирующаяся – с большим количеством вопросов, из которых каждый выбирает 2-4 вопроса для ответа, подробнее см. Приложение 3).


Экологические задания (пример):

I. 1) На каком трофическом уровне ДДТ скорее всего оказывает наибольшее влияние? 2) На каком уровне его легче всего обнаружить? 3) На каком уровне находятся насекомые - вредители урожаев (обычная «мишень» для ДДТ)?

II. В середине 60-х годов неожиданным для многих ученых явилось сообщение о том, что ДДТ обнаружен в печени пингвинов в Антарктиде - месте весьма удаленном от районов возможного применения ДДТ. Какими путями ДДТ мог попасть в печень пингвинов?

III. Большое Чистое озеро в Калифорнии служило местом отдыха, в частности рыбной ловли. В 1940-е годы нарушение естественной экосистемы из-за эвтрофизации (обогащение питательными веществами) привело к увеличению популяций мелких двукрылых насекомых. В 1949, 1954 и 1957 гг. эти популяции были обработаны распыленным ДДД (вещество, сходное с ДДТ). В результате первой и второй обработки было уничтожено около 99%, этих насекомых, но они быстро восстановили свою численность, а третья обработка ДДД почти не оказала действия. Анализ небольших рыб, выловленных в озере, показал, что содержание ДДД в мышцах рыб, употребляемых человеком в пищу, составляет 1-200 ч. на млн., а в жировой ткани 40-2500 ч. на млн. Популяция западных поганок, насчитывавшая около 1000 особей и кормившаяся на озере, вымерла, а содержание ДДД в их жировых тканях составляло 1600 ч. на млн.

1. Объясните, почему с помощью ДДД не удалось уничтожить мелких двукрылых насекомых и почему они так быстро восстановили свою численность после повторного применения ядохимиката.

2. Было замечено, что многие животные погибают от отравления ДДТ в те периоды, когда им не хватает пищи. Объясните это явление, основываясь на ранее приведенных данных.

IV. В Великобритании зимы 1946-1947 и 1962-1963 гг. были особенно суровыми. Смертность среди птиц была велика в обе зимы, но во вторую из них была особенно высокой. Чем это можно объяснить, учитывая приведенные ранее данные о применении ДДТ?

V. Какими свойствами в идеале должны обладать, по вашему мнению, вновь создаваемые пестициды?

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т. 2.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера – М.: Мир, 1990.- 325 с., ил. – С. 93.


  1. Итог урока, домашнее задание



  1   2   3   4   5

Похожие:

Ароматические соединения в природе и жизни человека iconЛекция 23,24,25 Химические загрязнения
Синтетические органические соединения и их влияние на здоровье человека и окружающую среду (галогенированные углеводороды гув, полициклические...
Ароматические соединения в природе и жизни человека icon«Многообразие земноводных»
Цель урока: повторение знаний об отличительных особенностях класса земноводных, ознакомление учащихся с многообразием земноводных,...
Ароматические соединения в природе и жизни человека iconПлан-конспект урока " Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека"
Тема и номер урока в теме «Происхождение и многообразие пресмыкающихся и их роль в природе и жизни человека»
Ароматические соединения в природе и жизни человека iconМногообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека. Цели урока
Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека
Ароматические соединения в природе и жизни человека iconУрок по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.»
Сформировать знания о вирусах как о неклеточной форме жизни, особенностях их строения и функционирования, роли вирусов в природе...
Ароматические соединения в природе и жизни человека iconРеферат на тему: «Роль вирусов в природе и жизни человека»
Вирусы – неклеточные формы жизни, которых относят к царству Вира, невидимые в световой микроскоп частицы, паразиты эукариотической...
Ароматические соединения в природе и жизни человека icon«Класс Паукообразные. Многообразие, особенности строения, значение в природе и жизни человека»

Ароматические соединения в природе и жизни человека iconПо урочное планирование в 6 классе. Урок Экстремальные ситуации в природе и их причины
Автономное существование человека в природе и причины попадания человека в такую ситуацию
Ароматические соединения в природе и жизни человека iconМногообразие пресмыкающихся, их роль в природе и жизни человека
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Узярская основная общеобразовательная школа»
Ароматические соединения в природе и жизни человека iconЗадача: Повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношении их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека
Повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношении их со средой обитания, роли этих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница