Программа вступительных испытаний по географии




НазваниеПрограмма вступительных испытаний по географии
страница1/4
Дата28.09.2012
Размер1.26 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ



Программа предназначена для поступающих:

1. на факультеты на направления /специальности подготовки высшего профессионального образования:

  • биолого-почвенный: Экология и природопользование;

  • географии, геоэкологии и туризма: География, Экология и природопользование, Туризм;

  • геологический: Геология.


2. на факультеты на направления /специальности подготовки на сокращенные программы на базе среднего профессионального образования:

  • географии, геоэкологии и туризма: Туризм;


Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования и примерных программ по общеобразовательным предметам, составляющим инвариантную часть (федеральный компонент) действующего Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, письма Министерства образования РФ от 18 февраля 2000 г. № 14-51-129ин/12 «О примерных программах вступительных испытаний в высшие учебные заведения Российской Федерации».

Структура основных разделов данной Программы соответствует кодификатору элементов содержания по географии, разработанному Министерством образования РФ.

Структура программы включает разделы:

I. География как наука.

II. Общий географический обзор (план и карта, глобус, форма и движение Земли, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка).

III. Материки, океаны, народы и страны (природные особенности материков и океанов, политическая карта мира, население Земли, география мирового хозяйства).

IV. География России (географическое положение, природа, население, хозяйство, география отраслей, районирование России, Россия в современном мире).

V. Природопользование и геоэкология (взаимодействие природы и общества, рациональное природопользование, современные экологические проблемы, стихийные природные явления и обеспечение безопасности).

VI. Географическая номенклатура (важнейшие географические объекты Земли).



Требования к уровню подготовки абитуриентов

В результате изучения географии в соответствии с программой, абитуриент должен иметь представление о географической картине мира, владеть географическими понятиями и терминами, иметь представление о закономерных явлениях и процессах в природе и обществе, характеризовать природные и экономические условия отдельных территорий России и других регионов мира, знать географическую номенклатуру, современные геоинформационные технологии, уметь работать с картой, статистическим материалом. Содержание программы учитывает идеи гуманизации и социологизации современного общества. Геоэкологический подход нацеливает на осознание проблемы устойчивого развития человечества.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. География как наука.

Что изучает география. Предмет, объект и методы исследования физической, эко­номической и социальной географии России. Место географии в системе научных знаний о природе и обществе. Связи географии с другими науками о Земле и об­ществе. Становление и развитие географии в России.

Значение географических знаний в жизни людей.


II. Общий географический обзор

План и карта. Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способы ориен­тирования на местности. Умение пользоваться компасом. План местности, топографические и географические карты. Мас­штаб, его виды. Условные знаки. Гра­дусная сеть на карте и ее элементы. Географическая широта и долгота. Картографические проекции. Изо­бражение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Сходство и различия географической карты и плана местности. Аэрофотокосмическая съемка земной поверхности. Значение карты в жизни и хозяйственной деятельности человека. Географические атласы.

Понятия, на которые в дальнейшем надо обратить особое внимание в теме – в дальнейшем «Ключи» - карта, план, азимут, масштаб, картографическая проекция, абсолютная и относительная высота, условные знаки, географические координаты.

Знания и умения:

  • понимать отличие карты от плана по масштабу, содержанию и способам картографического изображения;

  • определять направления, азимуты, расстояния и высоты отдельных точек на местности, плане и карте;

  • определять характер местности по горизонталям;

  • определять элементы градусной сети;

  • находить географические координаты точек.

Форма и движение Земли. Земля как планета Солнечной системы. Форма Земли. Шарообразная форма Земли и ее доказательство. Путешествие Ф.Магеллана. Размеры земного шара. Глобус - модель Земли. Суточное вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Годовое движение Земли и его географические следствия. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

«Ключи» - форма, размеры Земли, суточное и годовое движение, дни равноденствий и солнцестояний, пояса освещенности, часовые пояса.

Знания и умения:

  • знать основные следствия суточного и годового движения Земли;

  • знать особенности положения солнца над горизонтом на разных широтах;

  • объяснить причины смены дня и ночи, времен года;

  • определять разницу в поясном времени разных территории.

Литосфера. Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, земная кора. Земная кора материковая и океаническая. Понятие литосферы. Возраст Земли. Геологическое летоисчис­ление. Происхождение материков и океанических впадин. Литосферные плиты, их движение; роль в формировании современного рельефа Земли. Осадочные, магматические и метаморфические гор­ные породы. Полезные ископаемые, их происхождение и значение для человека. Тектоническая карта. Понятие о платформах и складчатых областях. При­уроченность крупнейших равнин Земли к платформам. Закономерности распо­ложения наиболее значительных гор суши, срединных океанических хребтов и сейсмических поясов Земли.

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Землетрясения и вулканизм, горячие источники и гейзеры. Районы распространения. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: вывет­ривание, деятельность текучих вод, ветра, льда и деятельность человека.

Формы земной поверхности: равнины, низменности, возвышенности, плато, плоскогорья, нагорья, горы. Абсолютная и относительная высота поверхности суши. Различия равнин и гор по абсолютной высоте. Современный рельеф ре­зультат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Главнейшие равнины, горы и нагорья частей света. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную дея­тельность человека. Стихийные явления, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу. Охрана литосферы.

«Ключи» - строение Земли, геологическое летоисчесление, литосфера, земная кора, платформа, горные породы, рельеф, землетрясение, вулканизм, выветривание, формы земной поверхности.

Знания и умения:

  • знать этапы (эры) формирования Земли;

  • знать основные типы земной коры и их отличия;

  • объяснить зависимость рельефа от строения земной коры;

  • объяснить причины возникновения землетрясений и вулканизма;

  • знать типы горных пород и их происхождение;

  • объяснить возникновение форм рельефа, образованных в результате деятельности поверхностных вод, ледников, ветра;

  • объяснить влияние рельефа на особенности жизни и хозяйственной деятельности человека.

Атмосфера. Понятие атмосферы. Состав и строение атмосферы. Изменение температуры воздуха в зависимости от географической широты и вы­соты места над уровнем океана. Суточный и годовой ход температуры воздуха. Давление атмосферы и его измерение. Ветры и их происхождение. Ветры посто­янные и временные. Циркуляция атмосферы. Воздушные массы. Понятие: атмосферный фронт, циклон, антициклон. Роза ветров. Влажность воздуха. Атмосферные - осадки, их образование и виды. Измерение количества осадков, единицы измерения. Географические закономерности распределения осадков на поверхности земного шара. Погода и ее метеорологические элементы. Климат и его отличие от погоды. Понятие о климатообразующих факторах. Зависимость климата от географической широты, циркуляции атмосферы, близости океана, морских течений, рельефа и высоты местности, подстилающей поверхности. Роль климата в жизнедеятельности человека. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Охрана воз­душного бассейна.

«Ключи» - атмосфера, ветер, осадки, давление, влажность, погода, климат.

Знания и умения (объяснить):

  • процесс нагревания атмосферы, особенности распределения тепла и света по поверхности Земли;

  • свойства основных типов воздушных масс;

  • причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, распределение поясов атмосферного давления;

  • причины возникновения ветра, направление ветров общей циркуляции атмосферы;

  • процесс образования атмосферных осадков, причины неравномерного распределения осадков на Земле;

  • зависимость климата от географической широты и различия между основными и переходными климатическими поясами.

Гидросфера. Понятие гидросферы. Составные части гидросферы. Мировой круговорот воды в природе.

Мировой океан - составная часть гидросферы. Части Мирового океана. Мо­ря, заливы, проливы. Суша в океане: острова, полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Глубина, температура и соленость океана. Динамика вод: течения (теплые и холодные), цунами, ветровые волны, приливы и отливы. Растительный и жи­вотный мир океанов и морей. Природные богатства океанов и внутренних морей. Экологические проблемы Мирового океана.

Ледники. Условия образования и районы распространения. Горное и по­кровное оледенение. Ледники - аккумуляторы пресной воды. Гидрологическая роль ледников.

Поверхностные воды суши. Река и ее части. Понятие о речной долине. Реч­ная система. Речной бассейн, водосбор, водораздел. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Питание рек. Водный режим рек. Хозяйственное использование рек.

Озера и болота. Происхождение озерных котловин и образование болот. Использование в хо­зяйстве озер и болот. Искусственные водные объекты: каналы, водохранилища, пруды.

Причины истощения поверхностных вод. Проблема пресной воды. Крупнейшие реки и озера мира.

Подземные воды. Их происхождение, различия по условиям и глубине зале­гания, химическому составу и температуре. Значение подземных вод в природе и хозяйственной деятельности человека.

Стихийные явления в гидросфере, их характеристика и правила обеспечения безопасности. Ох­рана вод от загрязнения.

«Ключи» - гидросфера, Мировой океан, круговорот воды в природе, рельеф дна океана, температура и соленость воды, океанические течения, поверхностные воды, река, озеро, ледник, болото.

Знания и умения:

  • Знать состав гидросферы, составные части Мирового океана, вод суши;

  • знать основные виды движения вод и элементы рельефа дна Мирового океана;

  • объяснить особенности распределения температуры и солености вод Мирового океана;

  • объяснить причины возникновения ветровых волн и цунами;

  • знать основные элементы реки и влияние рельефа на характер течения, типы питания рек;

  • знать особенности озерных котловин в зависимости от способа их образования;

  • объяснить процесс образования подземных вод и их основные свойства;

  • знать причины образования ледников, болот.

Биосфера. Понятие биосферы. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Разнообразие растительного и животного мира на суше и в Мировом океане. Биологический круговорот вещества. Взаимодействие организмов с лито­сферой, гидросферой и атмосферой. Биологические ресурсы Земли. Формы охраны растительного и животного мира.

Понятие о почве: строение (генетические горизонты, их цвет и мощность), свойства (содержание гумуса, механический состав, структура, плотность, влаж­ность, плодородие), влияние человека. Зависимость почв от состава подстилающих горных пород, рельефа, климата, растительности, условий увлажнения. Главные зональные типы почв, их основные свойства. В.В.Докучаев - основоположник учения о почвах. Почвенное плодородие, гумус. Использование и охрана почв.

«Ключи» - биосфера, биологический круговорот веществ, почва, гумус, зональные типы почв, плодородие.

Знания и умения:

  • знать признаки понятия «биосфера», ее составные части;

  • знать разнообразие растительного и животного мира на суше и в Мировом океане, понятие «биомасса»;

  • знать главные факторы почвообразования и основные зональные типы почв;

  • знать понятия: почвенной профиль, строение почвы, почвенное плодородие, гумус.

Географическая оболочка. Понятие географической оболочки, ее строение и свойства. Основные этапы развития географической оболочки. Природный ком­плекс. Взаимосвязь компо­нентов в природном комплексе. Материки и океаны - крупнейшие природные комплексы. Зональность природных комплексов. Высотная поясность в горах. Взаимодействие сфер географической оболочки. Необходимость международного сотрудничества в использовании при­роды и ее охране. Формы охраны растительного и животного мира. Крупнейшие биосферные заповедники и национальные парки мира.

Природные зоны Земли. Краткая характеристика природных зон.

«Ключи» - географическая оболочка, природный комплекс, ландшафт, зональность, природная зона, заповедники и национальные парки.

Знания и умения:

  • знать основные этапы развития географической оболочки, ее строение и свойства;

  • знать понятие «природный комплекс» и объяснить взаимозависимость и взаимосвязь между его составляющими;

  • знать закономерности географической оболочки;

  • объяснить зональную и азональную дифференциацию природных комплексов;

  • знать особенности смены природных комплексов на разных территориях;

  • уметь характеризовать природные зоны Земли.

III. Материки, океаны, народы и страны.

Природные особенности материков и океанов. Географическое положение материка (конти­нента), история открытия, природные условия (геологическое строение, рельеф, климат, поверхност­ные и подземные воды, почвы, растительность, животный мир) и ресурсы. Струк­тура природных зон.

Океаны и моря. Географическое положение. Рельеф дна. Климат. Течения. Свойства воды. Природные ресурсы. Хозяйственное использование.

«Ключи» - материк, географическое положение, природные особенности, океаны, моря.

Знания и умения:

  • знать крайние точки и определять географическое положение материка (океана);

  • объяснять пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений на материках;

  • определять влияние климатообразующих факторов;

  • знать наиболее крупные реки, озера, острова, архипелаги;

  • объяснить размещение на материке природных зон;

  • знать природные богатства материков и океанов;

  • знать крупнейшие народы и районы их проживания, страны и столицы крупнейших государств.

Политическая карта мира. Современная политическая карта как итог различных историко-географических этапов развития. Влияние мировых войн на политиче­скую карту мира. Изменения на политической карте мира в ХХ веке. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики как форма правления. Унитарные и федеральные государства как формы государ­ственного устройства.

Характеристика политической карты Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии с Океанией.

«Ключи» - политическая карта, типология стран, суверенное государство, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, уровень экономического развития.

Знания и умения:

  • знать основные этапы формирования политической карты мира;

  • знать причины, влияющие на изменения политической карты;

  • знать критерии типологии стран мира;

  • знать формы правления и государственного устройства, уметь привести примеры;

  • привести примеры стран разных типов и уровня социально-экономического развития;

  • дать краткую характеристику политической карты отдельных частей света;

  • привести примеры стран участниц важнейших международных экономических и политических организаций.

Население Земли. Динамика численности населения Земли. Современная численность населения мира, отдельных регионов и стран. Географические раз­личия рождаемости, смертности, естественного воспроизводства населения по странам и регионам мира, типы воспроизводства. Этнический состав населения. Наиболее крупные расы, народы, языковые семьи мира. Половозрастной, социальный состав населения. Религии мира. Неравномерность распределения насе­ления по материкам. Плотность населения. Причины, влияющие на размещение населения. География миграции населения, их причины, следствия, виды. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации, мегалополисы.

«Ключи» - динамика численности населения, типы воспроизводства, демографическая политика, этнический состав, расы, народы, языковые семьи, религии, миграции, размещение населения, урбанизация.

Знания и умения:

  • объяснить динамику численности населения;

  • знать сущность демографической политики отдельных государств, типы воспроизводства населения и их особенности по регионам мира;

  • объяснить рассовые различия;

  • дать характеристику крупнейших народов мира по языковым семьям и религиозному составу;

  • объяснить причины неравномерного размещения населения;

  • выявить причины миграции на разных исторических этапах и их направления;

  • обозначить особенности процесса урбанизации по отдельным странам и регионам;

  • привести примеры крупнейших городов, городских агломераций, мегалополисов.

География мирового хозяйства. Состав мирового хозяйства, этапы разви­тия. Международное разделение труда как высшая форма географического разде­ления труда. Специализация государств. НТП и мировое хозяйство.

География промышленности мира: значение, отраслевая структура, межот­раслевые связи. Топливно-энергетическая промышленность мира, изменение топ­ливно-энергетического баланса, география нефтяной, угольной, газовой промыш­ленности мира. Электроэнергетика - одна из важнейших отраслей ТЭК мира. Об­рабатывающая промышленность: черная и цветная металлургия, ма­шиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая промыш­ленность мира. Промышленность и окружающая среда. АПК мира. Соотношение отраслей по странам. Основные районы развития отраслей сельского хозяйства. Влияние сельскохозяйственного производства на окружающую среду. Транспорт мира, его роль в развитии мирового хозяйства. Основные виды транспорта, их география: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный (речной, мор­ской), трубопроводный. Воздействие транспорта на окружающую среду.

Между­народные экономические и культурные связи, их развитие. Экономическая инте­грация. Важнейшие интеграционные союзы. Формы международных связей. Связи экономические (торговля, кредитно-финансовые отношения, услуги); научно-технические; культурные; международный туризм. Международный туризм. Основные туристические районы мира. Экологические проблемы, охрана окружающей среды.

Многообразие стран мира. Многоликость стран современного мира, их типология, критерии типологии и группировок стран. Типы стран по уровню социально-экономического развития.

Экономико-географическая комплексная характеристика отдельных стран мира: экономически высокоразвитых постиндустриального типа, экономически слаборазвитого типа (развивающиеся), постсоциали­стического кризисного развития с ориентацией на мировую рыночную экономику.

«Ключи» - мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, НТР, география промышленности, сельского хозяйства и транспорта, экономическая интеграция, формы экономических связей, международный туризм.

Знания и умения:

  • раскрыть особенности современного мирового хозяйства;

  • объяснить влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства;

  • дать характеристику отдельным отраслям промышленности;

  • выявить различия в сельском хозяйстве экономически развитых и развивающихся стран;

  • дать характеристику мировой транспортной системы;

  • раскрыть особенности и формы всемирных экономических отношений на современном этапе, назвать важнейшие интеграционные союзы;

  • особенности международной торговли;

  • знать географию международного туризма.

IV. География России

Географическое положение России. Физико-географическое, геополити­ческое, экономико-географическое положение России. Размеры территории. Крайние точки на материке и на островах. Протяженность морских и сухопутных границ. Военно-стратегическое и экономическое значение размеров страны. Пограничные государства. Оценка сухопутных и морских границ с точки зрения их доступности. Транзитность положения территории России между стра­нами Европы, Центральной и Восточной Азии.

Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Поясное, ме­стное, декретное время.

История исследования и хозяйственного освоения территории России. Засе­ление славянами Восточно-Европейской равнины. Древние торговые пути. Древние русские города. Земледельческое освоение. Выход к берегам Северного Ледовитого океана, к устьям рек Северная Двина и Печора, к побережью Белого моря. Присоединение Поволжья, продвижение в степь. Возникновение городов-крепостей на Вол­ге и в бассейне Дона. Формирование казачества. Освоение Сибири. Землепроход­цы (И.Москвитин, В.Поярков, Е.Хабаров, С.Дежнев В.Атласов). Основание горо­дов и крепостей. Экономическое развитие в XVIII в. Основание Петербурга. Первые промышленные районы. Развитие экономики в XIX в. Значение реформы 1861 года. Железнодорожное строительство. Создание Великой Сибирской магистрали. Пе­реселение крестьян в Сибирь. Роль М.В.Ломоносова в освоении Сибири и Северного морского пу­ти.

Географические исследования России в ХУШ-Х1Х вв. Труды И.К.Кириллова и В.Н.Татищева. Первые карты и атласы. Исследования в Арктике и в морях Тихого океана. Роль российского гео­графического общества в организации исследований. В.В.Докучаев и его вклад в изучение природы России.

Географические иссле­дования России в XX веке и на современном этапе.

«Ключи» - размер территорий, крайние точки, оценка географического положения, часовые пояса, история заселения и освоения, географические исследования.

Знания и умения:

  • уметь определять экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, физико-географическое положение России;

  • объяснить изменение геополитического и экономико-географического положения в 1990-е годы;

  • уметь дать оценку географическому положению России;

  • знать различия во времени; поясное, местное, декретное время;

  • знать историю заселения и хозяйственного развития на разных исторических этапах.

Природа России. Геологическое строение и рельеф. Геологическое лето­исчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Развитие форм рельефа под влиянием внутрен­них и внешних процессов. Движение земной коры в складчатых и платформенных областях. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Крупнейшие равнины и горные системы в России. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Климат. Климатообразующие факторы на территории страны. Типы воз­душных масс. Циркуляция атмосферы (циклоны, антициклоны, атмосферные фронты) и связанные с ними типы погоды. Синоптическая карта, прогнозы по­годы, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги (средние тем­пературы января и июля, атмосферные осадки, испарение, испаряемость, коэф­фициент увлажнения). Климатические пояса и области. Типы климатов. Полюс холода северного полушария. Опасные явления, связанные с климатом: смерчи, ураганы, грозы, ливни, засухи, суховеи, гололед, туман. Влияние климата на зем­леделие, транспорт и здоровье человека.

Внутренние воды и водные ресурсы. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, расход, падение, уклон, годовой сток, ледовый режим рек. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории страны. Водообеспеченность и водные проблемы. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. Роль рек в освоении терри­тории и развитии экономики стран. Крупнейшие озера, их происхождение и хо­зяйственное использование. Болота. Водорегулирующая роль болот. Осушение болот и последствия. Ледники. Многолетняя мерзлота и её влияние на хозяйст­венную деятельность. Подземные воды России. Термальные и минеральные ис­точники. Опасные явления, связанные с водами (наводнения, паводки, сели, лави­ны, водная эрозия) и меры их предупреждения. Проблемы истощения водных ре­сурсов и пути сохранения вод. Главные водные объекты своей области.

Почвы и земельные ресурсы. Причины разнообразия почв России. Зако­номерности распространения основных их типов. Почвенная карта. Пути повы­шения и сохранения плодородия почв. Земельные ресурсы и меры по их сбереже­нию. Борьба с эрозией и загрязнением почв, мелиорации.

Растительность и животный мир. Изменение растительности России в на­правлении с севера на юг и с запада на восток, причины изменений. Основные ареалы распространения лесов. Разнообразие животного мира. Биологические ресурсы, их использование и охрана.

Природные зоны и природные районы России. Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесо­степи, степи, полупустыни, субтропики. Природная зона как зональный природный комплекс. Широтная зональность природных зон. Зави­симость природных комплексов от рельефа и высоты места. Высотная поясность в горах. Зональная специализация сельского хозяйства. Охрана и рациональное использование агроклиматических ресурсов.

Природные зоны своей республики (края, области), их экологические про­блемы.

Крупные природные районы России: Русская (Восточно-Европейская) рав­нина. Западная Сибирь. Средняя и Северо-Восточная Сибирь, горы Южной Сиби­ри, Дальний Восток. Урал, Кавказ. Характеристика природного района: физико-географическое положение; геологическое строение и его влияние на особенности рельефа и размещение полезных ископаемых; специфические черты климата, по­верхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира. Природ­ные ресурсы и условия их освоения. Экологические проблемы.

Моря. Окраинные моря Северного Ледовитого и Тихого океанов. Внут­ренние моря Атлантического океана. Каспийское море-озеро. Характеристика мо­рей. Береговая линия и ее изрезанность. Крупнейшие острова и полуострова. Рас­пределение глубин. Полезные ископаемые шельфа. Системы течений. Соленость вод. Температура вод. Ледовитость морей. Условия для судоходства. Приливы и возможность их использования. Цунами на Тихом океане. Штормы, туманы, пла­вучие льды и другие опасные явления. Биологические ресурсы морей. Охрана от загрязнения морей, омывающих берега России.

«Ключи» - геологическое строение, тектонические структуры, особенности рельефа, полезные ископаемые, климатообразующие факторы, питание рек, земельные ресурсы, природные зоны, природные районы.


Знания и умения:

  • объяснить влияние строения земной коры на размещение форм рельефа и полезных ископаемых;

  • объяснить изменение рельефа под действием внешних сил и уметь привести примеры различных форм рельефа;

  • знать районы распространения землетрясений и вулканизма;

  • знать главные особенности климата, распространение климатических поясов и областей по территории;

  • объяснить образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, особенности связанных с ними типов погоды;

  • объяснить закономерности распределения тепла и влаги по территории страны;

  • знать районы опасных явлений природы (сели, смерчи, тайфуны, ураганы и др.);

  • знать основные гидрологические характеристики рек;

  • объяснить неравномерность распределения водных ресурсов;

  • объяснить размещение главных зональных типов почв;

  • уметь дать характеристику природным зонам и природным районам России, своего края.

Природопользование и охрана природы на территории России. При­родные ресурсы России. Классификация природных ресурсов, многоцелевое ис­пользование. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал территории. Хозяйственная оценка. Рациональное ис­пользование природных ресурсов. Роль географической науки в организации ра­ционального природопользования. Географический прогноз. Комплексные про­блемы рационального природопользования отдельных районов Рос­сии, окраинных и внутренних морей, районов добычи полезных ископаемых и др. Региональные экологические проблемы. Рациональное природопользование, культурные и акультурные ландшафты. Законы об охране природы. Особо охраняемые терри­тории: заповедники, национальные парки, памятники природы.

«Ключи» - природные ресурсы, рациональное природопользование, географический прогноз, охрана природы.

Знания и умения:

  • знать классификацию природных ресурсов;

  • уметь характеризовать природно-ресурсные потенциал России и дать его оценку;

  • знать принципы рационального природопользования и роль географического прогноза;

  • объяснить комплексные проблемы природопользования отдельных районов;

  • знать региональные экологические проблемы;

  • привести примеры особо охраняемых территорий.

Население России. Численность населения России и причины ее опреде­ляющие. Естественное движение и его показатели (рождаемость, смертность, ес­тественный прирост или убыль). Современная демографическая ситуация России. Половозрастная структура. Понятие о трудоспособном населении, трудовых ресурсах, рынке труда и занятости населения. Проблема безработицы, ее причины и следствия, геогра­фия безработицы, ее зависимость от структуры хозяйства. Уровень образования населения. Механическое движение населения - миграции, их направление. Причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.

Распределение населения по территории страны. Региональные различия в плотности населения. Зоны расселения: основная и зона Севера. Формы расселения. Городское и сельское население. Ур­банизация. Типология городов по численности населения и выполняемым функциям. Городские агломерации. Проблемы крупных городов и пути их решения. Расселение в сель­ской местности; особенности расселения сельского населения в разных природных зонах.

Национальный состав населения России. Языковые семьи и группы. Расселение народов по территории страны. Ре­лигиозный состав населения.

Политико-административное деление Российской Федерации: края, облас­ти, города Москва и Санкт-Петербург, федеральные округа, национально-территориальные образо­вания (республики, автономные области, автономные округа). Межнациональные отношения.

«Ключи» - естественное движение населения, демографический кризис, миграции, половозрастная структура, трудовые ресурсы, плотность населения, формы расселения, урбанизация, национальный и религиозный состав населения, субъекты РФ.
  1   2   3   4

Похожие:

Программа вступительных испытаний по географии iconПравила проведения вступительных испытаний для сокращенных программ бакалавриата (из Порядка проведения вступительных испытаний в Омгту) Общие положения
И специальности Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных...
Программа вступительных испытаний по географии iconРасписание вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний и аттестационных испытаний (предмет, дата, время, экзаменационная группа и место проведения экзамена,
Перечнем вступительных испытаний в вуз, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №505 от 28 октября...
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний по «Географии»
Современные методы географических исследований. Источники географической информации
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний по направлению магистерской подготовки 150100 Металлургия
Программа вступительных испытаний утверждена на заседании кафедры металлургии железа и сплавов 2009 г., протокол №
Программа вступительных испытаний по географии iconПорядок проведения вступительных испытаний в омском государственном техническом университете
Омского государственного технического университета (Омгту), форма которых определяется вузом самостоятельно, дополнительных вступительных...
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний по «обществознанию» Псков
Вопросы по курсу “Обществознание” для сдачи вступительных испытаний
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний по направлению магистерской подготовки
В качестве вступительных испытаний предусмотрены экзамены по следующим
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Программа вступительных испытаний по географии iconПрограмма вступительных испытаний
Целью вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница